voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»


Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35 от

«25» марта 2014г.


Ректор В. М. Юрьев



ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

45.06.01 «ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

ПРОФИЛЬ

«ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (ЛИТЕРАТУРА СТРАН ГЕРМАНСКОЙ И РОМАНСКОЙ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ) »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской и зарубежной литературы, обсуждена и утверждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 8 от «13» марта 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.
Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Цель вступительного испытания состоит в выявлении и оценке знаний поступающего об основных этапах развития литературы народов стран зарубежья (литературы стран германской и романской языковых семей), глубины понимания им закономерностей функционирования литературы определенной страны либо стран, объединенных общностью языка (языковой семьи) и культурными традициями, в их целостности и внутренней диалектике, в совокупности творческих достижений отдельных выдающихся авторов.
Основные задачи испытания:

 определить область исследовательских интересов поступающего;

 оценить исследовательские и педагогические способности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

 проверить базовые историко-литературные и теоретические знания, оценить читательский кругозор поступающего.


2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», по профилю «Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)», поступающий должен:



  • знать основные художественные произведения из истории литературы народов стран зарубежья (литературы стран германской и романской языковых семей) и современных зарубежных литератур указанной области;

  • обладать культурой литературоведческого мышления;

  • знать теоретические основы и закономерности функционирования литературоведческой науки, принципы соотношения методологии и методов литературоведческого исследования;

  • иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мирового и отечественного литературоведения;

  • владеть методикой и технологией литературоведческого анализа применительно к художественным явлениям прошлого и настоящего


Умения и навыки:

  • владение навыками исследования истории и типологии литературных направлений, жанров, стилей, находящих выражение в творчестве отдельных авторов, в их национальной обусловленности;

  • умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • умение формировать план исследования, выбирать адекватные методы исследования, комбинировать существующие методы, усовершенствовать их и разрабатывать новые методы применительно к задачам конкретного исследования;

  • умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

  • умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;

  • умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями, с привлечением современных средств редактирования и воспроизведения.


3. Содержание программы (аннотации тем)

Зарубежная литература Средних веков и Возрождения

Основные памятники европейского героического эпоса. Их историческая основа. Своеобразие повествовательной манеры. Сравнительная характеристика героев эпоса. Значение эпических циклов в культурологических процессах последующих веков.

Куртуазная поэзия. Многообразие жанров. Авторское творчество и закрепление канонических норм. Своеобразие итальянской, испанской, французской, немецкой куртуазной поэзии (по выбору).

Становление рыцарского романа. Его художественная соотнесенность с эпосом, сказкой, куртуазной поэзией. Проблема взаимодействия культурных и христианских идеалов. Специфика отношений и своеобразие конфликтов в различных циклах.

Карнавальная культура. Связь карнавала с мифологическим сознанием. Проявление народных смеховых традиций в различных жанрах литературы Средних веков и Возрождения.

Гуманизм как основа европейского Возрождения. Его основные этапы. Хронологические границы. Роль отдельных европейских стран в культуре Возрождения. Основные темы, устойчивые образы, жанровое своеобразие литературы Возрождения.

Основная коллизия романа Сервантеса “Дон Кихот”. Проблематика. Ее связь с гуманистической концепцией мира и человека. Общечеловеческая проблема и ее воплощение в образе безумца-мудреца и его роль в формировании европейских традиций и в русской культуре.

Проблема времени и героя, власти и подчинения, свободы и несвободы выбора в творчестве Шекспира. Мир шекспировских персонажей и их соотнесенность с эпохой и эпохами. Специфика конфликтов в границах общечеловеческой проблематики. Пути познания мира и самоопределения личности в шекспировской драматургии.



Зарубежная литература XVIIXVIII веков

Барокко и классицизм: идеология и поэтика. Рококо в литературе.

Проблема “просветительского реализма”. Западноевропейский сентиментализм как стиль и как “идеология”.

Барочный и классицистический театры в их типологической сущности и национальных вариациях.

Плутовской “роман” и его национальные истоки. Утопия и антиутопия в литературе XVII - XVIII вв. Английский просветительский роман, “путевая” и литературная проза как важнейшие этапы формирования жанра романа и сопутствующего ему жанра эссе в литературе Западной Европы и в русской литературе XIX века.

Образно-тематический репертуар западноевропейской литературы XVII - XVIII вв.



Зарубежная литература XIX века

Проблемы периодизации литературного процесса в Западной Европе. Отличительные признаки литературы XIX в контексте мирового историко-культурного развития. Литературное содержание эпохи XIX века в его динамике. Борьба “литературности” и “правды жизни”.

Романтизм как начало эпохи ненормативной поэтики.

Универсальность фигуры Гофмана. Художественный мир Гофмана. Эстетические идеи Гофмана. Своеобразие романтической иронии Гофмана. Образ Крейслера, трагическая неосуществимость идеала и преданность ему героя и автора. Романтическая сатира Гофмана. Тема двойничества и магического зеркала: “Золотой Горшок”, “Мадемуазель де Скюдери”, “Угловое окно”, “Крошка Цахес”, Сочетание реалистической детали и фантастики. Гофман и Гоголь.

Основные этапы развития французского романтизма. Романтические концепции искусства (“Гений христианства” Шатобриана, “О литературе” де Сталь, “Предисловие к “Кромвелю” Гюго. Ф.Р. Шатобриан и жанр исповедального романа. Повести “Атала”, “Рене”.

Исторический роман французского романтизма. Романтическая концепция истории в романе “Сен -Мар” А. де Виньи. Образ Сен -Мара в оценке Пушкина и Белинского.

В. Гюго. Творческий путь. “Предисловие к “Кромвелю” - манифест французского романтизма. Исторический роман Гюго “Собор Парижской богоматери”. Роман В. Гюго “Отверженные”: проблематика, специфика сюжета и жанра. “Человек, который смеется” В. Гюго: поэтика сюжета и жанра романа.

Ш. Бодлер. “Цветы зла” как поэтическое осознание исчерпанности романтических открытий.

Национальное своеобразие американского романтизма, его идейно-эстетические особенности, художественное новаторство Дж. Ф. Купера. Вклад Купера в создание американского романа. Цикл романов о Кожаном Чулке.

Э.А. По. Художественное своеобразие прозы По.

Аналитический психологический метод Стендаля и специфика его реализации в романах “Красное и черное”, “Пармская обитель”.

Проблематика, принципы построения “Человеческой комедии” Бальзака. Система персонажей. “Человеческая комедия” Бальзака и “Божественная комедия” Данте. Способы изображения характера в “Человеческой комедии” Бальзака.

Теоретические сочинения Бальзака “Этюд о Бейле” и “Предисловие к “Человеческой комедии”.

П. Мериме и русская культура. Новеллистика П. Мериме. Проблемы национальной самобытности и самосознания, отношение к классицизму и романтизму. Мастерство мистификации и шекспировский полифонизм в раскрытии характеров.

Г. Флобер. Проблема безличного искусства. Художественный мир Г. Флобера. Новый тип героя и новое отношение к идеалу.

Ч. Диккенс. Периодизация творчества. Жанры. Проблема эстетического идеала. Диккенс и викторианство. Игровое начало. Развернутые метафоры и символы в художественном мире писателя. Типология характеров. Традиции и новаторство.

У. Теккерей. Общая характеристика творческого пути. “Книга снобов” и тема снобизма в творчестве Теккерея. “Ярмарка тщеславия” Теккерея. Образ “базара житейской суеты”. “Марионетки” и автор-“кукольник”. Авторская позиция и способы ее выражения.

Феноме «женского романа» в Англии. Романы Э. и Ш. Бронте. Проблема воображения. Воссоздание устойчивых сюжетных моделей. Романы Э. Гаскелл и Д. Элиот. Обновление проблематики и расширение тематического диапазона женского романа. “Свое” и “чужое” слово в романах Д. Элиот. Тургенев и Д. Элиот. “Новь” и “Мидлмарч”: новый тип женщины.



Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков

Философские основы литературы и культуры: Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Бергсон, К.Г.Юнг, О.Шпенглер и др.

Творческая проблематика рубежа веков и культура ХХ века. Декаданс как тип мироотношения и творческой мифологии. Своеобразие историзма декаданса, тема “заката Европы”.

Творчество братьев Гонкур. Место романа “Жермини Ласерте” в литературной ситуации 1860-х гг. Сочетание натуралистического метода и элементов традиции французской прозы XVIII века.

Теоретические сочинения Э. Золя и становление натуралистической школы во Франции. Концепция романного цикла “Ругон -Маккары” Золя и принципы работы писателя над ним. Золя как литературный и художественный критик.

Творчество Мопассана. Эстетические принципы (предисловие к роману “Пьер и Жан”). Роман “Жизнь”: интерпретация флоберовской темы, вопрос о цели существования. Натуралистический импрессионизм новеллистики Мопассана. Особенности диалога. Толстой и Бунин о Мопассане.

Символизм во французской литературе: парнасская и бодлеровская традиция. Образы “чистого искусства”, “проклятого поэта”, “любви-ненависти”; назначение поэтической маски. Поэзия Верлена, Рембо, Малларме.

Творчество Франса: развитие философской линии французской литературы. Интеллектуализм и эстетизм.

Творчество Роллана: героическая линия французской литературы. Роллан и романтизм. Роль личности в истории в циклах пьес (“Трагедии веры”, “Трагедии революции”). Опыт героических биографий. “Жан - Кристоф” Роллана: конфликт между гением и обществом, стихией и современностью.

Становление бельгийской франкоязычной литературы и творчество де Костера.

Метерлинк - реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. Драматургия Метерлинка.

Поэзия Верхарна: проблематика и основные образы.

Драматургия Ибсена. Эволюция творчества: переход от “пьес для чтения” к “театру идей”. Особенности проблематики, композиции, конфликта, характеров и символики в «драме идей».

Драматургия Гауптмана. Натуралистические , символистские и неоромантические черты.

Творчество Т. Манна. Представление о “бюргере” и “бюргерстве” (“Любек как форма духовной жизни”). Роман “Будденброкки»: особенность трактовки темы вырождения; проблема гения. Новеллистика Т. Манна: трактовка вагнеровского начала (“Тристан”); образ “заблудившегося бюргера”, амбивалентный характер современного искусства (“Тонио Крегер”); проблема преодоления эстетизма (“Смерть в Венеции”). Т. Манн в годы первой мировой войны (“Рассуждения аполитичного”).

Концепция трагического в романах Гарди. Лирика. Уэссекский цикл романов Гарди и “Тэсс из рода д’Эрбервиллей”. Темы рока и жертвы. «Джуд Незаметный»: проблематика, сюжет, конфликт, основные образы.

Английский символизм и его предтечи: Ньюмен, Рескин, Россетти, Суинберн, Пейтер. Символизм Уайльда: теория и практика. Уайльд и Рескин. Сказки, драматургия, роман О.Уайлда.

Предпосылки европейского неоромантизма. Национальные модификации неоромантизма. Специфика неоромантического идеала. Неоромантизм в Англии. Типология героя. Творчество Стивенсона, Киплинга Конрада. Особенности «литературы действия»

Традиция викторианского романа и творчество Д. Голсуорси. «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия»: проблематика, композиция, основные мотивы и сюжетные линии. Смысл понятия «форсайтизм».

Социальные романы Уэллса. Утопия и антиутопия в его романах.

Драматургия Б. Шоу. «Неприятные пьесы» и «Приятные пьесы»: проблематика, конфликт, особенности драматургии. Шоу и Ибсен. Шоу и Чехов. Шоу и пути развития интеллектуальной драмы XX века.

Литературная ситуация в США. Творчество М. Твена. Роман “Приключение Гекльберри Финна” и формирование литературного мифа национальной истории. Значение творчества Твена для литературы США ХХ века.

Натуралистические и неоромантические тенденции в творчестве Д. Лондона; романы; проблема «художник и общество» в романе «Мартин Идеен».

Драйзер и особенности его натурализма. Неоромантические элементы в “Трилогии желания”. Традиция драйзеровского социального романа в литературе США ХХ века.



Зарубежная литература ХХ века

Модернизм начала века как попытка преодоления декаданса на путях, им проложенных.

Концепция мира и человека. Мэтры модернизма: Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст.

Творчество Пруста. Соотношение метода (символизм) и поэтики (импрессионизм) . Смысл названия цикла романов «В поисках утраченного времени. Композиция, функция повествователя, типология конфликта.

Д.Джойс и его творчество. Романы «Портрет художника в юности», «Улисс», «Поминки по Финнегану»: - отражение динамики модернизма. Мифологизм. «Поток сознания». Специфика композиции романа «Улисс».

Ф.Кафка и «пражская группа» немецких писателей. Новеллы Кафки. Кафка и экспрессионизм. Трилогия «Америка», «Замок», «Процесс»: проблематика, поэтика, особенности изображения центрального героя.

Художник и Первая мировая война. А. Барбюс. “Огонь”: особенности художественного осмысления войны. Коллективный герой книги. Полифонизм, символика.

Литература «потерянного поколения». Э.М. Ремарк. Судьба “потерянного поколения” в романах “На западном фронте без перемен”, «Три товарища. Р.Олдингтон и его роман «Смерть героя».

У.Фолкнер. «Солдатская награда».

Э. Хемингуэй. Творческий путь: общая характеристика. Первая книга Хемингуэя “В наше время” - протест против войны. Проблема “потерянного поколения” в романах «Фиеста (И восходит солнце)» “Прощай, оружие”, «Три товарища». Индивидуалистический протест против войны. Основные образы. Особенности поэтики Хемингуэя (теория “айсберга”, подтекст). Влияние русской литературы (И.С. Тургенев, А.П. Чехов) на творчество Э. Хемингуэя.

Г. Манн. Творческий путь. Дилогия о Генрихе IV. Противоборство сил прогресса и реакция в истории Европы. Утверждение гуманистической концепции жизни. Образы дилогии. Особенности поэтики. Своеобразие художественного метода писателя.

Т. Манн. Творческий путь. Роман “Волшебная гора”: постановка идеологических проблем эпохи в философско-обобщенной форме. Образы романа. Связь романа с традициями XIX века и его новаторство. Тетралогия “Иосиф и его братья”. Обращение к мифу: идея смерти-рождения, гибели-обновления как один из основных философских мотивов. Органическая связь легенды и реалистического исторического романа.

Экзистенциализм. Художественно-философское пространство экзистенциалистской литературы. Наследие Достоевского и экзистенциализм. Творческий путь Ж.-П. Сартра: социально-философские воззрения и культурная ситуация. Экзистенциализм и проблема личности. Понятия «экзистенции» и «свободы выбора». Основные философские и художественные произведения: «Тошнота», «Бытие и ничто», «Дороги свободы», «Объяснение «Постороннего»», «Семейный идиот» и др. Драматургия Сартра. Проблема героя. Творчество А. Камю. Абсурдность мира в изображении Камю. Христианский гуманизм Достоевского и атеистический гуманизм Камю. Романы “Посторонний”, “Чума”.

Школа “нового романа” во Франции: идеология и поэтика. Деятельность Н. Саррот, М.Бютора, А.Роб-Грийе.

Авангардистский театр во Франции: С.Беккет, А.Адамов, Э.Ионеско.

«Магический реализм»: смысл термина, культурологические истоки, проблематика, особенности поэтики. “Сто лет одиночества” Г. Гарсии Маркеса. Синтез поэтики мифа и интеллектуального романа XX века. Основные образы.

Литература стран романской и германской языковых семей на современном этапе. Особенности современного реализма, его взаимодействие с другими художественными явлениями. Реалистический роман сегодня. Персоналии.

Проблемы постмодернизма в литературе. Специфика постмодернистского романа. Персоналии.


4. Вопросы к вступительному испытанию

  1. Периодизация средневековой литературы. Содержание каждого из периодов.

  1. Своеобразие средневековой культуры и сознания, принципиально отличных от культуры и сознания Нового времени. Проблема адекватного восприятия эпохи Средневековья человеком XX века.

  1. Основные категории средневековой культуры и словесность.

  2. Кельтский эпос. "Старшая Эдда" и саги.

  3. Памятники героического эпоса.

  4. Куртуазная лирика Прованса.

  5. Рыцарский роман.

  6. Поэзия вагантов.

  7. Жизнь и творчество Ф.Вийона.

  8. Жизнь и творчество Д.Чосера.

  1. Жизнь и творчество Данте.

  2. "Божественная комедия" Данте: черты сознания переходной эпохи. Специфика жанра "Комедии". Средневековый аллегоризм и символизм. Композиция. Роль авторского "я", наиболее важные персонажи "Божественной комедии".

  3. Хронологические рамки и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе. Социокультурные причины Ренессанса. Гуманизм и Возрождение. Смысл терминов.

  4. "Декамерон" Боккаччо. Его основные жанровые источники. Жанровое своеобразие "Декамерона" как сборника новелл. Особенности композиции "Декамерона". "Декамерон" и гуманистическая концепция мира и человека.

  5. Деятельность Лоренцо Медичи и флорентийские гуманисты эпохи Кватроченто. "Природа" и "культура" в представлении флорентийских гуманистов эпохи Кватроченто.

  1. Рыцарская поэма и творчество Т. Тассо.

  2. "Государь" Маккиавелли и "маккиавеллизм".

  3. Жизнь и творчество Рабле.

  4. "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле и проблема смеха в романе. Образы Гаргантюа и Пантагрюэля, их значение. Гуманистическая утопия в романе Рабле. Образ Панурга и гуманистический идеал человека. Связь с плутовским героем. Панург и проблема свободного выбора. Социальная критика в романе Рабле. Поэтика романа Рабле.

  5. Деятельность Плеяды.

  6. Немецкие гуманисты и Реформация. Рейхлин и "Письма темных людей".

  7. Деятельность Мартина Лютера.

  1. Деятельность У. фон Гуттена.

  2. Возрождение в Нидерландах и Эразм Роттердамский.

  3. Истоки "Похвалы глупости" Эразма, специфика смеха в ней. Эразм и Мартин Лютер.

  4. Основные черты и жанровые разновидности испанского романа.

  5. Жизнь и творчество Сервантеса.

  1. Жанровое своеобразие "Дон Кихота", его коллизия и проблематика. Образ Дон Кихота. Образ Санчо Пансы и его взаимосвязь с образом Дон Кихота. Роль вставных эпизодов в романе "Дон Кихот". Рецепция романа в новоевропейской и русской культуре.

  1. Лопе де Вега и испанская драма.

  2. Деятельность оксфордского кружка гуманистов.

  1. Томас Мор и его "Утопия".

  2. Елизаветинская драма, общая характеристика.

  3. Жизнь и творчество К. Марло.

  4. Творчество Шекспира. Общая периодизация.

  5. Сонеты: образы Смуглой Леди, Друга, "лирического героя"; отношение к петраркизму.

  6. Жанр хроники в творчестве Шекспира.

  7. Комедии Шекспира.

  8. Специфика высокой трагедии и творчество Шекспира. Функции образа шута, роль удвоения сюжета, фантастики; особенности хронотопа в трагедиях Шекспира.

  9. "Ромео и Джульетта". Отличие от трагедий второго периода. Проблематика, поэтика, основные образы трагедии.

  10. "Гамлет".

  11. "Отелло".

  1. "Король Лир"

  2. "Макбет"

  3. XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы. Основные литературные направления этого периода. Судьба
    ренессансного реализма в новых исторических условиях. Проблема термина

  4. Барокко в литературе. Предпосылки возникновения. Эстетические принципы. Художественная практика в ее
    национальных формах.

  5. Классицизм в литературе. Предпосылки возникновения. Эстетические принципы. Система жанров. Литературные типы.
    Художественная практика: драматургия, поэзия, проза.

  6. "Золотой век" испанского искусства и особенности национальной драмы

  7. Лопе де Вега. Эстетика. Типы комедий.

  8. Драматурги школы Лопе де Вега.

  9. Творчество Кальдерона - вершина литературы барокко. Концепция человеческой жизни в пьесе "Жизнь есть сон"

51. Поэзия барокко и Луис Гонгора.

52. Консептизм: Кеведо, Грасиан.

53. Судьба плутовского романа в испанской литературе

54. Жизнь и творчество Корнеля



  1. Жизнь и творчество Расина

  2. Ж.Б. Мольер - великий реформатор комедии. Метод. Влияние на него народного французского театра и комедии дель
    арте. Комедии.

  3. Жанр басни в творчестве Лафонтена

  4. Жанры классицистической прозы в литературе Франции: Паскаль, Лафайет, Ларошфуко, Лабрюйер

  5. Черты барокко в поэзии Джона Донна

  6. Революция в Англии и творчество Мильтона

  7. Английская литература конца XVII века и переход к литературе эпохи Просвещения (Бэньян, Бетлер, Драйден, Конгрив и др.)

  1. XVIII век в литературном развитии

  2. Просвещение как единый диалогический тип культуры. Его литературные направления: просветительский классицизм,
    просветительский реализм. Сентиментализм. Споры термине "просветительский реализм"

  3. Дефо, его жизнь и творчество. Место романа "Робинзон Крузо" в мировой приключенческой литературе. Идейно-
    художественное своеобразие романа

  4. Свифт. "Сказка о бочке" "Путешествия Гулливера". Жанр. Проблематика. Поэтика

  5. Ричардсон и психологическое направление в литературе

  6. Филдинг - создатель и теоретик английского реалистического романа XVIII века. Полемика с Ричардсоном. Романы.

  7. Особенности сатирического метода Смоллета

  8. Английская драма XVIII века (Лилло, Гей, Филдинг)

  9. Сентиментализм. Проза и поэзия

  10. Стерн и психологический роман XIX века

  11. Роман Лесажа "Жиль Блас" и жанр плутовского романа во Франции

  12. "Персидские письма" Монтескье - становление жанра просветительского философского романа

  13. Проблема рококо во французской литературе. Рококо и психологический роман Прево "История шевалье де грие и Манон Леско

  14. Вольтер. Социально-политические, философские взгляды. Эстетика. Особенности просветительского классицизма в ворчестве. Театр Вольтера. Поэзия. Философские повести. Вольтер и Россия»

  15. Дидро и "Энциклопедия". Философские взгляды. Теория искусства. Проза и драматургия

  16. Руссо. Мировоззрение. Политическая программа и "Общественный договор". Романы. Руссо и сентиментализм. Место"Исповеди" Руссо в мировой литературе. Руссо и Россия

  17. Лессинг как основоположник Просвещения в Германии

  18. Гете периода "Бури и натиска". "Страдания юного Вертера" и немецкий сентиментализм. Программа веймарского
    классицизма

  19. "Фауст" Гете как синтез художественных исканий

  20. Гете и русская литература

  21. Шиллер. Ранние драмы. Теория эстетического воспитания. Трагедии. Шиллер и Россия

  1. Основные предпосылки возникновения романтизма в Западной Европе.

  2. Концепция мира и человека в литературе романтизма. Особенности романтической типизации.

  3. Иенская школа немецких романтиков. Романтический историзм. Понятие о романтизме.

  4. Концепция искусства в иенском романтизме.

  5. Эстетика немецкого романтизма.

  6. Понятие лиризма.

  7. Художественное творчество иенских романтиков. Новалис.
    Л. Тик.

  8. «Сказка о Гиацинте и Розенблюте» Новалиса и новелла Л.Тика «Рунненберг».

  9. Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

  10. Гейдельбергская школа немецких романтиков.

  11. Деятельность Арнима и Брентано. Сборник "Волшебный рог мальчика". Смысл названия, идейное содержание, художественные особенности. Историко-литературное значение сборника.

  12. Фольклорные образы в творчестве Ахима фон Арнима.

  13. Деятельность братьев Гримм. Сборник "Детские и семейные сказки".

  14. Тема искусства и образ художника в творчестве
    Э.Т.А. Гофмана.

  15. Идейно-художественный анализ произведений Гофмана ("Крошка Цахес", "Золотой горшок", роман «Житейские воззрения кота Мурра» и др.).

  16. Романтическая ирония в творчестве Гофмана.

99. Основные тенденции в развитии английского романтизма.
100.У. Блейк - родоначальник английского романтизма.

101.Поэзия лейкистов. «Лирические баллады».

102.Особенности личности и творческого пути Д.Г. Байрона.

103.Проблема свободы в творчестве Д.Г. Байрона. (Лирика. Восточные поэмы. "Паломничество Чайльд- Гарольда").

104.Поэма Байрона "Паломничество Чайльд- Гарольда". Смысл названия. Черты байронического героя в поэме.

105.Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

106.Поэма Байрона "Паломничество Чайльд- Гарольда". Картины национально-освободительной борьбы в поэме.

107."Паломничество Чайльд- Гарольда" как романтическая лиро-эпическая поэма.

108.В. Скотт - основоположник жанра романтического исторического романа.

109.Идейно-художественный анализ одного из романов В. Скотта ("Айвенго", "Роб Рой", "Пуритане", "Эдинбургская темница").

Особенности историзма В. Скотта. ИО.Основные мотивы поэзии П.В. Шелли.

110 .Родоначальники французского романтизма (Ж. де Сталь, Ф.Р. де Шатобриан). Общая характеристика творчества.

111.Особенности личности и творческого пути В. Гюго.

112."Собор Парижской богоматери" В. Гюго как романтический исторический роман.

113.Н.Роман В. Гюго "Отверженные". Проблематика и основные сюжетные линии.

114.Романтическое и реалистическое в романе В. Гюго "Отверженные". Иб.Идейно-художественный анализ одного из романов Ж. Санд.

115.Идейно-художественный анализ одного из романов Ф. Купера (из пенталогии о Кожаном Чулке).

116.А. Мицкевич. Гражина".

117.Основные мотивы лирики А. Мицкевича.

118.Э. По. Лирика и проза. Общая характеристика.

119.Литературное содержание эпохи в его динамике.

120.Аналитический психологический метод Стендаля. "Расин и Шекспир". "Вальтер Скотт и "Принцесса Клевская". Художественное творчество.

121."Человеческая комедия" Бальзака. Смысл названия, проблематика, композиция, основные образы. Эстетика Бальзака.

122.Проза Мериме и место новеллистики в ней. Новелла Мериме "Кармен". Проблематика, поэтика и жанровая специфика. Мериме и русская культура.

123.Художественный мир Диккенса и викторианство. Периодизация творчества. Содержание "рождественской философии" и способы ее художественной реализации. Жанр романа и его эволюция в творчестве Диккенса. Роман Диккенса и малые жанры: связь проблематики и поэтики.

124.Теккерей. Общая характеристика личности и творчества. Малые жанры. Романы. 127."Женский" роман в Англии.

125.Флобер. Эстетика. "Лексикон прописных истин". Романы. 126.Американский романтизм и Г. У. Лонгфелло.

127.О.Характеристика творчества одного из американских писателей XIX века до Марка Твена (по выбору абитуриента) 131.Американский романтизм и Э. По.

128.Рубеж веков как звено мировой художественной литературы и культуры. Декаданс как тип мироотношения и творческой мифологии. Своеобразие декадансного историзма.

129. Модернизм начала века и декаданс

130.Место натурализма, импрессионизма, символизма, экспрессионизма в искусстве рубежа веков

131.Натурализм: идеология, стиль, поэтика

132.Проблема импрессионизма в литературе

133.Символизм: мировидение, эстетика, поэтика

134.Поэзия символизма

135. Символистский роман

136.Символистская драма

137роблема реализма

138.Проблема неоромантизма

139.Русская литература XIX века на Западе как фактор общеевропейской культуры

140.Творчество Золя

141.Творчество Мопассана

142.Творчество Франса

143.Творчество Роллана

144.Становление бельгийской франкоязычной литературы

145.Метерлинк- реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра

146.Поэзия Верхарна

147.Литературная ситуация в странах Скандинавии

148.Драматургия Ибсена

149. Возникновение Германской империи и немецкая литература

150.Творчество Ницше

151.Драматургия Гауптмана

152.Творчество Г. Манна

153.Творчество Т. Манна

154.3акат викторианства и особенности английского литературного сознания

155.Английский символизм и творчество Уайльда

156.Английский неоромантизм и творчество Стивенсона

157.Английский неоромантизм и творчество Киплинга

158.Традиция романа в творчестве Голсуорси

159.Драматургия Шоу

160.Литературная ситуация в США

161.Творчество Марка Твена

162.Творчество Драйзера

163.Особенности развития зарубежной литературы первой половины XX века. Роль Первой мировой войны. Авангардистские течения в зарубежных литературах; немецкий экспрессионизм и французский сюрреализм. Модернизм. Дальнейшее развитие критического реализма.

I64.A. Барбюс. «Огонь»: особенности художественного осмысления войны. Коллективный герой книги. Полифонизм, символика.

165.Г. Манн, его творческий путь. Дилогия о Генрихе IV. Противоборство сил прогресса и реакция в истории Европы. Утверждение гуманистической концепции жизни. Образы дилогии. Особенности поэтики. Своеобразие художественного

метода писателя.

166.Т. Манн. Творческий путь. Роман «Волшебная гора»: постановка идеологических проблем эпохи в философско-

обобщенной форме с элементами иносказания. Образы романа. Связь романа с традициями XIX века и его новаторство.

167.Э.М. Ремарк. Судьба «потерянного поколения» в его изображении. Образы романа«На западном фронте без

перемен».

168.Д. Джойс - один их основоположников модернистского романа. «Улисс». Особенности сюжета романа: использование поэтики мифа. «Улисс» в России.

169.Э. Хемингуэй. Проблема «потерянного поколения» в романе «Прощай, оружие». Образ лейтенанта Генри. Индивидуалистический протест против войны. Художественные особенности романа. Влияние русской литературы (И.С.Тургенев, А.П. Чехов) на творчество Э. Хемингуэя.

170.Ф. Кафка и проблемы модернизма. Характер изображения автором отчуждения человека в мире. Жанр параболы, притчи («Превращение»).

171.Основные литературные направления современной зарубежной литературы. Особенности реализма, его взаимодействия с другими направлениями.

172.Экзистенциализм. Художественно-философское пространство экзистенциалистской литературы. Наследие Достоевского и экзистенциализм. Творчество А. Камю. Экзистенциализм и проблема выбора. Абсурдность мира в изображении Камю («Посторонний»).

173.Романы Г. Белля «Бильярд в половине десятого», «Глазами клоуна»: проблематика, поэтика жанра и сюжета, главные герои. Антивоенная тема в романах.

174. Модернизм и постмодернизм. Романы С. Беллоу «Между небом и землей», Д. Коупленда «Поколение Икс»: особенности композиции, главные герои и персонажи, жанровые особенности и проблематика.

175.Романы У. Эко «Имя розы». Д. Фаулза «Волхв»: особенности метода и жанра, философская проблематика.

176. Т. Вулф. «Костры амбиций». «Новый журнализм» в романе. Особенности метода и жанра, проблематика.

177.Антиутопия как жанр философской прозы. Проблема героя в классических антиутопиях («Мы» Е. Замятина, «Прекрасный, новый мир» О. Хаксли, «1984» Д. Оруэлла).

178.Развитие жанра антиутопии в романе Р. Мерля «Мадрапур». Персонажи романа.

179.Поэтика жанра и сюжета романа П. Зюскинда «Парфюмер». Своеобразие в использовании автором романтических

традиций и традиций антиутопии.

180.Романы С. Беллоу «Герцог», Г. Миллера «Тропик рака», Д.Г. Лоренса «Любовник леди Чаттерли»: специфика осмысления основ фрейдизма.

181.Лирико-философская проза Г. Гессе. Мотивы Востока в его творчестве. Традиции немецкого воспитательного романа у Гессе («Игра в бисер»). Утопия в романе.

182.Повесть Т. О' Брайена «На лесном озере» как развитие традиций антивоенного жанра.

183.Фр. Дюрренматт. Новелла «Поручение или О наблюдении наблюдателей за наблюдателями»: жанровая сложность новеллы; высокий интеллектуальный уровень проблематики; образы Полифема и Ахилла.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
302.33kb.
Программа вступительных испытаний поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по специальной дисциплине
39.94kb.
Программа Вступительных испытаний по Теории политики По направлению подготовки 030200. 68 Политология
594.55kb.
Программа вступительных испытаний по литературе содержит краткие рекомендации, перечень основных вопросов вступительных испытаний и рекомендации по учебной литературе для подготовки к экзамену
355.92kb.
Программа вступительных экзаменов предназначена для выпускников магистратуры высших учебных заведений, планирующих продолжить обучение по программе подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки 06. 00
151.26kb.
Настоящая программа включает в себя перечень разделов программы государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» магистерской программы «Картография»
104.31kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 221400. 68 «Управление качеством»
184.06kb.
Программа вступительных испытаний
50.25kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине
127.63kb.
О персональном составе педагогических кадров (научно-педагогических) работников
151.55kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 010100. 68 Математика Программа обсуждена на заседании кафедры ит
150.53kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру Укрупненная группа направления подготовки: 03. 00. 00 Физика и астрономия Направление подготовки: 03. 06. 01 Физика и астрономия Профиль «Физика конденсированного состояния»
73.4kb.