voeto.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл


Согласовано Утверждено

10.01.2007г 25.01.2007г.

Начальник управления образования Директор школы____________

Петровского муниципального района /Е.В.Иноземцева/

________/С.А.Батяйкина/

Программа развития

Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Озерки Петровского района Саратовской области
на 2007-2010 годы.

Принята на педагогическом совете

протокол № 25 от 25. 01.2007.

Структура программы развития.






Содержание

Страницы

1

Паспорт программы.

3

2

Информационно- аналитическая справка об общеобразовательном учреждении.

4-42

3

Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития.

43-46

4

Концепция развития школы и модель выпускника.

47-50

5

Основные направления реализации программы развития школы

51-54

6

График реализации программы.

55-56











1.Паспорт программы.

Название программы

Программа развития образования Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Озерки.


Тема программы

Введение продуктивных технологий, позволяющих реализовывать идеи компетентностного подхода.

Статус программы

Школьная программа развития образования.

Заказчик программы

Родители, учащиеся, социум.

Исполнители

Педколлектив, Управляющий совет.

Управление программой

Педсовет, ежегодный отчет реализации программы выносится на первый педсовет.

Сроки реализации

2007-2010

Законодательная база

Закон «Об образовании» РФ

Закон «Об образовании» Саратовской области

Федеральная целевая программа развития образования

Конвенция о правах ребенка

Целевая программа развития Саратовской области


Финансирование программы

Бюджетные средства и внебюджетные средства.



2. Информационно-аналитическая справка о школе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Озёрки ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также на развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Каждый учитель способствует становлению учащегося как будущего члена развивающегося общества, так как основу качественной определенности современного человека составляют инициатива, деловитость, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному общественному органу – Управляющему Совету школы. Непосредственное управление реализует директор школы и его заместители по учебной, воспитательной и хозяйственной части.

Школа включает в себя три ступени.



Первая ступень обучения - начальная школа: продолжительность обучения 4года, возраст обучающихся в 1 классе - 6,5 лет на 1 сентября.

Вторая ступень обучения - основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель - обеспечение высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени осуществляется дифференцированное обучение школьников и планируется введение предпрофильной подготовки в2008-2009учебном году.

Третья ступень обучения - старшая школа: продолжительность обучения 2 года.
Она предполагает профильную дифференциацию, что соответствует принятому в международной практике принципу построения старшего звена школы как предуниверсария.

Состав обучающихся.

Начало 2005-2006 учебного года

Всего: 186 чел

Мальчиков – 98 чел

Девочек – 88 чел


Начало 2006-2007 учебного года

Всего: 164 чел

Мальчиков – 89 чел

Девочек - 75 чел


Начало 2007-2008 учебного года

Всего: 159

Мальчиков: 85 чел.

Девочек: 74 чел.


Контингент обучающихся ежегодно уменьшается в связи с демографической ситуацией в РФ.


Число смен

Распределение учащихся по сменам

2005 – 2006 учебный год


одна смена

1 – 11 классы. Всего: 14 классов, уч-ся 186

2006 – 2007 учебный год


одна смена

1 – 11 кл. Всего: 14 классов, уч-ся 164

2007 – 2008 учебный год


одна смена

1 – 11 классы. Всего: 13 классов, уч-ся 159

2008-2009 учебный год

одна смена

1-11 классы. Всего 12 классов, уч-ся 155

Проектная мощность школы позволяет учащимся заниматься в одну смену.



Количество классов по ступеням





1 ступень

2 ступень

3 ступень

итого




1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1-4

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

5-9

10 кл

11 кл

10-11




2005-

2006


уч. г.

1

1

1

2

5

2

2

-

2

1

7

1

1

2

14

2006-

2007


уч.г.

1

1

1

1

4

2

2

2

-

2

8

1

1

2

14

2007-2008 уч.г.

1

1

1

1

4

1

2

2

2

-

7

1

1

2

13

2008-2009

уч.г.


1

1

1

1

4

1

1

2

1

2

7

-

1

1

12

Начальные классы занимаются на первом этаже школы в отдельной рекреации.



Структура образовательного учреждения.

Сведения о контингенте обучающихся.

на I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ





2005\

2006


2006\

2007


2007\

2008


Общее количество

обучающихся



59

48

47

Общее количество классов

(средняя наполняемость), в том числе



5/12

4/12

4/12

Общеобразовательных (базового уровня)

5/12

4/12

4/12

Количество ГПД

(средняя наполняемость ГПД)






-

0,5/10


Сведения о контингенте обучающихся

на II СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ




2005\

2006


2006\

2007


2007\

2008


Общее количество

обучающихся



119

106

83

Общее количество классов

(средняя наполняемость), в том числе



8/15

8/15

7/12

Общеобразовательных (базового уровня)

8/15

8/15

7/12

Количество ГПД (средняя

наполняемость ГПД)






-

0,5/10


Сведения о контингенте обучающихся

на III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ




2005\

2006


2006\

2007


2007\

2008


Общее количество

обучающихся



23

15

25

Общее количество классов

(средняя наполняемость), в том числе



2/11

2/7

2/12

Общеобразовательных (базового уровня)

2/11

2/7

2/12

За последние 3 года общее количество учащихся в МОУ СОШ с. Озерки уменьшилось с 186 до 155. Это обусловлено падением рождаемости, отсутствием 10 класса.



Характеристика здания.


Тип строе-ния

Общая площадь

Форма владения

Арендо датель

Год построй-ки

Год последнего кап.ремонта

Проектная мощность

Фактическая мощность

Типовое

3200 кв.м.

Муниципальная

на правах оперативного управления


_

1980

_

320

176



Обеспеченность учебными площадями.


Всего

Учебные классы

Кабинеты

Лаборатории

Спорт зал

Спорт площадка

Бассейн

Столовая и

число посадочных мест



Актовый зал

Другое

23

13

13

2

1

1

-

1/80

-

Мастерская-1

Кабинет директора-1

Библиотека -1

Учительская -1

Методический кабинет -1



Режим работы школы.

Продолжительность учебного года 34 недели.






I ступень

II ступень

III ступень

Продолжительность учебной недели

5дней



5-6 дней

5 дней

Продолжительность уроков

(мин.)


30-45 мин

45 мин

45 мин

Продолжительность перерывов:

10-20 мин

10-20 мин

10-20 мин

Минимальная (мин.)

10 мин

10 мин

10 мин

Максимальная (мин.)

20 мин

20 мин

20 мин

Обеспечение доступности образования.

Сведения о перемещениях обучающихся за 3 года

Учебный

год


Количество учащихся,

переведенных в другие образовательные

учреждения


Количество учащихся,

переведенных

из классов

повышенного

уровня

в общеобразов.




Количество

учащихся,

переведенных

из

общеобразов.



классов в

классы


повыш.

уровня



Количество

учащихся,

оставленных

на повторный

курс

обучения


Количество учащихся, исключенных

из


общеобразов.

учреждения



2005\2006

5

-

-

-

-

2006\2007

6

-

-

-

-

2007\2008

7

-

-

-

-

Из таблицы видно, что за последние три года отсутствует отчисление учащихся.

Сведения о правонарушениях обучающихся за последние три года

Год

Фамилия и класс

правонарушителя



Вид правонарушения

Решение по поводу

правонарушения



2005/2006

-

-

-

2006/2007

-

-

-

2007/2008

-

-

-

Данные подтверждаются справкой инспекции по делам несовершеннолетних.


Сведения об уровне знаний учащихся выпускных классов

на 1 ступени обучения

Год

класс

Предметы федерального компонента

Ср.

балл


по кл.

Русский язык

Литература

Математика

Природоведение

ИЗО

Музыка

Физкультура

Технология




2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

2010/2011



4

4

4



3,6

3,8


3,7

4,3

4,5


4,2

3,9

3,8


3,9

4,6

4,3


3,7

4,7

4,8


4,5

-

-

-



4,7

4,8


4,2

4,7

5

4,6






4,3

4,4


4,1

Сведения об уровне знаний учащихся выпускных классов

на 2 ступени обучения


год

класс

Предметы федерального компонента

Средний балл по классам

Русский язык

Литература

алгебра

Геометрия

История

Обществознание

География

Экология

Биология

Физика

Химия

Английский язык

Физкультура

ОБЖ

Технология

Черчение







2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

2010/2011


9


3,6

3,4


-

4,0

3,7


-

3,6

3,3


-

3,6

3,4


-

3,8

3,6


-

4,0

3,8


-

4,1

3,6


-

4,1

3,7


-

4,0

3,8


-

2,8

3,5


-

3,8

3,4


-

3,8

3,7


-

4,3

4,3


-

4,4

4,0


-

4,2

4,2


-

4,2

3,8


-




3,8

3,7


-

Сведения об уровне знаний учащихся выпускных классов

на 3 ступени обучения


год

класс

Предметы федерального компонента

Средний балл по классам

Русский язык

Литература

Алгебра и начала анализа

Геометрия

История

Обществознание

Информатика

Экология

Биология

Физика

Химия

Английский язык

Физкультура

ОБЖ

Технология

МХК




2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2000/2010

2010/2011


11


4,0

3,6


3,7

4,5

4,0


4,0

3,7

3,6


3,7

4,0

3,6


3,6

4,2

4,0


4,1

4,6

4,3


4,2

4,4

4,3


4,3

4,9

4,1


4,2

4,6

4,6


4,3

4,6

4,3


4,1

4,1

3,8


4,0

4,3

4,5


4,3

4,6

4,8


4,8

4,7

4,3


4,3

4,9

5

4,8



4,7

4,8


4,8




4,4

4,2


4,2



Результаты аттестации выпускников за 3 года

9 класс


Года

Всего учащихся

Аттестовано

%



Не аттестовано

%


Награжде-ны медалями

%


Окончили на 4и5

%


Оставлено на 2-й год

%


Отчислено

%


Посту

пили


золотой

Серебряной

СУЗ

%

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010


19

30

-



19

30

-



100

100


-

-

-

-



-

-

-



-

-

-



-

-

-



-

-

-



6

8

-



31

26

-



-

-

-



-

-

-



-

-

-



-

-

-



2

2

-



10

6

-


11 класс


Года

Всего учащихся

Аттестовано

%



Не аттестовано

%


Награжде-ны медалями

%


Окончили на 4и5

%


Отчислено

%


Поступили




золотой

Серебряной

СУЗ

ВУЗ

%




2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010


13

6

9



13

6

9



100

100


100

-

-

-



-

-

-



-

-

-



1

-

2



7

-

22



8

2

3



69

-

55



-

-

-



-

-

-



3

-

4



9

3

3



69

50

33






Из таблицы видно, что 2007-2008 уч. г. с серебряной медалью школу окончили 2 учащихся – 33 % от всех выпускников.




Результаты итоговой государственной аттестации выпускников по различным формам.




2005/2006

2006/2007

2007/2008

Количество выпускников 9 классов на конец учебного года

18

30

-

Количество выпускников 11 классов на конец учебного года

13

6

9

Количество учащихся 9 классов, допущенных к итоговой аттестации

18

30

-

Количество учащихся 11 классов, допущенных к итоговой аттестации

13

6

9

Количество учащихся 9 классов, успешно прошедших итоговую аттестацию :

18

30

-

  • по традиционной форме экзамена

18

30

-

  • по независимой форме ……………….(предмет)

-

-

-

  • по независимой форме ……………….(предмет)

-

-

-

  • по независимой форме ……………….(предмет)

-

-

-

Количество учащихся 11 классов, успешно прошедших итоговую аттестацию :

13

6

9

  • по традиционной форме экзамена

13

6

9

  • в форме ЕГЭ /русский язык/

13

6

9

  • в форме ЕГЭ /биология/

-

-

2

  • в форме ЕГЭ /физика/

-

-

1

  • в форме централизованного тестирования, зачтенного педагогическим советом как итоговая аттестация (подтверждается выпиской из протокола педсовета)

-

-

-

Здесь и далее – результаты ЕГЭ по каждому предмету по ОУ в целом подтверждаются справкой

Обеспечение доступности образования.

Сведения о перемещениях обучающихся за 3 года

Учебный

год


Количество учащихся,

переведенных в другие образовательные

учреждения


Количество учащихся,

переведенных

из классов

повышенного

уровня

в общеобразов.




Количество

учащихся,

переведенных

из

общеобразов.



классов в

классы


повыш.

уровня



Количество

учащихся,

оставленных

на повторный

курс

обучения


Количество учащихся, исключенных

из


общеобразов.

учреждения



2005\2006

5

-

-

-

-

2006\2007

6

-

-

-

-

2007\2008

7

-

-

-

-

Из таблицы видно, что за последние три года отсутствует отчисление учащихся.



Сведения о правонарушениях обучающихся за последние три года



Год

Фамилия и класс

правонарушителя



Вид правонарушения

Решение по поводу

правонарушения



2005/2006

-

-

-

2006/2007

-

-

-

2007/2008

-

-

-

Данные подтверждаются справкой инспекции по делам несовершеннолетних.


Самоуправление в школе
МОУ СОШ с. Озерки - это коллектив в котором сотрудничают учащиеся, их родители, учи­теля и техперсонал. Координирует и направляет работу коллектива Управляющий совет, в который входят старшеклассники, учителя и родители.Создана и функционирует детская организация «Спарта». Органом самоуправления которой является Совет дела, который соби­рается для решения и обсуждения вопросов 1 раз в месяц.
Структура управления


Педагогический совет

Управляющий Совет


учащиеся и их родители (законные представители)

Кадровое обеспечение.




Всего педагогов

18 чел.

Имеют образование



Высшее педагогическое

15 чел.

Высшее непедагогическое

1 чел.

Среднее профессиональное (педагогическое)

2 чел.

Среднее профессиональное (непедагогическое)

-

Среднее общее

-

Имеют квалификационные категории

16 чел.

Высшую

6 чел.

Первую

8 чел.

Вторую

2 чел.

Имеют почетные знаки

0 чел.

Народный учитель РФ

0 чел.

Заслуженный учитель РФ

0 чел.

Другие награды

0 чел.

Имеют отраслевые награды

4 чел.

Отличник народного образования

2 чел.

Почетный работник общего образования РФ

2 чел.

Другие награды

6 чел.

4. Процент педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию (% от общего числа педагогов)

33%

5. Процент педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию (% от общего числа педагогов)

44%

6. Процент педагогических работников, имеющих вторую квалификационную категорию (% от общего числа педагогов)

5%


Вакансий за последние 3 года не было.
Список педагогического коллектива.

Арышева Л.В. – учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Болдырева Н.В. – учитель математики, первой квалификационной категории.

Вдовина Н.Ю. – учитель начальных классов, второй квалификационной категории

Грачев В.И. - учитель географии, экологии, высшей квалификационной категории.

Грачева Т.Н. - учитель химии и биологии, первой квалификационной категории.

Иноземцева Е.В. - учитель математики, первой квалификационной категории.

Иноземцева Т.В. - учитель музыки, истории, первой квалификационной категории.

Караева И.А. - учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Лушников В.В. - учитель физической культуры, высшей квалификационной категории.

Мокроусова Т.Н. – воспитатель ГПД

Орлова Г.П. - учитель истории, первой квалификационной категории.

Папшева Е.А. - учитель математики, первой квалификационной категории.

Иванов А.А. – преподаватель-организатор ОБЖ.

Пивкина И.А. – учитель английского языка

Папшева В.М. – воспитатель ГПД

Строганова А.А.- воспитатель ГПД.

Тишин В.Н. - учитель физики, информатики, высшей квалификационной категории.

Тарасова Г.Н. - учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории.

Тишина И.Н. - учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории.

Федорова С.В - учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Ющенко С.Г. - учитель технологии, второй квалификационной категории.


Таким образом в школе работают 18 педагогов и 3 воспитателя
Среди них 11 учителей бывшие выпускники нашей школы, т.е. более 52%.
Педагогические работники, имеющие отраслевые награды:
2 учителя имеют звание «Отличник народного просвещения РФ»:

Иноземцева Евгения Васильевна – учитель математики

Грачева Тамара Николаевна – учитель химии и биологии
2 учителя имеют звание «Почетный работник общего образования РФ» :

Лушников Владимир Викторович – учитель физического воспитания

Тишин Владимир Николаевич – учитель физики, информатика
Награждены грамотами и благодарственными письмами:

Лушников Владимир Викторович:


  • 2006 г. – Грамота за 1 место в открытом первенстве Петровского района по лыжным гонкам;

  • 2007 г. – Грамота за вклад в развитие подрастающего поколения и спорта в Петровском районе;

  • 2007 г.- Грамота за 1 место в открытом первенстве Петровского района по лыжным гонкам;

  • 2007г. - Диплом за 1 место в соревнованиях по лыжным гонкам «Лыжня России – 2007»;

  • 2008 г. – Грамота за 1 место в легкоатлетическом кроссе «Олимпийский день бега»;

  • 2008 г. – Грамота за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, подготовка подрастающего поколения и пропаганду здорового образа жизни в Петровском районе;

  • 2008 г. – Диплом участника федерального проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Лучший детский тренер страны» на территории Саратовской области;

  • 2008 г. – Благодарственное письмо от Главы администрации Петровского муниципального района за успешное выступление в соревнованиях по лыжным гонкам «Лыжня России – 2008»;

  • 2009 г. - Грамота за 1 место в открытом первенстве Петровского района по лыжным гонкам;

  • 2009 г. - Грамота за 1 место в соревнованиях по лыжным гонкам «Лыжня России – 2009»;

  • 2009 г. – Грамота за 1 место по волейболу среди учительских команд.

Грачев Владимир Иванович

  • 2006 г. – Почетная грамота губернатора Саратовской области за активное участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;

  • 2007 г. – Грамота за 2 место в открытом первенстве Базарно-Карабулакского района по лыжным гонкам;

  • 2008 г. - Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, подготовку подрастающего поколения и пропаганду здорового образа жизни в Саратовской области;

  • 2009 г. – Грамота за 2 место в соревнованиях по лыжным гонкам «Лыжня России – 2009».

Караева Ирина Александровна

  • 2003 г. – Почетная грамота управления образования Петровского муниципального района

  • 2005 г - Почетная грамота министерства Саратовской области;

  • 2006 г. – Почетная грамота за участие в районном конкурсе «Самый классный классный»;

  • 2006 г. – Грамота за участие в областном заочном смотре конкурсе учебно-опытных участков;

  • 2006 г. – Благодарность за большой вклад в развитие культуры Петровского района;

Арышева Лариса Викторовна

  • 2004 г. - Почетная грамота министерства образования Саратовской области;

Федорова Светлана Владимировна

2006 г. - Благодарность за большой вклад в развитие культуры Петровского района;



  • 2009 г. – Грамота за 1 место по волейболу среди учительских команд.

Тарасова Галина Николаевна

  • 2004 г. - Почетная грамота министерства образования Саратовской области;

Иноземцева Евгения Васильевна

2005г- Благодарственное письмо администрации Петровского объединенного муниципального образования Петровского района за лучшее оформление школьного музея, уникальность собранного материала для районной Книги Памяти.

2006г –Почетная грамота администрации объединенного муниципального образования Петровского района за организацию питания в школе.

2006г.- Благодарственное письмо администрации объединенного муниципального образования Петровского района за организацию летнего оздоровительного отдыха.

2008г- Почетная грамота Главы администрации Петровского муниципального района за большой вклад в развитие системы образования Петровского района.

2009г-Благодарственное письмо от Саратовского областного дома работников искусств.



2 учителя имеют звание «Старший учитель»

Грачева Тамара Николаевна –учитель биологии и химии

Болдырева Надежда Васильевна – учитель математики

Награды педагогического коллектива.

2001г- Почетная грамота администрации объединенного муниципального образования Петровского района лучшую организацию работы по выращиванию и заготовке сельскохозяйственной продукции.

2002г- Почетная грамота администрации объединенного муниципального образования Петровского района за лучшую подготовку учреждения образования к новому учебному году.

2003г-Почетная грамота районного фестиваля детского творчества «Звездный дождь-2003»за высокий уровень подготовки программы фестиваля детского творчества.

2003г- Почетная грамота за высокое исполнительское мастерство в районном смотре-конкурсе молодых талантов «Здесь Родины моей начало».

2003г- Почетная грамота администрации объединенного муниципального образования Петровского района за лучшую подготовку учреждения образования к новому учебному году.



  1. 2004г-Диплом 1 степени администрации объединенного муниципального образования Петровского района за лучшую подготовку школы к новому учебному году.

2005г- Почетная грамота администрации объединенного муниципального образования Петровского района за лучшую организацию летнего оздоровительного отдыха.

2006г-Почетная грамота главы Петровского муниципального района за лучшую организацию спортивно-оздоровительной работы.

2006г- Почетная грамота администрации Петровского муниципального района за лучшую подготовку учебных кабинетов.

2007г- Диплом 2 степени главы администрации Петровского муниципального района за лучшую подготовку учреждения образования к новому учебному году.

2008г- Благодарственное письмо главы администрации Петровского муниципального района за большой вклад в развитие системы образования Петровского района и за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.

2008г- Грамота управления образования администрации ОМО Петровского района за активную работу по патриотическому воспитанию учащихся и развитие их творческих способностей в районном конкурсе – выставке юных художников «Цветы и порох».

2008г-Грамота управления образования администрации ОМО Петровского района за 1 место в соревнованиях по волейболу среди учительских команд.

2009г- Грамота управления образования администрации ОМО Петровского района за 1 место в соревнованиях по волейболу среди учительских команд на Кубок ГК профсоюза работников образования и науки.


Награды ученического коллектива.

2006г- Грамота за активную работу в районной детской общественной организации «Единство».

2007г-Грамота за 1 место в районном слете юных туристов и краеведов.

2007г-Грамота общественной организации «Афганцы за Отечество» за 2 место по волейболу Памяти 52-х кратного рекордсмена мира по авиационному спорту генерал-лейтенанта авиации Л.В.Козлова.

2007г-Грамота «Дома детского творчества» за 1 место в районном слете юных туристов и краеведов.

2007г.- Диплом управления образования администрации Петровского муниципального района за 1 место в районной спартакиаде.

2007г-Грамота управления молодежной политики, спорта и туризма за 1 место в районном весеннем легкоатлетическом кроссе.

2007г- Похвальная грамота Петровского краеведческого музея за участие в конферении « Истории не меркнущие строки».

2007г- Грамота «Дома детского творчества» за 1 место в соревнованиях по технике пешеходного туризма.

2007г- Грамота ДЮСШ за 1 место по волейболу среди девушек.

2007г-Грамота Правительства Саратовской области за 1 место в зональных соревнованиях среди детских оздоровительных лагерей Саратовской области

2008г- Грамота управления образования администрации Петровского муниципального района за 2 место в соревнованиях молодежи допризывного возраста.

2008г- Грамота управления образования администрации Петровского муниципального района за 1 место в соревнованиях по волейболу.

2008г- Грамота за активную работу в районной детской общественной организации «Единство» и плодотворный вклад в дело развития детского общественного движения в Петровском районе.

2008г- Грамота ДЮСШ за 1 место по волейболу среди девушек.

2008г- Диплом 1 степени Грамота управления образования администрации Петровского муниципального района за оригинальность и исполнительское мастерство в районной выставке поделок из природного материала «Чудеса из березового лукошка».

2009г- Грамота «Дома детского творчества» за 1 место в матчевых встречах детских объединений РДОО «Единство» «Права ребенка в новом веке».

2009г- Грамота общественной организации ветеранов «Боевое братсво» за 1 место по волейболу Памяти 52-х кратного рекордсмена мира по авиационному спорту генерал-лейтенанта авиации Л.В.Козлова.



Количество проведенных семинаров, мастер -классов, конференций, подготовленных школой

п\п


Тема опыта

Форма обобщения/год

Автор опыта

2006 год

1.

«Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе»

семинар муниципального уровня /

заместитель директора по УР

2.

«От конфликта – к культуре педагогического общения»

семинар муниципального уровня

заместитель директора по ВР

2007 год

3.

«Научно-педагогические аспекты роли педагога в личностном развитии детей младшего школьного возраста»

семинар муниципального уровня /мастер-класс/

учителя начальных классов

4.

«Инициатива и творчество учителя – путь к обновлению образования современной школы»

мастер-классы

учитель начальных классов

5.

«Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников»

мастер-классы

учитель начальных классов

6.

«Роль учителя в развитии личности младшего школьника»

мастер-классы

учитель начальных классов

7.

«Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных классов»

мастер-классы

учитель начальных классов

8.

«Дифференцированный подход к выбору физических нагрузок на уроках физической культуры»

семинар муниципального уровня

учитель физкультуры


2008 год

9.

«Семейное воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в год семьи»

конференция муниципального уровня

заместитель директора по ВР

10.

«Использование школьной локальной сети»

конференция муниципального уровня

учитель информатики

11.

«Вокально-хоровая работа на уроках музыки и во внеурочное время»

конференция муниципального уровня

учитель музыки

12.

«Опыт работы учителя географии в рамках реализации концепции модернизации образования»

конференция муниципального уровня

учитель географии

13.

«Методы и приемы, используемые в обучении математики в реализации КПМО»

конференция муниципального уровня

учитель математики

14.


Физическая культура и спорт- основа здорового образа жизни.

конференция муниципального уровня

учитель географии

15.

Совершенствование охраны труда на уроках химии и биологии.

конференция муниципального уровня

учитель биологии

16

Инициатива и творчество учителя- путь к обновлению образования современной школы.

конференция муниципального уровня

учитель начальных классов

17.

Роль учителя в развитии младшего школьника.

конференция муниципального уровня

учитель начальных классов

18.

Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных классов.

конференция муниципального уровня

учитель начальных классов

19.

«Сфера дополнительного образования школьников как часть модели образования»

семинар муниципального уровня

директор школы

20.

«Современные образовательные технологии и их значения в учебно-воспитательном процессе»

педагогический совет

директор школы

21.

«Адаптивные технологии»

педагогический совет

учителя начальных классов, учитель физической культуры

22.

«Технологии основанные, на уровневой дифференциации обучения»

педагогический совет

учителя математики, русского языка, начальных классов

23.

«Тестовая технология (из опыта работы)»

педагогический совет

учителя музыки, биологии, русского языка

24.

«Технологии, основанные на учебной ситуации»

педагогический совет

учителя начальных классов, истории

25.

«Технологии, основанные на реализации проектной деятельности»

педагогический совет

учителя физики, технологии

26.

«Технология опорных сигналов»

педагогический совет

учителя начальных классов, географии

27.

«Внедрение регионального компонента культуры на уроках иностранного языка»

семинар муниципального уровня

учитель английского языка

Из таблицы видно, что учителями школы на конференциях муниципального уровня за 2008 г. было представлено 10 докладов.

Сведения о реализуемых образовательных программах (по приложению к лицензии)



Наименование образовательных программ

Уровень направленности

Сроки освоения/классы

Кол-во классов

Кол-во обучающихся

1

Общеобразовательные программы начального общего образования

Общеобразователь-ный

4 года

4

46

2

Общеобразовательные программы основного общего образования

Общеобразователь-ный

5 лет

7

100

3

Общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования

Общеобразователь-ный

2 года

2

20

Формы обучения по классам


Класс

Вид, профиль программы

Очная форма

Семейное образо-вание

Самообразование

Всего уч-ся

Групповая (классы)

Индивиду-альная (на дому)

Всего

Из них - экстернат

1

Типовая общеобразовательная программа для начальных классов

+

-

-

-

-

13

2

Типовая общеобразовательная программа для начальных классов

+

-

-

-

-

9

3

Типовая общеобразовательная программа для начальных классов

+

-

-

-

-

13

4

Типовая общеобразовательная программа для начальных классов

+

+

-

-

-

11/1

5

Типовая общеобразовательная программа для учащихся основной общей школы

+

+










12/1

6

Типовая общеобразовательная программа для учащихся основной общей школы

+













10



Типовая общеобразовательная программа для учащихся основной общей школы

+

_

_

_

_

14



Типовая общеобразовательная программа для учащихся основной общей школы

+













12

8

Типовая общеобразовательная программа для учащихся основной общей школы

+













19



Типовая общеобразовательная программа для учащихся основной общей школы

+













16



Типовая общеобразовательная программа для учащихся основной общей школы

+













16

11

Типовая общеобразовательная программа для учащихся средней /полной/ общей школы

+













13

Итого




12

Класс


сов

2 ученика

-

-

-

158/2

В перспективе на 2008-2009 учебный год планируется:

  • установить отношение на договорной основе с ДОУ «Аленушка» о предшкольной подготовке детей по УМК Н.Ф. Виноградовой (развивающее обучение);

  • введение обучения с 1 класса по УМК Н.Ф. Виноградовой (развивающее обучение);

  • введение предпрофильного обучения в 9-х классах и проведение следующих элективных курсов





Название курса

Предмет

Учитель

1.

Славянское язычество- мир богов, мир людей.

история


Иноземцева Т.В.

2.

Личность и демократия

обществознание


Иноземцева Т.В.

3.

Электрические помощники в быту

физика

Тишин В.Н.

4.

Компьютерная анимация

информатика

Тишин В.Н

5.

Красота методов решения математических задач

математика

БолдыреваН.В.

6.

Культура речи

русский язык

Тишина И.Н.

7.

Стеклянные листья

биология

Грачева Т.Н.

8.

Олимпийские игры из прошлого в будущее.

физ. культура

Лушников В.В.

9.

Земля наш дом.

английский яз.

Пивкина

10

Познай свой край

география

Грачев В.И.

  • на 2009-2010 учебный год введение профильного обучения в старших классах.


Характеристика воспитательного потенциала социального окружения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Озерки – сельская школа, расположенная в центре села Озерки, Петровского района, Саратовской области. На территории села Озерки имеется только один объект культуры – сельский дом культуры. Замкнутость социального пространства, удаленность от культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают определенные трудности в организации образовательной и воспитательной работы в школе. Эту проблему мы смогли решить – наша школа стала основным очагом культуры в селе. Это позволяет сосредоточить передовое влияние на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только воспитательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к активному участию в решении экологических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.

Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей. В нашем селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе. Нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда.

Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера, поэтому естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах При формировании воспитательной системы школа взаимодействует с образовательными учреждениями других типов и других образовательных учреждений:



  1. Сельский дом культуры

  2. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Петровска»

  3. Краеведческий музей г. Петровска

  4. Подростковый клуб «Ровесник» г. Петровска

  5. ДЮСШ г. Петровска

  6. Комиссия по делам несовершеннолетних

  7. Отдел по делам несовершеннолетних

  8. Орган опеки и попечительства

  9. Отдел социальной защиты населения

  10. Управление по делам молодежной политики и спорта

  11. Управление образования

  12. Озерская участковая больница

  13. Областное государственное учреждение «Петровский центр «Семья»

  14. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования ПУ-66.

  15. МДОУ «Аленушка»

Со всеми перечисленными учреждениями и организациями установлена прочная связь на договорной основе, ведется регулярная работа.

Взаимодействие является эффективным, результатом чего служат показатели: учащиеся школы регулярно становятся победителями районных соревнований, участвуют в районных конкурсах, нет учащихся стоящих на учете в КДН, состояние здоровья учащихся носит положительную динамику.



Оценка состояния здоровья детей (в сравнении за 3 года):

Год

Всего

заболев-


ших

Тип заболеваний

Имеющие хроническое заболевание

Имеющие инвалидность

2006

6

8

170



2

50

32



Сердечно-сосудистые

Нервные


Дыхательных путей

Желудочно-кишечные

Опорно-двигательные

Другие


2

5

5



2

2

10



-

-

-



-

-

4



2007

5

6

138



2

37

41



Сердечно-сосудистые

Нервные


Дыхательных путей

Желудочно-кишечные

Опорно-двигательные

Другие


2

4

5



2

1

9



-

-

-



-

-

4



2008

4

6

161



2

26

55



Сердечно-сосудистые

Нервные


Дыхательных путей

Желудочно-кишечные

Опорно-двигательные

Другие


2

5

5



2

1

8


5




Год

Заболевания в днях на одного ребенка

% часто болеющих детей

% детей имеющих морфофункциональное развитие

Распределение детей по физическому развитию



Распределение детей по группам здоровья



% детей нуждающихся в оздоровительных мероприятиях













среднее

ниже среднего

выше среднего

I

II

III/IV




2006

4,9

3,4

-

10%

18%

72%

16%

56%

24%/4%

24

2007

6,7

3,3

-

10%

20%

70%

13%

59%

24%/4%

23

2008

3

2

-

11%

18%

71%

14%

60%

24%/2%

20

Сотворчество детей, родителей, учителей, вышеперечисленных учреждений – благоприятная почва для развития личности ребенка, всех его гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств. Только в совместной деятельности ребенок раскрывает себя, проявляет свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку, волю. В такой деятельности зарождаются организаторские способности детей. Проблема сохранения здоровья школьников остаётся актуальной как для родителей, так и для учителей.

Для того чтобы принести как можно больше пользы Родине, ребёнок должен вырасти ловким, сильным и умелым. В полной мере этими навыками ему помогают овладеть школьные уроки физической культуры и внеклассные занятия спортом. Ведь под здоровым образом жизни чаще всего подразумеваются именно занятия физкультурой и спортом. Физическая культура – часть общей культуры человека, поэтому только гармонично развитый и здоровый человек способен хорошо трудиться на благо своей Родины.

Слагаемые физической культуры и спорта:

• Крепкое здоровье;

• Хорошее физическое развитие;

• Оптимальный уровень двигательных способностей;

• Знания и навыки в области гигиены тела;

• Мотивы и умения осуществлять оздоровительную и спортивную подготовку.

В нашей школе реализуется комплексная программа формирования физического, психического и социального здоровья школьников. Её основная задача – помочь каждому учащемуся выбрать индивидуальный стиль жизни и на его основе сформировать культуру здоровья. Под индивидуальным стилем жизнедеятельности понимается целесообразная система взаимосвязанных действии, при помощи которых достигается определённый результат. Закономерности его формирования одинаковы для игр, учёбы, труда и спорта.

Учителя школы хорошо усвоили для себя правило: их деятельность и деятельность учащихся должны идти в одном направлении, т.к. только совместная работа приводит к высоким показателям в учёбе и спорте и помогает достичь комплексного развития.

На уроках физической культуры Лушников В.В. и учителя начальных классов, опираются на базовый и региональный компоненты учебного плана и традиции развития национальной культуры и спорта в нашей школе.

Теоретический материал учителя преподносят блоками, акцентируя при этом внимание на индивидуальных особенностях и возможностях, методах и способах формирования творческого проявления способностей учащихся.

В целях контроля за результативностью уроков физической культуры во всех классах дважды в год проводится проверка физической подготовленности учащихся. Итоги проведенных испытаний анализируются, доводятся до сведения учащихся, родителей, педагогического коллектива. Так, в этом учебном году педагог дополнительного образования Грачёв В.И. выступал с докладом «Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни» на районном семинаре директоров и на общешкольном родительском собрании.

Цель выступления:



  • Показать достижения учащихся школы в спортивной жизни Петровского района и области.

  • Познакомить участников семинара и родителей учащихся с лучшими спортсменами школы.

Ежегодно в рамках внеклассной работы мы проводим следующие мероприятия:

  • Спартакиаду по 5 видам спорта;

  • Легкоатлетическую эстафету 8х200м;

  • Соревнования по волейболу;

  • Соревнования по мини-футболу;

  • Весёлые старты;

  • Дни Здоровья;

  • Спортивные викторины.

  • Кроме того, учащиеся нашей школы регулярно принимают участие и в областных соревнованиях по лыжным гонкам, волейболу и лёгкой атлетике, где достигают высоких результатов.

Роль учителя в самооздоровлении школьников поистине трудно переоценить. Он может и должен стать инициатором этого процесса. Ему надо со всей убедительностью показать, насколько оно на самом деле благотворно: не только для успехов в овладении знаниями, но и для того, чтобы стать победителем в борьбе с порой немалыми трудностями в большой жизни. Опираясь на своё видение проблемы и жизненный опыт, учитель выступает как наставник, предлагающий конкретные мероприятия по оздоровлению. Предлагает их не как обязательные, а как целесообразные. Учитель должен подавать воспитанникам личный пример ответственного отношения к своему здоровью.

Наша школа известна не только в Петровском районе, но и во всей области, как одна из самых спортивных школ. Учителя физкультуры Лушников В.В. и Грачёв В.И. собственным примером привлекают учащихся к занятиям спортом. На протяжении многих лет они выступают за честь Петровского района в лыжных гонках и лёгкоатлетическом кроссе на призы Губернатора Саратовской области. В составе команды района они два последних года становились чемпионами области, а в 2009 году заняли 2-е место. В личном зачёте они также многократно становились призёрами этих соревнований. На областной Спартакиаде профсоюза работников образования и науки в этом году Лушников В.В. занял 1-е место в лыжных гонках в своей возрастной группе, а Фёдорова С.В., учитель начальных классов и Грачёв В.И., учитель географии и экологии заняли 7 место в соревнованиях по дартсу. На областной Спартакиаде работников сельского хозяйства уже несколько лет подряд Грачёв В.И. и Лушников В.В. становились победителями в лыжных гонках. А в марте 2009 года на гонке Гуричей, которую традиционно проводит СГУ они и ученик 8-го класса нашей школы Лушников Виталий завоевали 2-е места, каждый в своей возрастной группе.

За успехи в физическом воспитании учащихся в 1986 году Грачёв В.И. награждён Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, в 2002 году – Почётной грамотой Министерства образования Саратовской области, в 2004 году – Почётной грамотой губернатора Саратовской области, а в 2008 году – Почётной грамотой Федерального Агентства по физической культуре и спорту.

Лушников В.В., учитель физической культуры, за успехи в физическом воспитании учащихся награждён в 2005 году знаком Почётный работник общего образования РФ, в 2008 году награждён Почётной грамотой за участие в акции политической партии «Единая Россия» в номинации «Лучший детский тренер страны» на территории Саратовской области.

Учащиеся школы, видя перед собой такой пример, стараются от них не отставать.

Наши спортсмены, (а их в школе большинство), вот уже много лет, выступая на районных и областных соревнованиях, занимают призовые места и показывают высокие результаты в таких видах спорта как лёгкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, различные многоборья. Даже выступая за честь района в областной Спартакиаде допризывной молодёжи, наши десятиклассники в 2006-2007 учебном году сумели опередить многие команды городских школ и заняли почётное 5-е место.

Только в этом учебном году команда девушек нашей школы по волейболу занимала первые места в открытом первенстве ДЮСШ (два раза), турнире, посвящённом памяти 52-кратного рекордсмена мира по авиационному спорту, генерал-лейтенанта Козлова Л.В. и соревнованиях на первенство Петровского района среди школьников. Состав команды стабилен на протяжении 3-х лет, в неё входят такие учащиеся: Белоусова Алёна, Ступникова Рита, Плотникова Анжела, Токарева Наташа – 9-б класс; Синенко Аня – 9-а класс и Вотинцева Алина – 8 класс. В этом году окончила школу лучшая волейболистка не только нашей школы, но и Петровского района Караева Олеся, которая неоднократно выступала в областных волейбольных соревнованиях в составе сборной команды района. А ей на смену пришли молодые волейболистки: Дубовицкая Яна, Байбакова Ксения, Рубцова Ирина – 6 класс, Фёдорова Маргарита – 5 класс, Сейфуллина Мария – 4 класс. Через пару-тройку лет из этих девочек тоже получится классная команда.

Учащиеся, занимающиеся в секции лыжных гонок, в течение последних 3-х лет также занимают призовые места не только в районе, но и в области. Это ученик 8-го класса Лушников Виталий, который в 2007 году по рейтингу лучших гонщиков области занял 2-е место в возрастной группе детей 1993-94 годов рождения, Орлов Андрей, ученик 7-го класса, Рогов Александр, учащийся 9-а класса. Зимой этого учебного года эти ребята, а также Мосолов Максим и Хворостухин Виктор, заняли 1-е место в лыжных эстафетах в составе сборных команд Петровского района на первенстве Саратовской области по лыжным гонкам среди учащихся ДЮСШ.

В этом году, по инициативе главы Петровского района В.И. Ряскова, прошли конькобежные «Весёлые старты» «Петровский лёд». Выступая на этих соревнованиях в составе Ново-Захаркинского муниципального образования, учащиеся нашей школы заняли 3-е место, а учителя Фёдорова С.В., Лушников В.В. и Грачёв В.И. – 2-е место, уступив только сборной команде работников отдела образования.

Наши лучшие спортсмены, которые в последние годы успешно защищали спортивную честь школы, свою дальнейшую жизнь связали с профессией учителя физической культуры. Это Лушников В.В., Ивановская Л.Х., Куликова Л.С., Грачёв И.В. В 2007 году спортфак пединститута окончил ещё один воспитанник нашей школы – Красников Павел.

Таким образом, за годы обучения детей в нашей школе последовательно решаются следующие задачи:


  • Укрепление здоровья, физического развития и повышения работоспособности учащихся;

  • Воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом.

  • Воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

  • Приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;

  • Развитие основных двигательных качеств.

  • Кроме того, овладение этими навыками позволяет учащимся готовиться к итоговой аттестации в выпускных классах и к участию в олимпиадах по физической культуре

В нашей школе небольшой (по сравнению с городом) коллек­тив учащихся. В таком коллективе интенсивнее идет процесс ста­новления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в об­щем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стиму­лирует активность учащихся и учителей. Для учащихся созданы бла­гоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, уча­щимися разного возраста. Знание личностных особенностей, быто­вых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений меж­ду педагогами и школьниками.

Организация образовательного процесса позволяет обеспечить свободу выбора в ситуации ответственности за свой выбор для каждого ученика школы. В ней возможны успешные сочетания личностно-ориентированного обучения на различных уровнях: учебных программ, форм организации учебной деятельности, технологий. При выборе технологий обучения приоритеты отданы как традиционным технологиям, так и инновационным педагогическим (образовательным) технологиям учитывая здоровье сберегающие технологии


классы

Педагогические технологии




В аудиторной занятости

В неаудиторной занятости

10-11

Технологии межпредметных связей, исследовательские, проблемного обучения, профориентации, самообразование, учебной дискуссии, информационные технологии

Игровые, КТД, социально-ориентированные, самообразование, диалоговые.

5-9

Технологии проектного обучения, проблемное обучение, уровневой дифференциации, индивидуализации обучения, развития познавательного интереса, коллективного способа обучения, групповые технологии, информационные технологии

Игровые, КТД, самообразование, диалоговые, технология самопознания и самосовершенствования

1-4

Технология игры, развивающее обучение, элементы дискуссии, решение учебных ситуаций, совершенствование общеучебных умений и навыков

Игровые, КТД

Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с. Озерки. Принятая педагогическим советом и утвержденная директором школы.

Использование воспитательных технологий обеспечивает Программа развития воспитания в системе образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с. Озерки и Программа гражданско-правового обучения и воспитания учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с. Озерки. Принятые педагогическим советом и утвержденные директором школы.

Педагогический коллектив нашей школы работает над созданием условий, при которых успешно могли бы функционировать две системы: традиционная и инновационная. Однако время требует перехода школы к модели многопрофильной, что является стержневой идеей, вокруг которой мы стремимся объединить работу всего педагогического коллектива.
Повышение квалификации в области ИКТ
16 педагогов прошли в 2008году обучение по « Программе Интел «Обучение для будущего»,

1учитель прошел обучение по «Программе « Новые Интернет Технологии для работников образовательных технологий»

1учитель имеет удостоверение оператора ЭВМ. В итоге все учителя владеют ИКТ.



    Обеспеченность учебного процесса компьютерной техникой




Кабинет

Площадь

Количество компьютеров

Количество компьютеров на одного обучающегося

Подключение к Интернет

информатики

36

5

1 на 9 учащихся

имеется

библиотека

34

1

1 на 160 учащихся

нет

директора

17

1

-

Нет

Биологии

54

1

1 на 114 учащихся

Нет

учительская

16

1

-

Нет

математики

53

1

1 на 114 учащихся

нет

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Озерки Петровского района Саратовской области на 2007-2010 годы
1183.19kb.
Положение о фонде и системе оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы с. Синенькие Петровского района Саратовской области
124.51kb.
Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения
711.92kb.
Должностная инструкция контрактного управляющего муниципального казенного общеобразовательного учреждения Старочигольской средней общеобразовательной школы Аннинского муниципального района Воронежской области
89.76kb.
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения
1243.72kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1
202.34kb.
Положение об оказании дополнительных, в том числе платных образовательных услуг муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №17 х. Ляпино муниципального образования Новокубанский район
59.6kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №5»
651.86kb.
Областная выставка проектов младших школьников проект «Широкая Масленица»
140.39kb.
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы№3
509.44kb.
Образовательная программа моу средней общеобразовательной школы с
389.88kb.
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения краснодесантской средней общеобразовательной школы
159.79kb.