voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл
МОУ «Шелангерская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано на Утверждаю:

метод объединении учителей Директор школы:

«Естествознание» Клешнин С.П.

« » 2013 г.

Рабочая учебная

программа

«География»

5-11 классы

Составлена

Васильевой Е.А.

Шелангер


2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ»

5–А КЛАСС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов И.В. Душина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерилова, В.А. Кошевой, Т.Ю. Притуло, О.А. Родыгина, Т.Л. Смоктунович*.



I. Пояснительная записка

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**.



А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»* каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

.

Структура курса географии в 5–ых классах.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому курс подразделяется на две части:


  1. 5–7-й классы, «География Земли»; 2) 8–9-й классы, «География России», – в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В первой части курса у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

В 5-м классе в курсе под названием «Мир Земли» школьники знакомятся с основами астрономии, которые значимы для географии, с планами и картами и с компонентами природы нашей планеты. Этот курс призван помочь школьникам понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной.

Основные задачи курса:

– расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

 создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использования их населением;

 усилить гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;

– способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;

 на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

 продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

 развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

В отличие от существующего курса «География материков и океанов», в курсе «Земля – планета людей» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).

II. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 ч. (5-й класс – 1 ч.; 6-й класс – 1 ч.; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).



Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5–6-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» 5-х классах являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.



2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.



3-я линия развития – использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.



4-я линия развития – использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.



5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Тематическое планирование по курсу «География», 5-а класс («Наша Земля»)

из расчёта 1 час в неделю, 34 часа



№ п/п

Тема урока

Виды деятельности учащихся

1.

Раздел I Источники географической информации.

Почему нужно изучать географию



Определять роль географии. Оценивать роль географических методов в развитии современной географии.

2.

Рождение географии

Составлять географическое описание территорий.

3.

Путешествие европейцев в Индию и Китай. Великие географические открытия.

Определять значение кругосветных путешествий.

4.

Географические открытия XVII – XIX веков

Определять роль российских путешественников в развитии географии.

5.

Форма и размеры Земли.

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами.

6.

Глобус, параллели и меридианы.

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети.

7.

Географические координаты

Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов.

8.

Географические планы и карты

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба.

9.

Ориентирование.

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута.

10.

Разнообразие карт. Аэро- и космические снимки.

Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу.

11.

Обобщение.

Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта.

12.

Раздел II. Природа Земли и человек. Земля – часть Вселенной.

Определять уникальные свойства Земли и важные географические следствия.

13.

Движение Земли и её ритмы.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

14.

Мир земной тверди.

Этажи подземного царства.



Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

15.

Горные породы и минералы.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

16.

Рельеф Земли. Горы и равнины.

Составлять характеристику разных форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин океанов – от строения земной коры.

17.

Человек и земная твердь.

Выявлять особенности воздействия человека на земную твердь. Характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на мир земной тверди.

18.

Мир земных вод.

Самое обычное и необычное вещество Земли.



Выделять и характеризовать исключительные свойства воды. Анализировать схему «Круговорот воды в природе».

19.

Твёрдые воды Земли.

Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты.

20.

Мировой океан.

Определять черты сходства и различия океанов Земли.

21.

Реки и подземные воды.

Определять по карте истоки, устья, притоки рек. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану.

22.

Озёра и болота.

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира.

23.

Человек и мир земных вод.

Выявлять особенности воздействия мира земных вод на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

24.

Мир земного воздуха.

Состав и свойства газов воздуха.



Выявлять роль содержащихся в воздухе газов для природных процессов.

25.

Солнечная энергия и температура воздуха.

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

26.

Атмосферное давление и ветер.

Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Определять причины образования ветров. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами.

27.

Влага в атмосфере.

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

28.

Туманы, облака и осадки.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику.

29.

Погода.

Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы.

30.

Человек и мир воздуха.

Выявлять особенности воздействия воздуха на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

31.

Мир земной жизни.

Живое вещество.



Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

32.

Жизнь в воде.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

33.

Жизнь на суше, в воздухе и под землёй.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

34.

Почва.

Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

35.

Обобщение.

Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта.

УМК:

Кошевой В.А., Смоктунович Т.Л., Родыгина О.А. География. Наша Земля. Учебник для 5-го класса. – М.: Баласс, 2011;

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Издательский дом РАО, Баласс, 2003.



5-Б КЛАСС

«География. Начальный курс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по географии,  5 класс.

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

-Закона  РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

- примерной программы для основного общего образования по географии -    Примерные программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения).  География 5-9 кл.  Москва, «Просвещение», 2011 г.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

 Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа  для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1  учебный  час  в неделю. По ШУП –34 ч. ( 1 ч в нед.).

География в 5 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 5 – 10 классов. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов ( 1 – 4 кл).

          Главной целью географического образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. 

            Цель школьного географического образования в 5 классе сводится к решению следующих задач:

·       Формирование системы географических знаний  как компонента научной картины мира

·       Познание на конкретных примерах многообразия современно географического пространства на разных его уровнях( от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира.

·       Познание характера, сущности и динамики  главных природных, экологических процессов, происходящих в России и в мире.

·       Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития.

·       Выработку у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.

·       Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Построение учебного содержания  курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Программа реализует интегративные  связи с курсами биологии,  природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой.

Особенность проведения практических работ в 5 в классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения.     Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте   – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. Выполнение тренировочных   работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки.

Итоговые практическиеработы по темам выполняются и оцениваются у всех обучающихся класса, записываются и выставляются в школьный журнал.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:



Контрольные работы, практические работы.

 РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметными результатами изучения курса «География» 5 х классах являются следующие умения:

 1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.



3-я линия развития– использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

4-я линия развития–  использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.



5-я линия развития– понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий(УУД).



Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.



Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в .



Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ



Ученик научится( базовый уровень):

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.



Ученик получит возможность научиться ( повышенный уровень):

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.               34ч.

 Раздел I.   ИСТОЧНИКИ    ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ               16 ч.

Развитие географических знаний о Земле.    Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия . Эпоха ВГО.   Первые кругосветные путешествия. Географические методы изучения окружающей среды.Наблюдение. Описательные и сравнительные методы.  Использование инструментов и приборов.

 

Глобус. Как древние люди представляли себе вселенную.  Масштаб и его виды. Параллели.  Меридианы. Определение основных направлений по глобусу. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.      Океаны на глобусе и карте полушарий.  Градусная сетка на глобусе и картах.  Географические координаты - широта и долгота. Их определение.  Способы изображения земной поверхности.



План местности. Ориентирование. Ориентирование на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и на плане. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности.

Решение практических задач по плану местности. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта. Географическая карта – особый источник информации. Отличие карт от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и определение направлений  и расстояний по карте. Шкала глубин и высот.  Чтение карты, определение местоположение географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.      Физическая карта полушарий.  Карты Ростовской области.

Географические методы изучения окружающей среды.



Практическая работа. №1. Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью, глобусом и атласом. №2. Чтение плана местности. Ориентирование.№3. Чтение карт. Определение координат.

 

Раздел 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ  И ЧЕЛОВЕК.                                                        16 ч

 Земля — планета Солнечной системы.  Небесные тела: метеоры, метеориты, кометы, астероиды. Луна – спутник Земли. Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия. Экваториальный и полярный радиусы нашей планеты, площадь её поверхности.

Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.   Внутреннее строение Земли.   Земная кора и литосфера.   Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение.

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как  следствие взаимодействия внутренних  и  внешних сил Земли.

Рельеф суши и дна Мирового океана. Различия гор по высоте. Описание рельефа  территории по карте. Форма рельефа Ростовской области.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

 Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Состав, строение атмосферы. Значение атмосферы.

Гидросфера – водная оболочка Земли.  Части гидросферы. Реки и озёра Ростовской области.  Гидросфера на карте. Значение воды на земле.

Биосфера – живая оболочка Земли

Основные пути расселения древнего человека. Особенности расового и этнического состава населения.

Внешние признаки людей различных рас.

Народы. Страны.

 Практические работы. №4. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

5. Нахождение на физической карте объектов литосферы и гидросферы.

6. Знакомство с политической картой. Нахождение ключевых стран мира на карте.

 Повторение и обобщение основных вопросов курса                           2 ч.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  НОМЕНКЛАТУРА,   5 класс.



Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты:Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема «Литосфера»:  равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская ;   Среднесибирское, Бразильское плоскогорья.

 горы: Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские,    Аппалачи;



вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Котопахи, Орисаба;

места распространения гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п -ов Камчатка.

 

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.    География, 5 класс           34ч. 



Тема раздела.

Характеристика содержательных линий

Планируемые результаты

 


На базовом

уровне

 


Раздел I.  

Что изучает география.

Как люди открывали мир.  

7 ч


Развитие географических знаний о Земле.    Как устроен наш мир? Как менялись представления об устройстве мира? Развитие представлений человека о мире.  Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия . Эпоха ВГО.   Первые кругосветные путешествия. Открытия русских путешественников .  Географические методы изучения окружающей среды.   Использование инструментов и приборов.

   


- использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации для решения учебных задач;

Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий



Раздел 2.

Источники географической информации.

7ч.

 Как древние люди представляли себе Землю?    

   План местности. Ориентирование.   Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и на плане. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности.

Решение практических задач по плану местности.  

Глобус. Материки  и океаны на глобусе и карте полушарий.       Параллели.  Меридианы.   Градусная сетка на глобусе и картах.  Способы изображения земной поверхности.

Географическая карта. Географическая карта – особый источник информации. Чем отличается карта от плана? Легенда карты. Шкала глубин и высот.  Градусная сетка.  Ориентирование и определение направлений  и расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположение географических объектов. Разнообразие карт.     Карты Ростовской области.


 

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

 - представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

 

 


Раздел 3.

ЗЕМЛЯ во Вселенной.

.  

  Земля — планета Солнечной системы. Солнечная.  Состав Солнечной системы. Планеты и другие небесные тела. Исследования космоса.

Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия.  

Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Линии тропиков и полярных кругов.

   Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.



- Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую .

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

 


Раздел 4.   Природа Земли

10ч

     Внутреннее строение Земли.     Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.   Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.  

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы.

Рельеф Земли.      

Описание рельефа  территории по карте. Форма рельефа Ростовской области.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение.   Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. 

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состав, строение атмосферы. Значение атмосферы.

Гидросфера – водная оболочка Земли.  Части гидросферы. Реки и озёра Ростовской области.  Гидросфера на карте. Значение воды на Земле.

Биосфера – живая оболочка Земли .

Почва- особое природное образование.


Повторение.  2 ч

 

 



Повторение и обобщение основных вопросов курса                             

 


-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

 

 



 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.      География,  5 класс.

Раздел

Кол-во

часов


Тема урока ( ПР, КР.)

Дата прохождения

Основные виды учебной деятельности

Раздел I

Что изучает география.

Как люди открывали мир.

 

 



7

1.Введение. Мир в котором мы живём.

2.  География как наука.

3. Методы географических исследований

4.Развитие представлений о мире. 

5. Эпоха ВГО.

6.  Открытия русских путешественников.

7. Контрольная работа по теме «Что изучает география.   Как люди открывали мир».


 

 Познавательные: Использовать различные источники географической информации. Нахождение  информацию в интернете.

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений

Предметные Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Раздел 2.

Источники географической информации.

7

 1. План местности. Условные знаки.

2.  Направления и расстояния.   Ориентирование.  

3.П.Р.№2. Чтение плана местности.

4.  Глобус.   

5.   Географическая карта. Виды географических карт. Карты Ростовской  области

6. П.Р. №3. Чтение карт.

7    Контрольная работа по теме «ИСТОЧНИКИ    ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»



 

Познавательные:Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений

Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

  Предметные : умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов ;

 Овладение основами картографической грамотности.


Раздел 3.    ЗЕМЛЯ во Вселенной.

 

 



 

 

 



 

 

 



8

 

 



 

 

 



 

 

 



 

1. Представление о Вселенной  в древности.

2. Изучение Вселенной.

3. Планеты гиганты и маленький Плутон.

4. Небесные тела

5. Мир звёзд.

6. Земля – планета Солнечной системы.

7. Исследования космоса.

8. Контрольная работа по теме «ЗЕМЛЯ во Вселенной.

 


 

Познавательные:Использование различных источников географической информации. Нахождение  информацию в интернете. 

Регулятивные:способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений

Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

 Предметные - объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета»,

Приводить примеры   следствий движения Земли.


 

Раздел 4.   Природа Земли

 

10

1   Литосфера. Внутреннее строение Земли.

2   Горные породы, слагающие земную кору.

3       Землетрясения. Вулканы. 

4  Рельеф Земли.   Горы. Равнины.

5 . П.Р. №5. Нахождение на физической карте объектов литосферы.

 6 .  Атмосфера.

7 .Гидросфера.

8 .  П.Р. №5. Нахождение на физической карте объектов гидросферы

 9 . Биосфера.  Почва.

10. Контрольная работа по теме «ПРИРОДА ЗЕМЛИ »

 


 

Познавательные:Использование различных источников географической информации. Нахождение  информацию в интернете. 

Регулятивные:способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений

Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

 Предметные - объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги»,   « Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Рельеф».

 


Повторение.

2

1.Повторение - ИСТОЧНИКИ    ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

2. Повторение – Природа Земли.

 


 

 

- оценивать достигнутые результаты.

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-  


 

 

    Итого                             34ч

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5класс содержит, кроме учебников,  методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Баринов, Плешаков, Сонин, Дрофа 2012г

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание



f:\2014-02-07\scan2.tif

Начальный курс географии. 6 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, оснловного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Нормативные правовые документы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Сведения о программе:

Данная рабочая программа составлена на основании:

примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.

Обоснование выбора программы:

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. в полном объеме соответствует образовательным целям МОУ СОШ № 48, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: Виды изображенийй поверхности Земли, Строение Земли, Населнение Земли, Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Разделы соответствуют программе.

Определение места и роли учебного курса:

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

омплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Начальный курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.

 

Информация о количестве учебных часов:



Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часов для обязательного изучения начального курса географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Еще 34 часа отводится из регионального компонента. Таким образом, начальный курс географии составляет 68 часов в год. В том числе 10 часов отводится на выполнение практических работ.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

 

Технологии обучения:



дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:



Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

 

Планируемый уровень подготовки выпускников:



В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;



находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание программы:

Введение.

География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.

Виды изображений поверхности Земли.

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.

План местности. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты.

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Строение Земли. Земные оболочки.

Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера.Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие –важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Население Земли.

Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

Стихийные природные явления.

f:\2014-02-07\scan20001.tif



f:\2014-02-07\scan20002.tif

Используемый УМК:

Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.

Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2007

География материков и океанов.

7 КЛАСС

Пояснительная записка

Программы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:



  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Примерная программа по учебным предметам. География 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). Руководители проекта: А.А. Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М.Кондаков.

Количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа; практических работ оценочных -11.

Оценочные практические работы:

1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах координат различных точек.



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа «География» 5-11 классы Составлена Васильевой Е. А. Шелангер 2013 рабочая программа
708.4kb.
Рабочая программа по географии «Хозяйство и географические районы» для 9 класса
328.15kb.
К рабочей программе по географии
23.61kb.
Го класса составлена на основе: Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии
269.89kb.
Рабочая программа по географии для 6 класса включает разделы: «Поясни­тельная записка»
3729.61kb.
Рабочая программа по новейшей истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год
279.84kb.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа составлена на основе программы «История России 6-9 кл.» А. А
1028.33kb.
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса
1813.44kb.
Рабочая программа по английскому языку для 4абв классов 2013-2014 учебный год
458.48kb.
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов
1386.23kb.
Основы ландшафтной экологии учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 021000. 68 География
380.44kb.
Программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
32.48kb.