voeto.ru страница 1
скачать файл

«Экология слова»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Экология слова» основана на утверждении мысли о взаимовлиянии красоты окружающего мира и прелести русской речи. Ни для кого не секрет, что в современном обществе вопрос о «чистоте» языка стоит очень остро. Экология слова – это путь к чистоте души. Потому сегодня очень важно убеждать учащихся, что грамотное владение родным языком – показатель уровня их образованности, духовности и нравственности. Чистоте родного языка нужно учиться. На это и направлен элективный курс «Экология слова», в котором на примере некоторых произведений русских поэтов и писателей XIX века рассматривается богатство языка классической русской литературы. Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания учащихся на сложном материале художественного текста, на образах-персонажах и их речи.

Тесная связь русского языка и литературы предполагает не только полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения, но и даёт возможность воспитать в себе любовь к слову, развивает желание приобщиться к прекрасному в языке и мире, желание сохранить, вернуть то лучшее, что присуще речи эстетически воспринимающего жизнь человека.



Цели элективного курса: обеспечение расширения у учащихся

лингвистического кругозора, формирование

языкового вкуса, повышение культуры владения языком,

совершенствование умений и навыков общения в

социально-культурной сфере.

Задачи элективного курса:


  • Наблюдение над особенностями языка в художественном произведении.

  • Углубление знаний о языке как полифункциональной системе.

  • Убеждение в том, что любовь к родному языку – составная часть патриотизма.

  • Расширение знаний учащихся о том, что слово – это средство создания словесно-художественного образа, способ обогащения нравственно-

эстетического опыта, возможность развития представлений о прекрасном

в языке и мире.

Приёмы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием: медленное чтение, погружение в языковую стихию текста; оценка мастерства речевой характеристики; размышление о национальной специфике русских слов-понятий; анализ изобразительно-выразительных средств русской речи, авторских находок; изучение словаря поэта, писателя; сочинение собственных произведений; реферат; исследовательская работа; целенаправленные выписки из текста произведения; творческая работа в жанре эссе, интервью, репортажа, зачётная работа.

Основные умения и навыки учащихся.

Учащиеся должны знать:


  1. Изобразительно-выразительные средства русской речи.

  2. Нормы современного русского литературного языка.

  3. Особенности языка классической русской литературы XIX века.

  4. О языке писателя (поэта), о языке произведения.

  5. Основные понятия, определения, термины, связанные с темой элективного курса.

Учащиеся должны уметь:

  1. Читая, погружаться в языковую стихию текста.

  2. Оценивать речевое мастерство автора в художественном произведении.

  3. Анализировать изобразительно-выразительные средства русской речи.

  4. Составлять и изучать словарь поэта, писателя.

  5. Сочинять собственные произведения.

Содержание программы элективного курса «Экология слова».

Введение. Значение слова. Язык любого народа – исторический аккумулятор его культуры. Литературный язык как память Слова. Русский язык, его речевая культура. Общая культура человека и его «речевое поведение». Речевая деятельность человека с учётом его социального и возрастного статуса. Культура речи в экологическом аспекте.

Современная болезнь – языковой дальтонизм.

Всякое потерянное слово – потерянный мир. Любовь к языку, как и любовь к природе, -- составная часть патриотизма.

Русская классическая литература XIXв. Поиски слова поэтами и писателями «золотого» века. «Слово поэта – суть уже его дела». (А.С.Пушкин.)

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Отражение в комедии горячего протеста автора против засорения русского языка иностранными выражениями. Мастерство Грибоедова как знатока живой русской речи. Крылатые выражения. Характеристика речи персонажей. Использование приёмов ораторской речи.

А.С.Пушкин – создатель единого национального русского языка. Лирика. Художественные средства, передающие силу, глубину, гармонию, драматизм чувства и своеобразие личности его носителя, музыка стиха. Стилистическая роль архаизмов.

Роман «Евгений Онегин». Язык и стих романа: лексика, обороты речи, используемые при характеристике героев, психологические понятия в контексте романа.



Словарь языка Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. «Живые» слова поэзии Лермонтова. Язык поэта в оценке Ф.М.Достоевского, В.Г.Белинского. Язык романа «Герой нашего времени»: бытовые просторечия в языке Максима Максимыча, в языке Печорина и автора. Особенности лексики и синтаксических структур при создании портрета героя.

Учебно-тематический план

№ урока

Кол-во часов

Тема занятия

Форма урока

1

1

Введение. Значение слова. Язык любого народа – исторический аккумулятор его культуры.

Лекция

2-3

2

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Отражение в комедии горячего протеста автора против засорения русского языка иностранными выражениями. Мастерство Грибоедова как знатока живой русской речи.

Чтение. Изучение. Анализ. Исследование.

4-6

3

А.С.Пушкин – создатель единого национального русского языка. Роман «Евгений Онегин». Язык и стих романа. Словарь языка Пушкина.

Чтение. Изучение. Анализ. Исследование.

7-8

2

М.Ю.Лермонтов. «Живые» слова поэзии Лермонтова. Язык поэта в оценке Ф.М.Достоевского, В.Г.Белинского. Язык романа «Герой нашего времени».

Чтение. Изучение. Анализ. Исследование.

9

1

«Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г.Р.Державин). «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку» (Н.В.Гоголь).

Эссе, работа реферативного типа, доклад.

Литература для учителя и учащихся:

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.,1993.

  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

  3. Культура русской речи / под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяевой. – М., 1998.

  4. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе: в 5 т. – М., 1997.

  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  6. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. – М., 2001.

  7. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М., 1999.

  8. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2002.
скачать файл



Смотрите также:
Программа элективного курса «Экология слова» основана на утверждении мысли о взаимовлиянии красоты окружающего мира и прелести русской речи
48.66kb.
Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи» пояснительная записка образовательная программа «Культура русской речи»
254.2kb.
Программа дисциплины «Философия русской литературы. XIX век русской классики»
385.8kb.
Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком»
91.86kb.
Программа «окружающий мир»
987.03kb.
Программа элективного курса «Русский язык. Культура речи» Программа рассчитана на 68 часов
49.64kb.
Модели и моделирование Человек стремится познать объекты окружающего мира, он взаимодействует с существующими объектами и создает новые объекты. Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование
161.87kb.
Рабочая программа элективного курса по географии «Политическая карта мира» учителя географии Ионовой Светланы Александровны
74.31kb.
Иван Сергеевич Тургенев
124.81kb.
Урок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии развития критического мышления"
117.36kb.
Учебная программа курса по выбору по литературе "Золотое перо"
121.87kb.
Понятие "Экология" вызывает в нашем сознании уже сформированную ассоциацию с загрязнением окружающей природной среды и попыткам справится с этими негативными явлениями
69.43kb.