voeto.ru страница 1
скачать файл
Профилактика зависимых состояний у подростков

Форма: собрание-семинар

Цель: информировать родителей и учащихся о причинах и последствиях наркомании среди несовершеннолетних

Страшная беда – наркомания – не обошла и нашу страну. Она пришла сегодня в каждую десятую российскую семью.

Наркотики и дети. Само сочетание двух этих слов кажется противоестественным, но сегодня всё чаще они стоят рядом. Специалисты предполагают, что в крупных российских городах каждый второй школьник в возрасте от 13 до 16 лет знаком с одурманивающим препаратом не понаслышке. Распространение наркотиков в среде несовершеннолетних принимает характер эпидемии: они становятся неотъемлемым компонентом молодёжной субкультуры.

Статистика говорит о том, что до 16 лет 70% подростков пробуют наркотик. Многие из них пробуют курить анашу. Затем ощущений от анаши становится недостаточно, далее следует внутривенное введение наркотиков. Исследовав ответы юных наркоманов на вопрос, о том, почему они начали курить марихуану, психологи пришли к выводу: в компании сверстников, курящих анашу и употребляющих внутривенные наркотики, подростки ищут взаимопонимание, принятие, поддержку, т.е. суррогат той любви, которую они недополучили в семье, в школе.

Риск стать наркоманом возрастает для ребёнка, если у него есть: перенесённые родовые поражения центральной нервной системы; последствия травм и нейроинфекций; если ребёнок живёт в семье, где есть хотя бы один алкоголик.

Психологи выделяют личность, склонную к употреблению наркотиков, которую характеризуют такие признаки:



  • Депрессивные состояния, пассивность;

  • Беспокойство;

  • Отсутствие чувства собственной значимости, т.е. низкая самооценка;

  • Агрессивность и гиперактивность;

  • Нетерпимость;

  • Незрелость к личности, склонность к детскому поведению;

  • Эгоцентризм, стремление к лёгкому достижению удовольствия;

  • Не выносит боли, напряжения.

Практическое задание для родителей


Предлагаем вам тест, который поможет сориентироваться в проблемах ваших взаимоотношений с детьми и определить, имеют ли они опыт употребления наркотиков:

  • Сын (дочь) стал часто задерживаться, надолго пропадает неизвестно где.

  • Он (она) не хочет разговаривать с вами, отделяется от вас.

  • У него (неё) часто и резко меняется настроение, иногда он (она) бывает очень раздражительным и даже агрессивным, иногда очень вялым и безразличным.

  • Ребёнок стал плохо учиться, прогуливает уроки.

  • У сына (дочери) возникли проблемы с милицией.

  • Вы находите шприцы, таблетки, закопчённые ложки и другие атрибуты наркомана.

  • У сына (дочери) появились подозрительные друзья.

  • Ребёнок становится скрытным: например, прекращает разговор по телефону при вашем появлении.

  • Непонятно, на что он (она) тратит свои карманные деньги.

  • Пропадают ваши деньги и вещи из дома.

  • Сына (дочь) мучают сонливость или бессонница.

  • Ребёнок выглядит бледным.

  • Сын (дочь) периодически бывает в «непонятном» состоянии: нарушена координация движения, глаза странные, несвязная речь.

  • В квартире часто появляются запахи горелой травы, уксуса, ацетона или клея.

  • У него (неё) то пропадает аппетит и он худеет, то, наоборот, ест без меры.

  • Ребёнок носит одежду только с длинными рукавами.

  • Он (она) часто лжёт.

  • Вы просто чувствуете, что что-то с ним не так.

Если больше 7 признаков подходят для вашего ребёнка, то следует уделять больше внимания здоровью ребёнка, интересоваться его окружением.

Выделим ряд признаков, помогающих установить факт использования ребёнком наркотических средств.



Вас должны насторожить:

  • Всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;

  • Неряшливый вид, сухие волосы, отёкшие кисти рук;

  • Неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения;

  • Невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

  • Стремление избегать встреч со старшими членами семьи;

  • Раздражительность, порой циничность в разговорах с вами;

  • Исчезновение вещей или денег из дома.

В карманах одежды, в мусорном ведре вы можете обнаружить:

  • Шприцы с жидкостями и пустые, а также инъекционные иглы;

  • Десертную или чайную ложку для приготовления раствора (как правило, с обломанной ручкой);

  • Марганцовку;

  • Прозрачную бесцветную или жёлтого цвета жидкость с резким «уксусным» запахом;

  • Различные лекарственные препараты (димедрол, теофедрин, бронхолитин, солутан), порошки и ампулы;

  • Измельчённое вещество зелёного цвета с пряным запахом (марихуана), смолообразное либо в виде комочков, брусочков вещество зеленовато-коричневого цвета с пряным запахом (гашиш); эти наркотики могут находиться в сигаретах и папиросах;

  • Обожжённые купюры (используемые как мундштук при курении марихуаны);

  • Смолообразное вещество коричневого цвета с запахом сырого мака (опий);

  • Отрезки прозрачной плёнки (чаще всего прямоугольные размером 5х5 см) с наслоениями коричневого вещества и без наслоений;

  • Химическую посуду, проведение опытов (если раньше ваш ребёнок ненавидел химию);

  • Коробочки мака целиком и измельчённые – вещество светло-коричневого цвета;

  • Органические растворители.

Существует ряд технических приёмов или последовательность действий, которые можно использовать, чтобы удержать своих детей от употребления наркотиков.

Приём 1: Учите вашего ребёнка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным, уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что, на его взгляд, делает их особенными, заслуживающими уважение. Попросите вашего ребёнка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.

Приём 2: Изучите с вашим ребёнком значение слова «дружба». Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список – о недруге. Пока ваш ребёнок составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный.

Приём 3: Объясните ребёнку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твёрдым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребёнку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление. Объясните вашему ребёнку, что в определённых ситуациях каждый имеет право высказывать своё собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить принимать наркотики.

Приём 4: Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодёжной среде. Существуют ситуации, в которых подростки считают это необходимым. Вы поможете помочь вашему ребёнку избежать таких неприятных ситуаций. Не разрешайте вашим детям ходить в гости к друзьям, когда их родителей нет дома. Не допускайте, чтобы ребёнок становился членом «скрытых» компаний, то есть не контролируемых взрослыми.

Приём 5: Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребёнка. Например, в некоторых школах и подростковых группах спонсорами программ профилактики являются ровесники, и в этом случае дети поддерживают друг у друга положительные ценности. Может быть, у вас появится желание побольше узнать о такой программе в школе, где учится ваш ребёнок.

Что такое токсикомания?


Токсикомания – это заболевание, которое вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (токсическими, лекарственными), к наркотикам не отнесённым. Состояние, вызываемое их непосредственным действием на мозг, называется состоянием токсического опьянения.

Термин «токсикомания» появился в литературе сравнительно недавно. Ранее использовалось обобщённое понятие «наркомания», т.е. привыкание и болезненное пристрастие к наркотическим веществам. К ним относятся некоторые вещества растительного происхождения и лекарственные препараты, если их употреблять не в лечебных целях, а без назначения врача в отравляющих дозах, а также многие токсичные вещества бытовой химии. Они не только токсичны или, говоря иначе, ядовиты, но и способны вызывать привыкание и болезненное пристрастие к ним. Употребление токсических веществ с целью опьянения называется токсикоманией. С медицинской точки зрения принципиального различия между наркоманией и токсикоманией нет: последствия для здоровья в том и в другом случае одинаково опасны. Разница лишь в том, что наркотические вещества запрещены законом, находятся под строгим контролем, а токсические – доступны каждому.


Признаки употребления наркотических веществ


  • Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию

  • Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;

  • Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;

  • Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);

  • Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положение сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;

  • Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз;

  • Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;

  • Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;

  • Изменение речи: её ускорение, подчёркнутая выразительность или же замедленность, невнятность, нечёткость речи.

При употреблении конопли – у наркомана расширены зрачки, красные глаза, покраснение губ, сухость во рту. Наркоман подвижен, весь в движении. Речь ускоренная, торопливая. Очень верный признак – зверский аппетит, обычно на исходе опьянения.

При приёме опиатов – сонливость, в самые неподходящие моменты, может забыть о прикуренной сигарете и обжечься, либо выронить её, периодически просыпается и сразу начинает принимать участие в разговоре. Речь наркомана медленная, он растягивает слова, может по нескольку раз говорить об одном и том же. В этом состоянии он добродушен, спокоен, если ему ничего не мешает. Очень верный признак – зрачок, который необычно узкий, не реагирует на свет, т.е. не расширяется. Кожа – бледная, но губы могут быть припухшими, покрасневшими. Сильно снижена болевая чувствительность. Общий признак – это нарушение режима сна и бодрствования (поздно ложится и поздно встает, если есть наркотик или деньги).

При приёме психостимуляторов– наркоман необычайно оживлён, стремителен в действиях и решениях. Не может сидеть на одном месте. Очень быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую. Расширенные зрачки. Быстро выполняет все дела. Если у наркомана есть наркотик или деньги на него, то он может находиться в таком состоянии несколько суток. Некоторые виды психостимуляторов сильно повышают половое желание наркомана, поэтому психостимуляторы употребляют вдвоём с женщиной. Наркоманы могут по несколько часов заниматься каким-то одним делом, к примеру, убираться дома.

При приёме галлюциногенов– признаки вытекают из названия, разнообразные галлюцинации – визуальные, когда наркоману видятся разные животные – крысы, крокодилы, мухи, жуки, змеи, он может смотреть на пол, и ему кажется, что там болото со змеями, из телевизора кто-то может с ним разговаривать и т.п., слуховые галлюцинации - когда наркоману слышатся голоса, что кто-то с ним говорит, наркоман может говорить с этим «кем-то». При длительном употребление или при прекращении приёма часто бывают депрессии, психозы.

При приёме снотворных препаратов – похоже на алкогольное опьянение. Речь невнятная, заплетающаяся. Бывает сухость во рту. Координация движений нарушена. При приёме некоторых снотворных препаратов в больших дозах могут быть - галлюцинации.

При приёме летучих наркотически действующих веществ – тоже напоминает алкогольное опьянение, шумное, вызывающее поведение. От ребёнка пахнет ацетоном, бензином, клеем «Момент». Часто бывают галлюцинации, из-за них подростки и начинают употреблять, галлюцинации называют «мультиками».

Мотивы употребления наркотиков


Исследование мотивов, которыми руководствовались подростки при первой пробе наркотика, показало, что они имеют гендерные различия – различия, связанные с полом человека

Для юношей ранжированный ряд мотивов оказался следующим:

  1. Любопытство.

  2. Подражание сверстникам.

  3. Конфликты с учителями.

  4. Желание уйти от проблем.

  5. Скука.

  6. Конфликты с родителями.

  7. Желание сблизиться с представителем противоположного пола, употребляющим наркотики.

Для девушек:

  1. Скука.

  2. Желание сблизиться с представителем противоположного пола, употребляющим наркотики.

  3. Конфликты с родителями.

  4. Подражание сверстникам.

  5. Любопытство.

  6. конфликты с учителями

  7. Желание уйти от проблем.

Формирование зависимости от психоактивных веществ


Приобщение подростка к употреблению психоактивных веществ проходит, как правило, через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного, добровольного отказа ребёнка от наркотика, в процессе развития зависимости, ожидать не приходится, кроме, иногда, этапа первых проб.

  1. Первые пробы. Они возможны «во дворе» или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определённом стечении обстоятельств.

  2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: приём вещества в обычных для этого условиях или в определённой знакомой компании. Вне указанных рамок желания к употреблению психоактивных средств ребёнок не испытывает.

  3. Психическая зависимость. Появление потребности принимать психоактивное вещество, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.

  4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному – во что бы то ни стало – введению в организм психоактивного вещества. Может выступать как крайнее появление зависимости.

  5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта) в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приёма препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный сидром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности и агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки).

  6. Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается всё менее выраженная ожидаемая реакция организма на определённую дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику, и в результате необходимая доза возрастает в 10-100 раз, по сравнению с первоначально вводимой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие препарата на организм.

Памятка для родителей
«Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребёнок употребляет наркотики»


  1. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Если вы уловили подозрительный запах, это ещё не означает, что теперь ваш ребёнок стал наркоманом. Найдите в себе силы спокойно во всём разобраться. Решите для себя, сможете ли вы справиться с ситуацией или вам необходима помощь. И постарайтесь с первых минут стать для своего ребёнка не врагом, от которого нужно скрываться, а союзником, который поможет справиться с надвигающей бедой.

  2. Сохраняйте доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику. Будет лучше, если вы сможете поговорить со своим ребёнком на равных, обратиться к взрослой части его личности.

  3. Оказывайте моральную поддержку. «Мне не нравится то, что ты делаешь, но я всё же люблю тебя и хочу помочь», - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить внимание и поддержку. Оставайтесь открытыми для своего ребёнка. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий и ещё помните, что сильнее всего на вашего ребёнка будет действовать ваш пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым сомнительным вещам, например, табаку, алкоголю. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими сильными, как наркотики.

  4. Обращайтесь к специалисту. Если вы убедились, что у подростка ещё не выработалось зависимость, можно начать с психолога, которому вы доверяете. Стоит обсудить, какое поведение взрослого может помочь преодолеть кризис, а какое, наоборот, лишь будет способствовать наркоции подростка. Если вы почувствуете, что у вашего ребёнка уже сформировалась стойкая зависимость, не теряйте времени – обращайтесь к наркологу.
    Но для того, чтобы помощь нарколога была эффективной, необходимо искреннее желание самого подростка освободиться от зависимости. Наркомания – тяжёлое и коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребёнка может потребовать от вас серьёзных и длительных усилий.
скачать файл



Смотрите также:
Профилактика зависимых состояний у подростков Форма: собрание-семинар Цель
111.16kb.
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога» Цель
32.89kb.
«Суицид как крайняя форма девиантного поведения подростков» Особенности отклоняющегося поведения подростков. Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность»
229.09kb.
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения подростков
1224.26kb.
Профилактика рискованного поведения подростков
73.76kb.
Объединенная авиастроительная корпорация
15.15kb.
Классный час «Преступление и подросток»
24.05kb.
"Самооценка психических состояний" Айзенка
82.06kb.
3. Основные принципы деятельности Д/О
57.84kb.
Государственная Лесная Служба Кыргызской Республики (гсл) совместно с Кыргызско-швейцарской программой поддержки лесного хозяйства «кирфор» провели семинар
187.97kb.
Школьный музей как форма внеурочной работы с учащимися Цель деятельности школьного музея
146.1kb.
Родительское собрание. 17 мая 2013год
22.87kb.