voeto.ru страница 1
скачать файл


  1. Сущность, показатели и основные методы управления качеством продукции

Потребность в обеспечении качества выражается через ряд требований потребителя к продукции. Конкретные требования к характеристикам (свойствам) продукции, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества. Измерением показателей качества объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия.

Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимой для принятия решений на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

В процессе оценки качества используются следующие термины:



градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству

уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке)

мера качества — при выполнении точных технических оценок

относительное качество — при сравнении объектов

требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.

Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Выделяют шесть основных групп показателей качества:



  1. Показатели качества по отношению к свойствам продукции

  1. Назначения- определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости

  2. Надежности- характеризуют способность продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости)

  3. Технологичности- связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.

  4. Эргономические- характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».

  5. Эстетические- связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).

  6. Стандартизации- характеризуют соответствие продукции стандартам

  7. Патентно-правовые

  8. Экономические- отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции

  1. Показатели качества по количеству отражаемых свойств

  1. Единичные- относящиеся к одному свойству

  2. Комплексные- относящимеся к нескольким свойствам одновременно

  1. Показатели качества по методу определения

  1. Инструментальные

  2. Расчетные

  3. Статистические

  4. Органолептические

  5. Экспертные

  6. Социологические

  7. Комбинированные

  1. Показатели качества по стадиям определения

  1. Проектные

  2. Производственные

  3. Эксплуатационные

  4. Прогнозируемые

  1. Показатели качества по размерности отражаемых величин

  1. Абсолютные

  2. Приведенные

  3. Безразмерные

  1. Показатели качества по значимости при оценке

  1. Основные

  2. Дополнительные

Квалиметрия — это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).

Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:



  1. разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей

  2. разработку единых методов измерения и оценки показателей качества

  3. разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции

К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:

  1. инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.

  2. расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами

  3. статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий)

  4. органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств

  5. экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов.

  6. социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции

  7. комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества

Основными методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный.

При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.



Для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала. Например, показателями качества маркетинговой деятельности компании могут выступать полнота, достоверность и актуальность собираемой отделом маркетинга информации, точность прогнозов динамики рынка, соответствие реального объема сбыта запланированному и т.п.
скачать файл



Смотрите также:
Потребность в обеспечении качества выражается через ряд требований потребителя к продукции
44.59kb.
5. Игровые модели сотрудничества и конкуренции
65.51kb.
Цель воспитательного процесса
48.61kb.
Программа аттестационного испытания по дисциплине «микроэкономика»
18.82kb.
Джавахкская диаспора в Москве предъявила ряд требований властям Армении и Грузии 00: 19
14.53kb.
Презентация профессиональная декоративная косметика из Италии премиум класса с полным спектром продукции для макияжа. Это сочетание высокого качества на натуральной основе, долгостойкости, экономичности
91.94kb.
Принято на педагогическом совете
72.67kb.
Порядок ведения классных журналов
105.84kb.
На прямой сидят три кузнечика, каждую секунду прыгает один кузнечик. Он прыгает через какого-нибудь кузнечика (но не через двух сразу). Докажите, что через 1999 секунд они не могут вернуться в исходное положение
16.38kb.
Пример 10. Гражданин к-в приобрел в салоне сотовой связи телефонный аппарат с установленным на него гарантийным сроком два года. Через год эксплуатации телефонный аппарат вышел из строя
154.86kb.
Домашнее задание «Решение злп в ms excel»
31.1kb.
Положение о должностном (внутришкольном) контроле Общие положения
42.67kb.