voeto.ru страница 1
скачать файл

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа формирования универсальных учебных действий для начальных классов общеобразовательной школы разработана на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации « 6 » октября 2009 г. № 373 ), пособием для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», под редакцией А.Г. Асмолова, издательство «Просвещение», Москва, 2008г. и «Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой, «Просвещение», Москва, 2010г.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Цель программы: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Универсальные учебные действия:


  • способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

  • совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса


Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.


Актуальность разработки программы УУД

- диктуется необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства «СОШ № 25 хутора Первая Синюха Лабинского района»;

- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;

- существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
«СОШ № 25 хутора Первая Синюха Лабинского района» реализует

на начальной ступени образования программы «Школа России»

Так как в школу поступают дети с различным уровнем подготовленности, считаем приоритетными на начальной ступени следующие задачи:



  1. Развитие коммуникативных УУД обучающихся.

  2. Создание условий для равных стартовых возможностей формирования УУД детей с различным уровнем способностей.



Личностные универсальные учебные действия

Обеспечивают:

а) ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, понимание их и умение им следовать)

б) ориентацию в различных социальных ролях и межличностных отношениях.







Направления

Дошкольное образование

Начальное общее образование

1.

Внутренняя позиция школьника
Самооценка

Формирование положительного отношения к школе


Осознание ответственности человека за благосостояние общества

2.

Мотивация учебной деятельности

Понимание значения и необходимости учения для получения социального одобрения

Осознание необходимости саморазвития

Принятие значения учения как важнейшего дела в жизни



3.

Выделение морального содержания ситуации
Оценка действий с точки зрения соблюдения/ нарушения моральных норм
Умение понимать и аргументировать необходимость соблюдения моральных норм

Способность переживать и сопереживать (чувства гордости, вины, стыда)
Знание основных моральных норм (справедливости, взаимопомощи, правдивости, честности)
Понимание основных моральных норм

Выполнение общественных норм поведения в школе, на улице, в общественных местах
Противодействие влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровью


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обеспечивают:

а) умение слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

б) работать в паре и группе сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и в коллективе сверстников

в) социальную компетентность




Направления

Дошкольное образование

Начальное общее образование

1.


Планирование учебного сотрудничества с учителем

Понимание простых инструкций взрослого и выполнение их

Выполнение сложных инструкций учителя самостоятельно

2.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Сотрудничество со сверстниками с помощью взрослого в игровой и бытовой ситуации

Планирование учебного сотрудничества в группе сверстников под руководством учителя

3.

Поиск и сбор информации

Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам

Умение слышать вопросы взрослого и сверстника



Самостоятельный поиск нужной информации из разных источников: художественной и справочной литературы, словарей, энциклопедий, Интернета

4.

Речевые умения

Построение простых предложений, распространение их в соответствии с условиями коммуникации
Умение вступать в диалог со сверстниками в игровой ситуации
Умение поддержать диалог со взрослым на понятные ребенку темы

Логичное и последовательное выражение своих мыслей на заданную тему в соответствии с нормами языка
Умение строить текст- повествование, текст-описание, текст-рассуждение по заданной теме

5.

Разрешение конфликтов

Умение договариваться в игровой деятельности при возникновении конфликтной ситуации (под руководством взрослого)

Умение договориться в спорной ситуации, аргументируя свое предположение
Умение уступить

6.

Взаимодействие со сверстниками

Контроль выполнения правил
Оценка поведения партнера на уровне «правильно» и «неправильно»

Умение выслушивать разные мнения, обосновывать свое
Позитивное взаимодействие со сверстниками в учебной и внеурочной деятельности



Регулятивные универсальные учебные действия

Обеспечивают:

умение учащихся организовывать самостоятельную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку собственной деятельности, способность к саморегуляции)


Направление

Дошкольное образование

Начальное общее

образование



Целеполагание

Планирование


Прогнозирование

Контроль

Коррекция


Оценка


Саморегуляция

Постановка цели в игровой ситуации с помощью взрослого

Планирование своей деятельности с помощью взрослого в игровой и бытовой ситуации

Прогнозирование результата в игровой деятельности с помощью взрослого

Сличение результата с эталоном, данным взрослым


Коррекция результата своей деятельности с помощью взрослого и самостоятельно в игровой ситуации

Оценка работы и результата ее с позиции «нравится» и «не нравится»

Способность к саморегуляции в игровой деятельности и в бытовой ситуации


Постановка цели в учебной деятельности с помощью учителя или по аналогии
Планирование своей деятельности с помощью учителя или самостоятельно

Прогнозирование результата учебной деятельности самостоятельно или под руководством учителя

Сличение результата действия с эталоном для обнаружения сходств, различий, отклонений

Внесение необходимых корректив и дополнений в план и способ действия, самостоятельно исправить свои ошибки в учебной деятельности

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, давая объяснение

Способность к саморегуляции в учебной деятельности с помощью учителя




Познавательные универсальные учебные действия

Обеспечивают:



  1. действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации

  2. моделирование изучаемого содержания

логические действия и операции, способы решения задач


Направления

Дошкольное образование

Начальное общее

образование



Общеучебные универсальные действия

Целеполагание

Самостоятельное выделение цели в игровой и бытовой ситуации

Выделение учебной цели с помощью учителя

Поиск и выделение необходимой информации

Поиск необходимой информации с помощью взрослого

Поиск необходимой информации самостоятельно

Оформление речевого высказывания в устной и письменной форме

Умение строить простые предложения, выражать свои мысли, отвечать на вопросы

Умение полно и четко выражать свои мысли, строить текст повествовательного, описательного характера, текст-рассуждение на заданную тему

Смысловое чтение, выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров, выбор основной и второстепенной информации

Умение слушать и выбирать из текста необходимую информацию с помощью взрослого

Самостоятельное смысловое чтение, формулирование темы и главной мысли, выбор из текстов разных жанров необходимой информаций

Формулирование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении проблемы

Формулировка проблемы под руководством взрослого в игровой и бытовой ситуации

Формулировка проблемы и создание алгоритма учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков

Выделение существенных и несущественных признаков с помощью взрослого

Выделение признаков объектов

Синтез

Способность к синтезу в игровой и бытовой ситуации

Самостоятельное достраивание объекта до целого

Сравнение, сопоставление и классификация объектов

Сравнение и сопоставление объектов под руководством взрослых

Сравнение и сопоставление объектов, выбор критериев для классификации самостоятельно или с помощью взрослого

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей на бытовом уровне

Установление причинно-следственных связей в учебной деятельности

Построение рассуждения, доказательство

Построение логических цепочек и доказательств в рамках бытовой деятельности

Построение логических цепочек и доказательств, выдвижение гипотез в учебной деятельности

Постановка и решение проблемы

Формулирование проблемы

Умение увидеть затруднение в рамках игровой или бытовой деятельности

Выявление проблемы самостоятельно и с помощью учителя сформулировать ее

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Самостоятельное создание способов решения проблем в игровой и бытовой ситуации

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера в учебной деятельности
скачать файл



Смотрите также:
Пособием для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», под редакцией А. Г. Асмолова, издательство «Просвещение», Москва, 2008г
101.42kb.
Программа по русскому языку под редакцией Баранова М. Т.,Ладыженской Т. А.,М «Просвещение», 2008. Программа по русскому языку под редакцией Бабайцевой. В. В. для 7-9 кл., М
219.94kb.
Доклад по теме: Понятие «Универсальные учебные действия»
81.68kb.
Учебник для 7 класса средней школы под редакцией С. А. Теляковского Москва Просвещение 1991; Контрольные и проверочные работы по алгебре 7 класс Методическое пособие Дрофа Москва 2005
140.23kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 11 классы
516.8kb.
Программа ориентирована также на программы по литературе для школ с русским языком обучения под редакцией В. Я. Коровиной и под редакцией Т. Ф
34.14kb.
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2007
355.93kb.
“Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы
679.62kb.
Конкурс «Учитель Учителю»
126.96kb.
Рабочие программы по предмету «Русский язык» разработаны на основе: примерных программ для начальной школы; концепции умк «Школа России» под редакцией А. А. Плешакова; программ «Обучение грамоте» В. Г. Горецкого, В. А
101.99kb.
Гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку
319.52kb.
Пер с нем. И. Г. Меликишвили (Под общей редакцией Н. П. Банзелюка) Издательство «Духовное познание», Калуга 1993
3287.83kb.