voeto.ru страница 1
скачать файл

Помещики в поэме «Мертвые души».

Без пользы жить - безвременная смерть

Гёте

Наверное, нет на земле человека, который не размышлял бы о жизни, о её предназначении, о том ради чего он живёт на белом свете, и что ему удалось совершить. Счастлив тот, кто может с уверенностью определить свою цель и сознавать свою необходимость людям, радуясь, что все вокруг полностью соответствуют его убеждениям. А как быть тому, кто видит, что на родной земле царят консерватизм, тупость, посредственность? Можно смолчать, приспособиться, а можно обрушиться силой своего дарования на существующий порядок вещей, показать насколько развращающее влияют подобные жизненные нормы на душу человека, приведет к полной деградации личности.



Об этом мне нередко приходится задумываться, когда я читаю поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души».Горькое название, не правда ли? Вот они, хозяева жизни. Те, в чью полную власть отданы тысячи и тысячи человеческих судеб.

Как же изменилось российское дворянство! Ограниченность запросов, неумение и нежелание думать, рассуждать, интересоваться чем-либо, кроме состояния, отсутствие ответственности перед обществом и желания трудиться – вот основа мировоззрения большинства его персонажей.

Так получилось, что поэму Гоголя я перечитал почти сразу же после романа Толстого «Война и Мир», и контраст между тем дворянством, о котором писал Толстой, и тем, которое описал Гоголь, просто не может не поразить. Ни следа интеллектуальной жизни, ни высокого сознания гражданского долга. Разве можно найти что-то общее между размышлениями о смысле жизни князя Андрея и философствованиями, например Манилова?

На первый взгляд, Манилов тоже размышляет – и у него даже есть «Храм уединенного размышления. Но о чем он может раздумывать? О том, как построить мост через пруд, который бабы вброд переходят? Может быть, о книгах? Так за два года он прочел четырнадцать (четырнадцать!) страниц. Если князь Андрей и Пьер (правда, каждый по-своему) заботились о своих крестьянах, то у Манилова «хозяйство шло как бы само собой». Нет, он над крестьянами не издевался, не драл с них по три шкуры – о них вообще не думал. Точнее, не опускался до столь «низких» проблем, как поля, урожай, хозяйство. Если он отпускал мужика в город, то не по доброте душевной, а … просто так. Так что же удивляться, что среди его крестьян царили лень, распущенность, пьянство. Похоже на него и супруга, увлекающаяся только предметами высокими, ибо она особа утонченная, получившая прекрасное воспитание и изучившая «основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни, фортепьяно, дл доставления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов».

Если вдуматься, то утончённая Манилова и «дубинноголовая» Коробочка» весьма и весьма похожи. Да, одна из них что-то лепечет по-французски, а другая с трудом выдавливает из себя пару фраз о чём-то, кроме льна или пеньки, но обе никогда не смогут поговорить или хотя бы подумать о чем-нибудь другом, вырвавшемся из сферы привычных им интересов.

Поразил меня и Ноздрев – мот, враль, мошенник. Этот «исторический человек» тоже заставляет с горечью вспомнить российских дворян, увлекавшихся охотой, разведением лошадей и собак, любивших пожить на широкую ногу, устраивавших балы, приемы, карточные вечера. Как же обмельчало все вокруг! Всего несколько лет назад предъяви русскому дворянину обвинение в нечестной игре, и дуэли бы не миновать, а нынче все заканчивается тумаками и потиранием боков.

Но неужели среди помещиков не найдется ни одного, кто интересовался бы хозяйством и теми, чьим трудом все они живут? Отчего же, такие найдутся. И Гоголь предлагает нам познакомиться с Собакевичем и Плюшкиным. У Собакевича, например, хозяйство крепкое, дом, все строения, мебель выглядят хотя и грубо, но вполне добротно. Он отлично знает своих мужиков – вон как расхваливает перед Чичиковым своих умерших. А как спорит, как торгуется! Герои Островского позавидовать могут. Да, о деньгах и выгоде он думает, но никогда, ни на минуту он не задумается об Отечестве, о его судьбе, о собственном долге перед страной. Невозможно представить его не только на поле боя среди защитников Отечества, но даже среди тех, кто жертвовал деньги на благо страны.

И уж совсем нелепо, гротескно, карикатурно выглядит Плюшкин, «пореха на человечестве». Вовсе не смешно читать его споры из-за клочка бумаги или засохшего кулича, потому что перед нами не како-то нелепый старик, который никому не мешает своими странностями, а помещик, владелец живых человеческих душ. Вот и «мрут у него крестьяне, как мухи».



Читаешь о нем и убеждаешься: жадность – это страшный порок. Жадность, как и праздность, развращает, уродует человека, убивает в нем всё живое, а если общество узаконило власть одного человека над другим, сделало людей типа Манилова, Коробочка или Плюшкина хозяевами Степана Пробки, Максима Телятникова и тысяч других талантливых мастеров и честных тружеников, то вполне понятны гнев и боль писателя.

Но Гоголь всё-таки верил в Русь! Почему? Да потому что любил свою страну, гордился великим, талантливым народом и сумел не только нарисовать настоящее, но и заглянуть в будущее Росси, увидеть, как «дают ей дорогу другие народы и государства».
скачать файл



Смотрите также:
Помещики в поэме «Мертвые души»
33.69kb.
Изображение народа в поэме “Мертвые души”
19.93kb.
Н. В. Гоголя "Мертвые души". Учитель Архипова Н. П. г. Волгоград Методические рекомендации
110.79kb.
Поэма А. С. Пушкина «Кавказский пленник»
156.14kb.
Список произведений для чтения летом Читать обязательно Н. М. Карамзин «Бедня Лиза»
9.4kb.
Поэма "мертвые души"
76.83kb.
Гюстав Лебон. Психология народов и масс
561.38kb.
Обращаясь ко мне, Иисус посетовал: Недоверчивость душ раздирает Мое Сердце. Еще больше страданий Мне причиняет недоверчивость избранной души. Несмотря на Мою неисчерпаемую любовь, души не доверяют Мне и даже смерти Моей им недостаточно
67.99kb.
Берегите чистоту души ребёнка
62.68kb.
По горизонтали. Цветок. Приставк
13.17kb.
Открытый урок литературы. Класс 11-б. Дата 23. 11. 2004 г
70.17kb.
Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт
46.2kb.