voeto.ru страница 1
скачать файл

Утверждаю

директор школы

МОУ «СОШ с. Сторожевка»


_______________/О.П.Чебаненко
приказ № ____ от «___ » __________ 2011 г.


Положение

об оценке достижения планируемых результатов в начальной школе

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

111.1. В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

1.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

1.3. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственное: и в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:

ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

• обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.

          II. Основные элементы системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

2.1. Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на этой ступени обучения.

2.2. Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам.

2.3.   В начальной школе основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

2.4.  Требования  к результатам  освоения  основных общеобразовательных программ являются основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки

2.5. В соответствии с Требованиями в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

-осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

-желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

-инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

-математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.



III. Критерии оценивания достижения планируемых результатов начального образования

3.1. Успешность выпускника в освоении планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой аттестации выпускника начальной школы, по результатам которой принимается решение о его готовности к продолжению образования в основной школе и переводе в основную школу;

3.2. Успешность выпускников класса в освоениии планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой аттестации выпускников класса начальной школы, по результатам которой принимается решение об аттестации учителя, который ведет данный класс.

IV. Процедуры оценивания

4.1. Для получения более объективной и полной картины освоения образовательных программ разработана система контроля, распределенная по годам и включающая различные формы оценки. Данная система включает стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в обучении, а также итоговую аттестацию. Дополнительно для выявления тенденций изменений в образовании предусмотрено проведение мониторинговых исследований по специальным направлениям.

4.2. На основании результатов оценки принимаются разного рода решения, например, об освоении образовательной программы (учебной программы, раздела или темы курса и т.д.), об определении образовательной траектории учащегося, об оказании необходимой помощи в обучении.

4.3. Оценку проводит учитель с целью контроля достигнутых результатов в


процессе обучения.

Итоговая аттестация учащихся включает:

-проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ,
экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом
управления образованием);

-представления выпускниками портфолио - пакета,


свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой
деятельности.

V. Организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио

5.1.В системе оценивания на начальной ступени обучения будет использоваться преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания:



-наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.),

-оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ;

-оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).

5.2. В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, должны входить:

1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии: выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; дневники читателя; выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);



2)  систематизированные материалы текущей оценки

- отдельные листы наблюдений,

- оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов

выполнения отдельных видов работ, с. результаты стартовой диагностики(на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;

- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

3)  материалы  итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.

Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.



VI. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы

6.1.Итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки    на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

6.2. Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся - составляющих портфолио.

6.3. В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.

Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом,  чтобы у учителя  еще  оставалось  время  наверстать упущенное.

6.4. Вместе с тем целесообразна ситуация и итоговой демонстрации общей полученной подготовки, умения ребенком синтезировать и использовать все полученные за 4 года знания и умения применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.

Такая демонстрация может проводиться в как форме выставки результатов своей проектной работы, которая под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения (упрощенный аналог курсовой различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

6.5. Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в процессе изучения отдельных предметов, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

6.6. Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения - русский язык, чтение, математика, окружающий мир.

  С помощью этих работ  оценивается

6.6.1. В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ

-   техника и навыки чтения

- скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;

-общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);

-сформированность навыков ознакомительного,  выборочного и поискового чтения;

- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте


задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Такие дети освобождаются от выполнения данной контрольной работы, получая другое задание

культура  чтения, навыки  работы  с  текстом  и  информацией,

включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации)

читательский отклик на прочитанное.

6.6.2. В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА



-  овладение ребенком основными системами понятий и
дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

-целостность системы понятий (4 кл.);

-фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;

-разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);

-разбор предложения по частям речи;

-синтаксический разбор предложения;

-   умение строить свободные высказывания:

-словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);

- предложения

- связный   текст   (начиная   со   2-го   класса),   в   том   числе   -   и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.),  собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик, на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание    проблемного   характера,    требующего   элементов рассуждения;

сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);

объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

6.6.3. В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

-умение рассуждать и обосновывать свои  действия;


6.6.4. В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

-  сформированность первичных представлений о природных объектах,
их характерных признаках и используемых для их описания понятий

- тела    и     вещества    (масса,     размеры,     скорость     и    другие характеристики);

-объекты живой и неживой природы;

- классификация    и    распознавание    отдельных    представителей различных классов животных и растений;

-распознавание отдельных географических объектов;

-  сформированность первичных предметных способов учебных


действий

- навыков измерения и оценки;

- навыков работа с картой;

-навыков систематизации;

-   сформированность первичных методологических представлений

-этапы исследования и их описание;

-различение фактов и суждений;

-постановка проблемы и выдвижение гипотез.

6.7. Комплект итоговых контрольных работ сопровождается

-детальными рекомендациями по проведению работ;

- оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);

- оцениванию работы в целом

- интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;

- фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.



    1. В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно - они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат. Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

VII. Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения

программы начального образования

7.1. При разработке подходов к определению структуры и содержания измерительных материалов основные усилия должны быть направлены на повышение объективности и надежности оценки образовательных достижений учащихся.

7.2. Обеспечение качества измерительных материалов осуществляется при реализации следующих принципов при их разработке:

-соответствие структуры и содержания измерительных материалов основным целям, с которыми проводятся оценочные процедуры;

-учет  требований  технологичности  массовых  процедур  для  разработки инструментария мониторинговых исследований;

-  оптимизация требований технологичности и аутентичности;

-  сочетание объективной и стандартизированной экспертной форм оценки;

-адекватность используемой формы задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом) проверяемым знаниям и умениям;

-необходимость экспериментальной проверки измерительных материалов с целью определения содержательной валидности и надежности проверочных заданий и работы в целом, а также критериев определения оценок;

-недопустимость использования заданий, которые могут дискриминировать испытуемых по какому-либо основанию (гендерные различия, этнические различия, политические взгляды и др.);

- ориентация на повышение качества образования и стимулирование развития общеобразовательной школы.

7.3. Спецификация проверочной работы включает:

-назначение работы

-документы, определяющие содержание проверочной работы

-структура проверочной работы

-характеристика частей. Типы заданий. Число заданий в проверочной работе и в каждой части по типам заданий

-распределение    заданий    проверочной    работы    по    содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

-время   выполнения  работы

-план проверочной работы

-система  оценивания  выполнения  отдельных  заданий  и  работы  в целом

-дополнительные материалы и оборудование
-условия проведения и проверки работы

-рекомендации по подготовке к работе (если это необходимо).



скачать файл



Смотрите также:
Положение об оценке достижения планируемых результатов в начальной школе муниципального общеобразовательного учреждения
135.59kb.
Положение об оказании дополнительных, в том числе платных образовательных услуг муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №17 х. Ляпино муниципального образования Новокубанский район
59.6kb.
Приказ №30 п. 3 от «25» октября 2013 г. Положение об оценке эффективности деятельности педагогических работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
230.75kb.
Д. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
763.15kb.
Обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения Образовательной программы, позволяющих вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования
300.84kb.
1 Настоящие Положение определяет порядок пользования педагогическими работниками образовательными, методическими услугами муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с
23.83kb.
Положение о группе продленного дня муниципального общеобразовательного учреждения
60.34kb.
Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения
711.92kb.
Доклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения
80.55kb.
Публичный ежегодный доклад муниципального казенного образовательного учреждения Камышинской начальной общеобразовательной школы Иловлинского муниципального района Волгоградской области
38.63kb.
О деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Средней общеобразовательной школы №40»
476.32kb.
Реализуемые программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей №15 г. Химки Московской области 2013-2014 учебный год
580.3kb.