voeto.ru страница 1
скачать файл
Первый раз- в первый класс

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания и сделались хорошими – это в нашей власти».

Плутарх.

Целью образования в начальной школе является:

* выполнение государственного образовательного стандарта на этапе начального общего образования;

* формирование физически здоровой и нравственно ориентированной личности на социально значимые гуманные ценности;

* формирование интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми на начальном этапе обучения;

* формирование личности функционально грамотной в ведущих сферах жизни (экономической, нравственно-правовой, в сфере культуры и искусства) для учащихся младшего школьного возраста.

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?



1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.

Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.

Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный

10 воспитательных действий для родителей:

ГОВОРИТЕ ребенку, чего вы ожидаете от него в конкретных ситуациях, и какую поддержку вы ему можете оказать.

РАЗГОВАРИВАЙТЕ с ребенком – именно в режиме диалога! – о том, что с ним произошло или может произойти, избегая осуждения и лишних эмоций.

ПРИСЛУШИАЙТЕСЬ к мыслям и соображениям ребенка безотносительно, кажутся ли они вам верными или нет. Выслушивание не предполагает согласия, но показывает, что вы интересуетесь жизнью ребенка и хотите знать, что ваш сын или дочь думают и чувствуют.



ПОКАЗЫВАЙТЕ ПРИМЕР правильного поведения, которого вы ждете от своего ребенка. Бессмысленно говорить ребенку: «Делай, как я говорю, а не как я поступаю». Родители должны показывать ребенку, как соответствовать ожиданиям в повседневной жизни.

ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ к профессионалам, как только она вам понадобится. Зачастую родители боятся или стыдятся попросить о помощи или они сильно шокированы поведением ребенка, что им не приходит в голову обратиться за помощью к специалисту. Никто не ждет, что у родителей будут готовы ответы на все вопросы, однако родители должны помогать ребенку их искать.

СТИМУЛИРУЙТЕ ребенка закладывать прочный фундамент для взрослой жизни, прививайте ему навыки, формирующие характер.

БУДЬТЕ РЯДОМ, предлагайте помощь, советы, поддержку и одобрение. Родители, которые хорошо знают своих детей и всегда открыты для общения, лучше справляются и с будничными, и с экстраординарными ситуациями.

ПОЗВОЛЯЕЙТЕ РЕБЕНКУ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои поступки. Не оправдывайте ребенка и не пытайтесь исправить то, что он сделал плохо, - но будьте рядом, чтобы направить ребенка в нужную сторону, не освобождая его от ответственности.

ПОЗВОЛЯЕЙТЕ РЕБЕНКУ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои поступки. Не оправдывайте ребенка и не пытайтесь исправить то, что он сделал плохо, - но будьте рядом, чтобы направить ребенка в нужную сторону, не освобождая его от ответственности.

ПРОСЛЕЖИВАЙТЕ успехи, и заботы ребенка до конца. Родители должны участвовать в повседневной жизни ребенка, чтобы знать, когда нужно прийти ем на помощь. По возможности снабжайте ребенка четкими указаниями – и устными, и письменными – по поводу правил, которые вы устанавливаете, последствий, которые ждут ребенка за их нарушение, и наград за их соблюдение.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа - это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его - вполне реальная задача.

В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная "задолженность" с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.

Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.

Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм.



Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения?

Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха - объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем - выполнение всех назначений врача.

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни - вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

Учитывая высокий уровень заболеваемости у современных дошкольников, обязательным условием является осмотр ребенка у врачей, психолога и педагога дважды: за год до поступления в школу и перед школой. Необходимо провести комплексное обследование ребенка, которое включает консультации специалистов, лабораторное обследование, психолого-педагогическос тестирование.

Обязательно необходимо оздоровить ребенка перед школой, вылечить хронические очаги инфекции (кариес, аденоиды и т.д.), провести коррекцию дефектов речи, добиться компенсации хронических заболеваний.



Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад.

-Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются - рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

- Помните о пользе свежего воздуха - это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

- Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

- При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.


  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

  • Рисование или раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

  • Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

  • Конструирование.

  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

  • Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

  • Всасывание пипеткой воды.

  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

  • Все виды ручного творчества: для девочек - вязание, вышивание и т. д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

  • Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.

  • "Показ" стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

  • Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Развитие психомоторики существенно облегчит задачу обучения письму.

Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку - рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест "вырезание круга", проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.



  • Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему "командные" роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

  • Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу "неуправляемых" детей и нарушителей порядка.

  • На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

  • В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут "проходить" с ним предметы.

Ваша задача - лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ


К первому классу обычно многие дети уже читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом "да" или "нет", уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. "Чёрный" - кидаете вы ему мяч, "белый" - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

Работа со сказками



Обязательно читайте вместе с детьми сказки и детские истории. Обсуждайте и пересказывайте прочитанное.

Придумывайте новые окончания известных сказок.

Сочиняйте свои собственные коротенькие сказки и истории. Рисуйте иллюстрации к сюжетам. Это очень хорошо отражается на общем уровне развития ребенка, его воображении и на Ваших с ним отношениях.

Главное, чтобы и Вам и Вашему ребенку было весело и интересно вместе. Тогда это обязательно пойдет на пользу!

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и об окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия "страна", "город", "улица") и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка - это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.



Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

Важно, чтобы к началу учебы у ребенка сформировался познавательный интерес. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, у которых отсутствует желание и привычка думать.

Перед школой очень важно воспитать у ребенка навыки сознательной дисциплины, усидчивости, ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза. Для воспитания этих навыков у каждого ребенка должны быть обязанности по дому: мытье посуды, пола, покупка хлеба, молока и другие дела. При этом важно соблюдать регулярность и контроль.

В целом на помощь по дому в режиме дня должно отводиться 30-40 минут в день, на самообслуживание — 1 час. Желательно, чтобы ребенок посещал развивающие занятия по интересам (секции, кружки, студии). Особенно это важно для неорганизованного ребенка. Однако следует предостеречь родителей от излишней перегрузки детей. Рекомендуется не более 2-3 занятий в кружке в неделю.



Очень важно не злоупотреблять будущему первокласснику просмотром телевизора и компьютерными играми. Рекомендуемое время просмотра телепередач ребенком — не более 7 часов в неделю, а непосредственное время работы с дисплеем компьютера детям 6-7 лет составляет 5-10 минут в день.

Воспитание детей - сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных - добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство - это хорошая школа жизни.
скачать файл



Смотрите также:
Я сегодня первый раз в первый класс
11.12kb.
Первый раз- в первый класс
133.65kb.
От праздничных торжеств до школьных будней Пусть этот год не будет труден, Хотя в учёбе нет путей простых. Пусть будет лёгок путь и добр учитель, Пусть будет так, а в вашу жизнь пока Предвестником свершений и открытий
14.79kb.
2. сроки приема
30.02kb.
Урок в 1 классе Учитель
38.58kb.
Рудольф Штайнер
2673.4kb.
Так мы начинали "Правы ли мы?", 1963 г
4113.27kb.
Алексей Толстой Петр Первый
9123.56kb.
Бакалавр Юриспруденции 2010г
38.31kb.
Правила приема в первый класс (из устава школы)
7.72kb.
Юлия любила Александра еще сильнее, нежели он её. Она даже не сознавала всей силы своей любви и не размышляла о ней. Она любила в первый раз это бы ещё ничего нельзя же полюбить прямо во второй раз
24.81kb.
В 1940 году мы с семьей приехали из деревни Абатурово Угличского района на Суздалку и стали строить дом на улице Герцена, угол улицы Достоевского. 1941 год-начало войны, мне было всего 8 лет
20.8kb.