voeto.ru страница 1
скачать файл
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста

Тема: «Перелетные птицы»


Автор: Метелкина Любовь Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Место работы: Красноярский край, г. Ачинск, МБДОУ «Д/с № 47».

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: Microsoft Office Word.

Ключевые слова: Логопедическая группа, перелетные птицы, путешествие, задания, игра.

Аннотация: Сложный процесс формирования основ экологической культуры у дошкольников лучше организовывать в игровой форме. Работая в логопедической группе необходимо учитывать особенности развития речи детей и создавать условия для активизации словарного запаса. Все это учтено в представленном конспекте непосредственно образовательной деятельности.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Цель: Уточнение знаний детей о весне и прилетающих птицах.

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять и расширять представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать имена существительные в уменьшительно – ласкательной форме; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы. (Познание, Коммуникация)

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать связную речь детей, Обогащать словарь по теме «Перелетные птицы»; интерес к жизни пернатых; способствовать развитию высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память). (Музыка, Коммуникация, Физическая культура)

Воспитательные задачи: Способствовать формированию у детей доброго, бережного отношения к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями. (Познание, Социализация, Чтение художественной литературы).

Материал: Карточки со словами: «Ау!», «Ку-ку!», «Тук – тук!», «Кто там?». Звуковая фонограмма «Голоса природы». Картонный силуэт птицы, мяч среднего размера. Картинки с изображением перелётных птиц: скворца, грача, ласточки, жаворонка, чижа, стрижа, горихвостки, утки, лебедя, соловья. Шапочки «Солнце», «Снежинка».

Предварительная работа: Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и другие. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему. Чтение художественной литературы: С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нуждина «Ласточка», «Воробьи». Чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных. Прослушивание аудиокассет: «Голоса природы», «Звуки окружающего мира». Дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.
Проведение НОД:

(Дети свободно стоят около воспитателя.)



Воспитатель: Дети, посмотрите на наших гостей. Скажите, какое у них настроение? (Ответы детей) Как вы это определи? (Ответы детей) Чтобы и у нас с вами было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу. (Воспитатель и дети улыбаются друг другу.)

Светает рано по утрам.


Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Как время года называем?…. (Весна)

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна. Давайте отправимся с вами в весенний лес. В этом нам помогут волшебные слова: «Раз, два, три, вокруг себя повернись и в лесу весеннем окажись» (Все вместе говорят слова и совершают действия.) Вот мы и попали с вами на лесную полянку. Я сейчас буду рассказывать о том, что происходит в лесу, а вы мне помогайте – читайте слова на карточках.

Опустилось на землю тихо: «Ау!»

На неведомом суку вздрогнуло: «Ку-ку!»

Застучало по стволам: «Тук – тук!»

Лес встает навстречу нам: «Кто там?»

- Давайте с вами присядем на солнечной полянке и послушаем звуки и голоса весеннего леса.

(Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы»)

- Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц)

- Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают)

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Ответы детей)

- А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, трясогузки)

- Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные) Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Ласточка, ласточка, (На каждую строку большой палец

Милая ласточка. «здоровается» дважды

с одним пальчиком,

Ты где была? начиная с указательного пальца и

За морем бывала, заканчивая мизинцем,

Весну добывала. сначала на правой потом левой рукой)



Д/игра «Перелетные птицы»

(Воспитатель дает детям силуэт птицы. Ребенок, называя одну перелетную птицу, передают силуэт птицы рядом стоящему ребенку)



Воспитатель: Все птицы имеют свои разные названия, а чем они похожи? (Ответы детей о строении птиц: «Голова, шея, клюв, туловище, хвост, крылья, 2 лапки. Тело покрыто перьями») Посмотрите внимательно на картинки птиц и скажите: чем, кроме названий, отличаются перелетные птицы друг от друга? (Ответы детей. Внешний вид, размер, питание, место жизнеобитания)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем с мячом.

Игра «Назови птиц ласково»

Скворец – скворушка, соловей – соловушка, кукушка – кукушечка, журавль – журавушка, грач – грачик, трясогузка – трясогузочка, чиж – чижик, дрозд – дроздик, лебедь – лебедушка, стриж – стрижик, утка – уточка.



Упражнение «Скажи одним словом»

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый).



Воспитатель: Ребята, зная, что вы любите разгадывать загадки, ребусы я приготовила для вас задание на сообразительность.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

(Дети выделяют птицу, которая «заблудилась»)

«Сорока, дятел, грач, синица», «Ворона, журавль, снегирь, тетерев», «Трясогузка, скворец, клест, ласточка», «Утка, сова, лебедь, кукушка», «Свиристель, цапля, соловей, скворец».

Воспитатель: Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

(У каждого ребенка карточка перелётной или зимующей птицы. В середине группы стоят «Солнышко» и «Снежинка». Дети - птицы бегают врассыпную под музыку. Музыка заканчивается и перелётные птицы должны собраться около «Солнышка», а зимующие птицы - около «Снежинки»)



Воспитатель: Ребята, как вы быстро бегали и весело летали птички.

А теперь давайте посидим и отдохнем на нашей полянке.



Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… (насекомые прячутся и птицам нечем питаться). Дятла можно назвать лесным доктором потому, что … (он достает насекомых из-под коры). Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнездо). Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет, заливается). Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).



Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить. Что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их красивых песен.)

Воспитатель: Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину. Вот и пришло время возвращаться в нашу группу. В этом нам помогут волшебные слова: «Раз, два, три, вокруг себя повернись и в группе окажись» (Все вместе говорят слова и совершают действия.) Вот мы и в группе.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали? (Ответы детей)

- О каких новых перелетных птицах вы узнали? (Ответы детей)



- Что интересного вы узнали о кукушке? (Ответы детей)

- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня: внимательно слушали друг друга; рассуждали; отвечали полными предложениями. Молодцы!
скачать файл



Смотрите также:
Перелетные птицы
64.08kb.
Осенние приметы и пословицы
123.78kb.
«осенние приключения»
66.68kb.
Правил а содержания домашних животных и птицы в городе Кирсанове Глава I. Общие положения
190.93kb.
Птицы Филёвского парка и прилегающей территории (г. Москва)
219.92kb.
Класс Птицы (Aves)
147.75kb.
Экскурсия на целый день включает в себя перелет на атолл Тетиароа, пикник на пляже, посещение моту в лагуне атолла острова, где гнездятся морские птицы. В стоимость не входит трансфер от отеля до аэропорта Таити
18.41kb.
"Птицы зимой"
68.92kb.
Образ сказочной птицы в изобразительном фольклоре
64.86kb.
Словно перышки Жар-птицы, Весь сверкает и искрится
44.9kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: " Птицы"
79.1kb.
«Где зимуют птицы?» Цель урока: работать над достижением следующих результатов
72.57kb.