voeto.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Курагинский детский сад №7 «Рябинка» комбинированного вида

Педагогический проект

Тема: Развитие мелкой моторики – как фактор овладения графическим навыком у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Автор-разработчик: Астахова Галина Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории.

п. Курагино 2011г.



Вид проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: Создать условия, способствующие развитию графических навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Задачи проекта:

  1. Изучить научно-методичесую литературу по развитию графических навыков.

  2. Подготовить оборудование для физических и графических упражнений.

  3. Разработать тематическое планирование.

  4. Определить уровень сформированности развития мелкой моторики у детей с ОНР.

  5. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации работы по развитию мелкой моторики.

  6. Определить конкретные условия необходимые для успешного развития навыков графического письма.

  7. Организовать работу с родителями.

Возраст участников проекта: дети 5-7 лет.

Предполагаемый результат: Работа по развитию мелкой моторики улучшит координацию движений, графические навыки, речь, повысится уровень готовности к школьному обучению.

Продукт проектной деятельности: тематическое планирование «Ручной умелости» в старшей, подготовительной группе, перспективный план работы с родителями по теме проекта.

Презентация проекта: доклад на районном методическом объединении воспитателей.



Содержание:

Введение.

Глава 1. Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста.

    1. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    2. Физические игры и упражнения как средство развития моторики руки.

    3. Развитие ручной умелости.

    4. Тематическое планирование работы с детьми по ручной умелости.

    5. Взаимодействие с родителями.

Глава 2. Диагностика ручной умелости детей дошкольного возраста.

2.1. Тесты для диагностики в старшей группе.

2.2. Тесты для диагностики в подготовительной группе.

Глава 3. Результаты диагностики.

3.1. Результаты диагностики ручной умелости детей в подготовительной логопедической группе 2007-2008 учебный год.

3.2. Результаты диагностики ручной умелости детей в старшей логопедической группе 2008-2009 учебный год.

3.3. Результаты диагностики ручной умелости детей в подготовительной логопедической группе 2009-2010 учебный год.



Литература.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли.
Другим словом, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
(В. А. Сухомлинский)


Для полноценной подготовки ребенка к обучению в школе необходимо в дошкольном возрасте развить графический навык и ручную умелость. А использование пальчиковых игр, физических упражнений и графических «шагов» дает возможность развить мелкую моторику у детей с речевым недоразвитием, координировать движения руки, повысить уровень зрительномоторных координаций, развить пространственное восприятие и зрительную память. Это позволяет в последующем помочь избежать комплекса серьезных трудностей при обучении письму в школе.
Перед педагогами стоит важная задача - как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Один из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
. Поэтому работу по развитию мелкой моторики у детей начинаю задолго до поступления их в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. Конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

На протяжении многих лет работаю на логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста. Как правило, ко мне приходят дети с нарушениями и дефектами речи, с нарушением координации движений. У таких детей недостаточно развита мыслительная деятельность, функция планирования, у некоторых наблюдается агрессия, эти дети имеют слабое здоровье. С ними веду целенаправленную и планомерную подготовку к школе, учитывая особенности дошкольников. Наш детский сад сотрудничает с Курагинской средней общеобразовательной школой №1. На основании соглашения между учреждениями организуем взаимодействие с целью создания благоприятных условий для быстрой адаптации, воспитания и текущего обучения детей, охраны и укрепления их здоровья. Прослеживая успеваемость своих выпускников, я сделала вывод, что для большинства детей самым сложным предметом в школе является письмо. Учителя также отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении графическим навыком письма. Ведь письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженности работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.


Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
С этой целью, руководствуясь специальной литературой, методическим пособием С.Е.Гавриной, С.О.Филипповой вышла на разработку проекта по теме: «Развитие мелкой моторики – как фактор овладения графическим навыком у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Глава 1. Формирование графических навыков у детей
дошкольного возраста



1.1. Подготовка детей к обучению в школе.

Значительная часть детей поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт рисования, несовершенна координация, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звукобуквенного анализа.


Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Могу ли я в дошкольном возрасте подготовить ребенка и помочь избежать серьезных трудностей при обучении письму в школе. Безусловно, да. Я считаю, что трудностей можно избежать если:

- помочь ребенку в речевом развитии;
- укрепить здоровье ребенка;
- не торопиться и не подгонять ребенка;
- делать следующий шаг, только закрепив предыдущий;
- занятия проводить систематически, не перегружая детей; - работать, применяя игру в игре;
- поощрять ребенка за успех;
- не корить за неудачи.

Дошкольный возраст является наилучшим временем для
формирования человеческих способностей. Еще Л.Н.Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня - один шаг, а от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние». В дошкольном учреждении уделяется большое внимание подготовке детей к обучению. Дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы:
рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения.

Только письмо не включено в программу обучения, так как в дошкольном возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие занятия: рисование, лепку, аппликацию. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке. Процесс письма


вовлекает в работу другие движения пальцев; зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.
Считаю, что вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе. Сегодня задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительной группе, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду
деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья,
незнанием воспитателями методики обучения письму.
Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.
Я придерживаюсь мнения о необходимости специальной предварительной комплексной подготовки и использования для формирования ручной умелости физических игр и заданий, пальчиковых игр и упражнений, конструирования из бумаги, рисования, лепки, штриховки контуров, обводки.

1.2.Физические игры и упражнения, как средство развития моторики рук.

Графические действия письма носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть – выполнение движений и осуществление контроля за ним. Процесс формирования двигательного навыка письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Следовательно, двигательный опыт ребенка может влиять на успешность его обучения письму.

Считаю, что физические упражнения располагают большими возможностями для развития и совершенствования руки дошкольника при формировании графического навыка письма. Навык письма является двигательным навыком и, следовательно, подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка.

Так С.О.Филиппова предлагает использовать физические игры и упражнения для развития качеств, определяющих успешность овладения детьми графики письма (приложение). Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие – письмо, может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений, которые способствуют совершенствованию у ребенка координации движений, учат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм.

Применяю их в повседневной деятельности детей, физминутках и утренней гимнастике. Большинство упражнений являются комплексными и одновременно решают несколько задач подготовки дошкольника к овладению графики письма.

Во время проведения:

- утренней гимнастики использую упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве;

- физкультминуток - упражнения на развитие ручной умелости;
- подвижных игр в перерывах между занятиями -с мячами, скакалками, игры на ориентировку в пространстве - на развитие глазомера;
- подвижных игр на прогулке - игры на развитие координации движений (лазание, преодоление препятствий, действия с предметами);
- физические упражнения, игры и эстафеты включая в занятия по математике-развитию речи, познавательных процессов.

В старшей группе возрастает роль физических упражнений и игр,


так как они представляют широкие возможности для тренировки
мелких видов деятельности. Выполняя достаточно большое количество
упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких
мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не
жалуются на усталость рук. Различные виды деятельности требуют участия обеих рук. Развития требует и левая, и правая рука.

Специально подобранные физические упражнения способствуют совершенствованию у ребенка координации движений, учат ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм, развивают руку - то есть дают все, что необходимо для успешного овладения навыками.

В работе с детьми использую игры с мячом (приложение). Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Для меня мяч является прекрасным инструментом, использую его в коррекционной работе во время совместной деятельности и коррекционной работе на коррекционных занятиях.

Игры с мячом помогают:

1. Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.


2. Освободить детей от утомительной, неестественной для их возраста не подвижности на занятиях. 3. Разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развить общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
5. Регулировать силу, точность движений.
6. Активизировать непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
7. Развить глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
8. Развить мышечную силу, усиливать работу важнейших органов - легких, сердца, улучшают обмен веществ.
9. Нормализовать эмоционально-волевую сферу, что важно для гипервозбудимых детей.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Использую в работе небольшие мячики. Перед занятиями в старшей группе провожу игровой комплекс с мячиком: «Разминка», «Фокусник». В индивидуальной работе использую игры: «Разноцветные шары», «Дождик», «Парашюты», «Плывет, едет, скачет», «Спираль» (приложение).

Кроме недоразвития мелкой моторики рук у детей с речевой патологией наблюдается нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. При помощи игр с мячами (теннисные, резиновые, из ткани) отрабатываю силу’ и точность движения. Все эти игры не требуют большого пространства: «Вратарь», «Не упусти», «Я и мячик», «Попади в ворота», «В кругу», «Попади в обруч», «По цепочке».



1.3. Развитие ручной умелости детей дошкольного возраста

Для формирования навыка письма требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?


Считаю важным для овладения навыком письма развитие пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов:
шарики, кубика — формируется у ребенка примерно к 1,5 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если
специально не упражнять руки ребенка, то и в 6 лет ребенок с трудом выполнит графическое упражнение. В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля.
Ко мне в логогруппу приходят дети пяти лет, у которых наблюдаются действия с карандашом на основании двигательной импульсации: размашистые движения без попытки зрительной регуляции. После индивидуальных занятий в течение года уже к концу первого полугодия старшей группы у ребенка появляется зрительный, хотя недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования. При формировании движений и двигательных навыков важную роль отвожу подражанию, словесному объяснению. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми. Одним од требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка — пространственных представлений: координации движений, чувства ритма.

К подготовительной группе рука детей должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается ученым термином «ручная умелость». Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки (приложение).



М. М. Кольцова с сотрудниками обращают внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной


области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Проекция движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. Ряд экспериментов М. М.Кольцовой, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального согревания мозга. Влияние сказывается сразу после выполнения упражнений, способствуя стойкому повышению работоспособности коры больших полушарий. (приложение).

Таким образом, доказано, что если развитие движений пальцев


соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах
нормы; и если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается
и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть
нормальной или даже выше.

Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях:


рисовании, лепке, конструировании, специальной графической подготовке - графике.
В старшей группе, из-за слабого развития мелких мышц кисти, у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Дети часто жалуются на сильную усталость руки. Чтобы наши дети в школе правильно, красиво и легко писали, необходимо уже в дошкольном возрасте развивать их тонкую моторику.

В старшей группе коррекционные занятия я начинаю с упражнений, направленных на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки.

Эти упражнения включают в старшей группе: обведение контуров, задания на штриховку, раскрашивание. В подготовительной группе: рисование узоров, воспроизведение графических узоров по клеточкам. Обращаю внимание на то, как сидит ребенок, правильно ли держит карандаш, рисует ли он слева направо, не переворачивает ли тетрадь, не выходит ли за контуры фигур. Задания провожу по степени возрастания сложности. В старшей группе большое внимание уделяю ежедневным упражнениям вечером (10 минут). А в подготовительной группе провожу специальные занятия один раз в неделю – графика.
Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом. В ходе выполнения упражнений у детей формируются произвольное внимание, волевые качества. Данные задания воздействуют на память, мышление и воображение. Это комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук дошколят в группе с ОНР. Для маленьких пальчиков это важный большой труд, ведь «умелые пальчики — умные детки».
Ребенок в 5 лет обладает низкой способностью к произвольной регуляции движений, в этом возрасте не закончено окостенение фаланг пальцев и костей кисти, не сформированы мелкие мышцы кисти, низка выносливость к статическим перегрузкам.

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не качество сделанного, а правильность и тщательность их выполнения. Перед каждым заданием объясняю детям его цель:


будем делать, для чего и как. После объяснения показываю образец инструкцию, предлагаю выполнить задание. К следующим этапам перевожу, если освоены предыдущие. Дети лучше осваивают все в игре, чем в работе.
Работу по графическому письму провожу, осваивая 8 шагов. При подготовке и выполнении работы соблюдаю определенную последовательность совершенствования разного рода движений.

Этот принцип и лежит в основе «шагов». Для того, чтобы научить ребенка правильно выполнять графические движения следую правилам:


- не требую, чтобы ребенок работал по принципу «Делай, как я», он может увидеть движения по-своему;
- объяснить и показать, как делать движение, а затем выполнить его вместе;
- зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение;
- объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения.
Шаг первый: учимся правильно сидеть.
Шаг второй: учимся правильно держать карандаш, бумагу и тетрадь.
Шаг третий: учимся рисовать прямые линии -
вертикальные, горизонтальные; наклонные.
Шаг четвертый: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.
Шаг пятый: учимся рисовать полуовалы (верхние, нижние).

Шаг шестой: учимся рисовать круги и овалы.
Шаг седьмой: учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).
Шаг восьмой: учимся рисовать полуовалы, овалы, определенной величины.
Шаг девятый: учить печатные буквы и учить «писать их правильно».

Шаг десятый: учить элементы письменных букв (считаю в детском саду проводить нецелесообразно). Хотя возможно в подготовительной группе с января вести работу по овладению курсивным письмом. Эти движения сформировать совсем непросто и легче освоить это детям в первом классе, а роль воспитателей лишь подготовить руку для овладения курсивным письмом.

Рука ребенка должна освоить два вида движений:

- движения из прямых (диагональных) линий и соединительных штрихов (пунктир). Это ряд сплошных линий.
- движения овалов (циклические). Траектория движений сходна с написанием прямых диагональных линий.

К школе ребенок должен научиться свободно и четко рисовать вертикальные штрихи, наклонные линии, полуовалы и овалы.


Осваивая шаги первый, второй, третий, учу детей правильно сидеть, держать карандаш и лист бумаги, тетрадь. Первые занятия дети знакомятся с правилами и просто рисуют, а не выполняют графические задания. Ребенок рисует, фиксируя свое внимание именно на том, как сидеть, как держит карандаш, как лежит лист бумаги, тетрадь. Первое время обвожу контур тетради, правильно лежащей на столе, мелом, что является хорошим ориентиром.
На следующем занятии учу ставить точки, с которых начинается движение.
Затем рисуем стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Использую нелинованные листы бумаги. Главное на этом этапе зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основным требованием:
- линии должны быть ровными (длину штриха каждый ребенок выбирает сам).
Для детей начинать движения в определенной точке и вести руку в определенном направлении совсем просто. Когда движения действительно начинаются в нужной точке и ребенок научился различать, что рука может двигаться в разных направлениях, то перехожу к ориентировке на листе бумаги.
Ребёнок усваивает понятия: «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку». Ведем руку направо, налево, вверх, вниз.
На начальном этапе (вся старшая группа и до января подготовительной группы) работаем карандашом. Ведь именно карандаш дает:

- легкость и дифференцированность четкости штриха, который оставляет карандаш на бумаге, делает контроль движений при письме гораздо более простым;


- контроль движений может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от качества бумаги, карандаша.

А с января подготовительной группы графические задания выполняем с детьми шариковой ручкой.


После выполнения любых графических заданий предлагаю детям зарядку для кисти рук: разжать, расслабить пальцы кисти, ровно и глубоко вдохнуть — выдохнуть и затем делать следующие задания.

Осваивая четвертый шаг, развиваю у детей умение рисовать параллельные линии. Понимание того, как это сделать очень важный этап подготовки к письму. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (а затем и почерку) четкость, аккуратность, делает письмо более легким для восприятия и чтения. Индивидуальные положения карандаша, бумаги в значительной степени определяют угол наклона штрихов у каждого человека. Поэтому считаю, что до обучения письму в школе, в детском саду необходимо научить ребенка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

Вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз.
Горизонтальные линии пишутся слева направо.
Многовариантные упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение. Объясняю детям, какие линии считаются параллельными: линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Нарушение параллельности показываю наглядно.
Следующий этап - пятый шаг. Овладеваем рисованием полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными
направлениями движений. При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец). Для тренировки рисования полуовалов использую задания - игры «нарисуй узор бабочки», «дорисуй чешую рыбки», «дорисуй облака» и другие аналогичные задания.
Овладевая шестой шаг, главное внимание обращаю на различие овалов и кругов при их выполнении. Предлагаю мысленно вписать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны графические задания «раскрути спираль», «закрути спираль». При выполнении этих заданий прошу ребенка карандаш держать свободно (на весу, без опоры на мизинец), это позволяет почувствовать новые варианты свободных движений руки при манипуляциях карандашом.
Следующий шаг седьмой. Выполнение заданий позволяет научить ребенка свободно передвигать руку по строке, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если графические элементы будут более крупными, так как основная задача — именно умение передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно попробовать «проехать» по штриховой дороге, а потом по узкой тропинке.

Шаг восьмой уже приближает ребенка к письму как к таковому. Письмо букв связано с достаточно жесткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Объяснив, что такое строка, как располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия, ограничивающая строку, где нижняя, переходим к написанию элементов.

Конечно, рисовать и писать просто вертикальные и горизонтальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определенную высоту, ширину.


Умение видеть отличие фигур не всегда связано с возможностью изобразить по инструкции, соотнести одну с другой. Для тренировки этой способности играю с детьми в игру «волшебный карандаш», «веселый художник» «незнайкины рисунки», где выполняем задания типа:

- нарисуй овал, круг;

- поставь точку сверху, снизу, справа, слева;

- нарисуй квадрат;

- поставь две точки сверху и снизу и по одной справа и слева.

Многие трудности обучения связаны с тем, что ребенок не способен правильно воспринимать расположение фигур в пространстве. Дети не знают или путают значение слов, обозначающих пространственное расположение :внутри, выше, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, впереди, сзади. А подобные упражнения направлены на тренировку этой способности.


Способность малыша вести руку по необходимой траектории сначала лучше тренировать на больших движениях. Для этого можно использовать такие задания:
- нарисуй 10 красных и 10 зеленых точек на нелинованной бумаге;

- соедини все красные точки красным карандашом;

- соедини все зеленые точки зеленым карандашом;

- соедини точки так, чтобы линии не пересекались;

- соедини цифры от 1 до 10, от 1 до 20 прямыми линиями (возле точки поставь цифру).

Одновременно при этом тренируется способность планировать свое движение. Хороша в этом случае и штриховка (прямая, левая) сверху вниз, слева направо. Но дети с нарушениями моторики не очень выполняют эти задания. Они уже знают, что у них «плохо получится». Поэтому лучше не выполнять большие задания по образцу.

Учу детей внимательно:

- рассматривать рисунки;

- воспринимать и отличать сходство и различие:

- рисовать схемы и схематически изображать все, о чем идет речь;

- располагать фигуры на плоскости;

- копировать (срисовывать) сначала самые простые рисунки, а потом и более сложные рисунки;

- вырезать различные фигуры;

- работать с бумагой, с мозаикой, деталями конструктора.

С большой охотой дети нанизывают детали (специально изготовленные из фломастеров или пуговиц) различные по величине, цвету. Сначала можно нанизывать эти детали на шнурок — это легче, так как конец шнурка жестко закреплен, мохрится; затем предлагаю нанизывать на проволоку, леску. По мере тренировки шнурок меняю на более толстую шерстяную или синтетическую нить, конец которой приходится каждый раз скручивать, а это дополнительная тренировка для пальчиков. Полезно доставать фигуры из коробки на ощупь.
Довольно часто трудности обучению письму в школе связаны с плохой способностью воспринимать и различать фигуры, буквы, запоминать, именно ,конфигурацию буквы, соотношение ее элементов.
Для тренировки этой способности необходимо использовать задания типа:
- найти круги (треугольники, квадраты) и обвести их определенным цветом.
Подобные задания можно использовать до тех пор, пока они не будут выполняться безошибочно.

1.4. Тематическое планирование «ручной умелости» в старшей группе

Сентябрь

Ι,ΙΙ

нед.


Диагностика

«Координация движения»


«Пространственные представления

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж»

-/- игра «Пальчики здороваются»

Физ.упр. –«Бег из разных исходных положений»

Физ. игра «День-ночь»

Игра с мячом «Разминка».


ΙΙΙ,

ΙV

нед.



Диагностика

«Чувство ритма»

«Ручная умелость»


Пальчиковая гимнастика «Самомассаж»

-/- игра «Цветы», «В гости»

Физ.упр. «Ходьба под счёт»

Физ.игра «У дочка»

Игра с мячом «Что катится»


Октябрь

Ι,ΙΙ

нед.


«Шаг» 1

«Положение листа»



Пальчиковая гимнастика «Волна гимнастика «Волна», «Дельфин»

-/- игра «Семья», «Замок»

Физ. упр. «Бег по сигналу»

Физ.игра «Умелые ножки»

Игра с мячом «Прокати мяч»


ΙΙΙ,

ΙV

нед.



«Шаг» 2

«Умение держать карандаш, осанка»



Пальчиковая гимнастика «Оса», «Цветок», «Фонарики»

-/- игра «Сидит белка на тележке»

Физ.упр. «Прыжки через длинную скакалку»

Физ.упр. «Удочка»

Игра с мячом «Машина и стрекоза»


Ноябрь

Ι,ΙΙ

нед.


«Шаг» 3

Пальчиковая гимнастика «Комплекс №1»

-/- игра «Зарядка»

Физ.упр. «Челночный бег»

Физ.игра «Охотники и утки»

Игра с мячом «Машина»


ΙΙΙ,

ΙV

нед.



«Шаг» 4

«Штрихи вертикальные »


Пальчиковая гимнастика «Самомассаж»

-/- игра «На блины»

Физ.упр. «Ходьба с хлопками»

Физ.игра «Справа, слева, впереди в обруч только попади»

Игра с мячом «Шарик на горке»


Декабрь

Ι,ΙΙ

нед.


«Шаг» 4

«Штрихи вертикальные , »

Пальчиковая гимнастика «Комплекс № 2»

(1-7 упр.)

-/- игра «Погреемся»

Физ.упр. «Балансировка гимнастической палкой на ладони»

Физ.игра «Охотник и зайцы»

Игра с мячом «Мяч»



ΙΙΙ,

ΙV

нед.



Контрольный тест (от 1 до 5 задания)

Пальчиковая гимнастика «Комплекс №2» (7-14 упр.)

-/- игра «Зайки»

Физ.упр. «Ходьба спиной вперёд»

Физ.игра «Паровоз»

Игра с мячом «Трудные виражи»


Январь

Ι,ΙΙ

нед.


Контрольный тест (от 5 до 10 задания)

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж»

-/- игра «Умница»

Физ. упр. «Прокатывание мяча в воротики»

Физ. игра «Кошечки с мячиком»

Игра с мячом «Козлята»


ΙΙΙ,

ΙV

нед.



«Шаг» 4.

«Штрихи »

Пальчиковая гимнастика «Комплекс №1»

-/- игра «Птички»

Физ.упр. «Ходьба с ритмическим рисунком»

Физ. игра «Змейка»

Игра с мячом «Угощение»


Февраль

Ι,ΙΙ

нед.


«Шаг» 4

«Штрихи »

Пальчиковая гимнастика «Комплекс №3» (1-6 упр.)

-/- игра «Ловкий зайка»

Физ.упр. «Прокатывание мяча по гимнастической скамейке»

Физ.игра «Найди своё место»

Игра с мячом «Снежинки»


ΙΙΙ,

ΙV

нед.



«Шаг» 4.

Штрихи »

Пальчиковая гимнастика «Комплекс №3» (6-12 упр.)

-/- игра «Братцы»

Физ.упр. «Ходьба по кругу»

Физ.игра «Сбей кеглю»

Игра с мячом «Трудные виражи»


Март

Ι,ΙΙ

нед.


«Шаг» 5.

«Вертикальные полуовалы»



Пальчиковая гимнастика «Самомассаж»

-/- игра «Дельфины»

Физ.упр. «Прыжки, слалом»

Физ.игра «Удочка»

Игра с мячом «Угощение.


ΙΙΙ,

ΙV

нед.



«Шаг» 5

Нижние полуовалы»



Пальчиковая гимнастика «Комплекс №1»

-/- игра «Апельсин»

Физ.упр. «Бег со скакалкой»

Физ.игра «Мячик об пол и поймай, да смотри же не роняй»

Игра с мячом «Трудные виражи»


Апрель


Ι,ΙΙ

нед.


«Шаг» 6

«Завитки в кругу»



Пальчиковая гимнастика «Комплекс №2» (1-7 упр)

-/- игра «Птицы»

Физ.упр. «Прыжки в глубину с хлопком»

Физ. игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Игра с мячом «Лодочка»


ΙΙΙ,

ΙV

нед.




«Шаг» 6.

Завитки в овале»



Пальчиковая гимнастика «Комплекс №2» (7-14 упр)

-/- игра «Замок»

Физ.упр. «Ходьба до заданной точки с закрытыми глазами»

Физ.игра «Прыгает и скачет по сиденью мячик»

Игра с мячом «Путешествие по реке


Май

Ι,ΙΙ

нед.


«Шаг» 7.

«Свободное передвижение руки»



Пальчиковая гимнастика «Комплекс №3» (1-6 упр)

-/- игра «Сороконожки»

Физ.упр. Прыжки в глубину с ловлей мяча»

Физ. игра «К своим флажком»

Игра с мячом «Перевёртыши»


ΙΙΙ,

ΙV

нед.



Диагностика «Ручной умелости»

Пальчиковая гимнастика «Комплекс №3» (6-12упр)

-/- игра бабочка»

Физ.упр. «Ходьба с хлопками на заданный счёт»

Игра с мячом «Угощение»




скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Педагогический проект
634.6kb.
Педагогический проект
96.96kb.
В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего видение того, как может развиваться школа
337.28kb.
«В звуках мир наш отражен»
105.07kb.
Педагогический проект
501.57kb.
Перелік питань перевірки рибогосподарської діяльності суб’єкта аквакультури
19.44kb.
1965 года рождения, образование высшее, общий педагогический стаж 13 лет, в данной школе работает с 1996 года
11.12kb.
Проект перспективного развития мбоу «сош №8» г. Ачинска Красноярского края на 2011-2015 учебный год Проект
378.94kb.
Проект usaid «Деловые связи» финансируется Международным агентством по развитию США
161.36kb.
Проект «Безопасность и здоровье»
98.1kb.
Проект позволяет слушателям
46.62kb.
Курсовой проект По дисциплине: «Экономика природопользования»
1002.39kb.