voeto.ru страница 1
скачать файл
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

пгт.Ноглики

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии

Образовательная программа

по курсу занятий развития речи
«Секреты красивой речи»
Объединение «Любознай-ка»

Возраст детей – 5-7 лет

Программа рассчитана на 1 год обучения
Педагог Горошко Ольга Владимировна

Уровень квалификации – высшая категория

Должность – педагог дополнительного образования
пгт. Ноглики

2012г.
Пояснительная записка.

Данная программа, как нормативный документ, разработана в соответствии с:



  • Ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года NQ 233;

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей;

  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006г.№06-1844.

Дополнительные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, ст. 26 «Закона об образовании». Пунктом 5, ст. 14 «Закона об образовании». Пунктом 5, ст. 14 «Закона об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Согласно п. 3, ст. 31 «Закона об образовании» ответственность за реализацию и качество образования несет образовательное учреждение.

Дополнительная образовательная программа «Секреты красивой речи» разработана для проведения групповых занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста на базе МБОУ ДОД Центра детского творчества пгт.Ноглики в объединении «Любознайка».

Направленность программы «Секреты красивой речи» - социально-педагогическая.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная цель такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденции к ее саморазвитию.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, автор программы видит необходимость возрождения лучших образцов народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями. Сегодня возрастает роль национальных ценностей каждого народа: искусство, традиции, язык, литература. Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои национальные истоки – является задачей современного образования. Исходя из этого, автор программы считает необходимым включение в содержание программы элементов русских народных традиций, обычаев и праздников, а также элементов русского фольклора.

Коррекционная фронтальная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, на обучение проведения звуко-буквенного

анализа, обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи, укрепление артикуляционной, мелкой и общей моторики позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательное учреждение. Этим и определяется цель данной программы.



Задачи:

Развивающие:

  • Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику дошкольников;

  • Развивать и совершенствовать мелкую моторику дошкольников;

  • Развивать и совершенствовать общую моторику дошкольников;

  • Развивать такие психические процессы, как: внимание, память, воображение, восприятие, мышление.

Обучающие:

  • Формировать у дошкольников произносительные умения и навыки;

  • Учить производить звуко – буквенный анализ;

  • Обогащать активный и пассивный словарный запас дошкольников;

  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

  • Формировать навыки связной речи у дошкольников.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у дошкольников речевую культуру;

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родному языку;

  • Через введение в программу элементов народоведения воспитывать у дошкольников уважение к народным традициям, обычаям и праздникам;

  • Воспитывать у детей культуру поведения на занятиях, дисциплинированность.

Отличительные особенности программы.

  1. Поставленные задачи решаются комплексно: занятия носят не только развивающий характер, но и коррекционный.

  2. Формирование речевых умений и навыков в процессе занятий по программе рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход соотносится с фундаментальными положениями

  3. Л.С. Выготского , С.Л.Рубинштейна, согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью, в процессе чего внешние события, изменение взаимоотношений с окружающими, осознаваясь, изменяют внутреннее, психическое состояние, перестраивают его сознание, внутреннее отношение к людям и самому себе.

  4. Сегодня возрастает роль национальных ценностей каждого народа: искусство, традиции, язык, литература. В содержание программы «Секреты красивой речи» введены элементы народоведения. Это введение позволяет автору программы одновременно с задачей развития речи у дошкольников решать задачи сохранения истории, культуры и традиций национальной самобытности русского народа.

  5. По замыслу автора в ходе постепенного усложнения программного материала ребенок овладевает не только формальной, но и смысловой стороной языка. Как раз в этот период речь принимает на себя планирующую функцию, что является важным поворотным моментом в развитии речи и мышления.

  6. Основным моментом в ходе освоения программного материала у дошкольников происходит переход от преимущественно ситуативной речи к использованию контекстной. Такой переход автор связывает с овладением словарным составом и грамматическим строем языка ребенка. По мере овладения связной речью дети учатся адекватно применять средства контекстной и ситуативной речи в зависимости от условий, содержания и характера общения.

  7. В отличие от других программ по развитию речи автором данной дополнительной образовательной программы является учитель-логопед, что говорит о профессионализме разработчика программы.

Возрастные психологические особенности обучающихся по программе.

Данная программа рассчитана на детей 5-7 летнего возраста.

В дошкольном возрасте процессы торможения становятся сильнее. Но процессы возбуждения пока еще преобладают. Этим объясняется высокая степень возбудимости детей. Психические процессы развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенное в воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Однако, постепенно восприятие становится более управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой оно раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения. Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Однако, непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное развивается быстрее. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозных процессов. Однако этим детям вполне доступно сохранять внимание достаточно длительное время. Дети данного возраста очень эмоциональны, но постепенно учатся управлять своими эмоциями, быть более сдержанными.

Дошкольникам присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение. Очень важной особенностью является подражание взрослым, своим сверстникам, героям книг и кинофильмов. Это качество помогает детям в учении и способствует быстрому овладению умениями и навыками, а также планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. Интересы дошкольника неустойчивы, ситуативны.

Речевое общение и развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, но основным, все же, остается игра. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о

животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации,

в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Включая в ход занятия специальные приемы, игры и упражнения, педагог решает в комплексе все задачи речевого развития.

Таким образом, обучение по программе будет качественным и высокорезультативным, если педагог при разработке занятий будет учитывать особенности развития психических функций детей дошкольного возраста.

Учитывая психологические особенности детей данного возраста, можно описать условия реализации данной программы.
Условия реализации программы:


  1. Взаимосвязь коррекции речи с развитием психических процессов (восприятия, памяти, мышления). Недостаточность процессов восприятия проявляется, прежде всего, в зрительных, слуховых, кинестетических дифференцировках.

  2. Взаимосвязь работы с программой по подготовке к обучению грамоте;

  3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, грамматической и лексической).

  4. Использование наглядного материала с целью активации познавательной речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

  5. Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.

Срок реализации данной программы – 1 год.

Форма занятий - групповая.

Режим занятий – в неделю 3 занятия (1занятие=30мин.)

в год- 96 занятий.



Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Результатом прохождения дошкольниками данной образовательной программы автор считает следующее:



  • Умение пользоваться интонационными средствами выразительности речи;

  • Четкий динамический праксис рук;

  • Умение проводить звуко-буквенный анализ слогов и слов;

  • Знание и дифференциация понятий «Звук» и «Буква»;

  • Навык согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных, а также притяжательных прилагательных.

  • Умение применить в речи правильный предлог;

  • Навык словообразования;

  • Умение подбирать синонимы и антонимы, а также составлять предложения с данными словами;

  • Составление предложений по сюжетным картинкам и по сюжетной картине;

  • Навык связного высказывания (как ситуативного, так и контекстного);

  • Реконструкция содержания литературного образца, выражение своего отношения к воспринятой информации при помощи собственных лексических средств, синтаксических конструкций.

Формы подведения итогов:

  1. Открытый урок.

  2. Выступление перед родителями.

  3. Проведение и анализ диагностики устной речи дошкольников.


Учебно-тематический план.



Тема занятия


Кол-во

часов




1,2неделя октября – обследование.

15 октября – беседа о народном празднике «Рябинник»

6




Раздел 1.







Октябрь


6

1.

Во Вселенной звуков.

1

2.

Беседа об образовании речевых звуков. Звуки речи.

1


3.

Гласные звуки А, О, У, И. Лексическая тема «Посуда»

1

4.

Звук Э. Лексическая тема «Времена года»

1

5.

Звук Ы. Лексическая тема «Ягоды и грибы»

1

6.

Знакомство со звуками «К,ГХ». Лексическая тема «Овощи».

1




Ноябрь

11

7.

Дифференциация звуков «Ф,В». Лексическая тема «Фрукты»

1

8.

Выделение гласных звуков в начале слова. Определение их места в слове.

1

9.

Выделение гласных звуков из конца слова. Определение их места в слове.

1

10.

Выделение гласных звуков из середины слова, из состава прямого слога. Определение их места в слове. Лексическая тема «Домашние животные»

1

11.

Выделение гласных звуков из начала слова. Определение их места в слове. Лексическая тема «Дикие животные»

1

12.

Дифференциация звуков «Т-Д». Лексическая тема «Дни недели»

1

13.

Дифференциация звуков П, Пь. Беседа о народном празднике «Свадебник».

1

14.

Дифференциация звуков «П-Б». Лексическая тема «Обитатели леса»

1

15.

Гласные первого и второго ряда. Беседа о народном празднике «Кузьминки».

1




Гласные первого и второго ряда. Лексическая тема «Зимние забавы»

1

16.

Гласные первого и второго ряда. Лексическая тема «Мебель»

1




Декабрь

12

17.

Дифференциация звуков «Ж-Ш». Лексическая тема «Транспорт»

1

18.

Дифференциация звуков «З-Ж». Лексическая тема «Профессии»

1

19.

Дифференциация звуков «С-З». Лексическая тема «Деревья»

1

20.

Дифференциация звуков «С-Ш». Лексическая тема «Продукты питания»

1

21.


Дифференциация звуков «С-Ц». Беседа о народном празднике «Спиридон Солнцеворот»

1

22.

Дифференциация звуков «Ц-Ч». Лексическая тема «Инструменты»

1

23.


Дифференциация звуков «Ч-Щ». Лексическая тема «Деревья»

1

24.

Дифференциация звуков «Л-Р». Лексическая тема «Сказки»

1

25.

Слог. Предложение. Текст. Лексическая тема «Новый год»

2

26.

Закрепление пройденного по разделу материала.

1

27.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Уменьшительно--ласкательные существительные.



1




Раздел 2.







Январь

10

28.

Описание предмета.

1

29.

Составление предложений по картинкам. Беседа о празднике «Рождество Христово».

1

30

Составление простых предложений по вопросам.

1

31.

Составление небольшого рассказа по образцу.

1

32.

Обобщение понятий по общим признакам.

1

33.

Предлоги НА, С, ПОД, НАД. Лексическая тема «Новый год»

1

34.

Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ. Лексическая тема «Части тела»

1

35.

Глаголы прошедшего времени. Лексическая тема «Птицы».

1

36.

Глаголы повелительного наклонения.

1

37.

Существительные единственного и множественного числа в И.п. «Один – много».

1




Февраль

12

38.

Существительные единственного числа в В.п.

1

39.

Согласование существительных с глаголами в ед. и мн.числе настоящего времени.

1

40.

Образование существительных ед. и мн.числа с помощью суффиксов –онок, -енок.

1

41.

Практическое усвоение окончаний глаголов женского и мужского рода прошедшего времени.

2

42.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

3

43.

Употребление существительных в дательном падеже. Лексическая тема «Защитники Отечества»

1

44.

Приставочные глаголы. Беседа о народном празднике «Проводы русской зимы»

1

45.

Закрепление пройденного по разделу материала.

1

46.

Ответы на вопросы.

1




Раздел 3.







Март

13

47.

Составление простых предложений по вопросам.

1

48.

Составление рассказов по опорным картинкам.

1

49.

Составление рассказа по сюжетной картине. «Восьмое марта»

2

50.

Русская народная сказка «Репка»

2

51.

Сказка В.Сутеева «Под грибом»

2

52.

Разучивание простых стихотворений. Беседа о народном празднике «Одна ласточка весны не делает»

1

53.

Сказка «Маша медведь»

2

54.

Сказка «Зимовье зверей»

1

55.

Сказка «Зимовье зверей»

1




Апрель

13

56.

Ранняя весна. Пересказ небольшого текста.

1

57.

Сказка «Лиса и волк»

2

58.

Русская народна сказка «Колобок»

2

59.

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

1

60.

Составление предложений по вопросам и демонстрация действий. Беседа о народном празднике «Пасха»

1

61.

Сказка «Лиса и журавль»

1

62.

Сказка «Теремок»

1

63.

Сказка «Заюшкина избушка»

1

64.

Сказка «Мужик и медведь»

1

65.

Сказка «Бычок - смоляной бочок»

1




Май

14

66.

Сказка «Гуси-лебеди»

1

67.

Сказка «Заяц-хваста»

1

68.

Сказка «Два жадных медвежонка»

1

69.

Сказка «Байка о щуке зубастой»

1

70.

Сказка В.Сутеева «Разные колеса»

1

71.

Сказка М.Михайлова «Лесные хоромы»

1




Закрепление пройденного по разделу материала. Беседа о народном празднике «Первая роса – сеять пора»

1




Итоговое занятие.

1




3, 4 неделя мая - обследование

6


Содержание программы.
Раздел 1. Работа над звуковой стороной речи, направленная на усвоение элементов фонетики.

«Овладение звуковой стороной речи включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи»



Д.Б. Эльконин

  • Развитие артикуляционной моторики (упражнения, скороговорки, чистоговорки, потешки).

  • Развитие мелкой и общей моторики (физминутки, пальчиковые гимнастики).

  • Развитие фонематического слуха. Место звука в слове.

  • Формирование просодической стороны речи. Место ударения в слове. Интонация (мелодика, ритм, тембр, темп, сила голоса).

  • Понятие «Звук», «Буква», «Слог», «Предложение», «Текст».

  • Гласные и согласные звуки.

  • Твердость-мягкость звуков, звонкость и глухость звуков.

  • Дифференциация согласных звуков.

  • Звуковой состав слова.

  • Обогащение пассивного и активного словаря по темам: «Посуда», «Времена года», «Ягоды и грибы», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Дни недели», «Обитатели леса», «Зимние забавы».

  • Знакомство с народными праздниками «Рябинник», «Свадебник», «Кузьминки».

Раздел 2. Обогащение речи детей лексико-грамматическими формами и конструкциями. Формирование языковых обобщений. Словообразование и синтаксис.

«Создание условий для оптимального овладения языковыми закономерностями возможно в том случае, если ведущим в обучении выступает формирование языковых обобщений, которые «составляют ядро психологического механизма усвоения языка»



Ф.А. Сохин.

  • Согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже.

  • Согласование имен существительных с глаголами в ед.и мн.числе настоящего времени.

  • Предлоги.

  • Притяжательные местоимения.

  • Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

  • Глаголы повелительного наклонения.

  • Словообразование с помощью суффиксов и приставок.

  • Практическое усвоение окончаний глаголов женского и мужского рода прошедшего времени.

  • Понятия «Одушевленный и неодушевленный»

  • Описание предметов.

  • Формирование просодической стороны речи.

  • Составление небольших рассказов по образцу и картинкам.

  • Обобщение понятий по общим признакам.

  • Обогащение пассивного и активного словаря по темам: «Части тела», «Защитник Отечества», «Птицы».

  • Знакомство с народными праздниками «Рождество Христово», «Проводы русской зимы».

Раздел 3. Работа над формированием правильного грамматического и фонетического оформления высказывания.

«Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладел всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным»



А.Н.Гвоздев

  • Составление простых предложений по вопросам и демонстрация действий.

  • Составление рассказов по опорным картинкам.

  • Разучивание простых стихотворений.

  • Приобщение детей к русской культуре, фольклору.

  • Формирование нравственно-этического словаря на основе изучения народных сказок.

  • Слушание, пересказ и беседа по русским народным сказкам «Репка», «Под грибом», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль, «Теремок», «Заюшкина избушка», «Мужик и медведь», «Бычок-смоляной бочок», «Гуси-лебеди», «Заяц-хваста», «Два жадных медвежонка», «Байка о щуке зубастой», «Разные колеса», «Лесные хоромы».

  • Знакомство с народными праздниками «Одна ласточка весны не делает», «Пасха», «Первая роса - сеять пора».

Методическое обеспечение программы.

  1. Формы занятий.

Обучение по данной программе предполагает такие формы занятий, как: игра, беседа, вопросно - ответная форма.

  1. Приемы, методы и технологии, применяемые на занятии.

Для совершенствования речи детей автор программы предполагает использование следующих приемов и методов:

  • Описание предметов с указанием наглядных (цвет, форма, величина, материал) и ненаглядных (грустный, веселый) признаков;

  • Ответы на вопросы;

  • Составление предложений;

  • Распространение грамматических конструкций;

  • Описание ситуаций;

  • Пересказ прослушанного текста;

  • Рассказывание придуманных эпизодов к знакомым сказкам и сочинение новых;

  • Заучивание стихотворений;

  • Драматизация произведений;

  • Обсуждение интересующих тем и событий;

  • Разучивание скороговорок;

  • Рефлексия.

Технологии, применяемые при реализации программы

«Секреты красивой речи».
1. «Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни»

Н.К. Смирнов
При организации и проведении занятия учитывается следующее:

1) обстановка и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности;

3) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15минут урока по 1 минуте.

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке.
2. Игровые образовательные технологии.

Основным видом деятельности дошкольников является игра.

Прохождение курса занятий по развитию речи будет наиболее эффективным, доступным и действенным, если педагог, при разработке занятий будет учитывать данную возрастную особенность воспитанников.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.



Виды педагогических игр, применяемых при реализации программы:

  • обучающие;

  • обобщающие,

  • коммуникативные;

  • развивающие;

  • предметные;

  • сюжетные;

  • ролевые.

Необходимо отметить, что при проведении занятий педагог осуществляет дифференцированный подход к воспитанникам, поскольку дети, поступающие в объединение «Любознайка» обладают не равными способностями. Во-первых, это возрастной фактор: в объединении обучаются 5 - 7 летние ребята; во-вторых, как было отмечено на протяжении нескольких лет, многие из поступающих в объединение «Любознайка» никогда не посещали детский сад. Таких детей называют «домашними». Они не имеют достаточного опыта социального взаимодействия со сверстниками в подобных учебных условиях, по сравнению с детьми, которые посещали дошкольные образовательные учреждения. В большинстве случаев «домашним» детям требуется большее количество времени на адаптацию в детском коллективе, нежели их

одногруппникам. Педагогу необходимо учитывать данные особенности детей при взаимодействии с ними в коллективе.



  1. Формы подведения итогов занятий.

  • По окончании занятия – рефлексия.

  • По прохождении программы – итоговое открытое занятие, с элементами обобщения все пройденных тем.




  1. Дидактический материал.

Для наилучшего усвоения программного материала детьми автор программы предусматривает наличие на занятиях следующего дидактического материала:

  1. Картинки (предметные и сюжетные);

  2. Муляжи овощей и фруктов;

  3. Игрушки (животные, транспорт, мебель, кукла, посуда, инструменты);

  4. Красочный алфавит;

  5. Дидактические игры.


5. Техническое оснащение занятий.

Для реализации поставленных задач автору данной дополнительной образовательной программы необходимо следующее оснащение кабинета (из расчета проведения группового занятия с 10 детьми 5-7летнего возраста):


1. Стол учительский- 1единица, стул – 1 единица;

2.Парты – 5 единиц, стулья- 10 единиц;

3.Магнитная доска;

4.Магниты;

5.Специальные маркеры;

6.Интерактивная доска;



7.Электронная коррекционная продукция: CD-диски «Логопедические упражнения. Развивающие занятия»

Литература:

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод.пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. –М.: Айрис – пресс, 2005.

  2. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. –М.: Айрис – пресс, 2006.

  3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. –М.: Айрис – пресс, 2006.

  4. Суздальницкая Т.Р. Речевой материал по автоматизации звукопроизношения. –М.: Айрис – пресс, 2008.

  5. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: - 2005.

  6. Цвынтарный В. Играем пальчиками – развиваем речь. М.: - 2005.

  7. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006.

  8. Киселенко Т.Е. Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006.

  9. А.И. Максаков. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988

  10. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. СПб., 2005

  11. В.М. Ворончихина, Г.А. Колесникова, Л.М. Кузьминых. Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня. Йошкар – Ола., 2006

  12. Г.А. Тумакова. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991

  13. Ж.М. Флерова. Логопедия. РДН., 2001

  14. З.А. Репина, В.И. Буйко. Уроки логопедии. ЕКБг., 2000

  15. И.В. Скворцова. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. М., 2003

  16. Л.С. Волкова. Логопедия. Методическое наследие. М., 2003

  17. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. М., 2001


Рекомендуемая литература для родителей и детей:

  1. А.И. Максаков. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988

  2. М.А. Поваляева. Дидактический материал по логопедии. Ростов- на –Дону, 2002

  3. З.А. Репина, В.И. Буйко. Уроки логопедии. Екатеринбург., 2000

  4. И.В. Скворцова. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. М., 2003

  5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. М., 2001

  6. Ж.М. Флерова. Логопедия. Ростов - на –Дону, 2001
скачать файл



Смотрите также:
Педагог Горошко Ольга Владимировна Уровень квалификации высшая категория Должность педагог дополнительного образования пгт. Ноглики 2012г пояснительная записка. Данная программа
295.98kb.
Ермак Андрей Павлович педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2012 пояснительная записка. «Автомоделирование» программа
240.93kb.
Дорофеева Кыдана Владимировна, педагог дополнительного образования Детского центра
80.62kb.
Криушичевой Татьяны Владимировны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Химия» 10 «Б»,10 «В» классы Базовый уровень 2013-2014гг пояснительная записка. Настоящая рабочая программа
304.47kb.
Малахова Нина Владиславовна, педагог дополнительного образования Салехард, 2013 пояснительная записка Образовательно-воспитательная развивающая программа
120.12kb.
Тетерина Анжела Владимировна 2010 (год разработки) пояснительная записка. Данная учебная программа
1124.98kb.
Номинация «Проза» Гран-при Бобенко Владимир
457.86kb.
Николаева Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования, мбоу дод «Станция юных натуралистов», г. Вышний Волочек Для учащихся 2-4 классов
30.71kb.
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
233.14kb.
Кулева Лариса Владимировна заместитель директора по воспитательной работе с 1996 года. Педагог интересный, творческий, яркий
66.76kb.
Гордість села шевчукевич Ольга Іванівна (1904 р.) – педагог, літературознавець, громад­ський діяч
39.37kb.
Решение аттестационной комиссии: >10 Уровень квалификации по должности (указывается должность педагогического работника) соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории
26.29kb.