voeto.ru страница 1
скачать файл
Открытый урок литературы.
Класс - 11-б.

Дата - 23. 11. 2004 г.

Тема: "Трагическая хроника эпохи в поэме А.А. Ахматовой "Реквием". Первый урок из двух по данной теме.
Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с поэмой А.А. Ахматовой "Реквием", а также с биографическими фактами, которые легли в основу поэмы;

- дать представление о тоталитарном режиме, сообщить о репрессиях 1935-1938 годов, проследить взаимосвязь истории и литературы;

- познакомить с жанром реквиема в литературе и музыке на примере одноименных произведений А.А. Ахматовой и Вольвганга Амадея Моцарта;

- стимулировать исследовательскую деятельность учащихся при самостоятельной подготовке материалов к уроку.
Методические приемы: сообщение учащихся, работа над поэмой "Реквием" (анализ поэтического текста), рассказ учителя с элементами беседы, инсценировка.
Словарная работа: реквием, тоталитаризм, ежовщина, репрессии, инакомыслие.
Оборудование и наглядность: запись , оборудование для инсценировки - театр теней, портрет А.А. Ахматовой.
Ход урока.
Эпиграф к уроку:

Ахматова стала Ярославной XX века.

Подобно жене князя Игоря из "Слова

о полку Игореве" она оплакала своих

современников в словах, вырвавшихся

из женской страдавшей и сострада -

тельной души .

В.С. Баевский


I. Запись темы урока и эпиграфа.

Вступительное слово учителя . ( 4-5 минут)

Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величественный - олицетворяют Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории.

"Анна всея Руси" - так называла ее Марина Цветаева. Это гордость, непреклонная и в унижениях, и в смертельном страхе. Это смирение, именно смирение, а не кротость. Величавая скорбь и мужество. В жизни Анны Андреевны было очень много страданий, горя, боли, обусловленных не только личной жизнью, но и переживаниями за судьбу своей страны, за все, что происходило в России. А происходили страшные события. В жизнь каждого человека вошли беззаконие, несправедливость, судьбы людей вершились иногда лишь движением брови высокопоставленной особы.

II. Объяснение нового материала. (10 - 12 минут)

1. Мы сегодня попытаемся проникнуть в поэтический мир Ахматовой . вспомнив только один, пожалуй, самый тягостный период ее жизни.

Что же это было за время?


Сообщение учащегося:

Эпоха правления Сталина в нашей стране стала образцом тоталитарного режима. Тоталитарные режимы стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. Одним из признаков тоталитарной системы является жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата.

Тоталитарное государство весьма активно использовало механизмы насилия. В 30-е годы крестьяне стали фактически закреплены за колхозами, вплоть до 50-х годов, им не выдавали паспортов. Государство прибегало к массовым репрессиям против инакомыслящих и даже тех, кого подозревали в инакомыслии. Жестокий контроль над обществом породил атмосферу страха и неуверенности.

Историки до сих пор не пришли к общему мнению относительно общего числа пострадавших от репрессий. Называются самые разные цифры, однако силами заключенных были построены города ( Магадан, Норильск и др.), каналы (Москва - Волга, Беломорканал), железные дороги.

Поводом для репрессий 1934-1935 годов стало убийство С. Кирова. Первым итогом этого убийства стали репрессии против тех, кто уцелел в "красном терроре": бывших дворян, священнослужителей, офицеров, интеллигенции.
3. Словарная работа в тетради.

Словарные слова выписаны на доске.


Тоталитаризм ( от лат. totaliter - целиком, во всем объеме)- это государственный режим, основанный на полном контроле над всеми сферами общества, характеризующийся на запрещении демократических прав, ликвидацией свободы, репрессиями против инакомыслящих.
Репрессия ( от лат. repressio - подавление) - это карательная мера, наказание.
Анна Андреевна Ахматова сама дала характеристику этому времени:
Чтец:

Так не зря вместе беседовали,

Даже без надежды раз вздохнуть.

Присягнули - проголосовали,

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе с вами я в ногах валялась

У кровавой куклы палача.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.
"Кровавой куклой палача" назвала Анна Андреевна Н. Ежова, которых занимал место руководителя НКВД в годы так называемого "большого террора", или ежовщины - 1935-1938 годы. Позже Н. Ежов сам был расстрелян по распоряжению Сталина.

Последнее четверостишие Ахматова сделала эпиграфом к своей поэме "Реквием". Эпиграф к поэме был написан уже в 1961 году, когда культ Сталина и сталинские репрессии впервые подверглись общественному осуждению.


Поэма основана на автобиографических фактах. Единственный сын Ахматовой - Лев Николаевич Гумилев 14 лет провел в лагерях , в заключении. Он был не только сыном двух великих поэтов, но и ведущим научным сотрудником Ленинградского университета, доктором исторических наук, основателем нового научного направления - этнологии. Лев Гумилев был арестован в 1938 году ( ему было 26 лет).
- Почему же свой рассказ о событиях тех лет Ахматова назвала "Реквиемом"?
Реквием ( от лат. requiem)- 1) заупокойное католическое богослужение; 2) музыкальное произведение траурного характера.

Запись Моцарт . Реквием. Месса №19. Lacromosa
В разных изданиях название по-русски и по-латыни: в записных книжках - по-латыни. Сама Ахматова о "Реквиеме" сказала: "Это четырнадцать молитв. Только сейчас я все это записала, а так всегда держала в голове." "Реквием" Ахматовой - это плач о сыне, незаконно арестованном. Но это и плач обо всех, разделивших его судьбу, плач о матерях, женах, сестрах, лишившихся своих близких.

(обращение к эпиграфу)


III. Анализ поэмы "Реквием" (Эпиграф, предисловие, посвящение, части I-V)

Выразительное чтение учащимися.



Предисловие - своеобразное стихотворение в прозе.

- Найдите в предисловии приметы времени.

- Можно ли сказать, что это в какой -то мере социально-политическое произведение?

- Определите ведущую тему поэмы. ( Годы террора, страдание матери и страдание народа - личное переплетается с общественным).


Поэма была опубликована только в 1987 году, до этого опасно было хранить даже записи - самые близкие друзья Ахматовой, 11 человек, знали поэму наизусть и потом восстановили по памяти.
Посвящение - написано в марте1940 года.

- От чьего имени говорит Ахматова? Какое местоимение преобладает? ( Ахматова говорит от имени всех матерей, местоимение "мы")

- Обратим внимание на первый образ: "Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река ". Ассоциации? (Знак Апокалипсиса).

Ахматова выбирает библейские символы для обрисовки того времени - символ эпохи.

- Какие еще библейские образы появятся в поэме? (Иисус, Мария Магдалена, Мария)

Это посвящение должно напомнить вам еще одно послание, написанное в 1928 году А. С. Пушкиным - "В Сибирь", декабристам:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

- Как вы считаете, можно ли сопоставить декабристов и жертв сталинских репрессий? Почему это сделала Ахматова?

- А есть ли в строчках Ахматовой надежда, которой пронизано стихотворение Пушкина? ( В ее толковании исчезает надежда на что-то хорошее, ее надежда "все поет вдали").

Тем не менее близость в этих стихотворениях есть: Ахматова также относится ко всем осужденным, как Пушкин относился к декабристам, то есть с преклонением перед их муками, перед горем их родных и близких. Но полностью горе жен декабристов и жен и матерей репрессированных нельзя сравнивать, так как если жены декабристов ехали в Сибирь добровольно, то "невольных подруг " Ахматовой туда ссылали:

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге?..

- Как вы понимаете слова "осатанелых лет"?

Мир благополучия противопоставляется миру заключенных и их близких.


Пролог и 1часть - осень 1935 - первый арест сына.

- Есть ли в описании города пушкинские традиции величия и гармонии? ( Нет, город - привесок к огромной тюрьме.)


- Какой вы видите лирическую героиню в 1 части? ( Она - одна из тысячи русских женщин. Образ из древнерусской истории и литературы - стрелецкая женка)

Снова обращение к эпиграфу урока. Не случайно в поэме появляется "тихий Дон" - Ахматова и сама ощущает себя Ярославной ( только у Ярославны - берег Дуная ).


Инсценировка. (Ученица со свечой читает наизусть 2-3 главы, на фоне экрана с появляющимися образами (театр теней).
2 часть - образ льющейся реки - традиционный в фольклоре образ, связанный со слезами; желтый свет - символ смерти, предательства.
3 часть - мотив раздвоенности. Ахматова словно смотрит в зеркало своей судьбы и не может принять ее. Черное сукно - символ траура и забвения.
4 часть - нет рифмы в последнем четверостишии: строка обрывается, как жизнь.
5 часть - Опишите состояние матери.

- Объясните слова Ахматовой: "Ты сын и ужас мой".

Мы знаем лирическую героиню ранней , преимущественно любовной лирики Ахматовой как сильную, очень гордую женщину. Может ил быть гордой мать, если от этого зависит судьба ее сына?

- Как вы понимаете финальный образ 5 главы:

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда ?

(Это может быть символика Апокалипсиса - комета, предвещающая катастрофу, или кремлевская звезда, эмблема Советского Союза - следующий черед ареста - черед Ахматовой.)


IV. Подведение предварительных итогов.

Запись в тетрадь.

1. Поэма "Реквием " создавалась с 1935 по 1940 годы, эпиграф и предисловие были написаны позднее, после развенчания культа Сталина, но опубликована поэма была только в 1987 году.

2. Ведущую тема поэмы - годы сталинских репрессий 1935-1938 годов. Страдание матери и страдание народа изображаются в единстве - личное переплетается с общественным. Ахматова правдиво изображает свое время, обобщая , сравнивая трагедию страны с библейской.


V. Домашнее задание.

1. Проследите, как в поэме развивается библейская тема страданий Богоматери и Иисуса.

2. Выучите отрывок из поэмы.



скачать файл



Смотрите также:
Открытый урок литературы. Класс 11-б. Дата 23. 11. 2004 г
70.17kb.
Т. М. учитель математики мкоуоош пос. Октябрьский, Александровский район. Открытый урок
69.13kb.
Открытый урок посвящён одной из важнейших и актуальных проблем современного мира "How to be healthy?"
49.09kb.
Урок предмет: изо дата урока: 02. 12 г. Учитель: Скрынникова Н. В. Класс: 5 Тема урока: Работа в технике
82.2kb.
Урок по английскому языку
74.83kb.
Урок литературы на тему: "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева"
92.16kb.
Урок литературы по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Учитель русского языка и литературы
40.21kb.
Открытый урок по окружающему миру с использованием икт тема: Что такое деньги? 3 класс 2013 Тема урока. Что такое деньги?
77.5kb.
Русские народные сказки. «Лиса и козел»
29.65kb.
Размножение цветковых растений
79.6kb.
Открытый урок французского языка
21.37kb.
«Числительные, обозначающие целые числа с использованием материала Сочи: Олимпийский!»
78.74kb.