voeto.ru страница 1
скачать файл
Отчет об экспериментальной деятельности за 2006 – 2007 учебный год

Согласно распоряжению Министерства образования Омской области, на основании решения экспертного Совета Министерства образования от 6 сентября 2005 г. (п.1.) продлить срок действия статуса РЭП МОУ «Славянская СОШ» школа продолжает экспериментальную деятельность, определив тему «Построение сельской открытой образовательной системы на основе преемственности и непрерывности образования».

Идеи проекта программы прошли согласование в ноябре 2005 г. на методологическом семинаре с Загвязинским Владимиром Ильичом, завкафедрой теории социально-педагогических исследований Тюменского госуниверситета, академиком РАО, руководителем сетевого проекта развития открытых образовательных систем (12 школ Омска и Тюмени входят в этот проект).

Создав адаптивную школу, в которой есть свои плюсы и минусы, мы должны построить открытую образовательную систему в сельском социуме на основе преемственности и непрерывности образования. И начали с адаптации школьников на ступенях образования. Если адаптационный период будет минимальным и не будет большого количества дезадаптированных детей 1, 5, 10 кл., то и процесс формирования личности с гражданской позицией и внутренней позитивной мотивацией на успех будет плодотворным.

Следовательно, темой экспериментальной деятельности первого года реализации стало «Создание условий для адаптации школьников при переходе на новую ступень образования».

Следующим этапом экспериментальной деятельности стала реализация инновационного проекта «Создание системы ГОУ в образовательном пространстве сельской школы на основе преемственности и непрерывности образования». Проект был представлен на V фестивале инновационных проектов (ноябрь, 2007 г., сертификат участия).

Сегодня одна из главных задач школы – создание открытой социально-педагогической системы, основанной на взаимодействии: педагог, ученик и родительские коллективы как равноправные партнеры.

Цель эксперимента – найти оптимальное сочетание принципов единоначалия, соуправления и самоуправления во всех звеньях и на всех этапах управленческой деятельности.
Работа на втором этапе экспериментальной деятельности решает несколько взаимосвязанных задач:


  1. задачи организации деятельности Совета Учреждения (СУ);

  2. задачи сопровождения и обеспечения деятельности СУ.

К первой группе задач относятся:

- интеграция СУ в систему внутришкольного управления, освоение СУ своей миссий и функций как полноправного органа управления;

- планирование и организация работы избранного СУ, проведение первых заседаний, создание комиссий;

- поиск оптимальной модели взаимоотношений и взаимодействия между СУ и директором школы, с органами самоуправления;

- первые реальные практические шаги и решения нового органа управления школой.

Вторая группа задач включает:

- разработку и апробацию системы информационного, методического, консультативного обеспечения работы СУ, издание книг и брошюр в помощь организаторам СУ;

- начало обучения в муниципалитете различных категорий членов СУ.

СУ решает принципиальные, важнейшие вопросы школьной жизни, поднимает актуальные общие для всех проблемы, координирует деятельность органов самоуправления учащихся, учителей, родителей. Деятельность СУ оказывает существенное влияние на повышение качества образования, на гуманизацию взаимоотношений в педагогическом и детском коллективах, на улучшение гражданско-правового воспитания школьников.

Можно выделить основные признаки ГОУ:

- совместная управленческая деятельность государственной и негосударственной структур по руководству образовательными проектами;

- процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;

- делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.

Потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия структур, представляющих ее интересы, в том числе экспертных структур. Поэтому разнообразные меры, позволяющие привлекать общественность к аттестации школы, к экспертизе образовательных результатов, организовать общественное обсуждение проблем образования - необходимое условие повышения уровня общественной активности в сфере образования.


Области оценивания образовательного учреждения государственно-общественным управлением:

  1. результаты образовательной деятельности;

  2. результаты социокультурной деятельности;

  3. результаты финансово-хозяйственной деятельности;

  4. условия деятельности;

  5. организация управления.

Для решения задач была принята стратегия, которую предложил институт проблем образовательной политики «Эврика».

Трудности, проблемы с которыми столкнулись при создании ГОУ в школе:

  1. отсутствие общероссийской нормативно-правовой базы;

  2. инертность некоторых руководителей, членов педагогического коллектива, родителей;

  3. низкая активность школьников – членов Совета школьников;

  4. педагогическая и правовая неграмотность родительской общественности.

Базовой площадкой экспериментальной деятельности стали родительские комитеты, из которых были сформированы новые родительские структуры. Ведущей структурой ГОУ в школе стал Совет Учреждения, состав которого был утвержден на родительской конференции «Государственно-общественно-родительское управление современной школой на основе преемственности и непрерывности образования».

Поскольку общественность – это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием, то структура ГОУ в МОУ это общественно-родительские организации на каждой ступени образования: школа бабушек, объединение отцов, Совет работодателей.

Родители рассматриваются как ведущие эксперты образовательной системы школы. Их мнение, их оценочные суждения о качестве образования и педагогическом потенциале учителей обязательно учитывается при аттестации педагогов, поэтому представители родительских организаций входят в состав аттестационной комиссии, жюри конкурсов.

Новая модель управления предполагает тесное сотрудничество, постоянный диалог и взаимодействие 2-х субъектов управления: государственного (административного) и общественного (самоуправляющегося).

Для реализации проекта были обозначены основные направления деятельности:

- разработка вариативных моделей ГОУ образовательным учреждением;

- проектирование образовательного пространства школы как модели гражданского общества;

- равноценное развитие всех составляющих образования: знаний, навыков коллективного труда, способов деятельности, норм социальной жизни;

- создание портфолио достижений каждого учащегося с движением к выпуску;

- создание и реализация надпредметных программ, рассчитанных на взаимодействие учебных предметов, через школьный компонент;

- реализация программы «Семья», подпрограмм деятельности родительских организаций;

- формирование родительского заказа с использованием психолого-педагогического сопровождения;

- участие в фестивале «Эврика-Авангардт» (роль ГОУ в управлении школой, гражданский заказ образованию);

- работа теоретического семинара «Открытые образовательные системы»;

- создание нормативно-правовой базы ГОУ на школьном, поселенческом уровне (положения, договоры, приказы).

Для реализации новой ГО модели управления образованием в МОУ проводилась массовая подготовительная работа с различными формами диагностики, направленная на развитие демократических начал в управлении ОУ. Эксперимент носит многоаспектный характер и включает решение большого количества организационных и педагогических задач развития различных форм и структур самоуправления, совместного управления всех участников образовательного процесса. Все это время ведется постоянный мониторинг за состоянием, развитием, эффективностью ГОУ в школе.

В школе создано и апробируется несколько моделей партнерских отношений родителей, школьников с педагогическим коллективом.

В течение 2006/07 учебного года проводились различные организационные мероприятия: встречи инициативной группы с родителями классов, консультации со специалистами, участие в фестивале «Эврика-Авангард», оформление нормативных документов (локальные акты), выборная родительская конференция, родительские недели и т.д.

Разрешить противоречия, возникшие в ходе реструктуризации родительской организации, помогли «переговорные площадки», на которых родители высказывали свои просьбы и пожелания, а педагогический коллектив отвечал на них изменениями в содержании образования, его организации.

Такие переговоры стали родительским заказом школе. Сейчас родительский заказ выступает как проект будущей программы развития школы, классов, цель которой – создать условия для воспитания современного молодого человека, умеющего быстро адаптироваться в информационном пространстве и применять на практике полученные в школе знания, тем самым обеспечить жизненную и профессиональную успешность. Исходя из цели, предполагается, что конечным результатом будет выпускник, подготовленный к жизни в информационном обществе.
Задачи будущей программы родительского заказа:

- определение этапов реализации родительского заказа, т.к. он рассчитан на длительный срок;

- координация действий участников образовательной программы: учащихся, педагогического коллектива и родителей;

- создание комфортной психологической обстановки для всех участников образовательной программы;

- возможности выбора видов учебной и внеучебной деятельности.

Родительский заказ включает в себя 5 блоков:

- «Здоровье»;

- «Образование. Самообразование. Обученность»;

- «Информация. Техника. Технология»;

- «Коммуникация»;

- «Культура. Мораль. Этика».

Формирование и реализация родительских заказов - инновационная деятельность. Ее главный результат в том, что школа на деле становится открытым учреждением, родители – реальными участниками образовательного процесса. Принимая участие в управлении школой, они, по большому счету, вносят вклад в создание демократичного гражданского общества. Ибо оно характеризуется развитой системой ГОУ, участием общественности в принятии управленческих решений. Все это органично ведет к системным изменениям в сфере образования, к удовлетворенности населения его качеством, а значит – и к улучшению качества жизни людей, т.к. с образованием связана практически каждая семья. В школе, реализующей в полной мере родительский заказ, создаются комфортные условия для жизни, деятельности и субъектов образовательного процесса-учеников, учителей и родителей.


Выводы

  • Родители станут полноценными партнерами в формировании образовательной политики, если будут в достаточной мере информированы по вопросам образования; они должны ориентироваться и в программе модернизации образования, и в правах школы, и в вопросах ее ресурсного обеспечения.




  • Школа приобретет сущностные качества гражданского института.




  • Совет Учреждения станет катализатором гражданского общества.




  • Когда родители и общественные институты будут вовлечены в соуправление школой, они принимают на себя ответственность за результаты совместной с педагогическим коллективом деятельности.




  • Настало время нормативно закрепить участие общественных институтов в формировании образовательной политики.


Перспективы экспериментальной работы

  1. Публичный отчет школы перед общественностью (август, 2007 г.), родительская конференция (апрель, 2008 г.).

  2. Создание нормативно-правовой базы.

  3. Обучение членов ГОУ.

  4. Участие представителей родительской общественности в аттестации педагогических работников.

  5. Участие представителей родительской общественности в жюри профессиональных конкурсов педагогов.

  6. Утверждение школьного компонента, УМК и др.

  7. Участие родительской общественности в разработке программы развития школы.

  8. Реструктуризация родительских комитетов классов в советы классов (учащиеся + учителя + родители).

  9. Разработка инструментов участия общественности в выработке образовательной политики об оценке результатов деятельности системы образования, в первую очередь, оценке качества образования.

  10. Создание негосударственной структуры, расширяющей возможности школы в выборе путей своего ресурсного обеспечения (фонд содействия школе).

  11. Создание группы экспертов по вопросам управления образовательной системы, не зависимых от органов управления образованием.

  12. Введение представителя ученического самоуправления в состав Совета депутатов Славянского сельского поселения с правом совещательного голоса.

13) Разработка программы родительского заказа.



скачать файл



Смотрите также:
Отчет об экспериментальной деятельности за 2006 2007 учебный год
91.69kb.
Отчёт о проектной работе координатора Прохоровой Е. В. Моу «Гимназия №139» за 2006 2007 учебный год
161.21kb.
Формирование у учащихся потребности в обучении, самообразовании
238.83kb.
Учебный план начальной школы на 2006-2007 учебный год. Образовательные области
136.12kb.
Публичный отчёт 2007-2008 учебный год I. Общие сведения о школе
866.76kb.
Отчет об организации методической деятельности за 2009-2010 учебный год Реализация целей и задач
208.84kb.
Публичный отчет деятельности мбдоу детский сад комбинированного вида №49 за 2012 -2013 учебный год Паспорт
412.97kb.
Публичный доклад о результатах образовательной деятельности за 2010-2011 учебный год Утвержден Управляющим
891.53kb.
Публичный отчет 2012-2013 учебный год Содержание. Общая характеристика образовательного учреждения
805.41kb.
Перечень вопросов на начало 2006-2007 учебного года
527.28kb.
Отчет работы по деятельности школьного спортивного клуба «Триумф»
13.18kb.
491 от 7 июня 2006 г. О дополнении перечня проектов на 2006 год федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)», финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых по направлению расходов «прочие нужды»
244.18kb.