voeto.ru страница 1
скачать файл
Разработка урока на тему «Особенности природы Австралии».

(рассчитана на два урока) География, 7



Цели урока:

Предметные:

- сформировать представление о физико-географическом положении Австралии;

- познакомить обучащихся с историей открытия и исследования этого материка;

- сформировать представление о рельефе и полезных ископаемых материка, об особенностях климата Австралии;

- развивать умение работать с различными источниками географической информации, видеть причинно-следственные связи;

- развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- формировать картографическую грамотность;

- совершенствовать умение использования информационно-коммуникационных технологий.



Личностные:

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; использовать художественную литературу для воздействия на эмоциональную сферу обучающихся;

- развивать уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- способствовать повышению интереса к изучению географии.



Метапредметные:

- способствовать формированию познавательных интересов обучающихся;

- способствовать формированию необходимости приобретения новых знаний и практических умений;

- продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;



- формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, представление в другом виде, сохранение и передачу;

- способствовать осознанию возможности широкого применения информационно-коммуникационных технологий для изучения географии;

- продолжить формировать умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности.

- развивать устную речь;

- воспитывать умение работать в коллективе.



Методические материалы, технические средства обучения: учебник: Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л. География. Учебник для 7-го класса. (Земля – планета людей) – М.: Баласс, 2008.

Оборудование: физическая и климатическая карты Австралии, компьютеры, интерактивная доска, проектор, презентация об Австралии (См. Приложение в папке), видео об Австралии.



Содержание урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2.1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

2.2. Целеполагание.

2.3. Совместное открытие знаний

- Просмотр видеосюжета об Австралии;

- Разноуровневая самостоятельная оценочная работа по сбору сведений о географическом положении Австралии;

- Работа с географической номенклатурой на интерактивной доске и в контурных картах;

- Заслушивание сообщений об открытии Австралии и заполнение таблицы;

- Выявление особенностей рельефа и климата материка;

- Работа с климатограммами (построение климатограмм в Microsoft Excel).

III. Самостоятельное применение новых знаний.

VI. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

Конечный или планируемый результат. Обучающиеся должны

- знать ФГП Австралии, историю открытия и исследования материка, особенности его рельефа и климата;

- уметь работать с различными источниками географической информации выделять; описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; использовать для обучения информационно-коммуникационные технологии; работать с картой; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, представление в другом виде, сохранение и передачу.

Перечень ссылок на источники информации и литературу.

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.litkarta.ru/world/australia/library

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: - Ребята, здравствуйте! Я рада видеть вас.

- Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столе должны лежать учебники по географии, рабочие тетради, атлас и контурная карта, письменные принадлежности. Итак, начинаем!



II. Изучение нового материала

Учитель: Эпиграфом к изучению следующего материка я хочу поставить слова Жака Паганеля из книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта»: «… Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира... Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших» (См. Приложение 1 рис. 1.).

Учитель: Как вы думаете, в путешествие по какому материку мы отправляемся сегодня? (по Австралии).

2.1. Постановка проблемы и актуализация знаний

Учитель читает стихотворение:

- Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,


Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,


Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,


Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.

Ее исток — на лондонском причале:


Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.

(Галина Усова)
- Ребята, а вам все понятно в этом стихотворении? (Нет).

Учитель: Давайте в предложенном стихотворении выделим места, которые вам непонятны, вызывают вопрос. (Работа с интерактивной доской (См. Приложение 1 рис. 2.))

2.2. Целеполагание.

Учитель: А можем мы с вами сейчас дать ответы на эти вопросы? (Нет, многого не знаем).

- Какие знания нам понадобятся для этого? (Знания о природе Австралии).

- Итак, назовите тему нашего урока. (Особенности природы Австралии). (Запись в тетради).

- Как мы изучаем материки? (По плану). (рис. 3)

- Но сегодня мы с вами не успеем изучить все пункты плана. Остановимся на 1, 2, 3 и 4 пунктах.

- Каковы цели нашего урока?

Ученики:

1. Изучить географическое положение, историю открытия, рельеф и климат материка.

2. Отработать геономенклатуру.

3. Постараться ответить на вопросы стихотворения. (См. Приложение 1 рис. 3, 4.)



2.3. Совместное открытие знаний.

Учитель: Австралия – самый малый по площади (7,7 млн км2), самый сухой и малонаселенный материк нашей планеты. Почти все население его пришлое - потомки переселенцев из Европы. Австралия целиком находится в Южном полушарии (от латинского austral – противоположный, южный). На материке, острове Тасмания и мелких островах расположено только одно государство – Австралийский Союз. Столица – город Канберра.

- Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет об Австралии и несколько слайдов, посвященных материку (См. Приложение 1 рис. 5, 6).



Учитель: Сейчас мы все отправляемся в экспедицию. Задание – проплыть вокруг Австралии и собрать сведения о ГП Австралии на поверхности Земли. Работаем самостоятельно, используя физическую карту материка.

- Перед вами инструктивная карта с пятью вопросами (См. Приложение 2). Я предлагаю Вам отвечать не на все вопросы. Те, кто претендует на оценку «пять» и «четыре», – ответить на 1, 2 и 3 вопросы, а на оценку «три» – на 4 и 5 вопросы.

Проверка выполненной работы. Выставление отметок (См. Приложение 1 рис. 7-10).

Учитель: - А теперь поработаем с географической номенклатурой на интерактивной доске и в контурных картах См. Приложение 1 рис. 11, 12).



Учитель: Может быть, мы зря вначале определяли географическое положение? Может, нам стоило сразу изучать природу материка? (Нет. Именно ГП главным образом оказывает влияние на природу любой территории).

Учитель: Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света.

За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.

Итак, ребята, предоставим слово вашим одноклассникам.

Так кто же открыл Австралию? Ребята заслушивают сообщения учащихся (См. Приложение 3), рассматривая портрет Д. Кука и картину “Открытие Д. Куком восточного берега Новой Голландии (Австралии) 29 апреля 1770г”, заполняют таблицу (См. Приложение 4).



Учитель: Посмотрите на физическую карту Австралии и назовите основные формы рельефа.

- Объясните представленные особенности рельефа, используя карту атласа Строение земной коры на стр. 4 (См. Приложение 1 рис. 13).



Ученики: В основании лежит древняя Австралийская платформа. На востоке расположена область складчатости, так как недалеко граница литосферных плит.

Учитель: Австралия по запасам многих полезных ископаемых занимает ведущее место в мире. Преобладают рудные ископаемые (золото, цветные металлы, железная руда, урановая руда), каменный уголь, нефть, природный газ.

Работа с геономенклатурой по рельефу на интерактивной доске и в контурных картах (См. Приложение 1 рис. 14, 15).



Учитель: В каких климатических поясах расположена Австралия? (Субэкваториальном, тропическом и субтропическом).

Учитель: Вы сказали, что Австралию пересекает тропик почти посередине. Как это сказывается на климате? (На большей части территории жарко и сухо. Это самый сухой материк на земле).

Работа с интерактивной доской и схемой в тетради по нанесению и объяснению расположения климатических поясов и областей на территории Австралии (См. Приложение 1 рис. 16).

Работа с климатограммами.

Учитель: Перед вами лежит раздаточный материал с табличными данными о среднемесячных температурах воздуха и среднемесячном количестве осадков для трех регионов Австралии. Посмотрите на эти таблицы. Можем ли мы быстро, без труда по этим таблицам определить тип климата представленных регионов? (По таблицам это сделать сложно).

Учитель: Можно ли наглядно представить эти данные? (Да, в виде диаграмм и графиков).

Учитель: В какой компьютерной программе это можно сделать? (В Microsoft Excel).

Практическая работа в Microsoft Excel по составлению обучающимися диаграмм годового количества осадков и графиков годового хода температуры воздуха для трех регионов Австралии (См. Приложение 1 рис.17, 18).



Учитель: Теперь данные об изменении температуры воздуха и количества осадков в течение года представлены наглядно. Давайте сделаем выводы о принадлежности каждого из трех регионов к определённому типу климата. (№ 1 – тропический, № 2 - субэкваториальный, № 3 – субтропический).

III. Самостоятельное применение новых знаний.

Учитель: Вернемся к стихотворению. Может, что-то мы уже можем объяснить? (См. Приложение 1 рис. 19, 20).

- Работа с файнвордом (См. Приложение 1 рис. 21).

VI. Подведение итогов урока

Рефлексия (См. Приложение 1 рис. 22)

Учитель: Перед вами лежат цветные клеящиеся полоски бумаги. Приклейте себе в тетрадь полоску определенного цвета, в соответствии с представленным слайдом.

IV. Домашнее задание

§ 29 стр.125-127, подготовить сообщение об одном из животных Австралии.




Приложения.

Приложение 1.

Рис. 1
Рис. 2


Рис. 3 Рис. 4



Рис. 5 Рис. 6

Рис. 7 Рис. 8



Рис. 9 Рис. 10

Рис. 11 Рис. 12



Рис. 13


Рис. 14 Рис. 15



Рис. 16



Рис. 17


Рис. 18


Рис. 19 Рис. 20



Рис. 21


Рис. 22


Приложение 2.

Описание географического положения Австралии.


1. Австралия расположена южнее …, следовательно, материк расположен в … полушарии.

Начальный меридиан не пересекает Австралию, следовательно, она расположена в … полушарии.

… тропик пересекает материк посредине, поэтому большая часть Австралии находится в … климатическом поясе, на материке преобладает … и … климат.

2. Крайние точки Австралии. Допишите недостающие данные в таблице.




Сторона горизонта

Название

Широта

Долгота

Север

Мыс Йорк




142° в.д.

Юг

Мыс Юго-Восточный

39° ю.ш.




Восток

Мыс Байрон




153° в.д.

Запад

Мыс Стип-Пойнт

26° ю.ш.

114° в.д.

Произведите расчеты протяженности материка.

С севера на юг – 10 см * … = … км

С запада на восток – … см * 310 км = … км


3. Австралия расположена в трех климатических поясах: … , тропическом и … .
4. Западные берега Австралии омывает … океан, а восточные - … океан.

5. Австралия расположена близко к материку … , от всех остальных она отделена океанами.


Приложение 3.

Из истории открытия Австралии.

В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям на Филиппинах о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Только после захвата Манилы англичане нашли в архивах сообщение Торреса. Его опубликовали лишь после того, как Джеймс Кук в XVIII в. вторично прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.

В 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Австралию, доказал, что она представляет собой континент.

В XVIII в. между Англией и Францией началось соперничество за первенство открытия нового континента.

Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле “Индевор” (“Попытка”) отправилась экспедиция под командованием уже известного к тому времени мореплавателя Джеймса Кука. В октябре 1769 г. с “Индевора” заметили на горизонте землю. Это был новозеландский берег. Здесь Кук определил, что Новая Зеландия представляет два острова. Обратный путь Джеймс Кук предложил пройти через мыс Доброй Надежды, следуя на запад. 1 апреля 1770 г. “Индевор” взял курс на запад, а 19 апреля экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. 28 апреля на 34° ю. ш. состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу. 29 апреля был обнаружен большой залив. Местность вокруг была замечательная: на берегу рос густой лес, воздух в нем был удивительно свеж, и крепкий смолистый запах чуть кружил голову. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, а залив был назван Ботаническим.

До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. В конце мая “Индевор” вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки (она была названа Индевор) пришлось остановиться для ремонта. “Индевор” очень медленно шел среди рифов и мелей, которые Кук назвал Лабиринтом. В рифах был найден проход, названный Куком проходом Провидения. Следуя этим узким проливом, экспедиция 21 августа 1770 г. вышла к северной оконечности пятого материка, которому Кук дал название Кейп-Йорк. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи. 22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Австралии. Так завершилось открытие пятого континента Земли – Австралии.

Д. Кук был великим мореплавателем VIII века! Он совершил три кругосветных плавания. Во время его плаваний ни один моряк не болел цингой (мучительная болезнь от нехватки витаминов), так как Джеймс Кук всегда запасался большим количеством квашеной капусты. А в ней, как известно, содержится целая кладовая различных витаминов. Но, к сожалению, жизнь великого первооткрывателя Австралии трагически оборвалась на Гавайских островах при схватке с туземцами.


Приложение 4.


Исследователи

Даты

Открытия










Л. Торрес

испанец








Абель Тасман

голландец









Джеймс Кук

англичанин








скачать файл



Смотрите также:
«Особенности природы Австралии»
125.64kb.
Урок географии. Тема: "Западная Сибирь: особенности природы". Цели и задачи урока
76.6kb.
Политические партии 1985 года
1017.65kb.
Урок по физической географии 7 класс Тема урока: «Антарктида «ледяной континент»
53.74kb.
Новые понятия
258.85kb.
О памятниках природы Томской области Ответы на критические выступления газет «Томская неделя» и «Вечерний Томск»
117.57kb.
Тайны природы
65.4kb.
План мероприятий по программе. «Наш дом -природа»
72.37kb.
С6: Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества
75.63kb.
Всё хорошее в людях из детства
53.17kb.
Солихов Наджмиддин Хамдамович лингвистический анализ арабских масдаров в таджикском языке
704.77kb.
Природа тундры
163.77kb.