voeto.ru страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
скачать файл


Управление образования администрации Красногвардейского района

Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»

«Утверждаю»

Директор МБОУ«СОШ г. Бирюча»

_______Потетюрина Е. А
Программа рассмотрена и утверждена

на заседании педагогического совета

от « 30 » августа 2013 г. протокол №1




Основная образовательная программа

для ступени начального общего образования,

реализующей ФГОС НОО,

муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения


«Средняя общеобразовательная

школа г. Бирюча»

на 2013-2014 учебный год

Бирюч, 2013



Содержание

I. Целевой раздел:

1. Пояснительная записка.




2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоений основной образовательной программы начального общего образования.







II. Содержательный раздел:
1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
2. Программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Программа коррекционной работы.






III. Организационный раздел:


  1. Учебный план начального общего образования.

2. План внеурочной деятельности.


3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
















I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ





























































Назначение

программы



Образовательная программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча», характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающих образовательные потребности, возможности и особенности развития обучающихся


Сроки реализации

программы



2011-2014 гг.


Разработчики

программы



Потетюрина Е. А.

директор МБОУ «СОШ №г. Бирюча»

Якубенко Н. Н.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Щурова Т. А.

педагог-психолог, первая квалификационная категория

Дата рассмотрения

и принятия

программы


Принята на заседании педагогического совета школы

протокол от «31» августа 2012 № 1

Утверждена приказом директора школы

от « 1 » сентября 2012 года № ____.




Цель и задачи

программы



Общей целью образования в соответствии с положениями федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта является создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся и воспитанников, способных к успешной социализации в обществе .

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:



  • изучение и учет образовательных потребностей субъектов образовательного процесса, а также познавательных интересов и способностей обучающихся и воспитанников;

  • обновление содержания образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования и образовательными потребностями субъектов образовательного процесса;

  • организация системы мониторинга качества образования основным индикатором которого является уровень образованности, а также степень удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг;

  • введение системы менеджмента качества образования;

  • внедрение гуманистического, личностно-ориентированного образования, элементов развивающего обучения, а также передовых технологий образовательного процесса;

  • обеспечение непосредственного участия каждого учащегося во всех видах учебной деятельности для формирования социокультурной воспитательной среды, самовыражения и саморазвития;

  • предоставление возможности учащимся овладения содержанием образования повышенного уровня в определенной области знаний за счет введения элективных курсов, интегрированных курсов в классах основной и средней школы;

  • развитие дополнительного образования для более полной реализации творческого потенциала и образовательных потребностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей и желаний;

  • сохранение и укрепление здоровья детей за счет валеологизации образовательного процесса, организации мониторинга физического здоровья учащихся и условий здоровьесберегающей организации учебного процесса;

  • обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

  • обеспечение высокого профессионального уровня всех категорий работников школы.




Внесения коррективов в образовательную программу и их обоснование

Изменено «Содержание», структурировано содержание образовательной программы, добавлена Программа коррекционной работы, в Программу формирования здорового и безопасного образа жизни добавлено формирование экологической культуры. В Организационный раздел включена система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.



1. Пояснительная записка

Образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в соответствии с новым Стандартом.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.



К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» являются:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построение российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в «Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» реализующем основную образовательную программу начального общего образования;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Настоящая образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция Российской Федерации, 1993 г.;

  • Конвенция о правах ребенка, 1989 г.;

  • Федеральный Закон «Об образовании», 1992, (с дополнениями 2007 г.);

  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,1998г.;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2001 г.;

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей на период до 2010 года, 2004 г.;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, 2010 г.;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, 2005 г.;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.

Государственный статус образовательного учреждения – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» (МБОУ «СОШ г. Бирюча»).

Лицензия N 255539, выдана 13 июня 2007 года Управлением образованияи науки Белгородской области на срок с "13" июня 2007 г. до "28"июня 2012 г.

Свидетельство о государственной аккредитации N 2855, выдано 26 апреля 2010г., Департаментом образования , культуры и молодежной политики Белгородской области на срок с "26" апреля 2010 г. до "23"апреля 2015 г.,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» является одной из старейших школ области. За 137 лет своего существования МБОУ « СОШ г. Бирюча» приобрела интересную историю, богатый опыт и традиции.

За 140 лет своего существования МБОУ « Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» прошла многолет­ний путь эволюции.

В 1870 году по инициативе местной интеллигенции и на основании «высочайше утвержденного положения о женских гимназиях» была утверждена женская гимна­зия на 200 человек из 2 - х подготовительных и 3 - х старших классов, давшая на­чало образовательной деятельности. Клеопатра Павловна Панфилова, посвятила всю себя без остатка учебному заведению, которым руководила. Её любили и ува­жали не только гимназисты, но и их родители, местная общественность. К 1886 го­ду количество учащихся составляло 73 человека, преподавательский состав вклю­чал в себя 4-х мужчин и 5 - х женщин.

В 1918-1919 учебном году женская прогимназия была слита с Олькушской мужской гимназией, эвакуированной из Польши в Буденновскую школу второй ступени (девятилетку). В 1936 - 1937 учебном году впервые был сделан выпуск учащихся Буденновской средней школы.

В период оккупации района немецко - фашистскими захватчиками с 5 июля 1942 года по 23 января 1943 года - обучение детей было прекращено. Здание школы было частично разрушено, на его восстановление потребовалось много времени, но обучение велось, и в 1944 году был сделан первый выпуск после оккупации немцев.

В 50 - е годы школа жила бурной общественной жизнью, работали театраль­ный, хоровой, физкультурный кружки.

60-е годы стали золотым десятилетием в истории школы. Каждый год прино­сил победу, славу, новые достижения.

В 1978 году было закончено строительство нового здания школы.

За годы своего существования школа выпустила сотни ярких личностей, кото­рыми можно по праву гордиться. Выпускники нашей школы являются

гордостью района, области, России. Они- яркий пример в деле воспитания и образования подрастающего поколения: с честью и достоинством несут школьные традиции, активно участвуют в жизни школы, оказывают материальную поддержку. Бывшие воспитанники нашей школы выступают на торжественных мероприятиях, классных часах, входят в состав Совета школы, управляющего совета, оказывают спонсорскую помощь.

По Постановлению главы Красногвардейского района Белгородской области от 28 июня 2007 года «О базовых опорных школах Красногвардейского района» с целью реализации основных направлений комплексной модернизации системы общего образования Красногвардейского района на 2007 -2009 годы , обеспечения условий для получения качественного образования на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» создан ресурсный центр. С 1 апреля 2011 года приказом Департамента, культуры и молодежной политики Белгородской области образовательное учреждение утверждено стажерской площадкой по подготовке и ведению ФГОС НОО, приказ от 1 апреля 2011 года №12.


Годы

Статус школы

1870-1916

уденовская женская прогимназия

1916-1917

уденовская женская гимназия

1917-1930

Бирюченская советская первая школа второй ступени с девятилетним сроком обучения

1934-1958

уденовская средняя школа

1958-2000

Красногвардейская средняя школа

2000-2007

Красногвардейская муниципальная общеобразовательная школа

2007

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»

2011

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

г. Бирюча»


Начальная школа насчитывает 15 классов – комплектов, в которых обучается 348 учащихся. Из них 95 первоклассников, 77 второклассников, 88- учащихся 3-х классов и 88 учащихся 4-х классов. Обучение в школе осуществляется по трем образовательным системам:



УМК «Школа России»

1 "Б", 1 «Г», 2 "А", 2 «Г», 3 "А", 3 «Г», 4 "Б", 4 «Г»

50 %

Система общего развития Л.В. Занкова

1 "В", 2 "В", 3 "Б", 4 «В»

25 %

УМК «Начальная школа 21 века»

1 "А", 2 "Б", 3 "В", 4 «А»

25 %



В начальной школе функционирует 14 групп продленного дня. В 2013-2014 учебном году 4 первых класса. Школа работает в режиме одной смены. Начало учебных занятий в 8ч. 30 мин. Обучение учащихся первых классов осуществляется в соответствии с пунктом 2.9.4. СанПиН от 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993. Для учащихся первых классов занятия проводятся в первую смена при 5-дневной учебной недели. Осуществляется организация облегченного учебного дня в середине учебной недели, организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут. Обучение проводится без домашних заданий и бального оценивания знаний обучающихся, используется «ступенчатый метод» постепенного наращивания нагрузки (сентябрь, октябрь-3 урока по 35 минут: со второй четверти 4 урока по 40 минут, с января по май – 4 урока по 45 минут), дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Режим работы групп продленного дня для обучающихся 1-х классов


№ п/п

Режимные моменты

Время

1.

Прием детей

12.05-12.15

2.

Пребывание на воздухе: экскурсия, спортивные и подвижные игры.

12.15-12.45

3.

Обед

12.45-13.05

4.

Работа кружков (внеурочная деятельность)

13.05.-13.45

(с перерывом)



5.

Итоги дня. Индивидуальные беседы с родителями. Уход детей

13.45.-14.00
В общеобразовательном учреждении с 14.00 до 18.00. функционирует дежурная группа для обучающихся 1-х классов.

Режим работы групп продленного дня для обучающихся 1-х классов (дежурная группа)

6.

Работа кружков (внеурочная деятельность

14.10.-14.45.

7.

Полдник

14.45-15.00.

8.

Час здоровья (прогулка оздоравливающая)

15.00-16.30.

9.

Занятия по интересам

16.30.-17.50.

10.

Итоги дня. Индивидуальные беседы с родителями. Уход детей

17.50-18.00.
Режим работы групп продленного дня для обучающихся 2-3-х классов


п/п

Режимные моменты

Время

1.

Прием детей

12.05-12.10.

2

Прогулка

12.10.-13.10.

3.

Обед

13.10.-13.30.

4.

Занятия по интересам

13.30.-14.10.

5.

перерыв

14.10.-14.15.

6.

Занятия по интересам

14.15.-14.55.

7.

Прогулка

14.55.-15.55.

8.

Полдник

15.55.-16.05.

9.

Самоподготовка

16.05-17.35.

10

Занятия по интересам

17.35.-17.55.

11.

Уход домой. Индивидуальные беседы с родителями.

17.55.-18.00.



Режим работы групп продленного дня для обучающихся 4-х классов

п/п

Режимные моменты

Время

1.

Прием детей

12.05-12.10.

2

Прогулка

12.10.-13.30.

3.

Обед

13.30.-13.40.

4.

Занятия по интересам

13.40.-14.20.

5.

перерыв

14.20.-14.25.


6.

Занятия по интересам

14.25.-15.05.

7.

Прогулка

15.05.-15.45.

8.

Полдник

15.45.-15.55.

9.

Самоподготовка

15.55.-17.55.

10.

Уход домой

17.55.-18.00.

Расписание занятий объединений дополнительного образования (начало занятий и окончание занятий), расписание занятий внеурочной деятельностью:

в 1-х классах: начало - в 13.10., окончание -13.55; начало- 14.10., окончание -14.55.

во 2-3 классах: начало - в 14.35., окончание- 15.20.; начало – в 17.00; окончание – в 17.45.

в 4-х классах: начало – в 14.35, окончание -15.20.4 начало – в 17.30.; окончание –в 17.55.

Режим дня учащихся нашей школы строится в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. В режиме дня школьника предусматриваются следующие основные компоненты:



Анализ ресурсного обеспечения в МБОУ « СОШ г. Бирюча»
Здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» расположено на расстоянии, удаленном от транспортных дорог, промышленных предприятий, гаражей. На участке выделены зоны: отдыха, физкультурно- оздоровительная.

Кабинеты начальных классов расположены с восточной стороны, оснащены ученической мебелью, соответствующей требованиям СанпиН, парты имеют цветовую маркировку. Учебные доски изготовлены из качественных материалов, темно-зеленого цвета, антибликовым покрытием. В школе функционируют класс музыки, спортивный зал, библиотека, столовая, актовый зал, медицинский пункт, гардероб, кабинет психолога, логопедический пункт.

Кабинеты начальных классов оснащены учебным и учебно-наглядным оборудованием, в классах имеется техническое оснащение, печатные пособия, иллюстративные материалы, игры, комплект таблиц по правилам безопасного труда в процессе технологической подготовки.

Качество знаний по итогам 2012-2013 учебного года во 2- 4 классах составило 63,4% .



Результаты образовательной подготовки учащихся начальной школы

в 2012 -2013 учебном году:


Учебная четверть

Кол-во отличников

Кол-во хорошистов

% качества

Динамика

1 четверть

22

67

53,6




2 четверть

24

73

58

+

3 четверть

39

120

62,35

+

4 четверть

39

120

62,5

+

По итогам года

42

119

63,4





Анализ результатов образовательного процесса за последние три года свидетельствует о стабильно высоких результатах обучения:



Качество знаний учащихся за 3 года

Качество знаний по итогам учебного года во 2- 4 классах составило 63,4 %. Повышение  качества знаний на 0,5% и успеваемости на 0,5% обеспечивается успешной реализацией индивидуального подхода к обучающимся, адекватной критериально-ориентированной системой оценивания, комплексным психолого-медико–педагогическим сопровождением ребёнка на протяжении всего периода обучения.   Реализация индивидуального подхода осуществляется по двум направлениям:

- работа со слабоуспевающими учащимися (индивидуальные занятия);

- работа по подготовке одарённых учащихся к предметным олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, марафонам, викторинам, участие в научно-исследовательской деятельности младших школьников.

За 2012-2013 учебный год учащиеся начальной школы приняли участие в следующих мероприятиях:

­ В международном математическом  конкурсе  «Кенгуру – 2013»;

­ во Всероссийской игре-конкурсе по информатике «Инфознайка 2013»;

во Всероссийском конкурсе «Весёлая математика»;

­ Районной олимпиаде по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, в районных конкурсах; в школьных предметных олимпиадах, тематических конкурсах.

Учителя начальной школы активно занимаются с детьми проектно-исследовательской работой. Свои проекты дети представляли на Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», на научно-практической конференции для учащихся начальных классов «Первые шаги в науке, на Российской научно-практической конференции «Открытие». Победителями на муниципальном уровне стали Власова А, ученица 3 «Б» класса («Я-исследователь», «Первые шаги в науке») – учитель Буханько С.Ю., Федорищева А., ученица 4 «А» класса («Открытие»)- учитель Трапезникова Л.Н.. Власова А. – лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». По сравнению с прошлым учебным годом количество участвующих в конкурсах по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе увеличилось (в 2011-2012 учебном году – 7 человек, в 2012-2013 учебном году – 12 учащихся)

№п/п

Название мероприятия

Уровень

Результат


Результаты участия учащихся начальной школы


1

Заочная олимпиада для учащихся

1-х классов



Школьный

Муниципальный



12 победителей, 20 призёров

15 победителей 12 призёров



2

Заочная олимпиада для учащихся

2-х классов



Школьный

Муниципальный



12 победителей,

12 призёров

8 победителей 6 призёров


3

Заочная олимпиада для учащихся

3-х классов



Школьный

Муниципальный



15 победителей, 15 призёров

5 победителей 3 призёра



4

Заочная олимпиада для учащихся

4-х классов



Школьный

Муниципальный




12 победителей, 23 призёра

7 победителей и 5 призёров



5

Научно-практическая конференция для учащихся начальных классов «Первые шаги в науке»

Школьный

Муниципальный




1 победитель, 2 призёра
1 победитель, 2 призёра





Российская научно-практическая конференция «Открытие»

Школьный
Муниципальный
Региональный

1 победитель
1 победитель
1

(Федоришева А.)



6

Всероссийская олимпиада «Ученик XXI века»: пробуем силы, проявляем способности» для школьников, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века а»

Школьный
Муниципальный
Региональный

3 победителя,

7 призёров

1 победитель,

1 призёр


1 победитель (Калашникова С.)

7

Всероссийский

конкурс исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»



Муниципальный

Региональный



2 победителя,

1 призёр
1 лауреат (Власова А.)



8

«XX Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев»

Школьный
Муниципальный

Региональный




2 победителя,

2 призёра

1 победитель

1 победитель (Селиванов Д.)


Анализ результатов проведённого исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни учащихся начальной школы. Как показывает диаграмма, здоровье занимает первое место в системе ценностных ориентаций обучающихся.





2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются:

обязательным основанием для организации и осуществления образовательного процесса в начальной школе, в том числе для организации системы текущего и промежуточного оценивания младших школьников, организации системы внутришкольного контроля;

ориентиром для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов для начальной школы, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информа­ционно-методической поддержки их деятельности, для деятельности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса в начальной школе;

основой для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса в начальной школе как обеспечивающих достижение планируемых результатов образования;

основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;

основой для аттестации работников начальной школы;

основой для аттестации учреждений начального общего образования;

критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Требования к личностным результатам

образования в начальной школе
1. Самоопределение

– формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, знание и уважение государственной символики и государственных праздников;

– осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

– формирование представления о трудовой деятельности как источнике материальной и духовной культуры, уважения к труду и его результатам;

– осознание ответственности человека за благосостояние общества и природу;

– ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

– формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах их выполнения;

– формирование реалистической позитивной осознанной самооценки и самопринятия; развитие ориентации на Я-идеал как образец для построения деятельности, общения, поведения; формирование у учащегося адекватного представления о том, как его воспринимают и оценивают другие (родители, учителя, сверстники); адекватная оценка своих возможностей.



2. Ценностно-нравственная ориентация

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;

– формирование представлений о семье и семейных ценностях, уважение ценностей семьи;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

– знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности);

– выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных и моральных норм;

– формирование моральной самооценки;

– формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

– формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

– формирование основ экологической культуры – бережного и ответственного отношения к природе.



3. Общение

– развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– развитие умения слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;

– формирование умения планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;

– развитие умения разрешать конфликты на основе договоренности;

– развитие способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.



Развитие мотивации и смыслов учебной деятельности

– формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

– развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; формирование интересов;

– развитие мотивов достижения и социального признания, готовности их реализации и преодолению препятствий;

– развитие мотивов, реализующих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности посредством расширения социальной активности учащихся (дежурство в школе, помощь учащимся младших классов и пр.).

В сфере познавательной культуры, изучив основное содержание основной общеобразовательной программы учащиеся должны:



  • иметь представление о современной научной картине мира, понимать роль и место отдельных областей научного знания в системе научных дисциплин;

  • усвоить основы научных знаний об окружающей человека действительности, о взаимосвязях между объектами окружающего мира: освоить базовые понятия научного знания, основные теории, концепции, принципы и законы с учетом того, что отдельные науки - это теоретические модели различных, не совпадающих друг с другом сторон действительности, а различием предметов определяется содержательное и структурное различие их моделей;

  • проявлять целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне, объяснять изучаемые явления, поведение объектов с позиций современного научного мировоззрения; быть готовыми использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, учитывая деление научного знания на его генеральные (в познавательном отношении) направления, или отрасли: применять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование, компьютерный эксперимент и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности; использовать основные интеллектуальные операции, такие как формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов и т.д.; уметь генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.

В сфере нравственной культуры обучающиеся должны:

  • иметь общие представления о философии как основе культуры мышления;

  • иметь целостное представление о культурно-историческом процессе в России в прошлом, настоящем, будущем, а также в других странах;

  • быть ориентированным на главные идейно-нравственные ценности общества (патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания), гуманизм, отношение к труду, честность, целеустремленность, доброжелательность, терпимость, и др.); - проявлять нравственную устойчивость;

  • понимать значение морали и моральных ценностей в жизни человека и общества в целом: философское осмысление основных этических понятий: добра и зла, справедливости, чести и достоинства, совести и долга;

  • критически относиться к информации, получаемой из различных источников, выделять критерии ее оценки, адекватных поставленной задаче;

  • ориентироваться в мире внутренней и внешней политики государства, осмысленное и взвешенное отношение к политическим партиям, политическим деятелям;

  • знать основные конституционные права и обязанности, механизмы обращения в суд, прокуратуру, законодательные органы;

  • осознавать экологическую опасность человеческой деятельности, восприятие природы как органической целостности и основы жизни человека и общества в целом; проявлять готовность сохранять и защищать природу, не вредить окружающей среде;

  • ориентироваться в мире различных религиозных идей и учений;

  • проявлять готовность к семейной жизни;

  • соблюдать культуру поведения, проявлять положительное отношение к окружающим.

В сфере трудовой культуры обучающиеся должны:

  • понимать сущность технологического подхода к организации деятельности;

  • владеть допрофессиональными умениями и навыками взаимодействия человека с генеральными сторонами окружающей его действительности, преобразовательной деятельности; быть способными выполнять унифицированные операции, составляющие основу различных технологий преобразования объектов; получить некоторые профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами;

  • владеть общеучебными умениями и навыками, такими как планирование своего труда; поиск, отбор необходимой информации;

  • умение ориентироваться в различных источниках информации; преобразование информации; умение трудиться творчески и пр.;

  • понимать принципы действия, возможности и ограничения технических средств, предназначенных для преобразования объекта, знать правила техники безопасности при работе с ними;

  • иметь представления о методах научного управления;

  • быть готовыми к выбору профессии, понимания важности осознанности такого выбора;

  • понимать особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;

  • проявлять положительное отношение к труду, обязанностям: добросовестность, старательность, настойчивость, самостоятельность, творческий подход к работе;

  • проявлять способности к рациональной организации труда, к самореализации, самообразованию, самосовершенствованию;

  • понимать значимость различных видов профессиональной и общественной деятельности.

В сфере эстетической культуры обучающиеся должны:

  • иметь эстетический кругозор по всем сторонам окружающей человека действительности и эстетический вкус;

  • быть способным оценивать с точки зрения эстетического восприятия выполняемый процесс как мастерство или как искусство выполнения операций, а продукт, результат деятельности - как структурно-функциональное совершенство;

  • уметь ценить прекрасное; проявлять эмоционально-образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях, образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, мечтательность, романтичность, чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, потребность в прекрасном и т.д;

  • стремиться к овладению основами мировой культуры, знакомству с шедеврами мирового искусства.

В сфере коммуникативной культуры учащиеся должны:

  • учитывать роль и особенности естественных, формализованных и формальных языков как средств коммуникации;

  • владеть культурой устной и письменной речи, соблюдать нормы литературного языка в собственной речевой практике, быть точным в постановке задач;

  • уметь интересно, грамотно, увлекательно говорить не только на родном языке, но и владеть иностранным языком как средством международного общения;

  • быть готовым использовать основные средства телекоммуникаций, иметь представления о важнейших характеристиках каналов связи, возможностях передачи информации;

  • знать и умело применять психологические основы общения, в том числе уметь слушать, осмысливать, устанавливать контакты, проявлять сдержанность, тактичность в общении, доброжелательное, внимательное отношение ко всем окружающим, обозначать свое понимание или не понимание по любым возникающим вопросам, понимать и оценивать иную точку зрения, вступать в содержательный диалог или спор, уметь владеть вниманием аудитории; быть дипломатичным в отношениях с людьми; быть толерантным, т.е. обладать высокой потребностью в общении с людьми, быть образцом терпимости и внимательности к каждому; обладать способностью к эмпатии – чувствовать состояние и переживания других людей и уметь сочувствовать им;

  • понимать язык как средство хранения духовной культуры или в более широком смысле духовной ценности народа.

В сфере физической культуры учащиеся должны:

  • иметь установку на здоровый образ жизни, активных занятий физкультурой и спортом, отрицательного отношения к алкоголю, никотину, наркотикам и пр.;

  • проявлять физическую выносливость и здоровье, достаточное для преодоления достаточно больших умственных и нервных нагрузок;

  • стремиться к физическому совершенствованию, культивирования высокой гигиены жизни;

  • уметь по внешним признакам определять возможности безопасного поведения;

  • быть способным оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим.

Изложенное позволяет очертить определенные ориентиры по структуре модели основной общеобразовательной программы. В случае принятия данных изменений в законодательстве обязательными компонентами основной общеобразовательной программы станут учебный план, рабочие программы учебных предметов курсов, дисциплин (модулей), перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания и другие материалы, разработка которых и являются частью настоящего контракта. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личност­ные, регулятивные, познавательные и коммуникативные уни­версальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекват­ная мотивация учебной деятельности, включая учебные и по­знавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, пла­нировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответ­ствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирова­ния, а также широким спектром логических действий и опера­ций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника будут сформированы:



  • внутренняя позиция школьника на уровне положительно­го отношения к школе, ориентации на содержательные момен­ты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной дея­тельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешнос­ти учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответ­ственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступ­ков как собственных, так и окружающих людей;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как ре­гуляторов морального поведения;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их вы­полнение;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культу­рой;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопережи­вание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положитель­ного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных моти­вов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной моти­вации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности / неуспеш­ности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной са­мооценки на основе критерия успешности реализации соци­альной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, спо­собности к решению моральных дилемм на основе учета
позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нор­
мам и этическим требованиям;


установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других лю­дей и сопереживания им, выражающихся в поступках, на­правленных на помощь и обеспечение благополучия.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа для ступени начального общего образования, реализующей фгос ноо, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
3135.99kb.
Основная образовательная программа по умк «Планета Знаний» мбоу сош №3
8931.01kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
853.54kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «гимназия «исток» великого новгорода
67.27kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
2987.5kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
1424.08kb.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения
14.58kb.
2011 г. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
2841.84kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края
2869.04kb.
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
3463.63kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного
3881.05kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
4111.69kb.