voeto.ru страница 1
скачать файл

Панова М.М., зам. директора по УМР

(Россия, г. Ульяновск,

ОГОУ СКОШИ II вида

koush2vid@mail.ru)
Реализация компетентностного подхода

к процессу подготовки специалистов ОУ
Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы. В настоящее время произошло обновление целей общего образования, соответственно по-новому сформулированы и планируемые результаты образования. 

Когда в школе изучается одно, а жизнь требует другого, обучение становится для ученика формальной обязанностью, которую он выполняет без личной заинтересованности и с соответствующим качеством.

Поэтому, одним из путей приведения школьного образования в соответствие с требованиями современного общества и одновременно способом достижения оптимального сочетания социального и личностного заказа на образование является компетентностный подход, который:

- нацеливает учителя на анализ качества получаемой информации в рамках своего предмета. В этом случае система компетенций школьника становится инструментом, позволяющим управлять ростом уровня владения учеником знаниями для использования их в жизни. Успешность ребенка зависит не от количества знаний, а от их качества, от того - насколько он правильно умеет пользоваться имеющимися знаниями при решении различных проблем.

- Ученик учиться сам, а учитель создаёт для этого условия.

У учителя происходит смена приоритета в планировании собственной деятельности: сначала определяет цели и задачи ученика, потом планирует собственные, которые будут определять профессиональный успех учителя через учебный успех ученика.

- Система педагогических знаний, включающая знания специальной педагогики, психологии, психофизиологии, этнопсихологии, теории управления и т.д. может стать основой становления компетентности современного учителя, от качества работы которого сегодня зависит в немалой мере выживание не только отдельного человека, но и человечества в целом.

В связи с этим, задачей образования является: Производство компетентных людей, способных применять свои знания в изменяющихся условиях и уметь включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни, а так же, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Поэтому, важными целями в образования являются: 

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры

- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; 

- толерантность, терпимость к чужому мнению;

- умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. 



Цель проведения мероприятий с педагогами: содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой новой образовательной парадигмы.

Задачи:

- Ввести учителей в понятийно-категориальный аппарат проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями компетентностного подхода в образовании;

- Способствовать овладению знаниями, умениями мыслить и оперировать понятиями и категориями современной гуманистической психологии и педагогики;

- Содействовать развитию критически-рефлексивного мышления, рефлексивной культуры педагога.

Чтобы подготовить школьников к самостоятельной жизни, необходимо сначала подготовить педагогов к переходу в обучении на компетентностной основе, так как компетентность учителя - главный ресурс качества образования и залог успешности учащихся!

Реализация компетентностного подхода в подготовке педагогов может реализовываться в близкой и среднесрочной перспективе.



Отличие между компетентностью и компетенцией?

В прошлом году мы начали с изучения учебно-методической литературы. Нами были изучены:

- Анализ отечественного и мирового опыта в реализации компетентностного подхода. 

- Анализ соотношения между компетентностным подходом и традиционными принципами построения содержания образования в российской школе. 

- Изучение компетенций, обеспечивающих профессионализм педагогу.

- Рекомендации по их освоению на разных ступенях школы и на разном предметном материале. 

- Методы и содержания оценки учебных достижений в деятельностной основе с учетом ключевых компетентностей. 

Проводимые формы организации изучения методологической основы:

- Научно-теоретические семинары.

- Педагогические чтения.

- Проведение мастер-классов на школьном и областном уровнях.

- Педагогический совет

- Выставки методических материалов.



В более отдаленной перспективе потребуется: 

- Структурировать компетентности по ступеням обучения (основы ключевых компетентностей закладываются уже в начальной школе, минимально достаточный для жизни в обществе уровень их сформированности достигается по завершении основной школы и т.д.). 

- Обеспечить включение в структуру ключевых компетентностей ценностно-формирующих, воспитательных аспектов образования; 

- Разработать новое содержание общего образования, новые учебные материалы и технологии на основе компетентностного подхода, опираясь на междисциплинарный и межпредметный подход в определении ключевых компетентностей.

Современный учитель должен обладать научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе.

Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников.

В. А. Сухомлинский писал:



"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,

в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю.



Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей.

Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'.
скачать файл



Смотрите также:
Образования важнейшая составляющая образовательной системы. В настоящее время произошло обновление целей общего образования, соответственно по-новому сформулированы и планируемые результаты образования
48.04kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №72 г. Саратова Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
427.85kb.
Основная образовательная программа начального общего образования
3856.09kb.
Основная образовательная программа начального общего образования
2743.85kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного
1300.19kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного
3881.05kb.
Образовательная программа основного общего образования Разработчики: администрация моу «Ферзиковская сош»
5197.6kb.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»
2251.36kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Хвощеватовская сош»
2936.54kb.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
237.69kb.
Основная общеобразовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения
2397.47kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
5336.92kb.