voeto.ru страница 1
скачать файл



Тема: Обобщающий урок по теме «Орфография»

Цели: 1. Обобщить изученный материал по теме «Орфография».

2. Развивать умение видеть орфограмму в слове и применять различные способы проверки написания; развивать умение готовить сообщение и выступать с ним; совершенствовать умение работать в группе.

3. Воспитывать любознательность, настойчивость, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, рисунки


Ход урока

1. Организационно-психологический момент

Звучит песня «Улыбка»

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы проверьте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Улыбнитесь!

С усердием трудитесь.
2. Орфоэпическая минутка

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы открываем школу сыщиков. Чтобы поступить в нее, вам надо пройти проверку. Недавно пришло сообщение, что в некоторых словах русского языка потерялось ударение. Давайте проверим ваши способности - найдем его.


Алфавит, фарфор, щавель, арбуз, магазин, ремень, ворота, крапива, столяр.

Дополнительное задание:

- назовите слова, состоящие из двух слогов;

- назовите слова, в которых равное количество гласных и согласных букв;

- назовите слова, в которых звуков меньше чем букв;

- назовите слово, в котором происходит оглушение согласного; составьте с ним предложение по схеме: [ ], а [ ]

- Молодцы, я думаю, что вы все поступили в школу сыщиков, найдя пропавшее ударение. Итак, следствие ведут сыщики 5 класса!


3. Обобщение

- Нам сегодня предстоит путешествие в страну Орфографию. В результате проделок банды «Неучи» в этой стране нарушена жизнь правил и слов. Из министерства страны Языкознание переслали письмо от потерпевшего. К сожалению, мы сможем его прочитать после операции «Мозговой штурм».


1. Мозговой штурм

  1. Назовите способы проверки безударных глас­ных в корне слова.

  2. Как проверяются звонкие и глухие соглас­ные?

  3. Как пишутся безударные гласные: в корнях, окончаниях, приставках?

  4. В каких приставках согласные не изменя­ются?

  5. Как пишутся приставки, оканчивающиеся на з- и с-?

  6. Когда на письме и переходит выв корне слова?

7. Какие гласные являются непроверяемыми?

8. Какие вы знаете корни с чередующимися гласными?

9. В каких случаях пишется ь после шипящих?
(Ученики отвечают и приводят примеры.)
2. Письмо потерпевшего

Дарагие сыщики!

Памагите! В нашем Цвиточном гораде случилась беда. Исчез ваздушный шар. Найдите варюгу.

Занайка
- Уважаемые сыщики, срочно требуется помощь. Может, вы знаете, кому мы будем помогать?

- Хорошо, тогда запишите письмо в тетради, исправляя ошибки. Может тогда произойдет чудо. ( Проверка тетрадей 2 учеников, самопроверка)

- Задание выполнено на «отлично». И от жителей города прислали благодарность и стихотворение:
Огромный шар, надутый паром.

Поднялся в воздух он недаром.

Наш коротышка хоть не птица.

Летать он все-таки годится.

И все доступно уж, эхма!

Теперь для нашего ума!

3. Спортивная разминка

- Настоящий сыщик должен не только знаниями владеть, но быть хорошим спортсменом. Проведем спортивную разминку. Я буду читать слова с приставками: если в приставке пишется буква о - хлопаете в ладоши, если а – топаете ногами.


Отпуск, допуск, накипь, подписаться, прадед, обжигать, начисто, заговор, окрепнуть, подшить.
4. Выборочная работа «Математический бум».

- Да, банда «Неучей» создала много проблем. Еще одно испытание ждет вас. Банда проникла в банк Орфографии и перепутала все данные. Нужно подобрать ключ к слову и положить в нужную ячейку. (Ученики выходят к доске, решают пример, записывают слово в нужную графу.)



О после шипящих

Ё после шипящих

Е после шипящих

Плечом

Жонглер


Жокей

Алычовый


Светлячок

Черточка

Жердочка


Шепот


Грушей

Орешек


7*8 – ч..рточка

5*7 – плеч..м

42:7 – ш..пот

8*8 – ж..нглер

54:6 – ж..кей

6*6 – ж..рдочка

81:9 – груш.й

4*8 – алыч.вый

15:3 – светляч..к

5*5 – ореш..к



5. Словарная работа

- Я рада, что вы справились с заданием, но в следственное дело нужно внести: среди этих слов затерялись слова-иностранцы. Назовите их, пожалуйста?

- Давайте раскроем тайну этих иностранцев. (Ребята работают с толковым и этимологическим словарями.)

Жокей

ЖОКЕЙ. Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jockey < англ. jockey, восходящего к уменьшит. -ласкат. форме шотландского собственного имени Jock "Яков". (Большой Энциклопедический словарь. 2000)

ЖОКЕЙ (англ. jockey) - профессиональный наездник на скачках; специалист по тренингу и испытаниям верховых лошадей.

Синонимы: вершник, ездовой, наездник, профессия

Жонглер

ЖОНГЛЕР. Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где jongleur < лат. joculator "шутник, забавник", суф. производного от joculari "шутить, забавлять". (Большой Энциклопедический словарь. 2000)

ЖОНГЛЕР — (франц. jongleur, от лат. joculator шутник), 1) странствующий профессиональный комедиант и музыкант в средневековой Франции. Назывался и гистрионом. В Германии им родственны шпильманы, в России скоморохи. 2) Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.

Синонимы: гистрион, артист, манипулятор, скоморох
Гистрион — 1) актёр в Древнем Риме. 2) Странствующий комедиант эпохи раннего западноевропейского средневековья.
- Ребята, используя эти слова, составьте по вариантам предложения: 1вариант - O: и O, и O , 2 вариант – А: «П?»
Физкультминутка.

Мы с Вини Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили
Вини Пуху мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали


А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)


А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!


6. Самостоятельная работа

- Я расскажу вам «жутко правдивую» историю. Слушайте внимательно и выпишите из моего рассказа все слова с орфограммой «и, ы после ц».

( 2 ученика у доски)
Когда я шла к вам, то видела, как по дороге мимо больницы бежал цыпленок с циркулем, а за ним гналась милиция. Я удивилась и спросила цыганку, которая несла рукавицы. А она на меня как цыкнет: «Цыц! Он из цирка сбежал» Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы.

Вы верите мне? Ну и молодцы!
Пока идет проверка и взаимопроверка в паре.
7. Творческая работа «Портрет»

- Ну что ж, как сыщики, вы работаете все лучше и лучше. Осталось совсем немного – и вы получите удостоверение. Но вам еще нужно научиться составлять портретную характеристику человека. Вот вам фото сказочных героев страны Языкознание. Составьте портретную характеристику героя. (Работа в группах. Выступление ребят.)

- Вы узнали, кто эти герои?

- А ведь о них вы еще самостоятельно подготовили устные познавательные сообщения. Давайте послушаем и оценим вашу поисковую работу.




  1. Устное сообщение «А знаете ли вы?»


История кукурузы

Наверное, кукуруза – самый окультуренный из всех злаков. Некоторые полагают, что далекие предки этого вида попали в Америку из Азии, однако более вероятно, что родина кукурузы – Америка.

Сотни тысяч лет кукуруза была дикорастущим видом. Ее пыльца возрастом 60 тыс. лет была обнаружена в 1953 под Дворцом изящных искусств в Мехико.

Точно никому не известно, откуда у кукурузы такое имя. Но догадки есть. По-румынски «кукуруз» значит « шишка». Уж очень похож початок на шишку.

По-турецки «кокороз» - это «кукурузный стебель». Но во многих странах ее называли «маис». Такое имя дали этому растению индейцы с острова Гаити.

Когда-то великий мореплаватель Христофор Колумб увидел на полях Америки початки и решил взять их с собой в Испанию. Сначала испанские крестьяне не знали, что делать с диковинкой, но по­слушались моряков и посеяли золотые зерна, как это делали индейцы. К их удивлению, из зернышка вырос длинный стебель. Каша из маисовой муки получалась вкусной.

Это было давным-давно, почти 500 лет назад. А теперь маис знают во многих странах, а где-то дали но­вые имена — «кукуруза», «царевица», «царка». Словом, царица. Вполне подходящее название для такого полезного растения.

История винограда
Из всех культурных растений наиболее, пожалуй, древним, распространенным и любимым является виноград.

Когда и в какой стране мира впервые посадили дикую виноградную лозу и стали выращивать - сказать трудно. Предполагают, что это случилось около 9 тысяч лет назад в местности, расположенной к югу от Кавказских гор и Каспийского моря, на территории нынешней Сирии и Палестины. Отсюда, по-видимому, виноград был завезен в Древний Египет, который стал богатой виноградной страной. Виноградное вино настолько ценилось жителями, что у них даже существовал немного смешной обычай. Чтобы поощрить гостей пить вино, перед ними на пирах носили деревянное изображение покойника с надписью: "Смотри на него, пей и будь здоров, так как после твоей смерти ты будешь таким же".

Из Египта виноградная лоза распространилась по всей Малой Азии, проникла в Грецию. У них существовала легенда о юноше по имени Ампел, сыне Сатира и Нимфы, любимце бога Диониса - покровителя винограда. Однажды Ампел забрался на могучий вяз, вершину которого обвивали виноградные лозы. Потянувшись рукой к роскошной грозди, юноша сорвался с дерева и разбился. Опечаленный бог Дионис поместил его душу на небе в виде новой звезды в созвездии Девы, а виноградная лоза в честь погибшего Ампела стала называться "ампелос".

Греки перенесли культуру винограда в Италию, и вскоре в Римское государство.

Из Рима виноградная лоза проникла в Испанию, Венгрию и Францию, где виноделие достигло такого расцвета, что почти затмило искусство римских мастеров. Там научились делать вина, отличающиеся тонким вкусом и особым ароматом.

Первый виноградник в России возник в 1613 году в Астрахани, которая в то время была воротами в Россию и куда прибывали купцы со всего спета. Несколько позднее царь Алексей посадил "виноградный сад" под Москвой.

С давних времен виноградом лечили многие болезни, и сейчас виноградное лечение применяют в начальной стадии туберкулеза, при упадке сил, при малокровии и нервных болезнях.
История хлопка
Старейшие изделия из хлопка были найдены в пещере рядом с мексиканским местечком Теуакан. Изделия датируются примерно 5800 годом до н. э.

Официальной родиной хлопчатника считают Индию. Согласно индийским верованиям, хлопок является даром небес. Один из гимнов «Ригведы» прославляет ниточки на ткацком станке. Из этих ниточек делаются постели богов. После сна на таких постелях боги становятся добрее и милосерднее к людям.

По другой версии, родоначальником хлопка считают Египет. Есть данные, согласно которым египтяне 2500 лет до н. э. умели делать ткани наивысшего качества, ничуть не уступающие современным. Мумии египетских фараонов того времени были обернуты очень плотной тканью из хлопка.

В Китае возделывание хлопка началось позже, чем в Индии и Египте. Хотя еще ранее хлопок в Китае существовал в качестве декоративного, красиво цветущего растения.

Длительное время хлопок поставляли в Европу арабские торговцы только в виде готовых тканей, в связи с чем о нем слагались легенды как о сказочном существе, растении-барашке, с которого состригают хлопок. Выпускались даже книги с подобными рисунками. Стоимость отреза ткани в те времена оценивалась количеством золотых монет, равным его весу. Неудивительно, что с тех пор существует поверье, согласно которому увидеть во сне хлопок - к удаче в бизнесе и процветанию!

Первым орудием для очистки хлопка от семян в Индии была так называемая «чурка», состоящая из двух вальков, причем верхний неподвижный, а нижний вращающийся рукояткой. Двое-трое рабочих могли очистить в день не более 6-8 кг чистого хлопка. Поэтому о крупном и дешевом производстве хлопка не могло быть и речи.

Производить же хлопчатобумажные ткани первыми в Европе стали англичане в 1770-х годах.
Яблоко - древнейший плод
Когда мы произносим слово «фрукт», то прежде всего представляем себе блюдо с яблоками, то белоснежными, с легким румянцем на щечке, то огненно-красными, то нежно-зелеными или солнечно-желтыми. Яблоки на нашем столе практически круглый год и всегда кстати.

Яблоки — древнейшие из плодов, которыми когда-либо лакомился человек.

Впервые яблони появились в Малой Азии.

В 1051 году на территории Киево-Печерской лавры был заложен первый яблоневый сад. В XII столетии яблоневые плантации появились на территории Подмосковья.

Вспомним, о яблоне упоминается и в Библии как о райском плоде.

С большой долей уважения к самому плоду яблони относились и относятся по сей день жители Германии. До сих пор в немецких деревнях существует старый обычай — в день рождения младенца сажают яблоневое деревце. Как оно будет расти и развиваться, такая судьба уготована и малышу.

Все мы помним о том, что у древних славян яблонь было такое великое множество, что иностранные гости называли эту страну яблоневым царством.

Яблоня растет практически во всех странах земного шара и среди фруктовых растений занимает почетное первое место.

Нам всем хорошо известно, что яблоки полезны для нашего здоровья.

Яблоки очень полезны пожилым людям, у которых часто понижена кислотность желудочного сока. Кроме того, они укрепляют иммунную систему и помогают поддерживать постоянный уровень сахара в крови. Лучше всего употреблять яблоки в сыром виде, но и после небольшой термической обработки они сохраняют многие питательные вещества.


- Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Ваша самостоятельная работа не прошла даром.

9.Тестовый диктант «Мишень»

- Каждый сыщик – это умелый стрелок. Проверим вашу точность попадания ь в мишень.


Г;4 - Рожь





а

б

в

г

д

е

1




Ь













2




-













3




Ь













4




-

Ь

Ь







5




Ь




Ь







6




-




Ь







7




Ь

Ь

Ь






Б;1 - Помощь

Б;3 - Молодежь

Г;5 - Видишь

Б;5 - Слышишь

Б;7 - Испечь

В;4 - Ночь

Г;6 - Беречь

Б;2 - Туч

В;7 - Придешь

Б;4 - Врач

Б;6 - Камыш

Г;7 - Ешь

0

Идет круговая проверка.


4. Рефлексия

Выставление и комментирование оценок.

- Вот и подошла к концу учеба в школе сыщиков. Вспомните, пожалуйста, какие знания вам пригодились.

Позвольте вручить вам удостоверения сыщика. (Идет награждение.)



Оцените ваше настроение картинкой смайлика.
5. Домашнее задание

- сочинить сказку «Однажды в стране Орфографии…»
скачать файл



Смотрите также:
Обобщающий урок по теме «Орфография»
133.18kb.
Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
20.12kb.
Семинар учителей математики по теме «Уровневая дифференциация обучения на уроках математики»
12.37kb.
Урока: Обобщение знаний по теме «Орфография»
60.83kb.
Обобщающий урок по математике в 6 классе. Тема урока: «Умножение дробей»
88.91kb.
Урок с презентацией по теме «Противопожарная безопасность»
97.8kb.
Урок обобщение Форма проведения: классический урок с элементами ролевой игры
92.19kb.
Интегрированный урок по чтению и изобразительному искусству в 4 классе Тема: Обобщающий урок по чтению,,Осень дивная пора Цель
63.11kb.
Обобщающий урок. Гласные буквы
49.03kb.
Урок по математике в 1 классе по теме: «Число и цифра 6»
9.52kb.
Урок формирования грамматической компетенции по теме The Present Simple Tense Вид урока: Классический академический урок
34.53kb.
«Боги Древней Греции»
43.85kb.