voeto.ru страница 1
скачать файл



Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №1 г. Рузы"

Детское движение

в родной школе -

отражение жизни города и судьбы страны

Аннотация

Настоящая работа представляет собой результат четырехмесячного коллективного поиска. Цель его - восстановить событийную канву деятельности пионерской организации в родной школе. Положение о данном конкурсе и современное состояние некоего блуждания в определении четкой программы работы с детьми (школьниками) подвигли инициативную группу краеведов заглянуть в недалекое прошлое. Оказалось, что старшеклассникам совершенно незнакома (или в очень малой, чаще внешне, степени) история пионерии. Изменить положение в районе попытались еще в 2002 году: 21 ноября в Районном ДК под эгидой Управления образования Администрации района и Центра детского Творчества прошел слет детских общественных организаций общеобразовательных учреждений Рузского района. Импульс этому слету был дан Всероссийским совещанием «Стратегия развития детского общественного движения в России XXI века». В настоящее время в гимназии существуют несколько организаций: 2 отряда скаутов, кадетов (в объеме класса), Совет старшеклассников, экологическая площадка, военно-патриотический клуб «Поиск». Но не хватает чего - то вроде пионерской дружины. Поиск краеведов обобщил воспоминания выпускников - родителей, бабушек, бывших работников школы, и получилось некое руководство к действию.

Так сложилось в нашей стране, что часто, разрушив старое, мы затем не создаем нового, а, по сути, восстанавливаем разрушенное. К счастью, уже не стоит вопрос о том, нужна ли нам детская организация. Правительство рекомендует сейчас расширять детское движение, т. к. оно является школой общественной жизни. Современные дети столкнулись с массой проблем: социальные противоречия, детская беспризорность, вечная проблема отцов и детей, невозможность самореализации, закрытие детских традиционных досуговых центров, коммерциализация образования, спорта, творчества.

В апреле 2002 года прошло совещание представителей 89 регионов России «Стратеги развития детского общественного движения в России XXI века», на котором были выработаны основные направления деятельности:



  • военно-патриотическое;

  • экологическое;

  • скаутское;

  • пионерское / коммунарское.

Главная идея детского движения - «Счастливые дети - достоинство страны». Завтра мир станет таким, каким его сделают дети.

Чтобы реализовать эту идею, необходимо вернуться к своей истории, к истокам пионерской организации...


Правофланговые пионерской дружины им. Доватора


Мы были по - настоящему удивлены, поражены, когда обнаружили на музейных стеллажах гимназии объёмную и не в одном томе Летопись школы. Это была находка для нас, следопытов. Документ содержал, пожалуй, самые ценные сведения: как родилась пионерская организация в нашей школе -ровеснице Октября (образована в декабре 1917 года). Мы гордимся, что жизнь подростков в маленьком провинциальном, городке была самым теснейшим образом переплетена с судьбой всей страны.

«В мае 1922 года, после учреждения пионерской организации в республике Советов, были приняты в пионеры многие учащиеся школ города Рузы. Одна из первых-пионерок Валентина Сергеевна Земскова (Баранова) вспоминает о рождении пионеров в Рузе, о жизни одного из первых пионерских отрядов.

«Я была одной из первых пионерок г. Рузы. Это было ново, необычно. Мы очень волновались. Нас было 15 человек, решивших стать пионерами. ( Помню, мы окачивали 4 класс). Принимали нас в пионерском клубе, комнате на втором этаже бывшей гостиницы.

Присутствовали представители от Укома партии и комсомола. Мы построились в одну шеренгу, произнесли торжественное обещание. Комсомолец Сарапкин Николай повязал нам кумачовые галстуки. «Юные пионеры, к борьбе за рабочее дело будьте готовы! Мы впервые отдали пионерский салют и дружно ответили: «Всегда готовы!» Нас поздравил и произнес напутственную речь коммунист Демидов А.Д.

В школе им. В.И. Ленина, в 5 классе у нас были вожатые, комсомольцы из ремесленного училища: Смоленский Борис, Кузнецов Алексей. Старшим пионервожатым был Голубев Фёдор (председателем форпоста).

Мы с гордостью носили красные галстуки и назывались юными ленинцами. Несмотря на трудности, лишения, мы проводили большую работу: ходили в походы, создавали живую газету), выступления агитбригады), декламировали, пели, плясали для жителей города и деревень.

Наши любимые песни тех лет: «Мы - кузнецы», «В селе за рекой»... «Ты не вейся, черный ворон»...

Комсомольцы подарили нам пионерские формы (белые блузки в голубую полоску и синие сатиновые юбки). Мы были очень рады, и сами решили заработать на пионерские формы для новых пионеров. Мы чистили конюшни, пили дрова, собирали металлолом, тряпьё.

Пионерские годы остались в нашей памяти как яркие годы жизни, начало пути в комсомол и партию».

Больше никаких сведений о пионерской жизни школы летопись не открывала, и все наши надежды получить информацию о далёких годах были возложены на старожилов города, выпускников, очевидцев и, в первую очередь, бывших пионерских вожатых.

До сих пор ничего конкретного мы так и не узнали о вкладе пионеров Рузской средней школы имени Ленина (с 1920 года) в строительство нового, коммунистического общества в 30 - е годы. Скорее всего, это «были субботники, помощь (через подсобный труд) в возведении новых построек в городе.

Ну, а потом были сороковые, роковые...

Из воспоминаний Верховцевой (Прошлецовой) Екатерины Ивановны:

«...Нас приняли в пионеры весной 1941 года, когда мы закончили третий класс. В городе на улице Социалистической работал Дом пионеров. Там работали несколько кружков, я записалась в краеведческий. Мы изучали историю города и района, но, к сожалению, учебный год закончился, а 22 июня

1941 началась война. В конце октября мы оказались в оккупации. 17 января 1942 года город освободили советские войска, и люди возвратились домой.

Многие здания были разрушены. Мы сообща латали то, что можно было сделать быстрее и уже в феврале школы заработали. Вновь открылись кружки, в здании Дома пионеров заработал музей, который возглавила Мария Ивановна Шалепина. Пионеры помогали собирать экспонаты для музея.

В мае 1942 года нас повезли с концертом в воинскую часть, расположенную где-то в Ново-Петровском районе. Сценой служил кузов грузовой машины. Солдаты были очень довольны, нас там накормили. Домой вернулись поздно вечером, а утром был экзамен по русскому языку. Наша учительница Надежда Николаевна Баженова была очень расстроена, узнав, что мы выезжали с концертом, она беспокоилась, что мы провалим экзамен...

В пятом классе мы учились в здании за пожарной, где сейчас детский сад № 3. Здание отремонтировали, но печки еще не восстановили, поэтому ученики собирали деньги и покупали железные печки, которые ставили в каждом классе, трубы от них выводили в окна. А с дровами было тоже сложно и ученики, пионеры и комсомольцы, сами перетаскивали дрова от реки к школе. Рабочие леспромхоза вылавливали их из реки. Пилили дрова где-то в районе Сытькова, сплавляли по воде, баграми вытаскивали на берег, складывали в штабели напротив Городка. Мы вместе с учителями затаскивали дрова в гору, по замерзшей Городянке и переулку около швейной фабрики, к школе. Бревна были метровые, но очень тяжелые.

Каждую осень ходили в колхоз копать картошку, свеклу, морковь. Ходили пешком туда и обратно, работали целый день. Пионерские звенья ходили по семьям, где отцы были на фронте, и помогали...»

Из воспоминаний Голеневой Инны Николаевны, которую жизнь накрепко связала с Рузой и нашей школой (ученица, учитель, завуч, работник РОНО, директор школы):

«Мое пионерское детство началось в обстановке особенной торжественности почти сразу же после войны, в 1948 году.

Как будто вчера, в памяти школьные будни, которые никогда не назовешь скучными. Думаю, что главное тепло, энергия, свет исходили из нашей старшей вожатой - Мусиновой Тамары Федоровны. Она и до сих пор сохранила черты по - настоящему красивой женщины, а тогда, в 50-е годы, Тамара Федоровна была необыкновенно красива. Замечательно пела, танцевала, организовывала одно за другим самые разные интересные дела, сборы. Знала каждого ребенка в школе, была в курсе всех дел. Очень содержательно, интересно проходили заседания Совета дружины. Наверное, не могло быть по-другому, ведь светлые


идеи пионерской организации теснейшим образом переплелись с личностью человека, который всегда был для нас светел и ярок.

Много мы тогда помогали взрослым. Самым запоминающимся стала заготовка зоны как удобрение для колхоза районов: других-то удобрений не было! Пищекомбинат топили дровами, а золу вывозили на поле позади предприятия. Собирая золу, многие и я в том числе, поморозили щеки, но зато какими же мы счастливыми чувствовали себя, помогая Родине!»

«...Я училась и теперь работаю в нашей школе, - вспоминает Нина Дмитриевна Гудкова, пионерка, выпускница, учитель, директор школы №1 города Рузы. - В третьем классе нас принимали в пионеры в городском Доме пионеров. Это было зимой 1952 года. В жарко натопленной комнате нас построили, на руке у каждого лежал ситцевый галстук (штапельный или шелковый были роскошью). Мы произнесли первое в своей жизни торжественное обещание.

Старшие пионеры (Укласс) повязывают нам алый треугольник ситца, символизирующий крепкую связь трех поколений: коммунисты, комсомольцы, пионеры. Звучит голос вожатой: «Юные пионеры к борьбе за дело Ленина-Сталина будьте готовы!» и единый хор детских голосов: «Всегда готовы!»

Особо тщательно проходила подготовка к демонстрациям - майской и октябрьской: проходили сборы, встречи с участниками октябрьских событий или ветеранами войны, к примеру, частый гость в школе был Дмитрий Родионович Белов, он являлся и почетным пионером дружины. На таких сборах звучало стихотворение «День 7 ноября - красный день календаря, посмотри в своё окно - всё на улице красно...»; а солнечным утром 1 Мая нас собирала песня, льющаяся из рупора на площади Партизан: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля...», чтобы с цветами и лозунгами в отглаженной белой блузке и синей юбочке с ярким галстуком пройти строем по главной улице, и люди, собравшиеся вдоль домов, бабушки, деды, мамы, отцы с малышами за руку - могли полюбоваться своей сменой: «Вот она, растет!» Конечно, мы не были ангелами: после нас тоже оставались порванные'шарики, веточки, а мы рвались из колонн, чтобы за 9, а если было 13 копеек, купить долгожданную пачку мороженого!»

Нашему учебному заведению необыкновенно повезло: в течение 20 - и лет школьной библиотекой заведовала Маргарита Ивановна Китаева, которая бережно сохранила, оформив пять альбомов, вырезки из газеты «На боевом посту» за 1951 - 1962 годы. Пожелтевшие газетные листы скрупулёзно сообщают (найдено 29 публикаций о деятельности пионеров нашей школы) подробности претворения в жизнь юными ленинцами Рузской средней школы №1 программы построения коммунизма .

Речевые обороты, лексика, заголовки статей ярко отражают особенности сталинской эпохи, хрущёвской «оттепели»... Газета «На боевом посту» от 14 марта 1953 г.



Будем учиться ещё лучше

Нашу партию и весь советский народ постигло величайшее горе -скончался любимый наш вождь, друг и учитель, соратник Владимира Ильича Ленина - Иосиф Виссарионович Сталин.


Сталин вместе с Лениным был основателем Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства. Он дал нам, советским детям, возможность счастливо жить и учиться. Имя Сталина для нас бесконечно дорого.

В эти скорбные дни, мы, пионеры и школьники, обещаем учиться ещё лучше, учиться так, чтобы стать достойными строителями коммунизма. Мы даём слово твёрдо идти по пути, намеченному великим Сталиным, смело выполнять его заветы, отдать все свои силы и знания на благо Родины.

А. Панкрашкин, П. Колонистов, ученики 6 «Е» класса
Рузской средней школы.

Трудовая деятельность пионеров нашей школы в течение всех лет существования ВПО была насыщенна и разнообразна. Вот что пишет об этом газета «На боевом посту».

От 28 марта 1956 г.

«Накануне весенних школьных каникул»

Скоро в школах района начнутся весенние каникулы. Весело проведут их учащиеся.

За время каникул учащиеся Рузской средней школы имени В. И. Ленина установят сотни скворечников. В мастерской уже поделано 40 домиков для птиц. Часть дуплянок будет вывешена непосредственно в лесу.

Учащиеся 5-6 классов побывают в московском театре юного зрителя. Для малышей в школьной пионерской комнате будут демонстрироваться кинокартины. Состоятся читательские конференции на темы: «Пионеры -ленинцы» и «Юные мичуринцы». Третьеклассники примут участие в утреннике, посвящённом писателю Гайдару.

За время весенних каникул учащиеся Рузской средней школы побывают на промышленных предприятиях, в МТС и колхозах района.

От 23 мая 1956г.

«Полезное дело»

Недавно учащиеся шестых и седьмых классов Рузской средней школы имени Ленина выезжали на работу в подсобное хозяйство Первого государственного часового завода.

Директор подсобного хозяйства тов. Ермаков и агроном тов. Балашов познакомили учащихся с хозяйством. Ребята побывали на парниках, познакомились с производством торфоперегнойных горшочков, зашли в теплицу.

Затем учащиеся пропололи клубнику. На воскреснике присутствовало 70 человек.

Хорошо поработали в этот день учащиеся 6 —го класса «Б» Петрова, Козлов, Демичев, Алексеева.

М. Маргорина.
Наша школа может гордиться активным участием в тимуровском движении. Об этом, рассказывая о своем пионерском детстве, вспоминает Н. Д. Гудкова. Традиция помогать ветераном сохранилась до самого распада пионерской организации. Свидетельству этому - заметка, присланная пенсионеркой Николаевой в газету «На боевом посту» и опубликована 24 мая 1959 года.

На помощь пришли пионеры.

Однажды ко мне пришли пионеры четвертых классов «А» и «Б» Рузской средней школы.

- Вам трудно обработать огород, давайте мы поможем , -предложили ребята.

И работа закипела. Школьники, возглавляемые преподавателями Анной Дмитриевой Гребенюк и Марией Павловой Воронцовой, вскопали весь участок, оказав мне большую помощь. Хочется через газету поблагодарить их за это.


Е.Николаева, пенсионерка, г.Руза

Разбирая подборки газетных вырезок, мы заинтересовались статьёй, посвящённой 40 - летию Всесоюзной Пионерской Организации имени В. И. Ленина. И, к большому удивлению, обнаружили, что имя Н. Д. Чуваевой, пионервожатой Рузской средней школы, принадлежит в замужестве Гудковой Нине Дмитриевне, учителю с сорокалетним стажем, бывшему директору нашего учебного заведения, кавалеру ордена Ленина. Она до сих пор работает с очень трудными детьми, возглавляет кадетский 9 «В» класс. Прекрасный математик, человек, педагог.

Из воспоминаний Гудковой (Чуваевой) Нины Дмитриевны,

учителя гимназии № 1 г. Рузы

«Вожатой я работала с 1959 по 1962 год. Работа эта, надо сказать, беспокойная, требующая напряжения ума и нравственных сил каждую минуту, т.к. в ведении вожатого более пятисот детских душ, у каждого из которых свои проблемы, свои радости. Все это надо выплеснуть тому, кто ближе всего к ребенку — вожатому.

Главное в работе вожатого - направить каждого ребенка на достижение высших результатов в учёбе, в нравственном росте. В этой работе опорой была подготовка к различным датам: к юбилею Октября, ко дню рождения В. И. Ленина, Дню Советской Армии, пионерской организации. У каждого праздника свой оттенок, а в общем складывается духовный мир ребёнка.

Особое внимание уделялось трудовому воспитанию: на протяжении всего года проходили разные операции: то помощь совхозу в уборке урожая, то сбор макулатуры и металлолома. Но одно из самых важных дел - тимуровская работа, помощь престарелым, инвалидам войны. Это воспитывало у детей сочувствие к старикам, больным, рождало в душах доброту - черту, необходимую в жизни.

На время моей работы вожатой выпали очень важные события в жизни не только пионерии, но и всей нашей страны: 90-летие со дня рождения В. И. Ленина, полет в космос Юрия Гагарина, 40-летие Всесоюзной пионерской организации. 19 мая 1962 года.



Чуть раньше, а потом и параллельно с Н. Д. Гудковой старшим вожатым в нашей школе работал Владимир Яковлевич Фишер, упомянутый Л. И. Панковой. Позвонив ему в город Солнечногорск, где он в течение уже многих лет работает директором школы, мы поняли, что он поддерживает нашу работу над докладом. Вскоре была получена корреспонденция, которая сопровождалась следующим пояснением: «Вспомнил... то, что... было по душе в то время. Для меня оно всегда яркая и самоопределяющая страница жизни. Этому принципу я верен и теперь».

В 1964 году в жизни пионеров, конечно, всего коллектива школы произошло запоминающееся событие - дружине было присвоено имя легендарного героя Великой Отечественной войны, командующего кавалерийским корпусом генерала - майора Льва Михайловича Доватора. Частыми гостями пионеров тогда была Рита Львовна Доватор, его дочь, соратники комкора, оставшиеся в живых. Воспоминания и фотографии, хранящиеся в школьном Музее Боевой Славы, рассказывают о подвигах «чёрных дьяволов» (как их звали немцы за необычное одеяние - чёрные бурки), о специфике состава корпуса: кавказцы - джигиты, знаменитые цирковые

наездники, об обстоятельствах гибели на территории нашего района командира корпуса, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза.

Время берёт своё, и накануне 60 - летия Победы мы остро ощущаем не недостаток информации о войне, нет, а некую ненадёжность нити, связующей поколения, мы уже достаточно отдалены от событий Великой Отечественной войны. Поэтому, решив технические вопросы, всем классом поехали по местам боёв в нашем районе, узнав от руководителей музеев двух школ о подробностях событий октября 1941 - января 1942 г. и, в частности, о легендарном пути конницы Доватора. В результате сами прикоснулись к обстоятельствам 40 -летней давности!

Настоящей ценностью обладают воспоминания бывшей пионервожатой Сапегиной Аллы Борисовны, ныне замдиректора по научно - методической работе, учителя высшей категории, руководителя школьного Музея Боевой Славы. Прослеживая свой трудовой путь, первоочередное внимание она уделяет причинам, побудившим её посвятить жизнь школьникам. Главной из этих причин оказалась интересное, насыщенное красивое пионерское детство. Оно и «заразило» как оказалось, навсегда.

Вожатский стаж Аллы Борисовны семь лет. Около 20 - и лет назад она рассталась с этой профессией, чтобы преподавать историю и право, но все эти годы была и остаётся ярким классным руководителем, а два года назад вместе со своим единомышленником, замдиректора по воспитательной работе Лысенко Т. К. создали два отряда скаутов. Специализированные многодневные походы, определённые установки ежедневной линии поведения выгодно отличают «одиноких разведчиков» от других гимназистов.

Из воспоминаний Сапегиной (Пылаевой) Аллы Борисовны.

С пионерской организацией связана самая интересная и насыщенная пора моей жизни. Нас принимали в пионеры весной 1969 года, мы очень волновались, учили текст Торжественного обещания, старались красиво его оформить, а, когда, наконец, нам повязали галстуки, мы очень хотели, чтобы все увидели это, ведь вступление в пионеры делало нас взрослее.

Наши старшие пионервожатые Татьяна Дмитриевна Шевердина и Светлана Яковлевна Пащенко стали для нас настоящими друзьями. Так было интересно готовить спектакли кукольного театра. Мы ужасно волновались, когда в школьном актовом зале собирались зрители и с нетерпением ожидали открытия занавеса. Русские народные сказки мы ставили для малышей из начальной школы, для ребят постарше играли устную газету о нашей школьной жизни. Сценарии придумывали сами, ребята легко узнавали в некоторых сценах себя и не обижались. Каждый год проводились смотры строя и песни. Старшеклассники - вожатые помогали нам: подготовиться. Мы: рисовали: стенгазеты, собирали макулатуру и металлолом, встречались с ветеранами войны и многими другими интересными людьми, проводили пионерские сборы и линейки... А потом это стало моей профессией.

В сентябре 1976 года я пришла работать старшей пионервожатой в Рузскую восьмилетнюю школу. Первые дни было страшновато выходить из пионерской комнаты, трудно было ощущать себя взрослым человеком. Была и другая проблема, оказывается нужно не только многое уметь самой, но, главное, научить других, организовать работу. Первое время не расставалась с «Книгой вожатого». Но все же настоящее понимание того, что и как делать пришло после учебы в областной школе вожатых. Месяца на два мы вновь стали пионерами, а наши преподаватели не только показали направления работы, но и научили методике проведения любых пионерских дел. Хотелось скорее вернуться в школу и применить полученные знания.

Школа вожатых стала началом большой дружбы с коллегами из многих районов Московской области, мы встречались на пионерских и вожатских слетах, делились опытом, соревновались, выручали друг друга. Помнится один забавный эпизод: в Москве на улице Горького в магазине «Пионер» мне нужно было купить пилотки, флажок пионерского отряда и барабаны. Но продавец следовала правилу того времени вечных дефицитов « в одни руки по одной штуке». В Рузу возвращаться с пустыми руками не могла, поэтому отправилась разыскивать ближайшую школу, а в ней - пионервожатых. Люди в пионерских галстуках друг друга в беде не бросают, и уже через несколько минут я вернулась в магазин с целой ватагой ребятишек, которые образовали длиннющую очередь и помогли выкупить атрибуты для будущего пионерского отряда из маленького подмосковного города.

Большой проблемой для школ была частая смена вожатых, многие рассматривали эту профессию как временную и несерьезную, торопились скорее перейти на учительскую работу. А некоторые не задерживались потому, что дети очень тонко чувствуют фальшь и не доверяют1 человеку, которого на самом деле не волнуют их проблемы. Вожатый-это как парламентер между ребятами и учителями, многих из нас дети называли по имени в знак особого доверия. На слете, посвященном 60-летию Всесоюзной пионерской организации, мы аплодировали старшей пионервожатой, 25 "лет не расстававшейся с любимой работой, за которую получила правительственные награды. Трудно сохранить в душе юношеский задор, но без него невозможно быть пионерским комиссаром. Школа вожатской работы многим пригодилась в дальнейшем: «пионерские» директора возглавляют сегодня Тучковскую среднюю школу № 2, Космодемьянскую, Дороховскую, Беляногорскую школы, отделом молодежи при Администрации Рузского района руководит бывшая пионервожатая С. Н. Ощепкова, самые лучшие классные руководители также в прошлом не расставались с пионерским галстуком.

Огромным событием в работе и в жизни стало участие в слете старших пионервожатых, который проходил осенью 1982 года во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», Дружина «Хрустальная» в Горном лагере объединила вожатых из самых разных уголков страны, позволила вновь почувствовать себя детьми и при этом научить многому. Мы готовили большое творческое дело-праздник, посвященный 60-летию образования СССР, участвовали в игре «Учиться, чтобы знать, знать, чтобы уметь, уметь, чтобы

делать», практиковались в пионерских ритуалах, плавали в бассейне, проводили линейки и очень много общались с артековскими вожатыми, которые показали, что наша работа не только особенная, но и необыкновенно прекрасная. А для Марины Васильевны Ветлянских (тогда еще Синяковой) этот слет стал началом новой жизни, она отправилась работать во Всероссийский пионерский лагерь «Орленок». В одной из песен, которую мы разучили в лагере, есть слова: артековец сегодня - артековец всегда. Мы тогда не знали, насколько это верно. Прошло уже более двадцати лет, но импульс, знания, полученные тогда, и сегодня помогают в работе. Из случайного разговора узнала, что наш бывший директор школы, а ныне начальник Управления образования района Е. А. Медведева, в детстве побывала в «Артеке» в той же дружине «Хрустальная», мы вспоминали традиции лагеря, пели любимые песни. К нам присоединилась Т. К. Лысенко, заместитель директора по воспитательной работе нашей гимназии, она тоже обогрета крымским солнцем именно той смены, в которой побывала Евгения Александровна. События августа. 199. 1 года поставили точку в жизни Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Моя дочь побыла в ее рядах ровно четыре месяца и мне очень жаль, что в ее детстве не было той яркой страницы, которая осталась в памяти многих поколений наших соотечественников. Были, конечно, и походы и праздники, но не было того единства, которое ощущали мы, не было хорошей школы самоуправления. В нашей школе сегодня попытались возродить скаутские отряды, работу с подшефными, старшеклассники участвуют в районных и областных лагерях молодежного актива, разрабатывают проекты детских объединений. Но ведь все новое - хорошо забытое старое. Жива практика коммунарских сборов, еще работают люди, которые знают методику работы с детскими организациями, поэтому есть надежда, что и следующие поколения российских, детей сумеют испытать чувство единства, поучатся жизни в пионерских республиках.

Алла Борисовна, вернувшись из «Артека», с новыми силами принялась за работу с пионерами в школе, а Марина Васильевна по путевке обкома комсомола отправилась в п/л ЦК ВЛКСМ «Орленок».

Сейчас Марина Васильевна Ветлянских считает, что 15 месяцев «Орлёнка» - самая яркая страница её жизни: и как получении бесценного опыта в воспитании детей, и обретении единомышленника, а потом и мужа, Ветлянских Сергея Михайловича. Теперь, вот уже 19 лет, они работают в нашей гимназии.

Подвести итог вышеизложенному, наверное, можно воспоминаниями о пионерском детстве, комсомольской юности и размышлениями о перспективах современного детского движения также бывшей вожатой нашей школы в 1969 - 1970 годах Вишникиной (Пащенко) Светланы Яковлевны (ныне она редактор журнала «Народное образование»): «Глубоко убеждена, что с упразднением пионерской и комсомольской организаций в начале 90-х годов прошлого века наше государство погрузилось в идеологический вакуум, лишившись мощного воспитательного рычага. Всё началось с внешнего: исчезла школьная форма, с ней исчезла и дисциплина.

Только сейчас видится обилие формализма, в котором иногда, может быть, тонула суть движения, но утверждать, что потребность коллективно делать полезное была привита насильно, - нет! Всё было живо, искренне, интересно!

Десяток лет назад пионерию пытались преподнести, экскурсом, как некий жупел, издевающийся над детьми, но, уже имея жизненный опыт, являясь работником журнала, я думаю: огромной воспитательной и идеологической цели детская организация достигла. Скорее всего, свои функции она выполнила — тот период завершился! Потом наступил вакуум.

Сейчас донести до сознания внучек, кто такие октябрята, невозможно: они не могут представить, что кроется под этим понятием. И тем не менее нет никакой драматизации момента, всё вспоминается без придыхания пафоса и без очернительства. К тому, что упомянутый выше десяток лет каждый варился в своём соку, отношусь здраво. В настоящее время, чувствуется, назрела необходимость создать что - то для направления подростковой деятельности. Если процесс назрел, то, конечно, это надо делать. По возможности, избавившись от прежних ошибок.

Я, в свою очередь, благодарна вам, что вспомнили обо мне и моём скромном труде пионервожатой нашей школы, и приглашаю по завершении работы над докладом представить его для публикации на страницах журнала «Народное образование». Обещаю также прислать номер нашего журнала, в котором есть статья о конкретных шагах, предпринимаемых сейчас в работе с детьми».



Что же подвигло нас, обычных нынешних десятиклассниц, принять участие в поисках фактов истории пионерской дружины нашей школы? Во многом, наверное, готовность родителей при первом же вопросе им поделиться своими яркими воспоминаниями о детстве и отрочестве. Мы открыли абсолютно новый для себя, потрясающе интересный и во многом желанный мир. Их юная жизнь была четко направлена кем - то или чем - то определенно мудрым. Многое нам неизвестно или непонятно, только, абсолютно уверены, с упразднением этих детских организаций ушло осмысление подростком необходимости работать над своей нравственностью, ощущать себя нужным членом общества, уметь приносить пользу другим и, по большому счёту, - любить свою Родину и служить ей.

скачать файл



Смотрите также:
Настоящая работа представляет собой результат четырехмесячного коллективного поиска. Цель его восстановить событийную канву деятельности пионерской организации в родной школе
189.92kb.
Посёлок Лесной – мой край родной
204.23kb.
Подходы к организации и планированию воспитательной деятельности в школе, моделирование единой программы воспитательной работы классного руководителя
143.33kb.
Верны ли следующие суждения
143.24kb.
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо
41.33kb.
Кл час «85 лет со дня образования Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина» Цель: познакомить с историей создания, традициями и преемницами пионерии; организация «Пионеры Кубани»
70.05kb.
Таксономия уровней целей учебной деятельности и ее учет при дидактическом проектировании
261.3kb.
«Особенности подготовки детей седьмого года жизни к школе»
34.63kb.
Возраст: 31 Образование: Высшее
22.94kb.
1. в случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним –
78.4kb.
Лабораторная работа №3 Тема: Теория игр и принятие решений в условиях неопределенности Цель
294.8kb.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического
89.25kb.