voeto.ru страница 1
скачать файл
МОУ «Средняя обшеобразовательная школа №4»

Корнева Елена Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории


Ведущей идеей опыта является развитие интеллектуальных способностей через систему словарных работ, письменных заданий и работу с текстом. Работа с терминами развивает основные надпредметные способы учебной деятельности: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизацию, определение и объяснение понятий, конкретизацию, доказательство и опровержение, а также умения, необходимые в проблемном обучении: видеть представленную проблемную ситуацию, рассматривать её с разных сторон, определять новую функцию предмета, значения слова, структуры, осуществлять перенос знаний в пределах темы, находить ассоциации и пользоваться ими.

В работе я применяю несколько основных форм, которые кажутся мне наиболее отвечающими целям. В системе заданий следует выделить понятийный диктант.

Здесь имеет значение процесс отбора терминологии. Ориентиром является программа по биологии, учебник, а также учёт зоны ближайшего развития учащегося. Организация работы должна предусматривать связь новых тем с уже изученными, постепенное, концентрическое расширение тематики, устные задания должны обеспечивать постоянное использование изученного терминологического материала, письменные задания – формировать навыки использования материала.

При выборе слов для диктанта обращаю внимание на слова, в которых наиболее часто допускаются грамматические ошибки, термины, встречающиеся в словаре других дисциплин, опережающие термины, которые будут необходимы в следующих темах, термины, значение которых не раскрыто в учебнике биологии.

К каждому диктанту есть система разноуровневых заданий, которая включает:


  1. Задания на составление, сравнение изученных объектов

  2. Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление логических цепочек.

  3. Задания на составление предложений по опорным словам.

  4. Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам.

  5. Задания на группировку объектов.

Примеры заданий.

    1. 5 класс Тема «Небесные тела»

Список слов (пишется под диктовку на доске): метеор, комета, астероид, спутник, планета, звезда.

Задания: 1. ○→ ◦ (расположи от большего к меньшему); 2. ↔ (сравни попарно);

3. Подчеркни: ---- тела, имеющие постоянную орбиту; ═ небесное тело, которое греки называли «блуждающий»; ≈≈ звёздоподобный; 4. Дай обобщающее слово; 5. Кто заметил, что планеты имеют постоянную орбиту?

2. Тема « Методы исследования природы»

Микроскоп, бинокль, телескоп, лупа, очки.

Сравнить слова, найти сходство и различия. Подобрать обобщающее слово. Подчеркнуть название прибора, которым пользовались звёздочёты.

3. Вставить пропущенную букву: Орг.н Орг.нические Орг.н.иды Орг.н.зм

Вставь пропущенные буквы; дополни по смыслу до словосочетания.

Например, С.лн.чная → Солнечная энергия

4. Систематизация

Крот, воробей, бабочка, гепард, змея, вомбат, муха, синица, мышь, кенгуру, червь, осётр, землеройка, сокол, заяц, моллюск, лягушка, скат….

Функциональное обобщение: летающие, роющие, бегающие, плавающие, ползающие. Категорийное обобщение: насекомые, звери, птицы, рыбы.

5. Систематизация

Фотосинтез, псевдоподии, фагоцитоз, липиды, мембрана, питание, протеины, фагоцит, пиноцитоз, сахара, лейкоциты, движение, бактериофаг, эвглена, локомоция, поглощение, анаэроб, автотроф, транспорт, бацилла.

1. Процессы 2. Органоиды. 3. Синонимы. 4. Химические вещества. 5. Клетки

6 . Терминологический диктант.

1.Диктант: пиноцитоз, эукариоты, фауна, планктон, порошица, инцистирование, автотрофы, царство, плазмодий, макронуклеус, инцистирование, фототаксис, миксотроф, Саркодовые, трипаносомы, эндоплазма, лямблия, псевдоподии, гетеротроф, амёба, паразит, фораминиферы, инфузория, эвглена.



    1. Распредели на группы:

      Части клетки

      Процессы

      Тип питания

      Животные

    2. Дополни до словосочетания:

Сократительная …. ; Лучевики …; Амёба …; Малярия …; Инфузория ….

4. Нарисуй: 1 вариант- Амёба; 2 вариант - Эвглена; 3 вариант – Инфузория.



7. Закончи предложение

А. Если на улице туман, то …

Если на улице туман, а листья на деревьях пожелтели, то …

Если на улице туман, а листья на деревьях пожелтели, то в лесу …

Б. Если организм состоит из одной клетки, то …

Если организм состоит из одной клетки, то это может быть …, …. или … .

( амёба, инфузория, хламидомонада, эвглена)

8. Обобщение. Даны слова: Человек, кошка, клён. Клетка, ядро, хромосома. Дыхание, полёт, движение.

А. Составь предложения. Найди обобщающее слово. Вычеркни лишнее (при каком условии одно из слов станет лишним?). Объясни почему?



Б. Составь цепочки из трёх слов. Раскрой их в предложения. Найди обобщающее слово. Вычеркни лишнее. Объясни почему?

9. Зачётная работа.

  1. Мы рассматривали хламидомонаду. «Клетка»,- сказал Коля. «Нет, - организм», - настаивал Петя. Кто из них прав?

  2. Прокомментируй. Я шёл по берегу, и заметил в воде изящную красную водоросль.

  3. Диктант: Растения, хроматофор, хлорелла, цитоплазма, фотосинтез, эндосперм, диоксид углерода, хламидомонада, хлоропласт, кислород, хлорофилл, вакуоль, крахмал, жгутик, ризоиды, слоевище, ядро, вода, ламинария, ботаника.

Задания: А) Переведите на русский язык выделенные слова; Б) Подчеркните: ----- части клетки водоросли, ____ вещества, ….. тела, -.-.-. названия водорослей; Г) Замените, где это возможно, названия веществ химической формулой

  1. Составь 2 логические цепочки, Одну из них раскрой в предложение.

  2. Восстанови последовательность: мармелад– «подводный сенокос» - бурые водоросли - «морская капуста» – кондитерская фабрика – ламинария.

10. Зачётный урок. Цель: систематизировать знания учащихся по данной теме, проверить знание биологической терминологии, понимание содержания терминов, причины и взаимосвязь отдельных явлений, знания и умения по систематике животных.

  1. Тест "Черви", не более 10 мин.

  2. Биологический диктант (7-10 мин.) : Зоология, амёба, классификация, биоценоз, медуза, цитоплазма, хищник, вид, саркодовые, атолл, животные, полип, мел, гигиена, малярия, ядро, шторм, планария, море, цепень, сообщество, растения, регенерация, эндопаразит, кишечник, коралл, присоска, экология.

Задания: 1.а. --подчеркнуть слова зоология, регенерация, эндопаразит, биоценоз. Дать определение подчёркнутым словам(1 -2 вар.); б.......подчеркнуть названия систематических единиц; в.‐∙ ‐‐∙ ‐ подчеркнуть названия животных;

  1. составить 3 логические цепочки из 3-4 слов;

  2. Используя слова второй цепочки как опорные, составить предложение.

5.Ответить письменно: а) Роль дождевых червей в природе. б) Характерные черты паразитических животных. в) Способы борьбы с животными - паразитами.

6. Привести пример пищевой цепи, в которую входил бы дождевой червь.
скачать файл



Смотрите также:
Моу «Средняя обшеобразовательная школа №4»
47.38kb.
Председатель профсоюзного Директор моу «Средняя общеобра комитета моу сош №51 зовательная школа №51» г. Брянска Л. А. Нестерова В. С
42.45kb.
Моу «Средняя общеобразовательная Председатель профсоюзного школа №1»
79kb.
Муниципального общеобразовательного учреждения
318.97kb.
Моу сарсинская средняя общеобразовательная школа на 2012-2013учебный год
178.67kb.
Моу средняя общеобразовательная школа №16 с одаренными детьми
200.13kb.
Коллективный договор между администрацией и профсоюзной организацией муниципального казенного образовательного учреждения «алходжакентская средняя общеобразовавтельная школа»
242.16kb.
Человек, среда его обитания, безопасность человека
312.9kb.
Самообследование деятельности
1211.93kb.
Рассмотрено на педагогическом совете. Утверждено
64.6kb.
Образовательная программа мбоу «Черновская средняя общеобразовательная школа им А. С. Пушкина»
681.02kb.
Рассмотрено на педагогическом совете мбоу «Мгинская средняя общебазовательная школа»
75.89kb.