voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл

Министерство образования и науки Челябинской области

ГОУ СПО «Троицкий педагогический колледж»


Забродина Л.Н.

Зайцева О.Ю.

Использование элементов художественной гимнастики на утренней гимнастике в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста


Методические рекомендации


Троицк, 2010

Зайцева О.Ю. Использование элементов художественной гимнастики на утренней гимнастике в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Троицк, 2000 г.


Методические рекомендации предназначены для студентов и воспитателей по организации работы в области физического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….

Значение утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста в оздоровлении…………………………………………………………………………….…….

Методика проведения утренней гимнастики с элементами художественной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста…………….

Комплексы утренней гимнастики с элементами художественной гимнастики………………………………………………………………………………………... Методические рекомендации для воспитателей по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам художественной гимнастики в процессе утренней гимнастики…………………………………………………………………………...……………

Список использованной литературы…………………………………………………………….


Введение
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок.

Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям в жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Во многом здоровье ребёнка обусловлено социально-экономическими, климатогеографическими и экологическими условиями.

Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление психического и физического здоровья детей. Существенный вклад в решение этой проблемы должно внести выполнение требований изложенных в международных документах и законодательных актах Российской Федерации (положения Конвенции ООН о правах ребёнка, законы РФ «Об образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребёнка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.

Во время проведения утренней гимнастики со старшими дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущений «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям.

Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, они благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребёнка.

Усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников можно с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно–игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий (мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и т.д.)

В настоящее время в детских садах вводятся дополнительные развивающие упражнения, это упражнение с элементами по аэробике, ритмики, спортивных танцев, художественной гимнастики.

В пособии предлагаются рекомендации по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста при помощи утренней гимнастики с элементами художественной гимнастики. Оно поможет воспитателям, физинструкторам в совершенствованиях педагогического процесса по формированию физических качеств детей и укреплению их здоровья.




Значение утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста в оздоровлении

Особенно важное значение имеет среда, в которой ребенок находится в дошкольном учреждении. Необходимо, чтобы инструктор по физическому воспитанию и воспитатель были единомышленниками в решении поставленных задач, а работа коллектива всего дошкольного учреждения создавала наилучшие условия для их реализации.

В детском саду утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Теория и методика проведения утренней гимнастики были раз­работаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиоло­гами в 30-е годы XX столетия.

Гимнастика (от греческого «гимнос» - обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста.

Цель утренней гимнастики - перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности.

Благо­даря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличе­ния работоспособности. Значение утренней гимнастики прежде всего определяется по­вышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие психофизических качеств: ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление.

Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им. Рег­ламентированный порядок занятий, организация обучения обес­печивают осознанное и самостоятельное выполнение движений, развитие творчества, воспитание организованности. Гимнастика повышает эмоциональность занятий, воспитывает эстетический вкус, ритмичность и выразительность движений.

Гимнастика располагает существенными средствами для решения воспитания и оздоровительной задачей.

Таким образом, гимнастика является важнейшим методом физического воспитания, способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического воспитания.



Особенности и содержание художественной гимнастики

Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания Особенностью, позволяющей отнести то или иное упражнение к разновидности гимнастических, является строго регламентированный характер двигательных действий (точно указываются исходное и конечное положение, направление и амплитуда, характер мышечных усилий, благодаря чему обеспечивается точный характер движений).

Ведущая роль гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста определяется возможностями:


  • широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся и решать оздоровительные, образовательные,

воспитательные, задачи физического воспитания;

  • осуществления относительно точного избирательного воздействия на строение и функции организма детей, на определенные мышечные группы, а также развития различных двигательных способностей;

  • точного дозирования физической нагрузки в соответствии с возрастом и степенью подготовленности детей.

Все это ставит гимнастику на одно из ведущих мест среди всех федств физического воспитания дошкольников

Все виды гимнастики направлены на реализацию общей цели физического воспитания - физическое совершенствование человека.

Частная направленность отдельных видов гимнастики обусловлена их исторически сложившимся содержанием и некоторыми методическими особенностями. Содержание . художественной гимнастики, определилось путем тщательного отбора средств и методов различных, гимнастических систем, школ, направлений и переработки их в соответствии с задачами физического воспитания.

Особенностями упражнений художественной гимнастики являются их целостность, динамичность и танцевальность.

Целостность обеспечивается участием всех звеньев тела в любом выполняемом движении, а также непрерывностью и слитностью движений и отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях. Овладение целостностью является одним из важнейших условий усвоения правильной техники упражнений художественной гимнастики.

Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, выполнением движений с изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений.

Танцевальность заключается в умении придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску; при этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности.

Динамичность, целостность и танцевальность воспитываются в тесной связи с музыкой. Главная методическая особенность художественной гимнастики заключается в особой роли музыки при исполнении упражнений и обучении им. В процессе занятий музыка участвует в формировании определенного стереотипа нервных процессов. При исполнении упражнения она упорядочивает действия занимающегося, приводит их в систему и одновременно воздействует на эмоциональное состояние. Ведущую роль в формировании связей движения с музыкой играет правильная последовательная постановка двигательных задач при обучении упражнениям с учетом подготовленности занимающихся. Выполняя движения в строгом согласовании с музыкой, занимающиеся сравнивают их между собой и учатся воспроизводить тончайшие оттенки мышечных ощущений. В результате между движениями и средствами музыкальной выразительности устанавливается тесная связь, что помогает быстрее и лучше овладеть техникой даже самых сложных упражнений.

Система музыкально-двигательного воспитания, применяемая в художественной гимнастике, способствует эстетическому воспитанию занимающихся и развитию музыкального слуха, чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой.

В процессе занятий художественной гимнастикой большое внимание уделяется развитию творческих способностей, которое осуществляется в подвижных и музыкальных играх, в самостоятельном составлении детьми разнообразных упражнений, в творческом выражении своего восприятия музыки в движениях.

Основное содержание художественной гимнастики составляют:

упражнение основной гимнастики (строевые,общеразвивающие, прикладные);



  • упражнение без предмета (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки ;

  • элементы акробатики;

  • элементы хореографии;

  • ритмика (упражнения на согласование движений с музыкой);

  • упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой, лентой и д.р.);

  • элементы пантомимы.



Методика проведения утренней гимнастики с элементами художественной гимнастики
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики – в старшей группе – 8 – 10 минут.

На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции.

Элементы художественной гимнастики вносящиеся в утреннюю гимнастику сочетают в себе движения и музыку, танцевальный характер упражнений придают утренней гимнастике яркую динамичную структуру.

Основным требованием при подборе упражнений для детей является учет их возрастных особенностей. Особенностью развития детей шестого года жизни является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования. Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребенка, стоит важная задача – укрепление организма ребенка и своевременное развитие движений.

Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, головы, кистей и пальцев рук и др. У ребенка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Он начинает воспринимать красоту и гармонию.

Включение в утреннюю гимнастику художественных движений, имеющих танцевальный характер, отличающийся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений, способствует большему развитию эстетического вкуса. Они органично связаны с музыкой и развивают способность к импровизации.

Очень важно, что дети уже понимают значение упражнений для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость. Регулярные занятия в предыдущие годы способствуют увеличению показателей физической подготовленности детей. В этих показателях отражается степень развития физических качеств, функции равновесия и работоспособности.

Двигательная деятельность детей становиться все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки по интересу к тому или иному виду упражнений.

На шестом году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога.

Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей.

Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности. Оценка ребенком движений как своих, так и товарищей, приобретает более развернутый характер, что обусловливает большую ее объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.

По утверждению известного психолога В.П.Зинченко, вопрос о том, как надо учить движениям, является самым одним из сложнейших. Среди тысяч реализаций элементарного человеческого движения нет двух одинаковых.

Каждый ребенок неповторим и уникален. При обучении необходимо развивать его индивидуальность, вооружать определенным двигательным опытом. При этом педагог должен помнить, что все движения приобретаются пожизненно как результат научения.

Требования по подбору упражнений.

При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста, 2) использовать только доступные элементы художественного движения, 3) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях. Это дает возможность воспитателю кратко и четко объяснить задание, напомнить исходное положение, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений.

Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребенка, он не может хорошо его выполнить.

Упражнения надо разучивать, то есть выполнять их медленно.

Разучивая упражнения обращать внимание на правильность движений.

Построение комплекса предусматривает поочередное включение новых групп мышц в работу, отдых только что работавших мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных .

Движений, например: сгибания с разгибанием, наклонов вперед – с наклонами назад, наклонов вправо – наклонов вправо с наклонами влево; поворотов вправо – с поворотами влево, и т.д.

Подготовка к утренней гимнастике.

Первое необходимое условие для проведения утренней гимнастики – чистый, свежий воздух. Поэтому с наступлением теплых весенних дней утреннюю гимнастику надо проводить на участке.

В холодное время в помещении; где проводиться гимнастика, за несколько минут до прихода детей открываются окна и проводится уборка влажным способом. Когда температура воздуха снизится на 1-2 градуса, окна закрывают и оставляют открытыми только форточки. Доступ свежего воздуха необходимо обеспечить – это способствует лучшему снабжению организма кислородом.

Одежда детей на утренней гимнастике должна соответствовать требованиям гигиены: она должна быть чистой, легкой и не стеснять движения. Утренняя гимнастика проводится а обычной одежде, и это должно учитываться при подборе комплексов. Одежда должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопических материалов, на ногах – удобная обувь (чешки или носки). Можно заниматься и босиком.

В теплые дни весеннее – осеннего периода ( при температуре не ниже +10% с) утреннюю гимнастику можно проводить на открытом воздухе. Одежда детей постепенно облегчается. Построение утренней гимнастики на воздухе близко к ее построению в помещении. Ее содержание, подбор упражнений зависит от состояния погоды и подготовленности детей.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации предназначены для студентов и воспитателей по организации работы в области физического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста
389.11kb.
«Система планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с современными фгт»
46.7kb.
Проблемы исходит из Концепции Федеральной целевой программы «Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью выравнивания стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе»
75.27kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения специальности
231.49kb.
Методические рекомендации по организации питания людей пожилого и старческого возраста
1041.92kb.
Методические рекомендации по написанию контрольной работы для студентов заочного отделения
443.47kb.
Методические указания содержат общие понятие объектно-ориентированного программирования, краткие сведения о среде программирования Delphi. Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Объектно-ориентированное
403.56kb.
Методические рекомендации и проектные задания для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Микроэкономика»
703.32kb.
А. Лопатина, М. Скребцова Л77 начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. 3-е изд., исп и доп. М.: Амрита-Русь, 2007
3046.32kb.
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Английский язык»
634.75kb.
Академия управления при президенте республики беларусь основы идеологии белорусского государства методические рекомендации
1011.2kb.
Рабочая программа кружка по лечебной физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста Лысенко Н. А
206.14kb.