voeto.ru страница 1
скачать файл

Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося.

Цель исследованияформирование целостного представления о личности учащегося, выявление причин школьных трудностей, его ресурсов развития.

1. Описание социо-демографических характеристик учащегося.

Здесь указывается шифр имени обследуемого, полная дата его рождения, школа, класс, состав семьи, её социальное и, возможно, финансовое положение, сведения об эмиграции. Также могут быть указаны сведения о пребывании ребенка с семьей в местах боевых действий и проч., если эти сведения доступны. (Дети в состоянии декомпенсации, с психическими расстройствами или после сильного стресса не обследуются.) Успеваемость учащегося, посещение кружков и другая социальная активность могут быть указаны здесь же, но логичнее сделать это в п.6 (если этого не делалось раньше).



2. Описание методик, используемых в данном обследовании.

Здесь кратко описывается каждый из используемых методов обследования. Обычно в полных руководствах по применению конкретной методики сообщается о её назначении - о психологических характеристиках, для измерения которых она предназначена, возрастном диапазоне применимости методики и др. Часть методик может быть проведена при участии школьного психолога, классного руководителя, учителя-предметника или родителя. Тогда нужно указать всех, кто участвовал в проведении методики.

Рекомендуемые методики:

1.Карта наблюдений Стотта,

2.Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн,

3.Методика изучения мотивации учебной деятельности,

4.Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

Айзенка (детский вариант),

5.Методика школьной тревожности Филлипса и

6.Методика диагностики акцентуаций характера Шмишека.



3. Описание результатов обследования по каждой методике.

Последовательно описываются результаты и интерпретация данных по каждой методике отдельно. Здесь ­– только сухие факты на языке каждой методики. Могут быть приведены численные данные, таблицы, графические изображения, диаграммы.



4. Общая (обобщенная) психологическая характеристика личности учащегося.

Описывается общая психологическая «картина» личности учащегося. Могут быть сопоставлены данные разных методик для описания общих мест в психологической характеристике. Хорошо, если удается использовать для интерпретации данных социо-демографические характеристики, микро- и макро- социальную ситуацию развития ребенка, его возрастные особенности, знания соответствующих разделов психологии (общей, возрастной, социальной).



5. Общая психолого-педагогическая характеристика личности учащегося.

В этом пункте уместно рассказать об успеваемости учащегося, его социальной и общественной активности, спортивных достижениях, участии в жизни класса, школы. Здесь уместно рассказать об организаторских способностях и их проявлениях, о научных пристрастиях и пр.. Добавьте Ваши впечатления от участия учащегося во внеклассных мероприятиях. Выразите и Ваше общее впечатление, отметьте какие особенности являются, по вашему мнению, общевозрастными, а какие индивидуальными. Приведите обоснованные рекомендации в отношении дальнейшего взаимодействия учителя с обследуемым, коррекции его учебных или социальных трудностей. Чтобы ничего не упустить, обратите внимание на содержание примерной схемы изучения личности школьника.

Принципы построения такой характеристики точно описаны еще А.Ф.Лазурским: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности...

Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши, например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.» (А.Ф. Лазурский, 1908)

Таким образом, составленная Вами характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений, примерами из жизни.

7. Заключение об обследовании. Успешно или нет Ваше обследование? Какие трудности Вы испытали в процессе обследования? Что нового Вы узнали, какой опыт пробрели в процессе составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося?

8. «Библиография». Здесь нужно привести все источники информации, которые использовались для проведения обследования и составления отчета.

Методики, предлагаемые к использованию при составлении

психолого-педагогической характеристики личности учащегося.
1. Изучение мотивации учебной деятельности

Обычно мотивационная сфера личности изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки, и требуют высокой квалификации специалиста, который с ними работает.

Вместе с тем, в психолого-педагогической практике используются методики, которые предъявляют меньше требований к квалификации исследователя для их обработки. Здесь приведена подобная методика, которая включает в себя 3 раздела.

I. Изучение отношения к учебным предметам.

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые...

1. Любимые 2. Нелюбимые

II. Отметь причины, которые характеризуют твое отношение к предмету.

Люблю предмет потому, что...



  1. Данный предмет интересен.

  2. Нравится, как его преподает учитель.

  3. Предмет нужно знать всем.

  4. Предмет нужен для будущей работы.

  5. Предмет легко усваивается.

  6. Предмет заставляет думать.

  7. Предмет считается выгодным.

  8. Требует наблюдательности, сообразительности.

  9. Требует терпения.

  10. Предмет занимательный.

  11. Одноклассники интересуются этим предметом.

  12. Интересны отдельные факты.

  13. Родители считают этот предмет важным.

  14. У меня хорошие отношения с учителем.

  15. Учитель часто хвалит.

  16. Учитель интересно объясняет.

  17. Знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ (училище, колледж).

  18. Предмет помогает развивать общую культуру.

  19. Знание предмета меняет представления об окружающем мире.

  20. Просто интересно.

  21. Другие причины

Не люблю предмет потому, что...

  1. Данный предмет неинтересен.

  2. Не нравится, как преподает его учитель.

  3. Предмет не нужно знать всем.

  4. Предмет не нужен для будущей работы.

  5. Предмет трудно усваивается.

  6. Предмет не заставляет думать.

  7. Предмет не считается выгодным.

  8. Не требует наблюдательности, сообразительности.

  9. Не требует терпения.

  10. Предмет незанимательный.

  11. Одноклассники не интересуются этим предметом.

  12. Интересны только отдельные факты.

  13. Родители не считают этот предмет важным.

  14. У меня плохие отношения с учителем по этому предмету.

  15. Учитель редко хвалит.

  16. Учитель неинтересно объясняет.

  17. Знания по предмету не нужны для поступления в ВУЗ (училище, колледж).

  18. Предмет не способствует развитию общей культуры.

  19. Предмет не меняет представлений об окружающем мире.

  20. Просто неинтересно.

  21. Другие причины

III. Почему ты вообще учишься? Отметь те ответы (не больше трех), которые тебе подходят больше всего или допиши свой вариант.

Я учусь потому, что...



  1. Это мой долг.

  2. Хочу стать грамотным.

  3. Не хочу подводить класс.

  4. Хочу быть умным и сообразительным.

  5. Хочу добиться глубоких знаний.

  6. Хочу научиться самостоятельно работать.

  7. Все учатся, и я тоже.

  8. Родители заставляют.

  9. Нравится получать хорошие оценки.

  10. Хочу, чтобы хвалил учитель.

  11. Хочу, чтобы со мной дружили одноклассники.

  12. Это нужно для расширения кругозора.

  13. Классный руководитель заставляет.

  14. Просто хочу учиться.


2. Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

1. Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п.. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице нарисовано семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье, 2) ум, способности, 3) характер, 4) авторитет у сверстников,

5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии отметьте черточкой (–) тот уровень, которым вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого отметьте крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Итак: «–» – уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент;

«х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, и, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой. Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности - от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового.

Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина – едва заметной точкой.


2. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу. Пройдя по классу, нужно посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, и ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает обычно 10-12 мин.

В процессе выполнения задания целесообразно наблюдать за тем, как учащиеся выполняют задание. Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнить задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин) – все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов выполненного задания.


3. Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается, а в случае необходимости анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, и в соответствии с этой величиной ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

I. По каждой из шести шкал («ум, способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются: а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки - от «0» до знака «–»; в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–». В тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

II. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Её характеризует среднее значение каждого из показателей по всем шести шкалам.

III. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

IV. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п..


4. Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, которые приведены ниже. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

1. Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом наилучшим является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов (очень высокий уровень притязаний) обычно свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 баллов). Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель. Как известно, основное психологическое содержание данного возраста составляет самоопределение, предъявляющее к реалистичности достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат менее 60 баллов («низкие» притязания) свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем больше он свидетельствует о неблагополучии.

Если отмечен очень высокий или очень низкий уровень притязаний на одной из шкал, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.


2. Величина самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом, так же как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала - от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка).

Количество баллов от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя). Завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, т.е. отношение к себе как к ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет» позволяет не прилагать никаких усилий, или, по меткому выражению В. Н.Мясищева, подменить деятельность отношением к ней.
3. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь, Притязания в значительной части случаев основывается на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 баллов) они свидетельствуют о завышенной самооценке. В средней части (46-75 баллов) – указывают на то, что отношение школьника к себе не носит конструктивного характера. И, наконец, оценка в нижней части (0-45 баллов) может являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае, если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствуя о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», и не надеется исправить положение. Если таким образом заполняется одна или две шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 и более баллов характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие.

Как уже отмечалось, характеристика описанных выше параметров может быть применена как при анализе результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.


4. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого, зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически, так и количественно.
5. Количественные характеристики параметров. Для удобства в табл. 1 и 2 приведены количественные характеристики всех параметров.
Таблица 1

Параметр


Количественная характеристика,


балл


Низкий




Норма




Средний


Высокий


Очень высокий


Уровень притязаний

менее 60


60-74


75-89


90-100


Уровень само оценки

менее 45

45-59


60-74


75-100

Таблица 2



Параметр


Количественная характеристика, балл




Слабая

Умеренная

Сильная

Степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки

0-7

8-22

более 22

Степень дифференцированности притязаний

0-8

9-21

более 21

Степень дифференцированности самооценки

0-14

15-29

более 29

6. Редкие ответы. К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом, Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные о таким отношением к себе столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для самого себя, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся VII классов, у старших подростков.
7. Особенности поведения. Сильное возбуждение, демонстративные высказывании разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять задание и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности, вызванной столк­новением конфликтных тенденций, о которых говорилось выше. Слиш­ком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок (см. выше) указывают на значительные затруднения в оценке себя. Слишком быстрое выполнение задания обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе.

Методика А.Н.Лутошкина "Какой у нас коллектив"


Цель: определить степень удовлетворения своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел".

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог сможет определить по пятибальной шкале степень удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.


Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

Методика "Наша береза"


(по выявлению самореализации личности в классе)

Цель: определить, как и на сколько индивидуальные способности, увлечения и умения подростков реализуются в жизни своего коллектива.


Каждому ребенку выдается 3 листочка, которые потом приклеиваются к "березке" и подписываются.
Красный: какие свои знания, увлечения, таланты ты смог использовать в делах класса, в работе с младшими ребятами?
Желтый: что тебе удалось организовать; чему ты смог научить своих товарищей?
Зеленый: чему ты смог бы научить своих друзей, младших ребят; какой твой опыт, увлечения могли бы пригодиться в дальнейшем в делах класса?
При анализе результатов определяется востребованность или невостребованность коллективом индивидуальных способностей, увлечений, умений подростков, как часто становится он в позицию организатора.

Методика "Мишень активности"

Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.

Отмечают, где бы хотелось находиться.

Листы подписываются.

Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
 «Шкала совестливости»­

(разра­ботана В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (ММРI и 1б-факторный опросник Р. Кеттелла)

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливо­сти» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чув­ство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведе­нии они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно соче­тается с хорошим самоконтролем.

Инструкция. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии - знак «-»   («нет»).

Текст опросника

1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторо­ну, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9. Меня раздражает, когда женщины курят.

10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12. Я человек твердых убеждений.

13. Я люблю лекции на серьезные темы.

14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.



Обработка результатов и выводы

За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем больше сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности:

1-6    – низкий уровень

7-10 –  средний уровень

11-14 – высокий уровень.

 

Методика для изучения социализированности личности учащегося

(позволяет оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры учащегося) (разработана профессором М. И. Рожковым)

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (про­слушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.

1.  Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2.  Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.  За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4.   Я умею прощать людей.

5.   Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.   Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.   Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.   Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9.   Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружа­ющие.

10.  Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.  Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.  Мне нравится помогать другим.

13.  Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.  Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.  Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.   Переживаю неприятности других, как свои.

17.   Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.    Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.    Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 


1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку соци­альной адаптированности учащихся получают при сложе­нии всех опенок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе анало­гичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав­ственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый ко­эффициент больше трех, то можно констатировать высо­кую степень социализированности ребенка; если же он боль­ше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

скачать файл



Смотрите также:
Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося
239.54kb.
Методические рекомендации по составлению заданий и организационно-методическому обеспечению школьного этапа
169.09kb.
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается по решению редакционно-издательского совета
49.89kb.
«О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
347.53kb.
Телефоны службы практической психологии
25.05kb.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
186.94kb.
Методические рекомендации по созданию
348.51kb.
О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического
56.85kb.
Положение о социально-психолого-педагогической службе
72.23kb.
Вопросы к экзамену по педагогике
26.26kb.
Методические рекомендации по организации питания людей пожилого и старческого возраста
1041.92kb.
А. И. Заиченко 17 сентября 1980 г. N 2208-80 рациональная организация типовых режимов труда и отдыха анодчиков и электролизников в производстве алюминия (методические рекомендации) Методические рекомендации
379.11kb.