voeto.ru страница 1
скачать файл

Кутукова Т.В.,


учитель- логопед,

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2

«Улыбка»,г.Мичуринск

. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте[2,65].

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:



  • компьютерную программу «Игры для Тигры»;

  • методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной для детей.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.

Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:


  • системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

  • игровая форма обучения;

  • интерактивность;

  • полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

  • дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

  • объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;

  • создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Структура программы.

Программа состоит из четырех больших блоков: Фонематика, "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.



Схему упражнений программы представлена:

Блок

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Просодика

Дыхание

Слитность

Ритм

Темп

 

Ветерок

Рыбка

Машина

Муравей

 

Кораблики

Облако

Пирамидка

Самолетик

 

Одуванчики

Пузыри

Мозаика

Клоун

 

Воздушный змей

Часы

Дом

 

Звукопроизношение

Свистящие звуки

Шипящие звуки

Звук “Л”

Звук “Р”

 

межзубный сигматизм

губно-зубной сигматизм

губно-зубной ламбдацизм

велярный ротоцизм

 

боковой сигматизм

боковой сигматизм

межзубный ламбдацизм

одноударное произношение

 

 

произношение из нижнего положения

 

 

Фонематика

Звуки

Слова

Анализ

Синтез

 

Музыка

Звуковые часы

Поезд

Составь слово из 3 букв

 

Звук “О”

Четвёртый лишний

Составь слово

Составь слово из 4 букв

 

Звук “А”

Животные

 

Составь слово из 5 букв

 

Цирк

Одежда

 

Составь слово из 6 букв

Лексика

Слова

Словосочета-ния

Валентность

 

 

Разложи предметы

Кто сказал “Мяу!”

Чей домик?

 

 

Четвертый лишний

Кто живёт в лесу?

Профессии

 

 

Найди четвертого

 

Действия

 

 

Что из чего?

 

Признаки

 


Этапы обучения.

Первый этап «мотивационный»

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Основные направления работы:



  • создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;

  • преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.

Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, необходимо объяснить, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показать ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Для установления контакта с детьми мы стремитесь увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам должен продемонстрировать, как нужно выполнять предложенные задания.



Второй этап «содержательно-формирующий».

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:



  • нельзя переутомлять ребенка;

  • необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;

  • следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;

  • все дыхательные движения ребенок должен производить плавно[3,78].

В ряде случаев логопед параллельно создает условия для координации дыхания и голосообразования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок ребенку предлагается ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании.

Третий этап «саморазвивающий».

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагаются более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащается лексикон детей и развивается их связная речь.

Система приемов приведена в контексте методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с дизартрией позволяет более объективно и дифференцированной речи.

Разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению дизартрии у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ[5,74].

Результаты экспериментального обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.



Библиографический список

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб., 2000.

  3. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

  4. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

  5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

  6. www.logopunkt.ru
скачать файл



Смотрите также:
Методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе
92.03kb.
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы
310.21kb.
Методические рекомендации к их проведению Белгород 2007
195.95kb.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
186.94kb.
Методические рекомендации по использованию умк, обеспечивающих введение фгос основного общего образования нового поколения в основной школе
265.65kb.
Методические рекомендации к проведению в образовательном учреждении мероприятий ко дню памяти жертв политических репрессий 30 октября
159.83kb.
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается по решению редакционно-издательского совета
49.89kb.
Методические рекомендации по применению видеоролика на уроках истории, обществознания. Видеоролик «Суд над Иваном Грозным»
49.25kb.
Методические рекомендации по организации питания людей пожилого и старческого возраста
1041.92kb.
А. И. Заиченко 17 сентября 1980 г. N 2208-80 рациональная организация типовых режимов труда и отдыха анодчиков и электролизников в производстве алюминия (методические рекомендации) Методические рекомендации
379.11kb.
1 Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
139.62kb.
Методические рекомендации по государственной регистрации
2125kb.