voeto.ru страница 1
скачать файл
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

«ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Для руководителей структурных подразделений ДДТ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планово-прогностическая функция является основой деятельности образовательного учреждения. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.



Планирование – это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И.Буева).

Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).

План, как правило, состоит из трѐх частей:

- анализа итогов работы;

- целей и задач на новый период;

- системы мероприятий по достижению намеченных целей.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:



1 этап - анализ деятельности за прошедший период, включая выявление проблем, поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований;

2 этап – постановка целей и задач.

Цель – образ желаемого результата, который можно достичь за определѐнный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.



3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

4 этап – рассмотрение проекта плана, определение срока исполнения и ответственных.

5 этап – утверждение плана на педагогическом совете.

Виды и структура планов

Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное – они должны быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами.

В практике составляются различные планы, которые можно классифицировать по разным основаниям:

1. По охвату содержания:

- комплексный (общий) план (планируется деятельность во всех ее направлениях и видах; например, план воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом);

- тематический план (планируется одно направление или вид деятельности; например, планы работы с родителями, план профориентации и др.);

- предметный (конкретный) план (планируется одно конкретное дело; например, план конференции и т.д.)

2. По длительности планируемого периода:

- долгосрочный (перспективный) план – план на длительный период (год и более);

- этапный (периодический) план – это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);

- краткосрочный план – план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (например, план работы на месяц, на неделю);

- оперативный план – планируются конкретные ближайшие действия (наиболее распространен план дня).

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны, каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

3. В зависимости от субъекта планирования:

- индивидуальный план;

- коллективный план.

Планирование работы всего структурного подразделения может быть краткосрочным и долгосрочным (перспективным). При этом необходимо соблюдать:

 Единство целевой установки и условий реализации.

 Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.

 Стабильность и гибкость планирования.


Каждый план должен:

 Содержать систему мер по обеспечению работы с указанием сроков, исполнителей.

 Разрабатываться на коллегиальной основе.

 Отражать фактическое состояние учебно-воспитательного процесса.

 Иметь обоснование по форме и содержанию.

 Быть полным, корректным и реальным.


В каждом плане устанавливаются реальные сроки, указываются исполнители и четкая программа их действий.

Перспективный план составляется на 3-5 лет. Он представляет собой распределение тем и заданий между членами педагогического коллектива, отражает последовательность их выполнения по годам, определение формы и способа представления результата. Перспективный план соответствует общей программе развития учреждения и обеспечивает преемственность, системность в работе, специализацию педагогов по определѐнной проблеме

и может быть следующего содержания:



1. Анализ деятельности за истекшие 2-3 года.

2. Определение проблемы, над которой будет работать весь коллектив.

3. Формулировка целей и задач деятельности.

4. Определения основных направлений развития деятельности учреждения, например изменения в учебно-воспитательном процессе, работа с педагогическими кадрами, с детским коллективом и т.п.


5. Укрепление научно-методической и дидактической базы учреждения.

Форма

Сроки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

И т.д.

1.Планирование работы педагогического совета

2. Планирование работы методического совета



3.Руководство повышением квалификации педагогических кадров

Подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, работа методических объединений, самообразование, конференции, семинары, практикумы, выставки, творческие лаборатории, открытые занятия. Аттестация педагогов.

4. Обеспечения развития инновационной образовательной практики

5. Организация системы обеспечения программно- методической деятельности

6. Формирование информационно-педагогического банка достижениями науки и передовой практики.

7. Проведение аттестации педагогических кадров

8. Контроль и управление деятельностью

Цели, формы (анализ планов, посещения занятий и др.), объекты контроля

( коллективы, творческие мастерские и др.), ответственные за проверку.



9. Укрепление материально – технической базы


1. СХЕМА АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УДОД

1.1.Соответствие программы:

 типовому положению;

 уставу учреждения;

 лицензии на образовательную деятельность.


1.2. По структуре программы:

 титульный лист;

 пояснительная записка;

 учебно-тематический план;

 содержание изучаемого курса;

 методическое обеспечение ОП;

 список литературы.
1.3. Содержание ОП направлено:

 на создание условий для развития личности ребенка;

 развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 профилактика асоциального поведения;

 создание условий для: - социального самоопределения;
- культурного и профессионального

самоопределения;

- творческой самореализации личности ребенка;

- интеллектуальное и духовное развитие

ребенка;

- укрепление психического и физического

здоровья;

- взаимодействие педагога с семьей

обучающихся.

1.4. Содержание соответствует:

 заявленному уровню образования – дошкольному;


- начальному общему;

- основному общему;

- среднему (полному общему).

 направлению дополнительных образовательных программ (научно-техническое и т.д.)

 достижениям – мировой литературы;
- российским традициям;

- культурно- национальным особенностям региона.

 Используемым формам и методам обучения:
- активное обучение, дистанционное обучение,

дифференцированное обучение, традиционные формы и методы.

 имеющимся материально-техническим средствам (в расчете на объединение обучающихся).
1.5. Адресность образовательной программы:

 в образовательной программе определены требования (рекомендации): к состоянию здоровья обучающихся, к уровню готовности обучающихся к освоению программы, условию комплектования групп;

 соблюдается порядок приема, гарантирующий их право на получение дополнительного образования в соответствии с Законом об образовании и региональными нормативными актами;

 сформированы принципы комплектования групп разных лет обучения в соответствии с локальными актами ОУ, требованиями программы.


1.6. Анализ полноты выполнения программы:

 соответствие количества часов на изучение, отраженные в журнале, количеству часов в учебном плане и программе;

 соответствие количества часов на изучение, отраженных в расписании, количеству часов в учебном плане и программе;

 соответствие наименования изучаемых тем в журнале наименованию в программе;

 соблюдена ли преемственность в распределении количества часов и содержания, изучаемых тем при обучении разных лет;

 соответствие представленного УМК уровню реализуемой программы и еѐ специфике;

 наличие разноуровневых дидактических материалов, позволяющих дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс;

 использование социокультурного пространства СПб;

 взаимодействие с учреждениями профессионального образования и культуры, другими учреждениями дополнительного образования, межшкольными комбинатами, образовательными учреждениями и т.д.
1.7. Анализ результативности реализуемой программы:

1) - разработанность системы оценки качества обучения;


- определенность форм учета достижений учитывающих возможности ребенка в зоне его ближайшего развития;

2) – показатели личностного развития ребенка (ожидаемые результаты);

- наличие диагностики удовлетворенности реализацией программы участниками образовательного процесса:

- обучающихся, - родителей;

- адекватность форм аттестации целям ОП.

3) Системность диагностики результатов реализации ОП.



1.8. Организационно-педагогические условия реализации ОП

 Используемые образовательные технологии – соответствуют возрастным особенностям обучающихся, - позволяют достигнуть целей ОП.

 Отлаженность систем психолого-педагогического сопровождения, образовательно-воспитательного процесса.

 Образовательный маршрут обучающихся описание процедуры первоначального выбора образовательного маршрута (возможность перехода из одной группы в другую по тематике, по способностям и т.д.) ДЛЯ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ


1.9. Обеспечение валеологических условий:

 Соблюдение объема максимально – допустимой нагрузки обучающихся;

 Соблюдение требований к режиму обучения учащихся.
1.10. Кадровая обеспеченность в реализации ОП.

 Укомплектованность основного состава педагогического коллектива необходимого для реализации ОП.

 Системность в повышении квалификации педагогических кадров
1.11. Элементы образовательной среды, необходимые для реализации ОП данного вида:

 Наличие библиотеки, оснащенной современными словарно-справочными изданиями на традиционных (печатных) и (или) электронных носителях.

 Наличие помещений, оснащенных с требованиями к реализуемой программе.

 Эффективность использования материально-технического оснащения образовательного процесса.

 Использование современных форм и методов обучения
1.12. Использование разнообразных форм информирования о реализуемой ОП, процессе еѐ осуществления: - обучающихся;

- родителей.

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОП:

 Состав показателей

 Полнота структуры ОП

 Согласованность структурных компонентов

 Технологичность (инструментальность)



2. КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ.

2.1. Оформление программы.

2.1.1. Титульный лист.

Высокий уровень – титульный лист содержит:

- наименование образовательного учреждения;

- отметку об утверждении программы директором учреждения;

- печать;

- № протокола педсовета (либо другого экспертного совета), утвердившего программу;

- наименование программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание);

- возраст детей, на которых рассчитана программа;

- срок реализации программы;

- ФИО автора (автора-составителя);

- уровень квалификации автора (вторая, первая, высшая);

- должность;

- город;

- год.

На второй странице титульного листа оформлен паспорт программы.



В паспорте программы указывается:

- полное наименование программы;

- руководитель;

- рецензент;

- организация – заявитель (если имеется);

- организация-исполнитель;

- адрес организации-исполнителя, телефон, факс, ФИО, должность автора (авторского коллектива);

- география (территория, на которой реализуется программа) программы;

- целевые группы (количественная и качественная характеристика детей – количество, возраст, социальный статус и др.);

- цель программы;

- направленность (научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, социально-педагогическая, культурологическая, естественно-научная);

- срок реализации программы;

- вид (модифицированная, профильная, авторская и др.);

- уровень реализации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование);

- уровень освоения (общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный);

- способ освоения содержания образования (репродуктивный, креативный, эвристический);

- краткое содержание программы.

Средний уровень – имеются незначительные замечания по 1 – 2 пунктам параметра.

Низкий уровень – титульный лист не соответствует требованиям к оформлению.

2.1.2. Эстетичность.

Высокий уровень – программа выполнена:

- в печатном варианте с соблюдением полей;

- страницы, заголовки разделов программы пронумерованы;

- при использовании цитат сделаны сноски на источники;

- каждая глава печатается с новой страницы;

- главы разделены на абзацы;

- шрифт-14;

- формат А4;

- графики, таблицы, диаграммы, схемы – нумеруются, номер указывается в тексте непосредственно перед ними;

- графики, таблицы, диаграммы, схемы могут быть приведены в приложении.



Средний уровень – имеются незначительные, легко исправимые замечания.

Низкий уровень – программа выполнена без соблюдений требований к оформлению.

2.1.3. Наличие рецензии.

Высокий уровень – в наличии внутренняя и внешняя рецензия.

Средний уровень – в наличии только внешняя рецензия.

Низкий уровень – рецензии отсутствуют.

2.1.4. Структура программы.

Высокий уровень – программа содержит разделы:

- «Пояснительная записка»;

- «Цель и задачи»;

- «Содержание программы»;

- «Методики и технологии обучения и воспитания»;

- «Условия реализации»;

- «Предполагаемые результаты, критерии их оценки»;

- «Литература»;



- дополнительные элементы программы (планы, схемы, таблицы, приложения).

Средний уровень – в структуре программы отсутствует один из разделов, не влияющий на конечный результат программы.

Низкий уровень – в структуре программы отсутствует более одного раздела.

2.2. Общая характеристика программы.

2.2.1. Актуальность.

Высокий уровень – программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени, есть новизна, отличительные особенности от уже существующих программ.

Средний уровень – программа не отражает социальный заказ либо дублирует задачи базового образования.

Низкий уровень – программа не актуальна (либо актуальность не прописана).

2.2.2. Целостность.

Высокий уровень – цели, задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе, полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели.

Средний уровень – частичное несогласование.

Низкий уровень – отсутствие согласования.

2.2.3.Прогностичность.

Высокий уровень – программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы, будет ли программа развиваться дальше и какими путями?).

Средний уровень – программа отражает требования только сегодняшнего дня.

Низкий уровень – прогнозирование результатов отсутствует.

2.2.4.Контролируемость.

Высокий уровень – в программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы подведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы);

Средний уровень – в программе не полностью отслеживаются результаты;

Низкий уровень – результаты не отслеживаются.

2.2.5. Реальность.

Высокий уровень – возможность реализации программы, соответствующего плана мероприятий концептуальному замыслу (должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени);

Средний уровень – частичное соответствие плана мероприятий концептуальному замыслу;

Низкий уровень – программа не реальна для реализации.

2.2.6. Качество подачи материала.

Высокий уровень – материал изложен профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность; стиль изложения понятен, присутствуют открытость и ясность изложения материала;

Средний уровень – материал сложен для восприятия, фразы громоздки, избыточность речевого оформления крайне затрудняет чтение;

Низкий уровень – обилие ошибок, недоработок, материал изложен не последовательно, не логично и т.д.

2.3.Характеристика содержания структурных элементов программы.

2.3.1. Пояснительная записка.

Высокий уровень – отражена актуальность программы: социальный заказ (кому нужна программа, почему это важно для социума), приведен анализ ресурсов (кадровых, материально-технических), выявлены противоречия, определены проблемы, отражена главная идея программы, принципы реализации, даны краткие сведения о коллективе (количество детей, возраст, общее количество часов по программе, сроки реализации, социальный статус, интересы, потребности целевых групп и др.). Прописаны наименование, форма детского объединения (кружок, клуб, секция, студия и т.д.), исторические сведения о детском объединении, успехи, обобщенный результат реализации программы. Дана краткая характеристика участников образовательного процесса (люди, занятые в реализации программы), условия работы, должностные обязанности, степень вовлеченности в программу и др. Дается вводная характеристика предмета, раскрывается предшествующий опыт решения проблемы, предлагаются свои пути решения проблемы, представлен конечный результат;

Средний уровень – пояснительная записка не содержит полной информации;

Низкий уровень – пояснительная записка не отражает сути программы, содержит минимум конкретной информации.

2.3.2. Цель, задачи.

Высокий уровень – цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели, соответствуют содержанию и методам предлагаемой деятельности;

Средний уровень – цель, задачи сформулированы не конкретно;

Низкий уровень – цель, задачи не отражают конечный результат, не реальны, не достижимы.

2.3.3. Содержание программы.

Высокий уровень – в программе представлены направления (учебная, воспитательная, профилактическая, допрофессиональная деятельность, работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение детей и др.). Кратко раскрывается содержание по каждому направлению деятельности. Учебная деятельность представлена тематическими планами на каждый год обучения, с указанием задач, предполагаемых результатов, с распределением часов по разделам и темам занятий, указанием общего количество часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим планом на каждый год обучения. В данном разделе программы можно представить планы воспитательной работы, работы с родителями (как приложение к программе);

Средний уровень – в программе представлена только учебная деятельность;

Низкий уровень – содержание программы представлено только тематическим планом учебных занятий.

2.3.4. Условия реализации программы.

Высокий уровень – в программе прописаны особенности организации учебно-воспитательного процесса (данная информация может быть представлена в пояснительной записке);

- количество, статус, вид групп (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская) в детском объединении;

- состав групп (постоянный, переменный);

- особенности набора детей (свободный, по конкурсу, тестам и др.);

- формы занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные);

- года обучения, количество обучающихся в группах;

- возраст, психолого-педагогические особенности детей;

- количество занятий, учебных часов в неделю, в год (на группу);

- место проведения занятий и др.

Прописаны материально-технические условия (помещения, оборудование, финансирование и т.д.), мотивационные условия (что нужно сделать для формирования учебной мотивации – использование игровых форм, наличие

атрибутики, системы поощрения и т.д.), научно-методические условия (подготовка кадров, необходимые учебно-дидактические материалы, разработка программ, пособий, взаимодействие с научными учреждениями др.).

Средний уровень – условия приведены не полностью;

Низкий уровень – данный раздел отсутствует.

2.3.5. Методики и технологии обучения и воспитания.

Высокий уровень – в программе прописаны формы, методы работы, особенности организации учебно-воспитательного процесса; применение индивидуальных, дифференцированных, личностно-ориентированныых, игровых и других методик и технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса. Приводятся технологии контроля за показателями обучаемости учащихся по каждому разделу перспективно-тематических планов по годам обучения; форма, метод контроля, наименование технологии контроля (если имеется, указать название, автора методики). Также приведены технологии отслеживания результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами: форма, методы, технологии, сроки проведения педагогических, социально-психологических диагностик;

Средний уровень – в программе прописаны только формы и методы работы;

Низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.

2.3.6. Предполагаемые результаты и критерии их оценки.

Высокий уровень – в программе даны характеристики предполагаемых результатов в зависимости от поставленных целей и задач, приведены формы, методы, критерии оценки результатов;

Средний уровень – в программе приведены предполагаемые результаты, формы, методы, критерии оценки даны не под каждую задачу;

Низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.

2.3.7. Литература.

Высокий уровень – список литературы оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – ФИО автора, заглавие, издательство, город, год издания. Список литературы приводится в двух частях для педагогов и детей;

Средний уровень – имеются замечания по одному - двум пунктам;

Низкий уровень – имеются замечания более чем по двум пунктам.

Заключение

Результат оценки образовательной программы предлагается оформлять в виде таблицы.

Эксперт по итогам своей работы заполняет соответствующие разделы и ставит свою подпись.

Педагог знакомиться с результатами оценки и также ставит свою подпись.

Критериальная таблица служит официальным документом для оценки качества образовательной программы.

Рекомендуется к критериальной таблице прикладывать документы, подтверждающие правомочность эксперта(ов).



Использованная литература:

1.О.Е. ЛЕБЕДЕВ Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку: Учебно-методическое пособие. (Научное редактирование). – СПб.: Изд-во КАРО, 2005. 15 п.л.

2.О.Е. ЛЕБЕДЕВ Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации. Раздел 2. Модель переподготовки и повышения квалификации директоров школ – М.: Университетская книга, 2007. 6 п.л. (в соавторстве)

3. Методическое пособие по разработке, составлению и оформлению программ дополнительного образования (ПДО) детей / Чуфистов А.В. Йошкар-Ола – 2006.- 46с.



Приложение № 1

Критериальная таблица оценки образовательной программы.

ФИО педагога________________________________________________

Наименование программы______________________________________

Срок реализации программы_______ Вид программы_______________

Направленность программы_____________________________________

Уровень освоения программы___________________________________



Уровень реализации программы__________________________________ №

Параметры

Количество баллов

Выводы, рекомендации

1

Оформление программы

1.1

Титульный лист

1.2

Эстетичность

1.3

Наличие внутренней рецензии

1.4

Наличие внешней рецензии

1.5

Структура программы

2

Общая характеристика содержания программы

2.1

Актуальность

2.2

Целостность

2.3

Прогностичность

2.4

Контролируемость

2.5

Реальность

2.6

Качество подачи материала

3

Характеристика содержания структурных элементов программы

3.1

Пояснительная записка

3.2

Цель, задачи

3.3

Содержание программы

3.4

Условия реализации программы

3.5

Методики и технологии обучения и воспитания

3.6

Предполагаемые результаты и критерии их оценки

3.7

Литература

Всего баллов
скачать файл



Смотрите также:
Методические рекомендации: «планирование в системе дополнительного образования»
171.1kb.
Особенности организации образовательного процесса в системе дополнительного образования
177.93kb.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
186.94kb.
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области в 2012/2013 учебном году
377.56kb.
Методическое сопровождение профориентации школьников
575.42kb.
М34 Гирба Е. Ю. Подготовка к конкурсу профессионального мастерства умц серпухов 2012
1000.91kb.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования прикладного профиля «Новогодняя икебана»
94.6kb.
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов
145.2kb.
Академия управления при президенте республики беларусь основы идеологии белорусского государства методические рекомендации
1011.2kb.
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается по решению редакционно-издательского совета
49.89kb.
Методические рекомендации по организации питания людей пожилого и старческого возраста
1041.92kb.
А. И. Заиченко 17 сентября 1980 г. N 2208-80 рациональная организация типовых режимов труда и отдыха анодчиков и электролизников в производстве алюминия (методические рекомендации) Методические рекомендации
379.11kb.