voeto.ru | страница 1![]() «ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Для руководителей структурных подразделений ДДТ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Планово-прогностическая функция является основой деятельности образовательного учреждения. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Планирование – это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И.Буева). Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день). План, как правило, состоит из трѐх частей: - анализа итогов работы; - целей и задач на новый период; - системы мероприятий по достижению намеченных целей. Процесс планирования состоит из следующих этапов: 1 этап - анализ деятельности за прошедший период, включая выявление проблем, поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований; 2 этап – постановка целей и задач. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь за определѐнный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности. 3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение. 4 этап – рассмотрение проекта плана, определение срока исполнения и ответственных. 5 этап – утверждение плана на педагогическом совете. Виды и структура планов Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное – они должны быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами. В практике составляются различные планы, которые можно классифицировать по разным основаниям: 1. По охвату содержания: - комплексный (общий) план (планируется деятельность во всех ее направлениях и видах; например, план воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом); - тематический план (планируется одно направление или вид деятельности; например, планы работы с родителями, план профориентации и др.); - предметный (конкретный) план (планируется одно конкретное дело; например, план конференции и т.д.) 2. По длительности планируемого периода: - долгосрочный (перспективный) план – план на длительный период (год и более); - этапный (периодический) план – это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие); - краткосрочный план – план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (например, план работы на месяц, на неделю); - оперативный план – планируются конкретные ближайшие действия (наиболее распространен план дня). Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны, каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий. 3. В зависимости от субъекта планирования: - индивидуальный план; - коллективный план. Планирование работы всего структурного подразделения может быть краткосрочным и долгосрочным (перспективным). При этом необходимо соблюдать: Единство целевой установки и условий реализации. Единство долгосрочного и краткосрочного планирования. Стабильность и гибкость планирования. Каждый план должен: Содержать систему мер по обеспечению работы с указанием сроков, исполнителей. Разрабатываться на коллегиальной основе. Отражать фактическое состояние учебно-воспитательного процесса. Иметь обоснование по форме и содержанию. Быть полным, корректным и реальным. В каждом плане устанавливаются реальные сроки, указываются исполнители и четкая программа их действий. Перспективный план составляется на 3-5 лет. Он представляет собой распределение тем и заданий между членами педагогического коллектива, отражает последовательность их выполнения по годам, определение формы и способа представления результата. Перспективный план соответствует общей программе развития учреждения и обеспечивает преемственность, системность в работе, специализацию педагогов по определѐнной проблеме и может быть следующего содержания: 1. Анализ деятельности за истекшие 2-3 года. 2. Определение проблемы, над которой будет работать весь коллектив. 3. Формулировка целей и задач деятельности. 4. Определения основных направлений развития деятельности учреждения, например изменения в учебно-воспитательном процессе, работа с педагогическими кадрами, с детским коллективом и т.п. 5. Укрепление научно-методической и дидактической базы учреждения.
1. СХЕМА АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УДОД 1.1.Соответствие программы: типовому положению; уставу учреждения; лицензии на образовательную деятельность. 1.2. По структуре программы: титульный лист; пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание изучаемого курса; методическое обеспечение ОП; список литературы.
на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактика асоциального поведения; создание условий для: - социального самоопределения;
самоопределения; - творческой самореализации личности ребенка; - интеллектуальное и духовное развитие ребенка; - укрепление психического и физического здоровья; - взаимодействие педагога с семьей обучающихся.
заявленному уровню образования – дошкольному; - начальному общему; - основному общему; - среднему (полному общему). направлению дополнительных образовательных программ (научно-техническое и т.д.) достижениям – мировой литературы;
- культурно- национальным особенностям региона. Используемым формам и методам обучения:
дифференцированное обучение, традиционные формы и методы. имеющимся материально-техническим средствам (в расчете на объединение обучающихся).
в образовательной программе определены требования (рекомендации): к состоянию здоровья обучающихся, к уровню готовности обучающихся к освоению программы, условию комплектования групп; соблюдается порядок приема, гарантирующий их право на получение дополнительного образования в соответствии с Законом об образовании и региональными нормативными актами; сформированы принципы комплектования групп разных лет обучения в соответствии с локальными актами ОУ, требованиями программы. 1.6. Анализ полноты выполнения программы: соответствие количества часов на изучение, отраженные в журнале, количеству часов в учебном плане и программе; соответствие количества часов на изучение, отраженных в расписании, количеству часов в учебном плане и программе; соответствие наименования изучаемых тем в журнале наименованию в программе; соблюдена ли преемственность в распределении количества часов и содержания, изучаемых тем при обучении разных лет; соответствие представленного УМК уровню реализуемой программы и еѐ специфике; наличие разноуровневых дидактических материалов, позволяющих дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс; использование социокультурного пространства СПб; взаимодействие с учреждениями профессионального образования и культуры, другими учреждениями дополнительного образования, межшкольными комбинатами, образовательными учреждениями и т.д.
1) - разработанность системы оценки качества обучения; - определенность форм учета достижений учитывающих возможности ребенка в зоне его ближайшего развития; 2) – показатели личностного развития ребенка (ожидаемые результаты); - наличие диагностики удовлетворенности реализацией программы участниками образовательного процесса: - обучающихся, - родителей; - адекватность форм аттестации целям ОП. 3) Системность диагностики результатов реализации ОП. 1.8. Организационно-педагогические условия реализации ОП Используемые образовательные технологии – соответствуют возрастным особенностям обучающихся, - позволяют достигнуть целей ОП. Отлаженность систем психолого-педагогического сопровождения, образовательно-воспитательного процесса. Образовательный маршрут обучающихся описание процедуры первоначального выбора образовательного маршрута (возможность перехода из одной группы в другую по тематике, по способностям и т.д.) ДЛЯ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ 1.9. Обеспечение валеологических условий: Соблюдение объема максимально – допустимой нагрузки обучающихся; Соблюдение требований к режиму обучения учащихся.
Укомплектованность основного состава педагогического коллектива необходимого для реализации ОП. Системность в повышении квалификации педагогических кадров
Наличие библиотеки, оснащенной современными словарно-справочными изданиями на традиционных (печатных) и (или) электронных носителях. Наличие помещений, оснащенных с требованиями к реализуемой программе. Эффективность использования материально-технического оснащения образовательного процесса. Использование современных форм и методов обучения
ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОП: Состав показателей Полнота структуры ОП Согласованность структурных компонентов Технологичность (инструментальность) 2. КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ. 2.1. Оформление программы. 2.1.1. Титульный лист. Высокий уровень – титульный лист содержит: - наименование образовательного учреждения; - отметку об утверждении программы директором учреждения; - печать; - № протокола педсовета (либо другого экспертного совета), утвердившего программу; - наименование программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание); - возраст детей, на которых рассчитана программа; - срок реализации программы; - ФИО автора (автора-составителя); - уровень квалификации автора (вторая, первая, высшая); - должность; - город; - год. На второй странице титульного листа оформлен паспорт программы. В паспорте программы указывается: - полное наименование программы; - руководитель; - рецензент; - организация – заявитель (если имеется); - организация-исполнитель; - адрес организации-исполнителя, телефон, факс, ФИО, должность автора (авторского коллектива); - география (территория, на которой реализуется программа) программы; - целевые группы (количественная и качественная характеристика детей – количество, возраст, социальный статус и др.); - цель программы; - направленность (научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, социально-педагогическая, культурологическая, естественно-научная); - срок реализации программы; - вид (модифицированная, профильная, авторская и др.); - уровень реализации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование); - уровень освоения (общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный); - способ освоения содержания образования (репродуктивный, креативный, эвристический); - краткое содержание программы.
- в печатном варианте с соблюдением полей; - страницы, заголовки разделов программы пронумерованы; - при использовании цитат сделаны сноски на источники; - каждая глава печатается с новой страницы; - главы разделены на абзацы; - шрифт-14; - формат А4; - графики, таблицы, диаграммы, схемы – нумеруются, номер указывается в тексте непосредственно перед ними; - графики, таблицы, диаграммы, схемы могут быть приведены в приложении. Средний уровень – имеются незначительные, легко исправимые замечания. Низкий уровень – программа выполнена без соблюдений требований к оформлению. 2.1.3. Наличие рецензии. Высокий уровень – в наличии внутренняя и внешняя рецензия. Средний уровень – в наличии только внешняя рецензия. Низкий уровень – рецензии отсутствуют. 2.1.4. Структура программы. Высокий уровень – программа содержит разделы: - «Пояснительная записка»; - «Цель и задачи»; - «Содержание программы»; - «Методики и технологии обучения и воспитания»; - «Условия реализации»; - «Предполагаемые результаты, критерии их оценки»; - «Литература»; - дополнительные элементы программы (планы, схемы, таблицы, приложения). Средний уровень – в структуре программы отсутствует один из разделов, не влияющий на конечный результат программы. Низкий уровень – в структуре программы отсутствует более одного раздела. 2.2. Общая характеристика программы. 2.2.1. Актуальность. Высокий уровень – программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени, есть новизна, отличительные особенности от уже существующих программ. Средний уровень – программа не отражает социальный заказ либо дублирует задачи базового образования. Низкий уровень – программа не актуальна (либо актуальность не прописана). 2.2.2. Целостность. Высокий уровень – цели, задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе, полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели. Средний уровень – частичное несогласование. Низкий уровень – отсутствие согласования. 2.2.3.Прогностичность. Высокий уровень – программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы, будет ли программа развиваться дальше и какими путями?). Средний уровень – программа отражает требования только сегодняшнего дня. Низкий уровень – прогнозирование результатов отсутствует. 2.2.4.Контролируемость. Высокий уровень – в программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы подведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы); Средний уровень – в программе не полностью отслеживаются результаты; Низкий уровень – результаты не отслеживаются. 2.2.5. Реальность. Высокий уровень – возможность реализации программы, соответствующего плана мероприятий концептуальному замыслу (должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени); Средний уровень – частичное соответствие плана мероприятий концептуальному замыслу; Низкий уровень – программа не реальна для реализации. 2.2.6. Качество подачи материала. Высокий уровень – материал изложен профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность; стиль изложения понятен, присутствуют открытость и ясность изложения материала; Средний уровень – материал сложен для восприятия, фразы громоздки, избыточность речевого оформления крайне затрудняет чтение; Низкий уровень – обилие ошибок, недоработок, материал изложен не последовательно, не логично и т.д. 2.3.Характеристика содержания структурных элементов программы. 2.3.1. Пояснительная записка. Высокий уровень – отражена актуальность программы: социальный заказ (кому нужна программа, почему это важно для социума), приведен анализ ресурсов (кадровых, материально-технических), выявлены противоречия, определены проблемы, отражена главная идея программы, принципы реализации, даны краткие сведения о коллективе (количество детей, возраст, общее количество часов по программе, сроки реализации, социальный статус, интересы, потребности целевых групп и др.). Прописаны наименование, форма детского объединения (кружок, клуб, секция, студия и т.д.), исторические сведения о детском объединении, успехи, обобщенный результат реализации программы. Дана краткая характеристика участников образовательного процесса (люди, занятые в реализации программы), условия работы, должностные обязанности, степень вовлеченности в программу и др. Дается вводная характеристика предмета, раскрывается предшествующий опыт решения проблемы, предлагаются свои пути решения проблемы, представлен конечный результат; Средний уровень – пояснительная записка не содержит полной информации; Низкий уровень – пояснительная записка не отражает сути программы, содержит минимум конкретной информации. 2.3.2. Цель, задачи. Высокий уровень – цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели, соответствуют содержанию и методам предлагаемой деятельности; Средний уровень – цель, задачи сформулированы не конкретно; Низкий уровень – цель, задачи не отражают конечный результат, не реальны, не достижимы. 2.3.3. Содержание программы. Высокий уровень – в программе представлены направления (учебная, воспитательная, профилактическая, допрофессиональная деятельность, работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение детей и др.). Кратко раскрывается содержание по каждому направлению деятельности. Учебная деятельность представлена тематическими планами на каждый год обучения, с указанием задач, предполагаемых результатов, с распределением часов по разделам и темам занятий, указанием общего количество часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим планом на каждый год обучения. В данном разделе программы можно представить планы воспитательной работы, работы с родителями (как приложение к программе); Средний уровень – в программе представлена только учебная деятельность; Низкий уровень – содержание программы представлено только тематическим планом учебных занятий. 2.3.4. Условия реализации программы. Высокий уровень – в программе прописаны особенности организации учебно-воспитательного процесса (данная информация может быть представлена в пояснительной записке); - количество, статус, вид групп (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская) в детском объединении; - состав групп (постоянный, переменный); - особенности набора детей (свободный, по конкурсу, тестам и др.); - формы занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные); - года обучения, количество обучающихся в группах; - возраст, психолого-педагогические особенности детей; - количество занятий, учебных часов в неделю, в год (на группу); - место проведения занятий и др. Прописаны материально-технические условия (помещения, оборудование, финансирование и т.д.), мотивационные условия (что нужно сделать для формирования учебной мотивации – использование игровых форм, наличие атрибутики, системы поощрения и т.д.), научно-методические условия (подготовка кадров, необходимые учебно-дидактические материалы, разработка программ, пособий, взаимодействие с научными учреждениями др.).
Результат оценки образовательной программы предлагается оформлять в виде таблицы. Эксперт по итогам своей работы заполняет соответствующие разделы и ставит свою подпись. Педагог знакомиться с результатами оценки и также ставит свою подпись. Критериальная таблица служит официальным документом для оценки качества образовательной программы. Рекомендуется к критериальной таблице прикладывать документы, подтверждающие правомочность эксперта(ов). Использованная литература: 1.О.Е. ЛЕБЕДЕВ Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку: Учебно-методическое пособие. (Научное редактирование). – СПб.: Изд-во КАРО, 2005. 15 п.л. 2.О.Е. ЛЕБЕДЕВ Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации. Раздел 2. Модель переподготовки и повышения квалификации директоров школ – М.: Университетская книга, 2007. 6 п.л. (в соавторстве) 3. Методическое пособие по разработке, составлению и оформлению программ дополнительного образования (ПДО) детей / Чуфистов А.В. Йошкар-Ола – 2006.- 46с. Приложение № 1 Критериальная таблица оценки образовательной программы. ФИО педагога________________________________________________ Наименование программы______________________________________ Срок реализации программы_______ Вид программы_______________ Направленность программы_____________________________________ Уровень освоения программы___________________________________
![]() Смотрите также: Методические рекомендации: «планирование в системе дополнительного образования»
171.1kb.
Особенности организации образовательного процесса в системе дополнительного образования
177.93kb.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
186.94kb.
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области в 2012/2013 учебном году
377.56kb.
Методическое сопровождение профориентации школьников
575.42kb.
М34 Гирба Е. Ю. Подготовка к конкурсу профессионального мастерства умц серпухов 2012
1000.91kb.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования прикладного профиля «Новогодняя икебана»
94.6kb.
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов
145.2kb.
Академия управления при президенте республики беларусь основы идеологии белорусского государства методические рекомендации
1011.2kb.
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается по решению редакционно-издательского совета
49.89kb.
Методические рекомендации по организации питания людей пожилого и старческого возраста
1041.92kb.
А. И. Заиченко 17 сентября 1980 г. N 2208-80 рациональная организация типовых режимов труда и отдыха анодчиков и электролизников в производстве алюминия (методические рекомендации) Методические рекомендации 379.11kb.
|