voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл
Муниципальное образование Ленинградский район

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей

межшкольный учебный комбинат

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

Методические рекомендации для педагогов МАОУ МУК

«Копилка активных методов обучения»



Ст. Ленинградская

2012 г.

Методические рекомендации по применению активных форм обучения (АМО) для педагогов МАОУ МУК станицы Ленинградской/ составитель Е.Н. Рукис, Л.А. Дейко– Ленинградская: МАОУ МУК, 2012. – 40 с.



Учебно-методические указания предназначены для учителей специальностей, реализуемых в МАОУ МУК станицы Ленинградской. В них изложены примерные образцы АМО, которые учителя могут использовать в своей практике, адаптируя их под свои дисциплины.

© Рукис Е.Н., Дейко Л.А., составление, 2012

© Оформление. МАОУ МУК, 2012

Пояснительная записка

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Целями начального профессионального образования, которые ставят перед образовательными учреждениями государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке.

И еще одно. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача ОУ – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.



В этой методичке мы расскажем Вам об активных методах обучения (АМО), позволяющих эффективно управлять педагогическим процессом.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

ИГРА В ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цель. Научить давать определения новым терминам; развить внимание, навыки самостоятельного мышления, речь.

Продолжительность. 2-4 минуты.

Подготовка. Учитель объясняет, как «устроены» определения. А именно, любое определение состоит из двух основных пунктов. Сначала указывается некая широкая категория, к которой относится определяемый объект, а затем указывается, чем объект отличается от других объектов, входящих в эту категорию. Например, колобок, это сказочный герой, который был слеплен из теста и умел говорить и петь. А линейка, это приспособление для измерения длины, которое выполнено в виде рейки, на которой нанесены отметки.

Содержание. В ходе объяснения нового материала учитель вводит новые термины, объясняет их смысл, но «научного« определения не даёт. А в конце занятия просит, чтобы определение дали ученики. Выслушав несколько версий, учитель оценивает варианты ребят. Критерии оценки — соответствие «технологии составления определений«, научная достоверность, лаконичность и оригинальность.

Развитие игры. Учитель просит ребят составить осмысленные и логически непротиворечивые предложения с новыми терминами. Другой вариант — составить заведомо «неправильные« предложения.
ОТВЕЧАЕТ ПЕРВЫЙ

Цель. Повторить пройденный материал, обобщить изучаемую информацию, научить пользоваться изученным материалом; развить системное мышление.

Продолжительность. От 7 минут.

Содержание. Эта игра обычно проводится в конце урока. Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, связанные с содержанием последних изученных тем. Вопросы могут быть как на знание материала (их лучше задавать в начале игры), так и на понимание (при этом можно и даже желательно «смешивать« в одном вопросе несколько разных тем). Отвечает ученик, который первым поднял руку. Если ответ правильный, учитель ставит точку или любой другой значок рядом с фамилией ученика, что означает получение учеником призового балла. Если ответ неполный, учитель предлагает другим ученикам его дополнить. Авторы существенных дополнений также отмечаются. Если ответ неверный, ученик может получить штрафной балл (2 или 3 штрафных балла аннулируют один призовой балл). Затем учитель задаёт новый вопрос. В конце игры учитель может отметить наиболее активных и знающих ребят достойными отметками.
ЗАГАДКИ

Цель. Отработать орфографическое правило, расширить словарный запас; развить навык самостоятельной творческой деятельности.

Продолжительность. От 3 минут.

Подготовка. Учитель сам готовит игровые задания или предлагает ученикам подготовить задания для других ребят.

Содержание. Учитель или подготовивший задание ученик предлагает классу отгадать слово по трем подсказкам: это слово на определенное орфографическое правило, имеет определенную структуру, указывается антоним или синоним. Класс имеет право на три попытки. Если они оказываются неудачными, то выигравшим считается ученик, подготовивший загадку. Хорошо, когда загадки подготовлены у всего класса: в этом случае возможно загадывание загадок по очереди.

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ

Цель. Повысить интерес к изучению математики, развить и закрепить навыки определения делителей числа (темы «Делители и кратные числа», «Простые числа»); развить навыки работы в группе; развить аналитическое мышление.

Продолжительность. От 10 минут.

Подготовка. Ведущий (учитель или ученик) задумывает целое число, записывает это число на листе бумаги, складывает лист и кладет на стол. Заранее оговаривается, что задуманное число не должно быть простым и что оно находится в определенных границах. Например, от 3 до 50. Класс делится на 3–5 команд — детективных агентств.

Содержание. «Сыщики» должны определить, какое число задумано. Они задают ведущему вопросы о том, делится ли задуманное число без остатка на то или другое число. В игре несколько этапов. Содержание этапов одинаково — ученики задают вопросы и получают ответы, анализируют информацию и выдвигают свои версии — числа, соответствующие, по их мнению, «особым приметам« искомого числа. Все вопросы, ответы, версии, а также набранные командами очки фиксируются ведущим на доске. Версия, которая не противоречит «приметам», приносит команде 1 балл, за ошибочную версию 1 балл снимается, а команда, которая сумеет отгадать задуманное число, получает 3 балла. Если среди предложенных командами чисел загаданного числа нет, начинается следующий этап игры. Количество этапов и количество вопросов, которые можно задать на каждом этапе, оговариваются заранее. Эти характеристики определяются размерами зоны нахождения искомого числа. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
ПЯТЬ МИНУТ С ХОРОШЕЙ КНИГОЙ

Цель. Настроить класс на работу; развить навык работы с текстовой информацией; развить внимание, приобщить детей к чтению.

Продолжительность. 5 минут.

Инвентарь. Книга для каждого участника.

Содержание. В начале урока учитель предлагает детям почитать книгу. Дети достают книги, раскрывают на нужной странице и…читают. Целых пять минут. Объем прочитанного не регламентируется, но задание дети все-таки получают. А именно, они должны выделить главную мысль прочитанного фрагмента. После завершения «тихой пятиминутки» учитель выборочно спрашивает нескольких учеников.
ТРИ АШЫПКИ

Цель. Повысить внимание учеников, развить навыки критического анализа информации.

Содержание. Этот игровой прием помогает привлечь внимание к выступлению педагога или ученика. Суть его в том, что выступающий сознательно делает несколько ошибок. Задача слушателей — заметить и исправить ошибки. Для того чтобы предупредить слушателей о готовящейся «провокации», учитель в начале урока или оратор перед выступлением пишет на доске слова «ТРИ АШЫПКИ». Аудитория должна смотреть и слушать внимательно и не пропустить три запланированные ошибки. Те, кто хочет сообщить об ошибке, поднимают обе руки. Нередко бывает так, что слушателям удается заметить больше ошибок, чем намеревался сделать выступающий. Поправки оценивает и комментирует учитель.
ИЕРОГЛИФЫ

(переделка игры в запоминание слов с помощью их графических образов)



Цель. Способствовать запоминанию учебного материала, проверить качество усвоения материала; развить внимание, ассоциативное мышление, быстроту реакции, память.

Продолжительность. От 5 минут.

Содержание. В том случае, когда нужно запомнить много слов (например — исключений из грамматического правила, имен, названий и т. д.), можно провести эту игру. Ученики получают список слов для запоминания. В течение определенного времени они должны нарисовать для каждого слова некий символ, который как-то ассоциировался бы с этим словом. Такими символами или их элементами не могут быть буквы или слова. Затем ученики, глядя на листы с «иероглифами», вспоминают слова. Учитель проводит «аукцион», спрашивая, кто сколько слов может назвать. Затем проводит экспресс-опрос, начиная с тех, кто может воспроизвести меньше всех слов, затем дает слово более успешным «расшифровщикам«, которые дополняют своих товарищей. В конце занятия можно организовать выставку «иероглифов».
ПАЗЛ С СЕКРЕТОМ

Цель. Повысить заинтересованность детей, закрепить знания по изучаемой теме.

Продолжительность. От 2 минут.

Инвентарь. Плакаты и карточки.

Подготовка. Плакат с рисунком переворачивается. Оборотная сторона разделяется вертикальными и горизонтальными линиями на равные прямоугольники (всего прямоугольников может быть, например, 8, 9, 12). Плакат разрезается по линиям, получаются карточки. На их обороте пишутся задания. Для игры понадобится еще и лист ватмана такого же или большего размера, чем плакат. Лист нужно расчертить на такие же прямоугольники и придумать способ крепления к нему карточек. Например, можно использовать обычные скрепки. В графах таблицы на ватмане пишутся ответы на задания.

Содержание. Учитель дает ученику (или группе учеников) карточку с заданием (или несколько карточек). Дети выполняют задание и прикрепляют карточку на ватман в той графе, в которой указан правильный ответ. Если в результате получилась картина, значит, задачи были решены верно.
ПОДСКАЗЫ ТЕЛОМ

Инвентарь: столы, стулья, листы с текстом.

Описание игры. Участники (ученики) делятся на 4 группы (или на 2, или на 6 — важно, чтобы число групп было четным) по 4-6 человек. Группы размещаются за столами (у каждой группы свое рабочее место), на которых лежат листы с текстом. Ведущий сообщает, что группы будут работать попарно, например, первая со второй, а третья с четвертой. Ведущий дает участникам время (3-5 минут), за которое нужно выучить текст и обговорить (при желании) систему подсказок. Затем в группах с помощью жребия определяется «счастливец», который будет читать текст наизусть. И, опять же с помощью жребия, пары групп определяют, кому в первом раунде игры читать текст, а кому — оценивать качество декламации и корректность подсказок. Во втором раунде роли меняются.

Итак, время вышло и жребий брошен. Первый чтец идет на условную сцену и, не отрывая глаз от своих товарищей, начинает выразительно читать свой текст. А смотрит на команду он не ради моральной, а, скорее, ради информационной поддержки. Ведь группа может подсказывать. Но как! Подсказывать звуками или написанием слов или букв нельзя (запрещено «писать» даже в воздухе). То есть подсказывать можно только мимикой, жестами, телодвижениями. Причем отходить от своего стула тоже нельзя. А вот использовать предметы, которые находятся под рукой, разрешается. Текст в течение всей игры остается в распоряжении группы.

От чтеца требуется, чтобы текст не разрывался, читался без пауз. Читать медленно, тяну-у-уть гла-а-асны-ы-ые, разрешается. А пока слова тя-я-яну-у-утся-я-я, глядишь, удастся «перевести» язык жестов, на котором с чтецом активно «общается» его команда, на русский.

Маленький секрет. Умно поступят те ребята, которые, как сказано выше, придумают за время разучивания систему подсказок, а именно — заранее свяжут определенные части текста с оговоренными жестами или движениями.



ЛЕТОПИСЕЦ

Идет урок. Учитель объясняет новую тему. Рассказывает о событиях, о героях. А ученики превращаются в летописцев. Их задача — выделять в рассказе учителя важные подробности и записывать, кто, где, когда и что совершил. В конце урока можно провести конкурс на лучшего летописца. Формат конкурса может быть различным — индивидуальный или командный опрос, письменный зачет. Можно предложить детям выполнить летопись дома в «старинном стиле», а потом устроить выставку «манускриптов».



КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССА

Этот игровой прием относится к играм для хорошего настроения. Он поможет познакомить учеников друг с другом, побудить к общению, повысить интерес друг к другу; объединить класс.



Описание. Ученики сообщают о себе разные сведения, которые суммируются и фиксируются в сводной таблице. В результате можно узнать много интересного. Например, «вес класса» (сумма весов всех учеников), «рост класса», суммарное количество полных лет учеников, месяцы, в которые ученики класса отмечают дни рождения, увлечения класса, любимые книги класса, какие домашние животные обитают в домах учеников и т.д. «Ого, какие мы, оказывается!», примерно такие высказывания можно будет услышать после обнародования получившегося «коллективного портрета».

СЛОВЕСНАЯ ИГРА

Обычно играли вдвоем-втроем, но вполне интересны и варианты, когда и сам играешь, и в компании 10 человек.



Требуются: тетрадь в клеточку, игроки, ручки.

Чертим в каждой тетрадке квадраты со сторонами 7, 6, 5, 4, 3 клеточки таким образом:



Загадываем любую букву алфавита, и пишем ее в каждой строке каждого квадрата так, чтобы получалась "диагональ букв":



Задача игроков: максимально быстро придумать слова по тематике урока (существительные в единственном числе) с нужным расположением "ключевой" буквы и заполнить квадраты. Слова можно вписывать в разные строчки, по мере их придумывания.



Задача каждого игрока: заполнить все квадраты. Тот, кто сделал это последним - проиграл.



Есть вторая методика определения победителя (хорошо ее использовать, когда игроков много) - в конце игры все сравнивают придуманные слова. Если слово повторяется хотя бы у двух игроков - за него начисляют по одному очку каждому игроку, если слово ни у кого не встречается - начисляют два очка. Победителя определяют по наибольшему количеству очков. Таким образом, выигрывает тот, кто придумал наиболее оригинальные слова.



«КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

Класс делится на команды: крестики и нолики. Каждая команда выбирает номер квадрата, на котором нарисован знак команды (крестик или нолик). На обороте квадрата написано задание, команда читает его. Посовещавшись, нужно назвать правильный ответ. Дав верный ответ, команда может прикрепить свой знак (крестик или нолик) на квадрат. Побеждает та команда, которая первой закроет строку своими знаками.



«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ …»

Класс делится на команды. Учитель просит «пристегнуть ремни» и приготовиться к путешествию. Игре можно посвятить целый урок или серию уроков. Этапы путешествия совпадают с этапами урока. Можно пригласить детей в «тренажёрный зал», пока «корабль набирает высоту» - физкультминутка. Учителем объявляется «схема полётов» - основной этап урока, в котором используются разные виды работ по изучению нового материала. «Моё настроение» - заключительный этап урока, релаксация.



«ВОЛШЕБНЫЙ МИКРОФОН»

Дети становятся в круг. Игра начинается с того, что учитель говорит: « В моих руках «волшебный микрофон», и каждый из нас имеет право сказать что-то очень важное любому, стоящему в кругу: это могут быть добрые слова, какой-то совет, который вы хотите сказать или просто поделиться хорошим настроением с другими. «Волшебным микрофоном» может быть любой предмет (ручка, карандаш, игрушка…)



«КОМПЛИМЕНТЫ»

Дети становятся в круг. Учитель говорит о том, что у каждого из вас есть возможность сказать друг другу комплименты. Давайте сделаем так, чтобы у каждого было хорошее настроение, чтобы урок получился не только полезным, но и радостным. Выберите, кому вы хотите сказать комплимент. Итак, игра начинается.



«ПОВАРЯТА»

Учитель спрашивает: «Из чего варят суп?»

- Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть в нашей игре.

- Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем! (картошка, капуста, морковь)

- Как вы думаете, что помогло легко понять игру? (правила игры).

«ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЕМСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА»

Учитель говорит о том, что у каждого взрослого человека есть паспорт. Давайте и мы нарисуем свой паспорт. На одной из страниц нарисуйте свой портрет «Как я представляю себя». На другой стороне изобразите пиктограмму «Мои права». Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека. Игра заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.



УЧИТЕЛЬ

Эту игру можно использовать многофункционально. Игра начинается с того, что вы выбираете учащегося на роль учителя, и он ведет вместо вас часть урока. Предварительно вы, конечно, должны ему четко сформулировать, что нужно делать:

Бросая мяч, проверить термины, понятия;

Задать на вопросы по теме, выдавая жетоны за правильный ответ;



Рекомендации: Задача у “учителя” может быть любая. Своими действиями он копирует вас на предыдущих уроках.
10 ПРЕДМЕТОВ

Это условное название игры, суть которой заключается в том, что все участники рисуют 3 - 5 - 10 предметов, и, обменявшись своими рисунками, пишут или говорят, что их напарник будет делать (делает, уже сделал и т.д.) с этими предметами. Предложения могут быть смешными. Можно задавать вопросы к этим предметам, можно говорить или писать, что не будут делать с этими предметами.

Можно усложнить условия игры: один участник рисует 3 - 5 предметов, другой пишет столько же действий. Потом оба рисунка соединяются вместе и составляются получившиеся предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ

Выполняются письменно либо устно по отдельному предложению или картинке. Перед началом покажите ученику, как это сделать, продемонстрируйте возможные “расширения”:

Элемент соревнования заключается в том, что необходимо составить самое длинное (по количеству слов) предложение. Это упражнение можно делать устно, расширяя по очереди: Я.- Я знаю.- Я знаю правила.- Я знаю правила дорожного движения.- Я знаю правила дорожного движения хорошо. И так далее, пока остается возможность расширять.

ИЗМЕНИТЕ РАССКАЗ

Опираясь на рассказ необходимо изменить некоторые слова, чтобы получился новый, слегка измененный: вместо утром-вечером, старик- юноша, быстро-медленно; ...

Написать рассказ.

Напишите разные слова (существительные, прилагательные, глаголы) и некоторые выражения и дайте задание составить с ними рассказ. Элемент соревнования: выигрывает тот, у кого получится самый интересный или самый длинный рассказ по вашей дисциплине.



ЛАБИРИНТ

Для игры нужен кубик для игры в кости и несколько фишек. Выбирается один из вариантов игры в «Лабиринт» (ячейки могут быть на термины, с вопросами или пустые). Ученики в паре по очереди бросают кубик, продвигаются по полю согласно выпавшим очкам, отвечают на вопросы. Работая с пустыми ячейками можно использовать любые цветные картинки по любой теме, которые вытягиваются из стопки карточек, лежащей рядом. Если ученик не делает ошибку, - он продвигается вперед. Если допускает ошибку, – возвращается на шаг назад. Условия игры можно изменять.



БИНГО

Перед учеником кладется поле со множеством картинок. Составляя предложение (ответ, расшифровку) с изображенным словом, он накрывает фишкой данную картинку. Цель – заполнить горизонтальный или вертикальный ряд картинок. Задания могут быть на любую тему. Напарник контролирует игру, и если замечает ошибку – не дает ставить фишку.



ИГРА В МЯЧ

Два ученика бросают друг другу мяч, добиваясь устранения задержки коммуникации. Задания могут быть разными: а) дать определение слову по любой теме, б) Ответы на вопросы, в) Составление алгоритма по данной теме, г) Составление подобного высказывания, и т.д.



ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

Очень удобно преподавателю в своей комнате иметь коробку с разного рода предметами: шишка, старый подсвечник, кошелек, интересная шкатулка, игрушка из киндер-сюрприза… и что-угодно необычное, веселое, по своей дисциплине. Эти вещи должны лежать в закрытой коробке и ученики не должны их видеть. Перед занятием преподаватель может положить в пакет несколько предметов из этой коробки и предложить ученикам, задавая вопросы по изучаемой ими теме, или изученным ранее темам, отгадать эти предметы. Можно использовать эту игру на любом уровне, даже на первых темах. Акцент на игре, интересе, общении, использовании терминов, а не на том, что мы реально делаем с этим предметом в жизни.



БОЛЬШИЕ ГОНКИ

Учитель приглашает всех учеников выйти к доске и вытянуть карточку. На каждой карточке изображено какое-либо устройство компьютера. Ребятам предлагается сообща решить, на какие три группы они могут разделиться с учетом полученной карточки. (Группы: устройства ввода, устройства вывода и устройства памяти). Каждый «экипаж» усаживается в свой «автомобиль» (парты должны быть предварительно расставлены для работы в 3 группах по 4 человека).

На экране спроецирована интерактивная маршрутная карта (для этого на компьютере должен быть установлен флэш-плеер). Учитель объясняет правила игры:

Каждая команда получает на старте карточку с заданием. В случае правильного выполнения задания, команда получает следующее задание, а автомобиль этой команды перемещается на следующую станцию на интерактивной маршрутной карте. Побеждает та команда, которая раньше остальных достигнет финиша.

Задания на станциях:

1. Старт. Станция «Компьютерная» Необходимо не только правильно подписать названия устройств, изображенных на рисунке, но и разбить их на группы по двум признакам: устройства ввода или вывода; устройства основные или дополнительные.

2. Станция «Загадочная» Необходимо отгадать 4 загадки и 3 ребуса на компьютерную тематику. А также объяснить, что означают полученные термины.

3. Станция «Информационная» Задания на установление соответствия между информационными процессами, устройствами компьютера и органами человека; а также на классификацию видов информации.

4. Станция «Логическая» Задания на нахождение общего признака перечисленных понятий, исключение лишнего и дополнение недостающим.

5. Финиш. Станция «Кроссвордная» Кроссворд по компьютерным терминам.

Определяется команда-победитель по расположению автомобилей на карте. Победителям выдаются сертификаты на получение оценки «5». Участникам команды, занявшей второе место, выдаются сертификаты на получение оценки «4».

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА

Творческое задание «Рассказ парикмахера»


Пригласите на занятие знакомого парикмахера. Дети должны взять у парикмахера интервью по вопросам:

• Почему вы решили стать парикмахером?

• Кого вам труднее стричь: женщин или мужчин?

• Что в вашей работе самое трудное, легкое, интересное?

• Что вы испытываете, когда смотрите на людей, которых только что подстригли?

• Были ли в вашей жизни случаи, когда вам не удавалась стрижка?

• Что помогает вам в Вашей работе?

Вопросы парикмахеру по очереди задают все дети.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:



• Любите ли вы бывать в парикмахерской?

• Что вы испытываете, когда вам делают стрижку?

• Что вы чувствуете, когда выходите из парикмахерской с новой стрижкой? Когда вы видите новую стрижку у ваших близких или друзей?

• Какие женские и мужские стрижки вам больше всего нравятся, и почему?

• Какие новые методы, приборы и инструменты появились в этом веке в области парикмахерского искусства? (Педагог дополняет ответы детей информацией из справочника по парикмахерскому искусству)

• Как необходимо ухаживать за своими волосами, чтобы они украшали лицо?

• Как вы ухаживаете за своими волосами?

• Должен ли парикмахер уметь лечить волосы, или он должен уметь только делать прически?

Прочитайте сказку:

Чудесный парикмахер Л.Скребцова


Давным-давно жил в одном большом городе старый парикмахер. Был он искусным мастером, и многие горожане стремились попасть в его умелые золотые руки. Его прически удивительно шли людям и украшали их лица. Жить бы старику да радоваться, но сын лоботряс не давал ему покоя. Целыми днями двадцатилетний Мартин то веселился с приятелями, то отсыпался с утра до ночи.

— Сам виноват, избаловал его, вот теперь и мучаюсь, — горестно вздыхал старик.

Жена его умерла от болезни, когда мальчик был еще совсем маленьким. Отец потакал сыну во всем, и только когда Мартину исполнилось восемнадцать лет, решил обучить его своему ремеслу. Но сын и слушать не хотел ни о какой учебе.

— Куда спешить, папенька, молод я еще, чтобы с утра до ночи людям головы брить, — говорил он отцу таким тоном, что у того сразу же опускались руки.


Однажды старый парикмахер занемог и целый день не вставал с постели, а когда Мартин вернулся с гулянки домой, старика уже не было в живых. Долго плакал Мартин над умершим отцом, да былого не воротишь. Похоронил он батюшку и решил, что время ему пришло стать парикмахером. Достал отцовские инструменты, надел фартук и стал ждать посетителей. Первое время по старой памяти люди еще заходили в парикмахерскую, но Мартин стриг их так уродливо, что очень скоро у него не осталось ни одного посетителя.

Закрыл тогда Мартин парикмахерскую и стал прожигать по кабакам отцовские сбережения.

— Не позорь, Мартин, имя отца, одумайся, пока не поздно, — стыдили его соседи, а Мартину хоть бы хны, отмахивается от них, как от мух назойливых:

— Вам то что? Это мое дело, как хочу, так и живу!

Неизвестно, сколько бы еще длилась такая разгульная жизнь, если бы с Мартином не произошло одно удивительное событие.

В тот день он вернулся домой под утро и, забыв запереть за собой входную дверь, не раздеваясь, завалился спать. Вдруг сквозь сон слышит он женский голос, нежный-нежный, как колокольчик:

— Есть кто в парикмахерской?

Мартин протер глаза и нехотя поднялся с кровати. Вставать ему совсем не хотелось, однако делать нечего. Неумытый, в помятой одежде он предстал перед своей посетительницей и обомлел. Перед ним стояла девушка с каштановыми волосами необыкновенной красоты: они спадали с ее плеч мягкими пушистыми волнами до самого пояса.

— Добрый день, я хотела попросить Вас подстричь мои волосы, — попросила она.

— Неужели Вам не жаль расставаться с такими чудесными волосами? — удивился Мартин.

— Вовсе нет, мои волосы отрастают мгновенно, — улыбнулась девушка.

Мартин усадил девушку в кресло, увидел в зеркале ее лучистые карие глаза, и вдруг ему стало стыдно за свой вид.

Он вздохнул, засучил рукава и принялся за работу. Однако тупые ножницы отказывались резать, а у расчески не хватало зубчиков. Мартин взмок от усилий, пока пядь за пядью стриг волосы девушки, иногда дергая их так сильно, что та даже вскрикивала. Наконец, волосы стали намного короче, но они свисали такими неровными прядями, что, посмотрев на себя в зеркало, девушка вежливо попросила:

— Не могли бы вы теперь подравнять мои волосы, боюсь, что с такой стрижкой мне нельзя будет показаться на улице.

Мартин покраснел как рак и впервые пожалел, что ничему не научился у своего отца. Он снова взялся за ножницы и расческу, но волосы никак не хотели слушаться горе парикмахера.

— Я пытался сделать вам самую модную стрижку, но, видно, мои инструменты пришли в негодность, — пробормотал он виновато.


Девушка, молча, поднялась с кресла и вышла за дверь. Мартин бросился вслед за ней, но, увы, прекрасная незнакомка исчезла, будто растаяла. Он вернулся в парикмахерскую, бережно собрал с пола ее пушистые локоны и сложил их в шкатулку. С этого дня юноша потерял покой. Он то и дело вспоминал лицо девушки, и в надежде увидеть ее снова часами бродил по городу

Однажды, обессилев от долгих поисков, он вернулся домой и погрузился в тревожный сон. Вдруг чей-то знакомый голос прошептал: «Мартин, стань мастером своего дела, и когда-нибудь ты увидишь меня снова». Мартин сразу проснулся, но в комнате никого не было: таинственная незнакомка приходила к нему во сне.

На другой день Мартин поступил в ученики к одному из старейших городских парикмахеров и с этого дня терпеливо и настойчиво стал постигать тайны парикмахерского искусства.

— Запомни, Мартин, — рассказывал юноше парикмахер, — в далеком прошлом парикмахеры не только причесывали и стригли людей, но и лечили их от разной хвори: делали кровопускание, залечивали раны и даже вырывали зубы. Хороший парикмахер и сейчас своим ремеслом радует и лечит душу человека. Иногда стоит лишь слегка подравнять волосы, и человек чувствует себя так, как будто жизнь заново начинает. Если посетитель выходит из твоей парикмахерской с улыбкой на лице, значит, руки твои потрудились на славу.

— Как вы много знаете и умеете, учитель, — восхищался Мартин.

— А ведь я когда-то у твоего отца учился, юноша. Он заставлял нас читать книги об этом древнем ремесле и научил гордиться парикмахерским искусством.

Мартин покраснел и, вернувшись домой, впервые открыл отцовский шкаф с книгами. Теперь он частенько засиживался допоздна, не в силах оторваться от увлекательного чтения. Он узнал множество интересных вещей: что, например, в древности парикмахеров называли волосочесами, потому что тогда они умели только расчесывать волосы, а позднее — причесниками, когда они научились делать незамысловатые прически. Мартин даже завел тетрадь, куда стал срисовывать самые интересные прически.

Наконец, учитель разрешил Мартину работать самостоятельно. Первой его посетительницей была дама с очень толстыми щеками. Она уселась к юноше в кресло и недоверчиво покосилась на него. Мартин вспомнил красивую прическу одной богатой купчихи, которую видел на старинной гравюре. Она так ловко скрывала толстые щеки купчихи, что Мартин сначала их даже не заметил.

Юноша бережно прядь за прядью постарался воплотить прическу со старинной гравюры. Сделав несколько неуловимых движений ножницами и расческой в одном месте, убрав волосы в другом, Мартин очень скоро закончил прическу. Дама удивленно посмотрела на себя в зеркало и радостно произнесла:
— Какое у меня стало благородное лицо, я всегда о таком мечтала.

— Н-да, совсем недурно, дорогой Мартин. У вас богатая фантазия, — похвалил юношу учитель, когда довольная дама ушла.

Вскоре Мартин вернулся в отцовскую мастерскую. Сначала жители города побаивались доверять свои волосы юноше, но постепенно мастерская отца вернула свою былую славу. Пальцы Мартина научились безошибочно определять мягкость волос, их толщину и гибкость, и каждый посетитель уходил от него с каким-то полезным советом.

— Чтобы избавиться от перхоти, необходимо один или два раза в неделю тщательно массажировать голову.

— Лучше, если вы будете красить голову хной или басмой. Эти растения не только окрашивают волосы, но и чудесно питают их корни.

Однажды вечером на глаза Мартину попалась старинная отцовская книга об искусстве изготовления париков, и он вдруг вспомнил, что когда-то его батюшка делал для актеров и актрис чудесные парики, которые невозможно было отличить от настоящих волос.

«Что если мне самому сделать парик из волос прекрасной незнакомки? Он стал бы для меня живой памятью о ней», — подумал Мартин и принялся за дело.

Вскоре прекрасный женский парик из пышных каштановых локонов был готов, и Мартин поставил его на свой рабочий столик.

На другой день в парикмахерскую зашла одна худенькая рыжеволосая девушка. Она выглядела очень расстроенной.

— Сударь, вся округа говорит о вас, как о настоящем волшебнике. Умоляю Вас, сделайте из моих слабых волос настоящую прическу! Сегодня вечером король устраивает бал в честь совершеннолетия молодого принца. Но как я могу показаться во дворце с такой головой? — всхлипывая, объяснила девушка.

Мартин усадил девушку в кресло и ласково сказал:

— Конечно, я постараюсь Вам помочь. У вас прекрасный солнечный цвет волос, и вам на удивление идут веснушки.

Девушка перестала плакать, и на ее лице появилась очаровательная улыбка. Мартин, не долго думая, принялся за дело. Сначала он подстриг длинную челку, из под которой показался гладкий выпуклый лоб. Затем прядь за прядью завил тонкие золотые волосы и взбил их в локоны. Будто легкое пышное облако поднялось на нежной головке. Потом он приподнял волосы и подвязал их шелковой ленточкой, обнажив нежную шею. По вискам он оставил две длинные веселые завитушки, напоминающие грациозные сережки. Когда девушка посмотрела на себя в зеркало, то ахнула от восторга и радостным голосом произнесла:

— Вы действительно настоящий волшебник. Я еще никогда не была такой красивой. Просто не знаю, как расплачусь с вами, ведь у меня всего несколько мелких монет


— Подравнять вашу челку и завить локоны мне не составило большого труда, и я не возьму с вас денег, — сказал Мартин и заботливым голосом добавил:

— Ну, бегите же. — И не забудьте быть осторожной со своей прической.

На следующее утро девушка снова пришла в парикмахерскую и рассказала Мартину:

— Бал бы чудесным, и принц танцевал со мной целых пять раз. Он пригласил меня завтра на прогулку по королевскому парку, но... — и девушка замялась.

Мартин посмотрел на нее и сразу все понял: пышное облако золотых волос будто растаяло, и от ее вчерашней прически не осталось следа.

— К сожалению, для такой прически ваши волосы слишком слабы, — виновато произнес он.

— Ах, если бы у меня были такие же чудесные волосы, — неожиданно воскликнула девушка и, не дожидаясь разрешения, взяла со столика парик и надела его на свою головку. Однако парик совсем не шел к ее милому личику, и она быстро сняла его.

— Ой, скорее посмотрите на свои волосы, — изумленно воскликнул Мартин.

Девушка посмотрела на себя в зеркало и застыла как завороженная. Ее слабые безжизненные волосы неожиданно погустели и словно мягкие пушистые волны плавно заструились по ее плечам. Завивать такие волосы теперь не имело никакого смысла. Девушка тихо плакала от радости, а Мартин понял, что парик из волос таинственной незнакомки обладает волшебной силой.

Вечером, когда Мартин собирался ужинать, в парикмахерскую постучались. За дверью стояла сгорбленная некрасивая старуха, одетая в лохмотья, с седыми растрепанными космами и ввалившимися глазами.

— Простите, юноша, я изнемогаю от усталости и голода. Без чашки горячего супа с куском хлеба я не смогу продолжить свой путь, — произнесла она скрипучим голосом.

Мартин хотел сказать, что у него парикмахерская, а не постоялый двор. Но вид у старухи был таким жалким, что он не посмел ей отказать. Юноша усадил старуху и отдал ей свой ужин. Поев, старуха принялась оглядываться по сторонам, и неожиданно взгляд ее упал на один из альбомов Мартина с рисунками разных причесок. С любопытством полистав его, она сказала:

— Как бы мне хотелось, чтобы одна из этих чудесных причесок украсила мою голову.

— Почему бы и нет, сударыня, — произнес Мартин. — Я с удовольствием сделаю Вам замечательную стрижку.

— И вам не будет противно возиться с моими седыми, спутанными волосами? — удивленно спросила у него старуха.

— Противных волос не бывает, сударыня, любые волосы могут украсить лицо человека, — ласковым голосом ответил Мартин и усадил старуху в кресло перед зеркалом.


Сначала он тщательно промыл ее волосы мягким травяным отваром крапивы с ромашкой... Затем осторожно, чтобы не сделать старухе больно, расчесал их, и только после этого принялся за стрижку. Неожиданно прямо на его глазах седые старческие волосы приобрели каштановый оттенок и стали шелковистыми. Взгляд Мартина упал на лицо старухи, и он обомлел: в кресле перед ним сидела и ослепительно улыбалась прекрасная незнакомка.

— Я вернулась, Мартин, потому что ты стал искусным мастером и добрым человеком, — произнесла она ласково и добавила:

— Это я послала к тебе рыжеволосую девушку, которой ты подарил красивые волосы. Теперь она, наверняка, станет женой принца.

— Но волосы ей подарил не я, а волшебный парик из Ваших волос, — скромно возразил Мартин.

— Мартин, парик стал волшебным благодаря твоим золотым рукам и чуткому сердцу, — ответила незнакомка и добавила:

— Теперь, наконец, я могу открыть тебе свою тайну: я фея из волшебной страны мастерства. Я путешествую по свету и помогаю людям находить свое счастье.

— Милая фея, неужели Вы снова оставите меня одного? — встревожился Мартин.

— В самых разных уголках земли, Мартин, люди нуждаются в моей помощи. Но я навсегда останусь в твоем сердце, и своим чудесным мастерством ты подаришь людям еще очень много счастья!


Вопросы и задания к сказке:

• Кому еще и как поможет добрая фея из волшебной страны мастерства?

• Каким должен быть искусный парикмахер, и какими знаниями он должен владеть?

• Знаете ли вы, чем и как люди лечат слабые волосы? Стоит ли лечить волосы? Какие волосы кажутся вам роскошными?



ИГРА «КАЧЕСТВА ПАРИКМАХЕРА»

Педагог достает карточку с названием какого-либо качества. Дети должны подумать, стоит ли парикмахеру иметь то или иное качество, и объяснить для чего. Например, парикмахер должен быть внимательным, потому что только внимательно рассмотрев человека, можно сделать прическу, которая украсит его лицо. Парикмахер должен быть храбрым, не бояться экспериментировать и делать такие прически, которые до него еще никто не делал. Парикмахер должен быть общительным, чтобы человек во время посещения парикмахерской не скучал. Первый ответивший, для чего парикмахеру нужно то или иное качество, получает карточку с названием данного качества. Набравший большее всего карточек получает звание «Знатока парикмахерского дела» и награждается призом.



ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «ЧЬЯ ЭТО СТРИЖКА»
Дети вытягивают листочки с именами друг друга. Каждый должен описать стрижку, которая, по его мнению, украсит лицо того из детей, имя которого он вытянул на листочке. Дети не должны подписывать свои листочки. Затем каждый описывает стрижку, о которой он мечтал. После этого педагог собирает листочки и по очереди зачитывает их детям. Дети должны сравнить мнение своего друга и свое собственное.


СЦЕНКА «В ПАРИКМАХЕРСКОЙ»
Поделите детей на пары и попросите их придумать сценку-диалог между парикмахером, у которого есть какой-либо волшебный инструмент, например: ножницы, расческа, лосьон, и посетителем парикмахерской.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для педагогов маоу мук «Копилка активных методов обучения» Ст. Ленинградская 2012 г
508.75kb.
М34 Гирба Е. Ю. Подготовка к конкурсу профессионального мастерства умц серпухов 2012
1000.91kb.
Методические рекомендации для лабораторных занятий для студентов всех инженерных специальностей, всех форм обучения
212.21kb.
Методические рекомендации по их написанию для слушателей заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция» и030505. 65 «правоохранительная деятельность»
240.09kb.
Управление образования Гомельского облисполкома
480.65kb.
Формы профессионального обучения педагогов Зам директора по нмр шумяцкая Е. А
47.01kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ включают тематику и рекомендации по написанию контрольных работ, контрольные вопросы и рекомендуемую литературу для изучения дисциплины
139.24kb.
Методические рекомендации по организации перехода федеральных органов исполнительной власти к предоставлению государственных услуг (исполнению государственных функций) в электронном виде
598.53kb.
Методические рекомендации для студентов IV курса факультета истории и права
1631.39kb.
1 гигиена, токсикология, санитария использование методов количественного определения наноматериалов на предприятиях наноиндустрии методические рекомендации мр 2639-10
1672.41kb.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы и задание по курсу «Прогнозирование» для студентов 3, 4 курсов заочной формы обучения
158.99kb.
Инструкция вахтера, сторожа по охране объекта мбоу мук 2 Общие положения
104.92kb.