voeto.ru страница 1
скачать файл

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ – 136 ч (4 ч в неделю)

4 класс


Общая тема

(блок)


урока


Тема урока

Методические приемы

Сроки

1 четверть (36 ч)
















Повторение.

Произведения фольклора



1

Малые формы фольклора (см. «Крупицы народной мудрости в хрестоматии).

Русская народная сказка Марья Моревна»



Закрепление понятий: «загадка, пословица, поговорка , дразнилки. Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа Жанры фольклора» (запомнить схему). Слушание сказки «Марья Моревна», сравнение сказки с былиной. Объяснение заглавия. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных




2

Былина «Волх Всеславович»

Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов




3

Слушание и работа с детскими книгами

Слушание былины «Вольга Святославович». Сравнение ее с былиной «Волх Всеславович». Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Работа с книгами о былинных героях




Героическая песня, легенда, библейское предание (10 ч)

4


Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

Повторение народных песен (колыбельных, хороводных, песенок-закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер)




5

Слушание и работа с детскими книгами. Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море»

Сравнение героических песен с былинами. Выделение исторических фактов. Выразительное чтение народных песен. Самостоятельное чтение рассказов о А.В. Суворове




6

Библейское предание «Блудный сын»

Понятие: предание, или легенда. Особенности жанра — главная мысль. Сходства с бытовой сказкой. Знакомство с

Библией (Великой книгой)






7

8


Легенды. «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Легенда — жанр фольклора. Особенности легенды (реальный факт в сказочном изложении). Сравнение легенд, героических песен, былин




9

Слушание и работа с детскими книгами. Шотландская легенда «Рыцарь-Эльф». Библейская легенда «Суд Соломона»

Обсуждение самостоятельно прочитанной легенды «Рыцарь-Эльф». Работа с текстом легенды. Сравнение изученных легенд. Выполнение заданий в тетради




10

Проверь себя

Обобщение по теме (выполнение заданий в учебнике и в тетради)




Мифы народов мира (5 ч)



11

Древнегреческий миф «Арион»

Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. Работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и в тетради




12

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

Работа с текстом, выполнение заданий в учебнике. Образы героев мифа. Составление плана, пересказ по плану. Рассказывание отдельных эпизодов





13

Славянский миф «Ярило-солнце».

Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»



Особенности славянского мифа (язык, герои). Работа с текстом, выделение эпизодов «пробуждение Матери-Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Особенности построения текста, выделение пословиц (мудрых мыслей). Сравнение славянского мифа «Ярило-солнце» и древнегреческого мифа «Творение»




14

Слушание и работа с детскими книгами.

Китайский миф «Подвиги стрелка И»



Знакомство с китайскими мифами. Книги с мифами народов мира




15

Проверь себя. «Страничка книгочея»

Обобщение по разделу. Повторение мифов. Выполнение проверочной работы в тетради




Книги

Древней


Руси

(4 ч)


16

Отрывок из «Повести временных лет» «О князе Владимире». «Деятельность Ярослава (Похвала книгам)»

Знакомство с первыми книгами ,древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли (служение Родине, ее процветанию)




17

Слушание и работа с книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». По страницам детских журналов

Сравнение «Повести о Никите Кожемяке» с былиной «Никита Кожемяка» и былиной в пересказе Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь». Знакомство с первым русским алфавитом «кириллицей», именами просветителей — Кириллом и Мефодием. Самостоятельное чтение «Наставления Ярослава Мудрого славянам» (творческая работа), составление наставлений для себя. Произведения фольклора в детских журналах




18

Отрывок из «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение» жанр древнерусской литературы. Особенность повествования (тон, темп). Выборочное чтение поучений. Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «Наставлений Ярослава Мудрого»




19

Проверь себя. «Страничка книгочея»

Обобщение материала изученного раздела. Выполнение заданий в учебнике и в тетради





Басни. Русские баснописцы (6 ч)


20

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»;

И.И. Хемницер «Стрекоза»;

Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»


Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен И. Крылова, И. Хемницера, Л. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен



21

22



И.И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами басен. И.А. Крылов «Крестьянин в беде»

Особенности басни (сюжет, герои, мораль). Слушание басни И. Крылова «Крестьянин в беде». Сравнение басен

И. Хемницера «Друзья» и И. Крылова «Крестьянин в беде». Выразительное чтение басен. Выполнение заданий в тетради





23


А.Е. Измайлов «Кукушка», И.А. Крылов «Осёл и соловей»

Самостоятельная работа с басней А. Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И. Крылова «Осел и соловей», работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен А. Измайлова и И. Крылова



24


И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С.В. Михалков «Слово о Крылове»

Повторение басен И. Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий <олицетворение», «сравнение». Анализ басни И. Крылова «Мартышка и очки». Выразительное чтение наизусть басни И. Крылова «Квартет»




25


Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами

Особенность басен И. Дмитриева: ирония, диалоги героев. Выполнение заданий к басне И. Дмитриева «Муха». Слушание басни И. Дмитриева «Петух, кот и мышонок». Сравнение басен И. Дмитриева «Петух, кот и мышонок» и Л. Толстого «Страшный зверь» (2 кл.). Современные баснописцы в детских журналах



26


Проверь себя. «Страничка книгочея»

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в тетради. Кон

курсы: «Знаток басен», «Лучший чтец басен»






Произведения В.А. Жуковского

(5 ч)

27

28


Баллада В.А. Жуковского «Светлана. Дополнительное чтение. Стихи

В.А. Жуковского «Вечер., «Там небеса и воды ясны!», «Загадки».



Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и

жанрами (стихи о природе, загадки). Особенность формы и

содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Слушание баллады В.А. Жуковского «Светлана, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с текстом баллады: выделение смысловых частей, описаний героев и преданий. Словарная работа. Выразительное чтение отдельных эпизодов





29


Волшебные сказки. В.А. Жуковский «Спящая царевна>

Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Творение видов сказок (о животных, бытовые, волшебные). Сравнение сказки В. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина



30


Слушание и работа с книгами В.А. Жуковского. В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери»

Слушание сказки В.А. Жуковского « Сказка о царе Берендее...», беседа, образы героев, деление на части, самостоятельное перечитывание, краткий пересказ сказки по плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение «Сказки о царе Берендее...» В. Жуковского со «Сказкой о царе Салтане...» А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль)




Произведения А.С. Пушкина

(6 ч)


31


Повторение изученных произведений

А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин «Осень», дополнительное чтение. Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

(в сокращении)



Повторение произведений А.С. Пушкина. Понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «тон», «темп», «логические ударения», «паузы». Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Выразительное чтение наизусть



32


А.С. Пушкин «И.И. Пущину», И.И.Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок).

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»



Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И.И. Пущина. Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть



33


Слушание и работа с детскими книгами. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

Расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии произведений А.С. Пушкина. Повторение песен народных и литературных. Слушание «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, работа с текстом, самостоятельное чтение «Песни о Стеньке Разине» и сравнение ее с народными героическими песнями



34

35



А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из «Воспоминаний В.И. Даля». По страницам детских журналов

Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра «По страницам сказок А.С. Пушкина». Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина». Работа с книгами-справочниками: справка об А.С. Пушкине. Знакомство со словарем В.И. дают, повторение произведений В. Даля (3 кп.). Произведения А.С. Пушкина в детских журналах



36


Проверь себя. «Страничка книгочея»

Обобщение по изучаемому разделу Самостоятельное выполнение проверочной работы в тетради





2 четверть (28 ч)

Произведения М.Ю.Лермонтова (6ч)

1


Стихи. М.Ю. Лермонтов

«Москва, Москва! Люблю тебя как сын...», «Парус»



Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них



2


Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов

«Горные вершины...», «Утес...»



Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указание пауз, выделение логических ударений



3
4


М.Ю. Лермонтов

восточная сказка



Понятия об авторской сказке, героях положительных и отрицательных. Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, название населенных пунктов. Главная мысль сказки




5


Слушание и работа

с книгами

М.Ю. Лермонтова.

Книги-справочники

о М.Ю.Лермонтове.

М.Ю. Лермонтов

«Три пальмы» (восточное сказание),

«Казачья колыбельная песня»



Работа с книгами М.Ю. Лермонтова, книги-справочники

(справка о поэте). Слушание восточного сказания (легенды)

М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных

песен (народных и литературных). Выразительное чтение

«Казачьей колыбельной песни»





6


Проверь себя.

«Страничка книгочея»



Выполнение заданий в тетради. Конкурс «Лучший чтец стихов

М.Ю. Лермонтова». Игра «Исправь ошибку». Произведения М.Ю. Лермонтова:

1. Стихи. 2. Сказки.

3. Басни. 4. Песни.

5. Былины





Произведения П.П. Ершова (4 ч)

7
8
9



Волшебные сказки. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», выполнение заданий к тексту и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков (по выбору)



10


П.П. Ершов

«Кто он?»



Наблюдение над особенностью стихотворных строк. Ритм, тон и темп чтения. Выразительное чтение наизусть (по желанию учащихся). Творческая работа: мини-сочинение «Слово о Пушкине»




Произведения В.М. Гаршина

(б ч)

11
12


В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее». Пересказ старинной легенды

Закрепление понятия «легенда», выделение особенностей легенды, определение главной мысли. Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Рассказывание отдельных эпизодов



13


В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Понятие об авторской (литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки



14


Слушание и работа

с книгами.

В. Гаршин «Сказка

о жабе и розе»,

«Пленница»


Слушание сказки В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», работа с текстом сказки. Самостоятельное чтение стихотворения В. Гаршина «Пленница»



15


В. Гаршин «Аttаlеа Ргiпсерs»

Сравнение произведений В. Гаршина «Пленница» и «Аttаlеа Ргiпсерs»: сюжеты, поступки героев, главные мысли. Составление плана. Рассказывание по плану



16


Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты

Повторение произведений П.П.Ершова и В.М. Гаршина. Инсценирование отдельных частей сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Отзыв о понравившемся произведении В.М. Гаршина. Сказки на страницах детских журналов




Произведения Н.Г. Гарина- Михайловского

(3 ч.)

17


Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (глава из повести «Детство Темы»)

Понятие о повести, главах повести. Образ Темы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Работа с сюжетно-композиционным треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя



18
19



Слушание и работа с книгами. К.М. Станюкович «Максимка», Д.Н. Мамин- Сибиряк «Вертел»

Книги о детях. Обсуждение рассказа К.М. Станюковича «Максимка», прочитанного самостоятельно. Образы детей героев в произведениях русских писателей (Л.Н. Толстого, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М. Станюковича). Слушание рассказа Д.Н. Мамина- Сибиряка «Вертел»




Произведения зарубежных

писателей

(9 ч)

20
21



В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

Повторение произведений зарубежных писателей (Джек Лондон «Волк», Э. Сетон-Томпсон «Чинк», бр. Гримм «Умная дочь крестьянская», Дж. Чиареди «Джон Джей Пленти и кузнечик» и др.). Работа с произведением В. Гюго «Козетта»: слушание, работа с текстом каждой главы, образ «Козетты».



22
23



Марк Твен «Приключения Тома Сойера (отдельные главы)

Приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Структурные единицы главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь). Самостоятельное чтение книг о детях



24


Слушание и работа с книгами зарубежных писателей, Слушание стихотворения В. Гюго «Осенние листья« (отрывок). Работа с книгами М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна». Самостоятельное чтение (1 и 8 глав из повести М. Твена »Приключения Гекльберри Финна»)

Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи). Слушание стихотворения В. Гюго «Осенние листья« (определение темы и главной мысли, особенность обращений поэта к детям). Русские писатели-переводчики (К.И. Чуковский, А.А. Ахматова). Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей



25


Сказка Х.К. Андерсена «Самое невероятное»

Повторение изученньгх произведений Х.К. Андерсена. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора (что хотел сказать автор). Работа с книгами-справочниками (значение слов, имен, картин)



26


Стихотворение

Х.К. Андерсена »Дети года»



Знакомство с новым жанром произведений Х.К. Андерсена Дети года». Строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение наизусть. Инсценирование стихотворения. Изготовление книги-самоделки «Дети города»



27


Слушание и работа с книгами

Х.К. Андерсена. Х.К. Андерсен »Девочка со спичками».

К.Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские газеты и журналы


Работа с книгами Х.К. Андерсена. Аннотация самостоятельно прочитанной книги Х.К. Андерсена. Слушание сказки Х.К. Андерсена «Девочка со спичками». Самостоятельное чтение очерка

К.Г. Паустовского »Великий сказочник». Произведения зарубежных писателей на страницах детских газет и журналов





28


Проверь себя. «Страничка книгочея»

Обобщение по разделу. Работа по «Страничке книгочея» в тетради. Конкурс «Книгочей класса» по изученным произведениям




3 четверть (40 ч)

Произведения

Л.Н. Толстого

(6 ч)

1


Повторение произведений Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л.Н. Толстого»

Повторение произведений

Л.Н. Толстого. Темы и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений. Справочный материал о писателе





2
3


4
5

Быль Л.Н. Толстого »Кавказский пленник»

Понятие «быль» (рассказ о реальных событиях). Комментирование заглавия. Работа по содержанию, составление сюжетно-композиционного треугольника. Главная мысль. Образы Жилина, Дины. Сравнение поведения Жилина и Костылина. Определение позиции автора. Точка зрения читателя о героях и произведении



6


Слушание и работа с книгами

Л.Н. Толстого. Книги-справочники (справка об авторе). Слушание рассказа Л.Н. Толстого «Акула»



Работа с книгами Л.Н. Толстого. Игра «Герои произведений

Л.Н. Толстого». Слушание рассказа «Акула». Аннотация прочитанной книги





7


Повторение произведений

А.П. Чехова.

А.И. Куприн «Воспоминания об А.П. Чехове»


Повторение произведений

А.П. Чехова (З кл.). Игра «Вспомни и назови» по изученным произведениям

А.П. Чехова.




8

9



10

Рассказы о животных.

А.П. Чехов «Каштанка»



Слушание: А.И. Куприн «Воспоминание об А.П. Чехове». Повторение произведений А.И. Куприна (учебник З кл.)



11


Слушание и работа с детскими книгами о животных.

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон- Томпсона»



Первичное восприятие рассказа (читает учитель). Комментирование заглавия. Сюжет, описание Каштанки. Подготовка рассказа о поведении Каштанки. Сравнение рассказа «Каштанка« с рассказами

А.И. Куприна, Э. Сетона-Томпсона, Джека Лондона






Стихи

А.А. Блока

(З ч)

12


Стихи о Родине.

А.А.Блок «Россия»



Работа с книгами о животных: титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, справка об авторе. Слушание рассказа

Э. Сетона-Томпсона «Виннипегский волк». Самостоятельное чтение очерка В. Пескова «В гостях у Се- тона-Томпсона».





13


Стихи А.А. Блока. А.А. Блок «Рождество»

Работа со стихотворением: первичное восприятие, комментирование заголовка, определение позиции поэта. Определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть



14


Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом»

Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе). Слушание: А.А. Блок «На поле Куликовом». Повторение стихов А.А. Блока, изученных раньше («Зайчик», «Снег да снег»)




Произведения

А.М.Горького

(З ч)

15


А.М. Горький

«В людях» (отрывок)



Повторение (А.М. Горький «Воробьишко».). Позиция автора (рассказчик, рассказчик-герой). Особенность повествования, герои произведения



16


А.М. Горький

«О сказках». Творческая работа «Дорогами сказок»



Понятия: сказка, народная сказка, литературная сказка. Значение сказки. Коллективная (по группам) работа «Дорогами сказок»



17


Слушание и работа с детскими книгами.

А.М. Горький «Пепе» («Сказки об Италии»). Детские газеты и журналы



Работа с книгами сказок (каждый ученик представляет свою любимую книгу сказок). Слушание: А.М. Горький «Пепе» из книги «Сказки об Италии». Творческая работа: рассказ о любимом сказочном герое.




Стихи

К.Д. Бальмонта

(4 ч)

18


Стихи о Родине,

о природе.

К.Д. Бальмонт «Россия»,

«К зиме»


Определение тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения



19


Стихи о природе. К.Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши»

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Повторение: логические ударения. Выполнение заданий



20


Сказочные стихи. К.Д. Бальмонт

«У чудищ», «Как я пишу стихи»



Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора. Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения



21


Слушание и работа с детскими книгами.

К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»



Работа с книгами стихов русских поэтов. Слушание стихотворения К.Д. Бальмонта «Русский язык». Повторение произведений, о которых говорится в стихотворении. Самостоятельное чтение стихотворения

К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка»






Произведения В.В. Вересаева

(5 ч)

22


В.В. Вересаев «Легенда». Повторение изученных легенд

Понятия: легенда, сказание. Повторение изученных легенд и сравнение их. Работа с текстом. Выполнение заданий



23

24



В.В. Вересаев «Звезда».

Восточная сказка



Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Работа в тетради



25


Слушание и работа с детской книгой. Легенда А.И. Куприна «Четверо нищих». детские газеты и журналы

Выставка книг с легендами русских писателей. Аннотация «своей» книги. Слушание легенды

А.И. Куприна «Четверо нищих».

Произведения фольклора на страницах детских газет и журналов





Стихи

И.А. Бунина

(5 ч)

26
27



И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия..., «Детство»

Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Выразительное чтение (тон, темп, ритм). Выполнение заданий. Заучивание наизусть одного стихотворения



28


И. Бунин «Листопад»

Первичное восприятие стихотворения (читает учитель или учащиеся). Работа над выразительностью чтения. Закрепление понятий: эпитет, сравнение, олицетворение. Выполнение заданий в тетради



29


Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Н.А. Некрасов

«Саша» (отрывок),

« Генерал Топтыгин»

К.И. Чуковский «Н.А. Некрасов»



Повторение стихов русских поэтов. Слушание стихотворений Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин», «Саша». Сравнение стихотворений, выделение их главной мысли. Самостоятельное чтение очерка К.И. Чуковского «Н.А. Некрасов»



30


Проверь себя. «Страничка книгочея»

Обобщение по изученным разделам. Самостоятельное выполнение проверочной работы в тетради




Произведения

С.Я.Маршака

(5 ч)

31


Повторение изученных произведений.

С.Я. Маршака

«Словарь». Дополнительное чтение.

С.Я. Маршак «Загадки», «Зеленая застава»



Повторение произведений

С.Я. Маршака (1—З кл.). Жанры

произведений С.Я. Маршака (загадки, стихи, сказки). Дополнительное чтение по хрестоматии (С.Я. Маршак «Загадки», «Зеленая застава»). Работа со стихотворением

С.Я. Маршака «Словарь»: самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради





32
33


34

Пьеса-сказка

С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», отдельные картины



Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа с пьесой по действиям (картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спектакля



35


С.Я. Маршак-переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце...» (Перевод

С.Я. Маршака)


Справка об авторе (работа со справочной литературой). Работа со стихотворением Р. Бернса «В горах мое сердце...»: чтение, беседа, выполнение заданий. Заучивание наизусть (по желанию)



36


Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Ледяной остров»

Игра «По страницам книг

С.Я. Маршака». Слушание стихотворения С.Я. Маршака «Ледяной остров».

Творческая работа: «Остров Буян» (текст и рисунок)





Произведения

А.П. Платонова

(З ч)

37


Сказка-быль

А.П. Платонова «Неизвестный цветок»



Дать понятие «жанр в жанре». Выделение описаний картин природы, внешнего вида героев (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку



38
39



Слушание и работа с детскими книгами.

А.П. Платонов «Старый воробей»



Рассматривание книг со сказками в обработке А.П. Платонова. Слушание сказки-были

А.П. Платонова «Старый воробей»





40


Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские газеты и журналы

Проверочная работа по изученным разделам. Самостоятельное выполнение работы в тетради. Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов




4 четверть (32 ч)

Стихи

Н.А.Заболоцкого

(З ч)


1

Н.А. Заболоцкий

«Весна в лесу»,

«Лебедь в зоопарке»


Сравнение стихотворений: строф, тем. Главная мысль. Выразительное чтение (паузы, логические ударения). Выполнение заданий в тетради




2

Н.А. Заболоцкий

«Детство»



Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразитель ном чтении. Сравнение стихотворений Н.А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»







3

Библиотечный

урок. Слушание и работа с детскими

книгами


Работа с книгами стихов (по группам): отбор стихов по темам, по авторам. Выразительное чтение подготовленного стихотворения. Составление списка фамилий русских поэтов




Произведения

о детях


войны (4 ч)

4

5

6



В.П. Катаев «Сын

полка» (отдельные

главы)


Герой ребенок. Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою. Подготовка выразительного чтения или рассказывания одного эпизода




7

Слушание и работа с детскими книгами о детях и журналами. Слушание стихотворения

К.М.Симонова «Сын артиллериста».



Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры). Слушание стихотворения

К.М. Симонова «Сын артиллериста». Творческая работа: рассказ о любимом литературном герое (ребенке). Оформление книги-самоделки «Герои любимых книг»






Стихи

Н.М. Рубцова

(4 ч)


8

Стихи о родной природе.

Н.М. Рубцов «Береза»



Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание березы. Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Выразительное чтение: постановка задачи (что хочу выразить?), определение тона, темпа. Заучивание наизусть (по желанию)




9

Стихи о Родине, Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»

Первичное восприятие (читает учитель), беседа, упражнение в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н. Рубцова «Тихая моя родина» и И. Никитина «Русь»




10

Стихи о животных. Н.М. Рубцов «Ласточка»

Работа с текстом стихотворения Н. Рубцова «Ласточка»: выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение стихотворения

Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И.С. Тургенева «Перепелка» (З кд.)






11

Проверь себя. «Страничка книгочея»

Обобщение по изученным разделам. Самостоятельное выполнение проверочной работы в тетради




Юмористические произведения

(3 ч)


12

Юмористические рассказы о детях и

для детей.

Н.Н. Носов «Федина задача»


Повторение изученных рассказов о детях Н. Носова, Л. Пантелеева, В. Драгунского (1—З кл.). Понятия: юмор, ирония.

«Вычитывание» юмористических эпизодов. Определение и

комментирование отношения автора. Выразительное чтение

диалогов _____________________






13

Юмористические стихи. А.Л. Барто «Леночка с букетом»

Повторение стихов о детях (1—З кл.). Работа со стихотворением А.Л. Барто «Леночка с букетом»: чтение, беседа, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть (по желанию)




14

Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей: В. Драгунский «Тайное становится явным», Ю.Ермолаев «Жарко». Детские газеты и журналы

Юмористические произведения на страницах газет и журналов




Произведения С.В. Михалкова (4 ч)


15

Стихи

С.В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома»



Повторение произведений

С.В. Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения. Знакомство с книгой Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (рассматривание и рекомендация для самостоятельного чтения)





16

17



Басни

С.В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»



Повторение понятий: басня, выступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение. Чтение басен, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение басен. Заучивание одной басни наизусть



18


Слушание и работа с детскими книгами С.В. Михалкова. Слушание рассказа С.В. Михалкова «Штиль». Самостоятельное чтение сказки «Как старик корову продавал»

Выставка книг С.В. Михалкова: определение тем и жанров. Слушание рассказа С.В. Михалкова «Штиль». Самостоятельное чтение сказки в стихах «Как старик корову продавал», сравнение ее с русской народной сказкой «Как старик корову продавал» в прозаической форме. Самостоятельная работа со схемой «Жанры произведений С.В. Михалкова»




Очерки (4 ч)

19


Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов «Родина», М.А. Шолохов «Любимая мать-отчизна»

Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Повторение изученных очерков. Чтение очерков

И. Соколова-Микитова «Родина» и М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна», сравнение, определение темы и авторской позиции





20


Н. Шер «Картины- сказки»,

Ю. Яковлев «Право на жизнь»



Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике



21


Слушание и работа

с книгами. Слушание очерка о писателях:

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди», Детские журналы и газеты


Очерки о писателях. Повторение произведений и очерков

А.И. Куприна о Чехове, Р. Сефа о Дж. Чиарди и т.д. Самостоятельное чтение очерка о

Дж. Чиарди




22


Проверь себя.

«Страничка книгочея»



Обобщение по изученным разделам. Выполнение проверочной работы в тетради. Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель»




Путешествия, приключения, фантастика (10 ч)


23

24

25



Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

(отдельные главы)



Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере. Чтение отдельных глав, образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям), выполнение заданий в тетради и в учебнике



26


Слушание и работа с книгами о путешествиях и

путешественниках. Очерк В. Рыбникова

«О книге

Дж. Свифта»



Рассматривание книг Дж. Свифта о Гулливере. Слушание одной из глав книги «Гулливер в стране великанов». Чтение очерка

В. Рыбникова «О книге Дж. Свифта»






27

28



Н.П.Вагнер «Береза»,

«Фея Фантаста*



Работа с произведениями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение сказок

Н.П. Вагнера «Береза» и Х.К. Андерсена «Ель» (2 кл.). Слово учителя о Н.П. Вагнере («русском Андерсене»)





29

30



Слушание и работа с книгами. Книга Н.П.Вагнера «Сказки

Кота-Мурлыки».

Слушание Н.П.Вагнера«Сказка».

Самостоятельное чтение сказки

Н.П.Вагнера

«Руф и Руфина»



Знакомство с книгами Н.П. Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки» разных годов издания. Слушание сказки Н.П. Вагнера «Сказка». Самостоятельное чтение сказки

Н.П. Вагнера «Руф и Руфина», сравнение ее со сказкой

Ц. Топелиуса «Зимняя сказка»

(3кл.)




31


Проверь себя.

«Страничка книгочея»



Обобщение по теме. Выполнение итоговой проверочной работы в тетради



32


Библиотечный урок «В мире книг». «Летнее чтение»

Конкурс «Книгочей класса»: знание книг и произведений писателей из круга чтения (1-4кл.):

1. Фамилии русских сказочников и их произведения.

2. Баснописцы и басни.

З. Произведения фольклора.

4. дети — герои литературных произведений.

5. Аннотация «Моя любимая книга».

Оформление «дневника летнего чтения» по разделам:

1. «Фольклор».

2. «Стихи русских поэтов».

З. «Рассказы о детях».

4. «О Родине и родной природе».

5. «Приключения, фантастика, детектив».



6. «детские газеты и журналы»



скачать файл



Смотрите также:
Урок защита проекта по прочитанным сказкам Тинчурина Диния Исхаковна учитель русского языка и литературы моу сош с. Кобылкино
37.26kb.
Виды, приёмы работы
142.3kb.
Самоанализ мастер-класса «Урок жизни в современной школе»
13.1kb.
Приемы и методы консультирования женщин
673.22kb.
Методы и приемы обучения
87.79kb.
Методические приемы
272.83kb.
«детская школа искусств №2» пгт. Высокий города Мегиона Методические рекомендации по развитию гармонического слуха в младших классах на уроках Сольфеджио
231.09kb.
Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения; повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания
41.71kb.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу под редакцией Б. Н. Неменского
38.98kb.
Практическая работа №2 Работа с ячейками, диапазонами ячеек, листами, книгами. Формат ячеек
135.04kb.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Теория бухгалтерского учета». М.: Миит, 2010. 30 с
336.2kb.
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается по решению редакционно-издательского совета
49.89kb.