voeto.ru страница 1
скачать файл
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

2013-2014 учебный год


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Калужской области

«Калужский технологический колледж»

Номинация: «Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование».

Методическая разработка

открытого урока по дисциплине

«Русский язык»



Тема: «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Разработал преподаватель: Русского языка и литературы Тулякова В.А.



Калуга 2013 г.

Пояснительная записка

Еще в 1860г. академик И.И. Средневский говорил: «Знание родного языка необходимо предполагает приложение сил ума, внимательности, сообразительности, отчетливости и вместе с ними той силы, которая называется исследовательностью, проникающей в тайны законов существования предмета знания по частям и в целостности. Иначе дитя и затвердит многое, но только затвердит, не более - и скоро забудет».

Поэтому перед педагогом-русистом стоит нелегкая задача: как заинтересовать учащихся, как заставить их загореться идеей лучше изучить свой родной язык, желанием проникнуть в сущность его системы, как убедить их, что грамматика - это не сухая, скучная наука, а живой организм, приспособленный для выполнения языком своей самой главной функции -функции общения?

В общей языковой системе синтаксис занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо еще правильное и четкое установление связи между словами, группами слов.

Цель каждого урока русского языка - создание ситуаций, которые ставят и преподавателя и ученика в позицию творчества.

Наиболее эффективным способом организации работы студентов является групповая работа, когда студенты приобретают навыки совместной работы, учатся сотрудничеству и взаимопониманию, преодолевают речевой барьер при выступо, учатся владеть свободной и спонтанной речью. Поэтому для студентов очень важно изначально особая атмосфера доверия. В этом случае в единстве осуществляются деятельность - взаимодействие - общение -контакт.



Цели данной методической разработки: показать, как:

  • формируется языковая компетенция, т.е. практическое овладение языком;

  • создается положительная мотивация в обучении родному языку.

Уроки русского языка и в частности, тема «Бессоюзное сложное предложение» способствуют повышению общей грамотности и культуры человека, т.к. они формируют умения анализа текстов, самостоятельно работать с учебным материалом, проявлять творческую инициативу, высказывать собственную точку зрения, и слышать и принимать чужую.

В этом отношении урок комбинированный играет немаловажную роль, т.к. он дает возможность актуализации уже имеющихся знаний и вызывает интерес к изучению русского языка.

Комбинированный урок позволяет использовать различные методы и формы обучения: метод критич. мышления, репродуктивно-деятельностный, повторение и актуализация опорных знаний, самостоятельная работа и с учебным материалом учебника; выполнение дифференцированных практических заданий, выполнение тестовых заданий, самопрезентация.

Именно при наличии указанных компонентов уроки данного типа создают условия для формирования информационной, коммуникативной компетенции на различных уровнях языковой системы и, в частности в разделе «Синтаксис».



План проведения занятия

Курс -1

Группа -154

Специальность - 080114

Дата -

Время - 80 минут

Тема: Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном

сложном предложении.

Эпиграф:

Слово не воробей; вылетит - не поймаешь.

Русская пословица

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: работа в парах.

Метод обучения: репродуктивно-развивающий.

Метод учения: частично-поисковый.

Формирование компетенций: ОК 2, ОК 3, ОК 6

Цели и задачи урока:

Образовательная:



  • обобщить и систематизировать знания учащихся о составе сложного

бессоюзного предложения и смысловых отношениях между частями

сложного бессоюзного предложения;



  • учить устанавливать смысловые отношения между

простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях.

Развивающая:



  • формировать умения определять смысловые отношения между частями

сложного бессоюзного предложения от интонации в устной речи;

  • развивать умения:

  • частично-поисковой деятельности;

  • вести конспект;

  • составлять таблицу;

  • оценивать результат выполненных действий;

  • приемов наблюдения;

  • действовать самостоятельно. Воспитывающая:

S положительное отношение к знаниям; S бережное отношение к русскому языку.

Основной метод, применяемый на уроке - диалогический. К концу урока должны:



1 - знать:

• определение сложного бессоюзного предложения;

• средства связи простых предложений в составе сложного
бессоюзного предложения.

2 - уметь:

• определять смысловые отношения между частями сложного
бессоюзного предложения;

• применять полученные знания на практике.


Межпредметные связи:

  • Русский язык. Синтаксический анализ сложного предложения.

  • Экономика. Основы экономической теории.

  • Литература «Жанры художественной литературы». Оборудование занятия:

Графические средства:

  • дифференцированные карточки для работы в группах;

  • опорные карточки;

  • текст учебника (раздается распечатанным на каждую парту).

  • технические средства:

  • ноутбук;

  • слайды.

Литература:

  1. В.Ф. Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - 47-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2007.

  2. Журнал «Русская словесность».

  3. Словари русского языка.

  4. Т.Г. Тальнишних. Основы экономической теории. М.: Просвещение, 2007.

Структура и содержание занятия

Элементы структуры урока; метод обучения

Действия студентов

Действия преподавателя

Компьютерна я поддержка

-

. Ориентировочно-мотивационный этап

1.1. Организационный этап

Приветствие, занимают рабочие места.

Приветствие, организация студентов, отметка отсутствующих.




1.2. Постановка целей и

задач занятия.

План проведения занятия.


Слушают, воспринимают.

Сообщает цели и задачи занятия.




1.3. Мотивация учебной деятельности через индивидуальные задания.

Настраиваются на активную работу.

Создание положительной мотивации (напутствие преподавателя)




2. Операционно-деятельностный этап

2.1. Закрепление связей и отношений с объектом изучения. Форма - работа в парах.

Самостоятельное прочтение текста учебника и составление таблицы. Ответы на вопросы к таблице.







2.2. Актуализация базовых знаний, умений, навыков.

Выразительное чтение предложений с разной интонацией.







2.3. Самопрезентация студентов. Форма -индивидуальная.

Создают

презентацию на тему домашнего задания «История знаков препинания».



Помогает созданию обстановки взаимопонимания.




2.4. Покажи свои знания и умения. Форма -индивидуальная. Метод -репродуктивно-развивающий.

Выполняют практические задания по теме урока. Проверка -выборочная.

Оказывает помощь, способствует созданию доброжелательной обстановки.




Ход занятия

Лингвистическая разминка. Проверка домашнего задания.



  1. Выписать из учебного пособия по экономике 2 ССП и 2 СПП. Задание: объяснить расстановку знаков препинания, сделать синтаксический разбор СПП.

  2. Словарная работа поиск ассоциаций. Задание: Какие словесные ассоциации вызывает у вас слово экономист?

  3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

а) (текст по специальности со сложными предложениями).

б) разговор о будущей специальности в контексте сложных предложений.

в) рассказ о будущей специальности в контексте сложных предложений.

г) индивидуальные задания:



Задание: записать предложения в три столбика, расставив знаки препинания, составив схемы.

Способ проверки - самопроверка по опорной карточке с дополнительными вопросами.

4. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и
закрепление связей и отношений с объектом изучения.

Задание: прочитать текст учебника самостоятельно, затем составить таблицу по образцу. (Раздается распечатанным на каждую парту) На 3-ем слайде таблица.

Презентация о знаках препинания.



Притча: Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:



  • Назови, что ты выбираешь из них.

  • Ложку, - ответил юноша.

  • Произнеси это пять раз.

  • Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.

  • Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо... Что же надо?

(Вариант; надо протянуть руку и взять ложку).

5. Интонационная разметка. Работа над четкостью и


выразительностью речи. В БСП велика роль интонации. Она придает
синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки
определенных знаков препинания.

Задание: выразительно прочитать предложения, проследить, как от интонации меняется знак препинания.

  1. Работа с учебным материалом. Учебник стр. 328 упр. № 479 (I часть).

  2. Рефлексия. Самостоятельное решение теста. Способ проверки: взаимопроверка по образцу.

Тест. I, II, III - (стр. 70, 71)

I - 2, 5, 6 Оценивание - «5» - 0 ошибок

II - 1, 2, 3 «4» - 2 ошибки

III - 1-в «3» - 3 ошибки

2-в «2» - 4 и более ошибок

3-в


  1. Просмотр фрагментов из кинофильма Задорнова.

  2. Домашнее задание (КСРС) - Общее: знать таблицу, § 88 стр. 326.

На выбор: - записать 5-6 половиц

(поговорок, афоризмов),

представляющих собой СБП.

или

- упр. № 479 (II часть).

10. Подведение итогов:


  • Выполнили ли мы все цели, поставленные в начале урока? (1-й слайд)

  • Что запомнили? Что хотелось бы ещё узнать?

  • Выставление оценок в учебный лист, определение индивидуального балла каждого ученика.

Приложение

I. Лингвистическая разминка.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Экономическая теория рассматривает развитие экономики на четырех уровнях, которые имеют между собой логическую связь.

И. Притча о молодом человеке.

Притча: Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:



  • Назови, что ты выбираешь из них.

  • Ложку, - ответил юноша.

  • Произнеси это пять раз.

  • Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.

  • Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо... Что же надо?

(Вариант; надо протянуть руку и взять ложку).

III. Задание: записать предложение в три столбика, расставив знаки препинания, составив схемы.



  • По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили.

  • Понимая, что он не придет она все-таки не ложилась спать до самого рассвета.

  • В небе грозно сверкает молния гремит гром.

  • В тот день мне нездоровилось и поэтому я не стал дожидаться ужина.

  • Вспомните и что он сказал и как это он сделал.

  • Звезды то мигали слабым светом то исчезали отсырела от росы выпавшей с вечера земля.

Способ проверка - самопроверка по опорный карточке.

Опорная карточка

Оценивание: «5» - 0 ошибок

«4» - 2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - 4 и более ошибок. Дополнительные вопросы по карточке:

Дополнительные вопросы по карточке:


  • какие предложения называются сложносочиненными?

  • какие отношения между частями ССП? (равноправные)

  • почему в 1-ом сложносочиненном предложений не ставится занятая? (Общий второстепенный член)

  • какие предложения называются сложноподчиненными?

  • какие отношения между частями сложноподчиненного предложения?

  • почему во 2-ом сложноподчиненном предложении перед первым союзом ч т о не ставится запятая? (Потому что перед подчинительным союзом стоит, первая часть повторяющейся сочинительного союза)

  • чем связаны части простых предложений в составе сложноподчиненного и сложносочиненного предложений?

  • объясните знаки препинания в каждой части второго бессоюзного предложения.

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела (А.С. Пушкин).

Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.

Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью. В избе у нее всегда было опрятно: стены часто подбеливались, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки, на подоконниках стояли

оранжевые горшочки с цветами, крашеный пол пеленали домотканые

половички. - Е.Ю. Мальцев) - сложное бессоюзное предложение;

Мелькают мимо будки, бабы, мальчики, лавки, фонари, дворцы, сады,

монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары,

башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок

на крестах. - (А.С. Пушкин) - простое предложение с однородными

подлежащими.

Между частями в бессоюзных сложных предложениях могут устанавливаться разнообразные смысловые отношения, например:

перечисления {Лошади тронулись, колокольчик зазавенел, кибитка полетела. - А.С. Пушкин);

сопоставления {Давно наступили сумерки — она все еще сидела в гостиной. - А.Аксаков);

пояснения (Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. -(М.М. Пришвин);

условия (Задумаю - реки большие надолго упрячу под гнет. -Н.А. Некрасов);

причины (Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. - К.Г. Паустовский);

следствия (Мы в трауре, так балу дать нельзя. - А.С. Грибоедов);

времени (Буря прекратилась - отряд двинулся дальше) и др.

Алгоритм в пунктуации - это заданная последовательность рассмотрения предложения или его части позволяющая пошаговым способом установить отличительный признак искомого знака (знаков) препинания, чтобы применить правило с тем же признаком.

Пунктограмма «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Алгоритм определения данной пунктограммы: Определите последовательно:


  1. Равноправные отношения между частями или нет: если да, ставьте запятую или точку с запятой в зависимости от степени их самостоятельности и распространенности.

  2. Изъяснительные отношения между частями или нет: если да, ставьте двоеточие; а в остальных случаях - тире.

3-й слайд




Определение

Средства связи простых предложений в составе сложного бессоюзного предложения

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Сложное бессоюзное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей.

1. Интонация

2. Смысл:

а) перечисление (Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.- А.С. Пушкин);

б) сопоставления (Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. – А.Аксаков);

в) пояснение (Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. –

М.М. Пришвин);

г) условия (Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет. – Н.А. Некрасов);

д) причины (Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска опустилась на дно. –

К.Г. Паустовский);

е) следствия (Мы в трауре, так балу дать нельзя. –

А.С. Грибоедов);

ж) время (Буря прекратилась – отряд двинулся дальше)

3. Соотношение видовременных форм глаголов.

4. Порядок следования частей.






Проверка таблицы по образцу.

V. Презентация «История знаков препинания» (в электронном виде).

Цель презентации - формирование информационной компетенции, расширение кругозора, поиск самостоятельных решений в подборе нужного материала.

VI. В бессоюзном сложном предложении велика роль интонации. Она


придает синтаксической конструкцией «жизнь», диктует необходимость
постановки определенных знаков препинания.

Задание: выразительно прочитать предложения, проследить, как от интонации меняется знак препинания.

  1. Бабушка сердилась, внучка не слушалась. (Интонация перечисления)

  1. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. (Предупредительная с понижением голоса в 1 -м предложении)

  2. Бабушка сердилась - внучка не слушалась. (Повышение в 1-м предложении и понижение во 2-м предложении)

VII. Рефлексия. Самостоятельное решение теста.
Тест.

I. Укажите номера сложных предложений.

1. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и
чемоданом.


  1. Не раны, не больное легкое мучило его: раздражало сознание ненужности.

  2. Для вас, души моей царицы, красавицы, для вас одних времен минувших небылицы, в часы досугов золотых, под шепот старины болтливой, рукою верной я писал.




  1. Мать убрала посуду, и, выйдя из кухни, осторожно подошла к нему.

  2. Проснулся - пять станций убежало назад.

6. Выходи замуж, живи законным порядком - я сам тебе пятьдесят в
месяц платить буду.

И. Укажите номера сложных бессоюзных предложений.

1. Улыбнется - солнце красное взойдет.

2. Семь раз отбивался штыком Железняк - семь трупов оставил


разгромленный враг.

3. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями.

III. Определите, как соединяются части сложного предложения:

а) с помощью союзного слова;

б) никак не соединены;

в) интонационно, соотношением форм вида и времени глаголов;

г) с помощью союзов.


  1. Завидовал я Трусову: этот человек удивительно интересно говорил о Сибире, Хиве, Бухаре.

  2. Метель не утихала, небо не прояснялось.

3. Скованная легким весенним заморозком, земля гулко и весело
откликалась на каждый шаг, шушукались у обочин высохшие метелки полыни.

Способ проверки: взаимопроверка по образцу.

Ответы:

I. 2, 5, 6.



П. II.1, 2, 3.

III. III. 1-в, 2-в, 3-в. Оценивание: «5» - 0 ошибок, «4» - 2 ошибки, «3» - 3 ошибки, «2» - 4 и более ошибок.



VIII. Домашнее задание.

Общее: знать таблицу, прочитать учебник. Стр.328,

На выбор:

  • записать 5-6 пословиц (поговорок, афоризмов), представляющих собой сложные бессоюзные предложения.

  • выписать из учебника по экономике 2-3 бессоюзных сложных предложения.

1-й слайд

Тема: Понятие о сложном бессоюзном предложении. Знаки препинания в БСП. Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о составе сложного бессоюзного предложения и смысловых отношениях между частями сложного бессоюзного предложения. К концу урока должны:

1 - знать:



  • определение сложного бессоюзного предложения;

  • средства связи простых предложений в составе сложного бессоюзного предложения.

2 - уметь:

  • определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;

  • применять полученные знания на практике.

Ключевые слова: предложение, сложное предложение, бессоюзное сложное предложение, интонация, знаки препинания, правило пунктуации, синтаксическая мотивация, алгоритм, пунктограмма, синтаксический принцип. Глоссарий:

2-й слайд
Опорная карточка


Сложносочиненные предложения

Сложноподчиненные предложения

Бессоюзное предложение

1. По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили

[ ]и [ ]


1. Понимая, что он не придет, она все-таки не ложилась спать до самого рассвета.

[, (что),].



1. В небе грозно сверкает молния, гремит гром.

[ ], [ .]



2. В тот день мне нездоровилось, и поэтому я не стал дожидаться ужина.

[ ],и [ ]



2. Вспомните и что он сказал, и как он это сделал.

[ ] и (что, и (что)



2. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела от росы, выпавшей с вечера, земля.

[ ]; [ ].




Оценивание - «5» - 0 ошибок

«4» - 2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - 4 и более ошибок.



Дополнительные вопросы по карточке:

  • какие предложения называются сложносочиненными?

  • какие отношения между частями ССП? (равноправные)

  • почему в 1-ом сложносочиненном предложений не ставится занятая? (Общий второстепенный член)

  • какие предложения называются сложноподчиненными?

  • какие отношения между частями сложноподчиненного предложения?

  • почему во 2-ом сложноподчиненном предложении перед первым союзом ч т о не ставится запятая? (Потому что перед подчинительным союзом стоит, первая часть повторяющейся сочинительного союза)

  • чем связаны части простых предложений в составе сложноподчиненного и сложносочиненного предложений?

  • объясните знаки препинания в каждой части второго бессоюзного предложения?


3-й слайд


Определение

Средства связи простых предложений в составе сложного бессоюзного предложения

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Сложное бессоюзное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей.

1. Интонация

2. Смысл:

а) перечисление (Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.- А.С. Пушкин);

б) сопоставления (Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. – А.Аксаков);

в) пояснение (Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. –

М.М. Пришвин);

г) условия (Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет. – Н.А. Некрасов);

д) причины (Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска опустилась на дно. –

К.Г. Паустовский);

е) следствия (Мы в трауре, так балу дать нельзя. –

А.С. Грибоедов);

ж) время (Буря прекратилась – отряд двинулся дальше)

3. Соотношение видовременных форм глаголов.

4. Порядок следования частей.





Вопросы по таблице:



  • какое предложение называется бессоюзным?

  • Какое средство связи простых предложений в составе бессоюзного предложения мы знали раньше?


4-й слайд

В бессоюзном сложном предложении велика роль интонации. Она придает синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.



Задание: выразительно прочитать предложения, проследить, как от интонации меняется знак препинания.

  1. Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

  2. Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

  3. Бабушка сердилась - внучка не слушалась.

4-й слайд

Фрагменты из кинофильма Задорнова.



Алгоритм в пунктуации - это заданная последовательность рассмотрения предложения или его части позволяющая пошаговым способом установить отличительный признак искомого знака (знаков) препинания, чтобы применить правило с тем же признаком.

Пунктограмма «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Алгоритм определения данной пунктограммы: Определите последовательно:

  1. Равноправные отношения между частями или нет: если да, ставьте запятую или точку с запятой в зависимости от степени их самостоятельности и распространенности.

  2. Изъяснительные отношения между частями или нет: если да, ставьте двоеточие; а в остальных случаях - тире.
скачать файл



Смотрите также:
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Русский язык»
192.45kb.
Сценарий урока по фгос класс : 5 умк: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский Предмет : русский язык
71.39kb.
Методическая разработка открытого урока английского языка
280.86kb.
Программа собеседования по дисциплине «русский язык»
65.21kb.
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
323.47kb.
Методическая разработка урока в 6-б классе Тип урока
54.85kb.
Методическая разработка урока истории в 6 классе
128.41kb.
Могучий и поистине волшебный русский язык
119.04kb.
Конспект урока Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: Безличные предложения
53.04kb.
Своим национальным истокам
54.69kb.
Методическая разработка урока "Водород элемент и простое вещество. Получение и применение водорода"
137.17kb.
Методическая разработка урока русского языка 9 класс Тема: Понятие о сложном предложении
76.78kb.