voeto.ru страница 1
скачать файл

Программа вступительного экзамена по философии

для поступающих в аспирантуру СПбГУ

на специальности нефилософских отраслей науки


Краткое содержание основных разделов:
Тема 1. Философия как первая форма теоретического знания.
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности. Проблема происхождения философии. Переход от мифа к логосу.

Предмет философии. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции. Плюрализм философского знания и его предпосылки. Язык философии. Место и роль философии в культуре. Философия как форма знания и как умение жить.
Тема 2. Исторические типы философствования.
Античная философия. Космоцентризм, как характерная черта античного философствования. Основные концепции античной натурфилософии. Элейская школа античной философии. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ). Проблема бытия и познания в философии Платона. Аристотелевское учение о бытии и познании. Античная философия эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).

Европейская философия средних веков. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм, ревеляционизм. Учение о человеке в философии средних веков. Этапы средневековой христианской философии и их специфика.

Философия Возрождения. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманизм философии Возрождения.

Философия Нового времени. "Знание - сила" как ведущий тезис утверждающегося разума. Проблема научного метода и критика схоластики. Рационализм, его традиции и основные представители. Эмпиризм, его традиции и основные представители. Обоснование рационализма в философии Декарта. Принцип cogito. Проблема заблуждения и правила метода в философии Декарта.

Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия Канта: структура познания и априоризм. Априорные формы чувственности и рассудка. Мир феноменальный и ноуменальный, вещь сама по себе и явление. Кант о возможностях и границах применимости разума. Этическое учение Канта. Система объективного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия.

Философия XIX-XX вв. Основные положения марксистской онтологии и теории познания. Идеалистическое и материалистическое понимание истории (Гегель и Маркс). Иррационализм Шопенгауэра. Философия Ницше: нигилизм и переоценка ценностей. Экзистенциализм: его основные представители, понятия и проблемы.

История русской философии. Особенности, основные черты, периоды существования и развития русской философии. Проблема взаимоотношений России и Европы на примере концепций славянофилов и западников. Модели В. Соловьева и Н. Данилевского.
Тема 3. Учение о бытии в европейской философии.
Бытие как предмет онтологии. Онтологическое (метафизическое) и физическое понимание бытия. Бытие и сущее. Проблема единства и множественности. Учение о материи в истории европейской философии. Разум и бытие.

Движение и развитие; прогресс и регресс. Проблема социального прогресса, его факторы и критерии. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции. Принцип детерминизма и проблема причинности.

Экзистенциально-антропологический поворот в онтологии: "Фундаментальная онтология М. Хайдеггера".
Тема 5. Сознание и познание.
Сущность сознания и его структура. Сознание и бессознательное (Фрейд и Юнг).

Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания и знания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Знание и мнение, вера и заблуждение. Обыденное познание и здравый смысл.

Проблема познаваемости мира. Понятия субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции. Познание как "отражение" и как "конструирование" действительности. Основные формы чувственного познания. Основные формы рационального познания. Связь чувственного и рационального познания. Познание и деятельность, Знание, понимание, умение. Мышление и язык. Основные функции языка. Общественное сознание и его основные формы.

Проблема истины. Основные концепции и критерии истины.


Тема 4. Человек и его природа.
Предмет и задачи философской антропологии. Проблема человека в истории европейской философии. Понятия "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие свободы. Тема свободы в философии Бердяева. Свобода и ответственность личности в обществе. Отчуждение как социально-философская проблема. Ценности человеческого бытия (труд, творчество, любовь, игра).
Тема 6. Культура и история.
Понятия культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация. Многообразие подходов и их специфика. Культура элитарная и массовая. Феномен "восстания масс" и его социально-антропологические последствия. Противоречия между материальной и духовной сферами. Кризис современной культуры.

Философия истории, ее предмет и основные проблемы. Природа исторической реальности. Идея универсальной истории и концепция локальных культур.

Глобальные проблемы современной цивилизации и перспективы человечества.

Этика и нравственное сознание. Эстетика и художественное сознание.



Основная литература:


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., МГУ, 2007.

  2. Липский Б.И. Марков Б.В. Философия. М., «Юрайт», 2011.

  3. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. СПб., 1994-2003.

  5. Философия / Под ред. Э.Ф. Караваева и Ю.М. Шилкова. СПбГУ, 2004

  6. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., 2000


Дополнительная литература:


  1. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб, 1998.

  2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. /Из ранних произведений. М., 1990.

  3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

  4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1992.

  5. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI – XX вв.). СПБ., 2001.

  6. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

  7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

  2. Каган М.С. Философия культуры. СПБ. 1996.

  3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //Избранные труды. М., 1997.

  4. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

  5. Философия культуры. СПБ, 1998.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ ПО ФИЛОСОФИИ.




  1. Предмет философии в ее истории.

  2. Специфика философского знания.

  3. Структура философского знания и его функции.

  4. Плюрализм философского знания и его предпосылки.

  5. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их характерные особенности.

  6. Мифология как первичная форма мировоззрения.

  7. Проблема происхождения философии. Переход от мифологического мышления к рациональному.

  8. Основные концепции античной натурфилософии.

  9. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).

  10. Проблемы бытия и познания в философии Платона.

  11. Проблемы бытия и познания в философии Аристотеля.

  12. Античная философия эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).

  13. Характерные черты и этапы средневековой христианской философии.

  14. Особенности философии эпохи Возрождения.

  15. Традиция рационализма в философии Нового времени.

  16. Обоснование рационализма в философии Декарта. Принцип cogito.

  17. Традиции эмпиризма в философии Нового времени.

  18. Трансцендентальная философия Канта: структура познания и априоризм.

  19. Этическое учение Канта.

  20. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля.

  21. Идеалистическое и материалистическое понимание истории (Гегель, Маркс).

  22. Иррационализм Шопенгауэра. Мир как представление и воля.

  23. Философия Ницше: нигилизм и проблема переоценки ценностей.

  24. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

  25. Особенности развития и характерные черты русской философии.

  26. Диалог славянофилов и западников в русской философии и культуре XIX века.

  27. Тема свободы в философии Бердяева.

  28. Бытие как проблема онтологии.

  29. Учение о материи в истории философии.

  30. Движение и развитие; прогресс и регресс.

  31. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции.

  32. Принцип детерминизма и проблема причинности.

  33. Сущность сознания и его структура.

  34. Сознание и бессознательное (Фрейд и Юнг).

  35. Понятие субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции.

  36. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности.

  37. Основные формы чувственного познания.

  38. Основные формы рационального познания.

  39. Мышление и язык. Основные функции языка.

  40. Познание и деятельность. Знание, понимание, умение.

  41. Проблема истины. Основные концепции и критерии.

  42. Проблема человека в истории европейской философии.

  43. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

  44. Понятие свободы. Свобода и ответственность личности в обществе.

  45. Ценности человеческого бытия (труд, творчество, любовь, игра)

  46. Понятие культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация.

  47. Культура элитарная и массовая. Феномен «восстания масс».

  48. Отчуждение как социально-философская проблема.

  49. Философия истории, ее предмет и основные проблемы.

  50. Проблема социального прогресса, его факторы и критерии.

  51. Общественное сознание и его основные формы

  52. Этика и нравственное сознание

  53. Эстетика и художественное сознание

  54. Глобализация как тенденция развития современной цивилизации и ее проблемы

Структура вступительного экзамена:


Вступительный экзамен в аспирантуру СПбГУ проводится в устной форме.

Вступительный экзамен включает два вопроса.

Каждый вопрос оценивается отдельно.

Каждый вопрос предполагает развернутый ответ по теоретической проблеме: изложение содержания вопроса во всех его аспектах, с указанием на проблемный характер вопроса в целом и каждой его части; формулирование и оценивание имеющихся в литературе точек зрения по данному вопросу.

В качестве одного из вопросов может быть предложен анализ одного из первоисточников, указанных в программе вступительного экзамена в аспирантуру СПбГУ.

При ответе на вопрос следует дать полный, правильный ответ, полно и правильно указать и определить все признаки, основания, элементы, стадии развития явления, процесса, события, процедуры, задачи и их возможные последствия, полно и правильно использовать фамилии авторов и названия их работ, избегая неточностей и ошибок.

При ответе на вопрос кроме знания теоретического материала оценивается логика рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.

Неточность понимается как использование специального термина в ограничительном или расширительном смысле, как описание содержания признака вместо его наименования, как избыточное указание на признаки, не относящиеся к характеризуемому объекту.

Грубая ошибка понимается как неправильное использование специальных терминов, как неправильное указание признаков характеризуемого объекта, как неправильное описание их содержания, как несоответствие аргументации заданию, фактологические ошибки.
Критерии оценки и требования к ответу поступающего в аспирантуру:

Знание и понимание теоретического материала:

- в своем ответе поступающий определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- в своем ответе поступающий должен использовать понятия в строгом соответствии теме;

- в своем ответе поступающий обязан правильно указывать фамилии авторов и названия их работ.


Анализ и оценка информации:

- поступающий грамотно применяет категориальный анализ;

- поступающий умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- поступающий способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- поступающий демонстрирует диапазон используемого информационного пространства
Построение суждений:

- поступающий демонстрирует ясность и четкость изложения;

- поступающий демонстрирует логику структурирования доказательств;

- поступающий сопровождает выдвинутые тезисы грамотной аргументацией;



-

Во время проведения вступительного экзамена поступающий в аспирантуру не может пользоваться какими-либо дополнительными материалами.



Во время проведения вступительного экзамена запрещаются:

  • разговоры,

  • вставания с мест,

  • пересаживания,

  • обмен любыми материалами и предметами,

  • пользование мобильными телефонами или иными средствами связи, любыми электронно-вычислительным устройствами,

  • хождение по пункту проведения вступительного экзамена без сопровождения.
скачать файл



Смотрите также:
Краткое содержание основных разделов : Тема Философия как первая форма теоретического знания
99.16kb.
Рабочей учебной программы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
30kb.
Пособие по философии содержание часть I философия и ее роль в жизни человека  Предмет философии
1229.37kb.
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины
795.11kb.
Современные задачи астрофотометрии Общая характеристика работы Актуальность темы исследования // Степень разработанности темы // Цели и задачи работы // Краткое
19.28kb.
Специальность (направление) – культурология, философия
158.19kb.
Дисциплины, структурированное по темам Тема Философия, ее происхождение, предмет, природа и функции
105.17kb.
Контрольная работа с философскими понятиями № Тема: «Проблема определения философии. Философия и жизненный мир человека». Апплицировать применять, использовать
24.96kb.
Характеристика основных видов
542.75kb.
1 Философия и мировоззрение
33.94kb.
А. Л. Доброхотов
478.09kb.
Самостоятельное осмысление курса «философия» Дать определения Тема «Философия и ее роль в обществе»
59.51kb.