voeto.ru страница 1
скачать файл
Ткучук Александра

Н. рук. Андреева О.И., к.п.н., доц.

КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА ПРИАЗОВЬЯ:

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

Вот уже более десяти лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные технологии - все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть благополучной. Но в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.

Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали реальностью. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Нестабильность общества затрагивает молодежь и даже детей. И это страшно. Как нам научиться жить в мире и согласии?

Толерантность - сегодня ключевая проблема для всего мира. Но мы убеждены в том, что главная роль в формировании толерантности общества принадлежит образованию.

В нашем регионе, как нигде, переплетаются интересы разных этносов, многие из которых не одно столетие живут на Донской земле. Насколько важно утверждение доброжелательности, дружелюбия, терпимости, взаимопонимания между людьми разных национальностей, мы убеждаемся практически каждый день. Но всегда ли коренные жители Азова дружелюбны по отношению к людям других национальностей?

Для диагностики этого нами было проведено микроисследование. В нем приняли участие респонденты, которые непосредственно сталкиваются с детьми разных национальностей: педагоги и учащиеся педагогического колледжа, учителя и учащиеся общеобразовательной школы № 3 г. Азова, всего 63 человека.

В исследовании был использован метод социологического опроса. Мы выяснили, что

41 % респондентов испытывают неприязнь к детям другой национальности.



41% опрошенных считает, что следует запретить въезд в наш город представителей других национальностей.

83% респондентов-педагогов согласны с тем, что дети мигрантов в будущем могут стать маргиналами.

48% считают, что Россия только для русских.

При проведении опроса в МОУ СОШ № 3 мы столкнулись с ситуацией, когда многие учителя отказывались участвовать в опросе, а согласившиеся явно отвечали не то, что думали (наблюдалось несоответствие мимики, интонации, словесных комментариев и содержания ответов респондентов). Поэтому полученные результаты мы подвергаем некоторому сомнению.

Проведенное нами микро-исследование показывает, что респонденты имеют низкий уровень толерантности, т.е. просматриваются такие качества респондентов, как агрессивность, цинизм, враждебность. Эта тенденция очень опасна для образовательной среды.

Конфликтность, нетерпимость людей друг к другу, равнодушие все более проникают в школьную среду. Дети приносят из социума агрессию, неприязнь к детям-мигрантам, девиантность. В детской среде этническая принадлежность порой выступает определяющим маркером отношений "свой-чужой".

На наш взгляд, в современной школе существует определенное противоречие между потенциальными воспитательными возможностями школы и степенью их реализации.

Мы считаем, что главным средством воспитания должно стать создание культуросообразной среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определённой национальной культуры и предполагающей широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Поэтому в воспитании велика роль национальных традици.

Для знакомства с национальными культурами уроки искусства имеют значительно большие воспитательные возможности, нежели уроки других учебных дисциплин. Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, ведь музыка - "язык чувств". Она волнует, вызывает у ребят определённые настроения и переживания. Концентрируя внимание учащихся на звучании музыки и развивая их воображение, учитель помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность, и через язык чувств понимать другого человека.

На уроках музыки в школе дети знакомятся не только с музыкой своего народа, изучают и музыкальную культуру других народов. Но парадоксом является то, что в начальной школе может состояться знакомство с культурой Австрии и Венгрии, но совсем неизвестной остается культура тех наций, которые живут рядом.

Одной из крупных диаспор Приазовья является корейская диаспора. В Кулешовском сельском поселении (рядом с г. Азовом) основным населением являются корейцы, которые переселись на нашу Донскую землю очень давно, несколько веков назад. Эти люди живут среди нас. Их дети ходят в наши детские сады и школы.

Младшие школьники далеко не всегда знают, что корейцы - один из древнейших народов Восточной Азии и почему корейцы стали жить в нашей стране. Сегодня в России проживает 148 тысяч корейцев. С интересом дети узнают о корейской культуре то, чем она отличается от русской. Например, в корейском языке существует несколько уровней вежливости.

Отличительной чертой корейской семьи является уважительное отношение к старшим (в прошлом освященное конфуцианской этикой), особенно к родителям; после их смерти - к старшему брату. В свою очередь старшие всегда опекают младших, заботятся о них. В основе корейского искусства всегда лежало почитание природы, ее законов, умение человека жить в гармонии с окружающим миром. И в этом огромная роль всегда принадлежала музыке.

Музыкальное искусство корейского народа уходит корнями в глубокую древность. Ладовое строение классической и народной корейской музыки основывается на пентатонике.

Сегодня оторванные от исторической родины корейцы Приазовья не только сохраняют свою самобытность, но и обогащают своей древней культурой наш многонациональный край. Всем известны имена Виктора Цой, Анита Цой, Юлия Ким, Ким Ки Дука.

При анализе русской и корейской музыки учитель может подвести детей к убеждению, что музыкальный язык не нуждается в переводе, он понятен всем. Чем больше мы узнаем о культуре других наций, тем большим уважением к ним мы проникаемся, а уважение - это основа диалога, а не вражды.

Исходя из вышесказанного, и была определена цель данного проекта:

определение педагогических условий для повышения культуры межэтнического взаимодействия в детской среде;

разработка одного из направлений реализации регионального компонента уроков музыки через знакомство с культурой корейской диаспоры Приазовья;

создание методических рекомендаций в помощь учителю музыки «Корейская диаспора Приазовья» с записью DVD диска (аудио, видео материалов корейской музыки).

Для реализации данного проекта были использованы следующие методы: анализ документов, социологический опрос, анализ национального состава населения Приазовья, создание методических рекомендаций для учителя музыки в школе «Корейская диаспора Приазовья».

При выполнении данного проекта мы столкнулись с рядом трудностей:

  • Отсутствие современной информации о культуре корейцев, проживающих на Дону,

  • Отсутствие музыкального материала, доступного и интересного для восприятия младшими школьниками.

  • Но главной проблемой стала проблема междисциплинарного характера работы по созданию продукта проекта - методических рекомендаций: кроме навыка работы с информацией, исследовательских, коммуникативных навыков, потребовались знания компьютерных технологий, основ полиграфии, дизайна и многое другое.

В целом, мы удовлетворены выполненной работой, убеждены, что наш проект может иметь практическую значимость. Расширение регионального компонента через знакомство младших школьников с культурой народов, проживающих в нашем регионе, будет способствовать повышению уровня толерантности детей, качеству межнационального общения и снижению конфликтности в детской среде.

Но мы понимаем, что это только первый шаг в решении такой большой и сложной проблемы, которая может иметь дальнейшее развитие в следующих направлениях деятельности учителя музыки:

  • Подбор песенного и нотного материала национальной музыки диаспор Приазовья для разучивания с младшими школьниками на уроках музыки в школе или во внеучебной деятельности;

  • Создание методических рекомендаций для учителя музыки (с нотным приложением) по темам «Греческая диаспора Приазовья», «Армянская диаспора Приазовья», «Чеченская диаспора Приазовья».

  • Проведение праздника национальных диаспор Приазовья с приглашением известных представителей национальных диаспор, концертом и выставкой народного творчества.
скачать файл



Смотрите также:
Корейская диаспора приазовья: реализация регионального компонента на уроках музыки в школе
63.76kb.
Андреева Ольга Ивановна, к п. н
258.8kb.
Информационная карта передового педагогического опыта
32.65kb.
Друзья мои – поэты. (Один из аспектов изучения регионального компонента на уроках литературы)
140.19kb.
Доклад на областное августовское совещание руководящих работников и специалистов образованияв 2013 г
582.68kb.
Головащенко Олег Анатольевич
67.54kb.
Особенности эпидемического процесса кори на территориях Северо-Западного Федерального округа в 1995-2005г г
99.58kb.
Для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка мной были созданы различные виды словарных диктантов и творческих заданий с использованием икт
144.19kb.
Цель курса: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента
131.99kb.
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини? Эпиграф
48.92kb.
Эпоха Просвещения
282.75kb.
Дуркина Нина Витальевна, (17. 09. 1956 г р.)
10.83kb.