voeto.ru страница 1
скачать файл
Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе «Жизнь птиц весной»

Цель: формирование элементарных представлений о жизни птиц в весенний период.

Задачи:

обучающие: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;

развивающие: развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь;

воспитательные: воспитывать доброе заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа: чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», заучивание русской народной заклички, изготовление на занятии по ручному труду бумажных птиц, наблюдение за жизнью птиц на прогулках, подкармливание их в зимний период.

Методические приемы: метод рассказа, беседы, наглядности, прием рассматривания, создание проблемной ситуации.

Оборудование: картинки птиц на магнитной доске, мультимедийный комплекс, презентация « Жизнь птиц в весеннее время», различный материал на столе, из которого птицы вьют свои гнезда, ветка с развешенным бросовым материалом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вступительная беседа.

Воспитатель беседует с детьми и походу беседы раскрывает тему занятия.

- Дети, на дворе наступила весна. Совсем скоро на деревьях распустятся новые зеленые листочки, а на лужайке вырастет молодая весенняя травка. Такие чудеса в природе происходят только весной. А хотите узнать о самом главном чуде, происходящем в весеннее время? А самое главное чудо – это то, что из далеких южных краев к нам, на Родину возвращаются наши пернатые друзья! Кого мы называем пернатыми друзьями? (птиц.) Верно, пернатыми друзьями мы называем птиц. А как называют птиц, перелетающих весной с юга на север? (Ответы детей). Таких птиц называют перелетными. Сегодня я буду рассказывать, и показывать интересные фотографии о жизни перелетных птиц в весенний период.

- Хотите вы, чтобы прямо сейчас сюда птицы прилетели к нам в гости? Так позовем их к себе, как это делали дети древней Руси.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг и произносят хором закличку:

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам!

Воспитатель продолжает.

- Занимайте скорее свои места и встречайте гостей! Для этого я открываю свой альбом с фотографиями.

2. Воспитатель начинает демонстрировать презентацию «Жизнь птиц в весеннее время» на компьютерном оборудовании и походу показа комментирует.

- На первой фотографии как раз изображен момент, когда птицы собравшись в стаю, возвращаются к нам из далекого юга. А почему они когда-то, осенью улетели от нас в теплые края? (Чтобы не погибнуть здесь зимой от голода и холода.) Верно. Но почему они вновь возвращаются назад? Чем они будут питаться здесь?

Воспитатель, выслушав ответы детей, обобщает: « С приходом весеннего тепла птицы возвращаются назад, так как на освободившейся от снега земле можно найти большое количество прошлогодних семян и плодов. А когда станет совсем тепло, в воздухе появится большое количество насекомых, которые являются основным кормом для птиц. Птицы, поедая вредных насекомых, приносят большую пользу для людей, тем самым охраняя наши сады, огороды и леса от уничтожения. Поэтому , ребята, помните, нужно беречь и охранять наших пернатых друзей! А весной их с радостью встречать.

И так, встречайте нашего первого перелетного гостя. (Показ следующего слайда №2) Кто знает, как зовут эту небольшую черную птицу с красивым металлическим отливом, тело которой сплошь покрыто белыми пятнышками, что придает ее оперению нарядный вид? Верно, это скворец. Говорят, скворец – весне творец. Так как он прилетает к нам весной из самых первых, в середине марта. А где селятся скворцы, прилетая к нам с юга? Верно, скворцы селятся и вьют свои гнезда в маленьких деревянных домиках-скворечниках. (слайд №3) Кто изготавливает для них скворечни? (люди).

Вот как раз на фотографии (слайд №4) изображена ситуация, когда готовые скворечники школьники вывешивают на высокой березе. Как вы думаете, чем они крепят их к дереву? (Дети дают предположительные ответы). Крепить скворечники гвоздями к дереву нельзя, это может нанести ему вред. Крепят их с помощью деревянного шеста и проволоки. Вот, готовый домик ждет своих хозяев к заселению. (слайд №5). Первыми их заселяют самцы скворцов (слайд №6). Они начинают вить внутри скворечника гнездо, выполняя его из соломинок, травинок, листьев, повсюду найденных лоскутков ткани, кусочков меха, пушинок. (слайд №7). Мы со своей стороны можем помочь скворцам в обустройстве гнезда. Для этого рядом со скворечником на ветвях дерева можно развесить бросовый материал: нитки, лоскутки, вату и т.д. (воспитатель показывает пример на выполненной заранее ветке дерева).

Когда гнездо готово, самцы скворцов усаживаются рядом с домиком на дерево и начинают каждое утро распевать свои замечательные чудные песни, завлекая тем самым к себе самочек скворцов. (слайд №8) Хотите услышать песни скворцов? Я специально их записала для вас. Итак, слушайте и наслаждайтесь! ( включается аудиозапись с пением птиц).

- Вам понравилось пение птиц? У вас поднялось настроение? А как вы думаете, если бы скворцы могли петь на человеческом языке. Чтобы они могли рассказать нам в своих песнях? Но, наверное, как прекрасна наша Земля, как хорошо жить в родном краю и, как очаровательна природа весны.

Привлеченная красивой песней самца, в гнездо скворечника прилетает самочка, там она откладывает пять яиц голубого цвета. (слайд №9). А затем усаживается на них и греет своим телом, не вставая. (слайд №10). Иначе, если покинуть гнездо, яйца остынут, и будущие птенцы погибнут. Поэтому скворцу становится уже не до песен: он носит, и носит в своем клюве корм для самочки. Но вот через две недели начинают появляться птенчики. (слайд №11). Они очень беспомощны и слабы. И постоянно хотят есть. Поэтому, не умолкая, пищат, раскрыв свои желторотые рты. И теперь уже оба взрослых скворца с утра до вечера носят корм для своих малышей. (слайд №12). А как вы думаете, чем кормят скворцы, свои птенцов? Кормят птенцов тем же, чем и питаются взрослые птицы, то есть насекомыми и ягодами. От такой заботы птенцы быстро растут. (слайд №13). На голом теле у них появляется пух, вытягивается клюв. Вскоре они начинают выглядывать из скворечника и пробуют учиться летать. (слайд №14). Не всегда это получается хорошо: и птенцы вываливаются из гнезда. (слайд№15). И хорошо если рядом оказывается человек, а не кошка. Человек возвращает птенца домой. А вскоре окончательно окрепшие скворчата покидают родительское гнездо. И начинают взрослую жизнь.

- А теперь встречайте следующего нашего перелетного гостя. Это крупная черная птица, даже клюв ее черен. (слайд№16). Ее зовут? Грач кричит : «Гра-а, гра-а!». Вот поэтому и назвали птицу грачом. Питаются грачи червями, которых достают из земли своим длинным носом. Часто грачей можно увидеть важно шагающими за плугом трактора, на вспашке полей весной. (слайд№17). Что они делают на поле? (Ответы детей). Селятся грачи в гнездах, свитых на ветвях деревьев с помощью веток и мха. (слайд №18). В таком гнезде грачиха откладывает яйца (слайд №19) и выпаривает будущих птенцов. Также как и самка скворца. Через некоторое время появляются грачата .( слайд №20). Они постоянно пищат, прося еды. И так же, как и скворцы, родители-грачи день-деньской носят в своих клювах корм для своих малышей. Но вот уже подросшие молодые грачата покинули свое гнездо и стали самостоятельными.(слайд №21).

А вот из-за теплого моря к нам вернулась быстрокрылая черно-белая птичка. Как ее зовут? Да, это ласточка-касатка.(слайд№22). Прямо налету, широко раскрыв клюв, ласточка ловит насекомых в воздухе. Она вьет гнездо прямо под потолком, под крышами различных строений. (слайд №23). Как выдумаете, из чего ласточка вьет гнездо? (ответы детей). Лепит она его не из веток, и не из травы, а из маленьких комочков глины и грязи, смоченных дождевой водой. А если нет дождя, смачивает глину собственной слюной. В этом гнезде ласточка выводит своих птенцов.



3. Физминутка.

- Дети, мы продолжим нашу беседу. Но вначале нужно отдохнуть. Сначала пусть отдохнут наши глаза. Так как они утомились за компьютером. Сделаем гимнастику для глаз.

Дети вместе с воспитателем выполняют упражнения для глаз:

Первое упражнение: закрыть глаза, открыть посмотреть вдаль. (повтор 5 раз).

Второе упражнение: не поворачивая головы, смотреть поочередно вправо, влево (5 раз).

Третье упражнение: не опуская голову, смотреть вверх, вниз. (5 раз).

Четвертое упражнение: выполнять круговые движения глазными яблоками сначала в левую, затем в правую сторону.

А теперь выполним «птичью гимнастику» под веселые рифмовки.



  1. Я веселый воробей,

Повтори за мной скорей! (дети делают подскоки на двух ногах, имитируя движения крыльев).

Чик-чирик, прыг, прыг!

Чик-чирик, прыг-прыг! (прыжки то на левой, то на правой ноге).


  1. Цапля дремлет в камышах,

Караулит лягушат.

Долго-долго так стоит,

И упасть нам не велит. (Дети стоят, поочередно меняя ногу, поджав при этом вторую).


  1. Ходит кошка тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только чижик не зевает,

В миг от кошки улетает! ( Дети имитируют быстрый отлет птички, махая руками, как крыльями, и бегут на месте).

4. Игровые упражнения с целью закрепления полученных знаний о жизни птиц.

- Дети, я сегодня много вам рассказала о жизни птиц весной. Вам понравился мой рассказ и мои фотографии?

А теперь хочу послушать и ваши ответы. Перечислите мне вначале птиц, о которых я вам сегодня рассказала. Верно, я вам рассказала о ласточке, граче и скворце. (Воспитатель одновременно демонстрирует рисунки этих птиц на магнитной доске.) А эти птицы перелетные или зимующие рядом с нами? (Перелетные.)

А). Игра «Определи лишние птицы».

- Так зная о том, какие птицы являются перелетными, я думаю, вы с легкостью справитесь с заданием, которое называется «Найди лишние». Детям предлагается найти двух лишних птиц на слайде № 24. Если дети затрудняются с ответом, дать наводящий вопрос: «Вспомните, какие из этих птиц перелетные, а какие зимующие?».

Б). Игра « Помоги птицам свить гнездо».

- Ребята, в следующей игре нужно помочь грачу, скворцу и ласточке найти материал, из которого они вьют свои гнезда. Об этом я вам сегодня рассказывала. Этот материал лежит перед вами на столике (на столе лежат: глина, камушки, солома, травинки, листья, пушинки, лоскутья ткани, мох, ветки и т.д.).

- Нужно подобрать материал и сложить его в коробочку для каждой птицы отдельно. Воспитатель вызывает троих ребят и дает им задание: отобрать нужный материал для каждой птицы, складывая его в отдельную коробку. Один выбирает материал для гнезда ласточки. Другой для грача, третий для гнезда скворца. А пока вызванные дети выполняют задание, воспитатель, остальным детям загадывает загадки про птиц.

По окончании работы дети с воспитателем проверяют: правильно ли выполнено задание.

В). Загадки.

Черный, проворный,

Кричит: «Кракк»,

Червякам враг. (грач)

Молод конь, за морем бывает,

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди – белое полотенце. (ласточка)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его - …скворец.

- Ищите ответы на картинках. (Дети отвечают, опираясь на картинки с изображением птиц).

Г). Игра «Птицы и птенцы», проводится с целью речевого развития детей.

- Вы помогли птицам свить их гнезда. А для чего птицы их свивают? (Чтобы вывести в них своих птенцов.) Так поиграем в игру, где я буду называть название взрослой птицы, вы хором говорить мне название ее птенцов. Итак, грач-грачата-граченок, скворец-скворчата-скворченок, ласточка-ласточата-ласточенок.

Д). Описательные рассказы детей с опорой на иллюстрации.

- К нам в детский сад пришли письма от деда Природоведа. Давайте прочтем хотя бы одно из них. Да, в нем фотография птицы. Что за птица, как ее называют? (показ фото птицы). Расскажи нам о ней все, что ты о ней знаешь, опираясь на картинки. Ребенок рассказывает по вопросам:

- Какого цвета птица? Она крупная или мелкая? Где она вьет гнездо? Какой материал для этого она использует? Поет ли она чудесные песни? Чем питается и чем кормит своих птенцов? Что делает самочка птицы? Как помогает самец в выращивании потомства?

5. Итог занятия.

- Вы хорошо справились со всеми заданиями. Молодцы! Подведем итоги нашей беседы. Мы говорили с вами о разных перелетных птицах. Но, какая общая забота у всех птиц весной? (Вить гнезда и создавать собственное потомство, выводить птенцов.)

- Для чего нужно беречь и охранять пернатых друзей?

- Каким образом люди могут помочь птицам в весенний период?

За то, что вы внимательно слушали мой рассказ и хорошо справлялись со всеми заданиями, я хочу вам подарить небольшие подарки: мини раскраски с изображением синицы. Их передала сегодня утром моя знакомая Синичка. Сейчас с приходом весны она улетела в лес. Там она выводит своих птенцов. (Воспитатель указывает на рисунок на доске с изображением птицы.)

Воспитатель раздает по окончании занятия рисунки-раскраски птицы в подарок и организует свободную художественную деятельность.



скачать файл



Смотрите также:
Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе «Жизнь птиц весной» Цель
92.08kb.
Занятие по формированию элементарных экологических представлений. В месяц проводятся 3 занятия по рисованию и 1 занятие по аппликации
44.18kb.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
47.4kb.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в «Страну чудес» Цель: обогащение словаря
66.52kb.
«Снегирь»
32.8kb.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе
83.08kb.
«поможем смешарикам»
56.79kb.
Дать представление об экологических группах птиц, зимующих птицах и типах питания
30.43kb.
Есть выбор – жизнь без наркотиков! Цель
41.32kb.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию в старшей группе детского сада «Опасное и безопасное электричество»
68.46kb.
Конспект интегрироанного занятия в под. Группе с использованием икт по ознокомлению с месяцесловом
35.98kb.
Конспект занятия №1 по развитию речи детей старшей группы «Стоит в поле теремок, теремок…»
408.22kb.