voeto.ru страница 1
скачать файл
Конспект урока
Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: Безличные предложения.

Место урока в учебном плане: последний урок по теме «Односоставные предложения с главным членом сказуемым».

Цели урока

Обучающие:

- познакомить учащихся с безличными предложениями и способами выражения в них сказуемого;

- формировать умений применять полученные знания на практике;

Развивающие:

- развитие навыков устной речи;

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать приемы учебной деятельности.



Воспитательные:

- повышать мотивацию к изучению русского языка;

- формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самообразования.

Задачи:

- повторить изученное об односоставных предложениях;

- познакомить обучающихся со способами выражения сказуемого в безличных предложениях;

- закрепить полученные знания и провести их первичный контроль.



Тип урока: урок изучения нового материала.

Основной дидактический метод: проблемный, эвристический.

Частные методы и приёмы: применение ИКТ; слово учителя, работа с учебником, заполнение таблицы, решение теста, упражнения, решение задач,

Дидактические средства:

1) Бабайцева, В.В., Чеснокова, Л.Д. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Просвещение, 2008.

Русский язык. Практика. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Ю.С.Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2008.

2) средства MS Office (PowerPoint) презентация «Безличные предложения».



Методическая литература:

Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина / А.Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 1995.

Богданова, Г.А. Русский язык без репетитора. Часть 2. Пунктуация / Г.А. Богданова. – М.: Классик Стиль, 2008.

Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой / Ав.-сосот. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2005.



План урока:

Организация начала занятия. (1 мин.)

Повторение пройденного. (10 мин.)

Усвоение новых знаний и способов действий. (10 мин.)

Закрепление полученных знаний. (15 мин.)

Контроль и самопроверка знаний. (3 мин.)

Информация о домашнем задании. (1 мин.)

Ход урока
I. Повторение.
Работа с интерактивной доской.
Ответьте на следующие вопросы:


  1. Какие предложения называются определённо-личными? Чем может быть выражено сказуемое в определённо-личных предложениях? Приведите примеры.

  2. Какие предложения называются обобщённо-личными? Чем может быть выражено сказуемое в обобщённо-личных предложениях? Приведите примеры.

  3. Какие предложения называются неопределённо-личными? Чем может быть выражено сказуемое в неопределённо-личных предложениях? Приведите примеры.

Тест


Задание 1: укажите неверное утверждение.
А. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть распространёнными.

В. В односоставных предложениях второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Г. В определённо-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 2-го лица наст. (буд.) времени.


Задание 2: укажите неверное утверждение.
А. В обобщённо-личных предложениях действие может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц.

Б. Неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах, поэтической речи.

В. В неопределённо-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 3-го лица наст. (буд.) времени.

Г. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными.


Проверочная работа
Задание: запишите номера предложений и определите типы односоставных предложений (о/л, об/л, н/л).


  1. Уходим завтра в море.

  2. Кому-то принесли от мастера ларец.

  3. Меня водили по палатам в халате длинном, ниже пят.

  4. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

  5. Встань за спиной моей, Россия, в своей рассветной тишине.

  6. На всю жизнь не запасёшься.

  7. Об отсутствующих плохо не говорят.

  8. Дарю тебе железное кольцо.

  9. Клин клином вышибают.

Ответы:


  1. о/л 7. н/л

  2. н/л 8. о/л

  3. н/л 9. об/л

  4. об/л

  5. о/л

  6. об/л


II. Новый материал.

Работа с интерактивной доской.


Способы выражения сказуемого в безличных предложениях.


чем выражено сказуемое

безличные предложения

двусоставные предложения

безличным глаголом

Светает. Смеркалось.




личным глаголом в

безличной форме



Приятно пахнет черёмухой.




возвратным глаголом в

безличном значении



Мне не спится.




инфинитивом

Быть грозе.

(неизбежность)




словом состояния

В лесу тихо.

(состояние природы)




словом состояния

Мне грустно.

(состояние человека)




неизменяемой глагольной формой НЕТ

Сильнее кошки зверя нет.

(отсутствие чего-либо)



Вывод:


Главный приём отличия безличных предложений от личных – невозможность вставки подлежащего в безличное предложение.
III. Закрепление.

Работа на интерактивной доске.

1) Упражнение 217 (у.)

2) Упражнение 218 (п.)

3) Упражнение 219 (п.)


чем выражено сказуемое

безличное предложение

безличным глаголом




личным глаголом в безличном значении




возвратным глаголом в безличном значении




инфинитивом





словом состояния




словом НЕТ





IV. Контроль усвоения материала.

Работа с интерактивной доской.


Викторина

1. Чем интересен следующий отрывок из стихотворения А.Фета:


Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

2. Какое слово надо опустить в предложении Дело не обходилось без столкновений, чтобы оно превратилось в безличное?

3. Что надо изменить в предложении В этот ясный, солнечный день все хорошо работали, чтобы превратить его в безличное?

4. Объясните, что это за предложения:

а) Вокруг – ни звука.

б) Ничего удивительного.

в) Давно уже за полночь.

Куда подевались сказуемые?



5. Одинаковы ли в синтаксическом отношении предложения: Не нужно золота ему и Не нужно золото ему?

V. Домашнее задание:

1) § 183, чтение; 2) упр. 221, 222 (п.)
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: Безличные предложения
53.04kb.
План конспект урока класс 5 Предмет социально-бытовая ориентировка тема: «Личная гигиена» Тема урока: «Выполнение гигиенических процедур»
115.78kb.
Сценарий урока по фгос класс : 5 умк: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский Предмет : русский язык
71.39kb.
Конспект урока Аттестуемый педагог Казакова Людмила Ивановна Предмет литература Класс 5 а Тема урока Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Цели урока: познакомить учащихся с содержанием баллады "Бородино
36.61kb.
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари «Сказки по телефону» Цель урока : познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя
110.66kb.
Урок предмет: изо дата урока: 02. 12 г. Учитель: Скрынникова Н. В. Класс: 5 Тема урока: Работа в технике
82.2kb.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Цели урока: продолжить знакомство с произведениями С. Козлова
28.4kb.
План-конспект урока по физической культуре из раздела "Легкая атлетика" Тема урока: «Челночный бег. Прыжки в длину с места. Метание малого мяча в цель»
102.12kb.
Конспект урока английского языка 5 класс Кузовлев В. П название урока: What do you do in your spare time? Цели и задачи урока
67.45kb.
Урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Тип урока
33.13kb.
Методическая разработка урока «Как устроено вещество, или Был ли прав Демокрит?» Физика, 7 класс Тема урока «Молекулы» Тип урока: открытия нового знания. Место урока в системе уроков
125.04kb.
5 класс. Предмет: русский язык. Тема: Глагол
76.93kb.