voeto.ru страница 1
скачать файл
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети.

1. познакомить с идейно-тематической направленностью стихотворения;

2. расширить и углубить сведения о творчестве поэта;

3. помочь учащимся увидеть отношение автора к изобретаемым героям.

Оборудование:

1. портрет Н.А.Некрасова;

2. грамзапись стихотворения «Крестьянские дети»;

3. картина Маковского «Игра в бабки».

План.

I. Вступительное слово учителя.



Постановка темы и цели урока.

-Вспомните, какие стихотворения Некрасова вы знаете? (Не ветер бушует над бором.)

Урок начали с чтения стихотворения о природе и не случайно, потому что природа у Некрасова существует не сама по себе, а в единстве с человеком. Его поэтические картины передают настроение поэта. Часто в них присутствует человек, ребятишки, собирающие грибы - в основном простой народ.

Некрасов хорошо знал жизнь крестьян, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли. (Далее идет рассказ учителя о детстве Некрасова, о той дружбе с крестьянскими детьми, которую пронес через всю жизнь.)

II. Словарная работа.

вирши - стихи.

вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим

кинулись прочь - убежали.

мякина - остатки колосьев.

III. Первичное знакомство с текстом.

Прослушивание грамзаписи.

Вопрос: проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.)

IV. Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

V. Анализ стихотворения по частям.

1.Каким настроением проникнута I часть?

2.Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.

3.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?

4.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье...)

5. Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей.)

Вопрос: Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался?

-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.

- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.

VI. Чтение вслух III части, IV части.

Ответом на вопрос будут все 3 части. ( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?

(Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).

VII. Работа над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки».

Вопрос: - Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети» ?

Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.



VIII. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
30.76kb.
Урок чтения во 3-м классе по теме Н. Некрасов \"Дедушка Мазай и зайцы\"
44.56kb.
Разработка урока литературы в 5 классе
40.88kb.
План-конспект урока в 6 классе по теме : The nature of Belarus
54.6kb.
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта»
52.09kb.
Урока по литературе в 7-м классе «Два голоса поэта»
93.82kb.
Урока в 8 классе (литература + музыка) по теме "Любви и звуков торжество" Цель
105.75kb.
Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу А. П. Чехова «Тоска». Ход урока. I. Оргмомент
19.88kb.
Конспект урока химии в 11 классе по теме
96.39kb.
Конспект урока информатики в 8 классе по теме: «Графическое представление числовых данных»
75.88kb.
Конспект урока литературы в 5 классе
200.29kb.
Конспект урока литературы для 9 класса по теме «Идейно-композиционное значение 4 действия комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова» (2 часа)
81.83kb.