voeto.ru страница 1
скачать файл
Конспект урока информатики в 8 классе по теме:

«Графическое представление числовых данных».

Проблема «Жить или курить?»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи построения диаграмм, визуализации числовых данных, урок-беседа, обсуждение.

Цели урока:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Графическое представление числовых данных», помочь развить познавательный интерес к построению диаграмм, как способу визуализации числовых данных;

  • способствовать грамотному усвоению темы «Электронные таблицы» на примерах решения задач по построению диаграмм;

  • содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»;

  • содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании главного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятие о здоровом образе жизни.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение.

Ваше домашнее задание на сегодняшний день было такое – провести небольшую анкету дома (анонимно).



Вопросы анкеты:

  1. Курят ли родители?

  2. Курит брат или сестра? Кто?

  3. Пробовал(а) ли ты сам(а) курить?

  4. Куришь ли ты сейчас?

  5. Тебе это нравиться?


Учитель: К нам пришел старшеклассник. Он решил посмотреть, как вы умеете представлять данные в электронных таблицах, использовать возможности таблиц при решении различных задач, а заодно – узнать ваше мнение о таком «модном» вопросе среди подростков «Куришь ли ты?».

Старшеклассник: Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте. По данным анкетирования, проведенного в нашей школе среди учеников 4-11 классов, было выявлено, что курящих подростков – мальчиков 60%, девочек – 40%. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм – синильная кислота, табачный деготь, окись углерода, полони 210. Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от разных заболеваний. Например? (обсуждение вопроса всем классом).

Учитель: Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят?

Ученики отвечают, делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».



Старшеклассник: На вопрос анкеты : «По какой причине ты впервые закурил?», были даны следующие ответы (на доске вывешивается плакат с результатами):

    • За компанию – 40 чел.

    • Любопытно было – 34 чел

    • Что бы казаться взрослым – 25 чел

    • Это модно и круто – 42 чел

    • На примере родителей –13 чел

    • Чтобы друзья не засмеяли – 17 чел

    • Просто так – 8 чел


Учитель: Большинство сказало: «Это модно», и ни один не сказал – «Это полезно».

А мы давайте подумаем – модно ли это?

А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»

На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи построения диаграмм при использовании Мастера диаграмм.




  1. Актуализация знаний (повторение ранее изученного).

    • Электронная таблица – это…(работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах).

    • Ячейка – это…(минимальный объект рабочего листа, находящийся на пересечении столбца и строки).

    • Имя ячейки – это… (имя столбца и номер строки).

    • Объекты, обрабатываемые электронной таблицей…….(текст, число, формула).

    • Какие встроенные функции вы знаете?




  1. Теоретическая основа урока.

Учитель: Для наглядности представления числовых данных используются такие средства, как диаграммы, которые наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Использование того или иного типа зависит от обрабатываемых данных или от уровня наглядности. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, график, круговые, точечные и т.д.

Построение диаграммы осуществляется только при наличии числовых данных. Сегодня на уроке мы научимся строить диаграммы, используя Мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных, подписи данных, заголовки (название диаграммы, название осей), оси координат. А так же легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме.




  1. Выполнение практического задания.

Старшеклассник: Ребята, когда информация представлена только в цифрах – она плохо воспринимается. Помогите, пожалуйста, представить эту полезную информацию в более выгодном, наглядном виде, тем более у вас сегодня тема урока это позволяет сделать.

Учитель: Пришло время воспользоваться новым материалом и закрепить его. На доске вы видите данные анкетирования. Их нужно представить в виде круговой диаграммы, используя Мастер диаграмм.

Задание 1.

Представить данные анкетирования в виде круговой диаграммы при помощи Мастера диаграмм.



Чтобы создать диаграмму:

  1. Занесите числовые данные в электронную таблицу.

  2. Нажмите кнопку Мастер диаграмм на панели инструментов или выполните команды Вставка, Диаграмма…

  3. Шаг 1: выберите тип диаграммы (круговая)

  4. Шаг 2: укажите, где находятся ряды данных: в столбцах или строках (в столбцах).

  5. Шаг 3: отформатируйте диаграмму, для этого укажите название диаграммы (Причины курения), подписи данных (доли), подписи осей (нет), легенда (добавит справа) и т.д., если это необходимо.

  6. Шаг 4: укажите, где будет построена диаграмма на новом листе (диаграммный лист) или на листе с данными (внедренная диаграмма).

  7. Готово.

за компанию

40

любопытно

34

быть взрослым

25

модно

42

родители курят

13

друзья высмеивают

17

просто так

8




Учитель: Сделайте вывод.

Выслушиваются ответы учащихся.



Старшеклассник: Почти половина учеников школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляться неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

Учитель: Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. В различных странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Ежегодно прирост курящих в России составляет 3%. В 2002 году из 100 человек населения курили 60.

Задание 2.

Построить диаграмму в виде графика, которая бы отражала рост числа курящих с 2002 года по данный момент, учитывая, что прирост курящего населения 3% в год.




год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

% курящих

60

63

66

69

72

75

78


Учитель: При проверке состояния здоровья группы учеников со стажем курения 3-5 лет обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания – органов дыхания и пищеварения. Курящие дети сокращают жизнь на 15% - если средняя продолжительность жизни в России 56 лет, то малолетний курильщик может не дожить и до 48 лет.

Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорачивается.
Учитель: Как выдумает, кто является примером для подражания?

(На данном этапе можно огласить итоги домашнего задания.)

Ученик: В первую очередь – взрослые и, конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительные. При рождении вес малыша в семье с курящим папой будет меньше на 125 грамм, а с курящей мамой – на 300. Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш никогда не будет и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.
5. Подведение итогов.

Учитель: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения).
Сообщение ученика: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 м от дымящей сигареты.

Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с четырьмя курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак легких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.



Сообщение ученика: Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.

Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящих на курение».



Учитель: Не пора ли нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.


  1. Инструктаж домашнего задания.

Учитель: Домашнее задание такое:

  1. Используя дополнительные источники информации составить сводную таблицу числа курящего населения разных стран и отобразить данные в виде диаграммы, выбрав наиболее подходящий тип, позволяющий сделать сравнительный анализ.

  2. Продолжите:

Диаграмма – это…

Основными элементами диаграммы являются …



Легенда – это…

График – это…
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока информатики в 8 классе по теме: «Графическое представление числовых данных»
75.88kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
30.76kb.
План-конспект урока в 6 классе по теме : The nature of Belarus
54.6kb.
Урока в 8 классе (литература + музыка) по теме "Любви и звуков торжество" Цель
105.75kb.
Конспект урока химии в 11 классе по теме
96.39kb.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе (ос «Школа 2100 ) Учитель: Денисова Е. В. (Моу «сош №1 г. Ртищево») Тема: На службе у человека
67.79kb.
Конспект урока граждановедение в 7б классе по теме «Ответственность за групповые правонарушения» Цель : Раскрыть особенности уголовной ответственности за групповые
120.76kb.
Конспект урока по математике в 3 классе по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика» (система «Школа России») тема: Контроль и оценка знаний учащихся по теме «Табличное умножение и деление»
98.43kb.
Конспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it."
41.91kb.
Конспект урока-путешествия по математике в 6-м классе по теме «Решение уравнений»
78.91kb.
Разработка урока в 6 классе по теме «Столбчатые диаграммы»
101kb.
Конспект урока Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: Безличные предложения
53.04kb.