voeto.ru страница 1
скачать файл

МОУ «Кадниковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока химии в 11 классе

по теме

«Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот»
И.В.Смоленская, учитель химии

2011год



Тема урока: «Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот»
(Химия, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, Г.Г.Лысова. – М.:Дрофа, 2008.)
Цель урока:

  • изучение строения, свойств, биологической значимости, областей применения жиров; установление взаимосвязей между строением, свойствами, применением веществ на примере жиров;

  • развитие самостоятельности мышления обучающихся, умения получать информацию из текста, таблиц, диаграмм;

  • формирование у учащихся информационной, коммуникативной компетентностей.

Используемые приёмы технологии РКМЧП: Верите ли вы, кластер, стратегия «зигзаг».




Организация работы

Ход урока

Стадия вызова.

Оформление доски: заготовка кластера и таблицы на листах бумаги



1

2

3

4

5

































Задача этапа: актуализация ранее полученных знаний, подготовка к восприятию нового учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационная часть урока.

Введение в тему: мы продолжаем изучение кислородсодержащих органических веществ. Я предлагаю вам поработать с кластером.

Учащиеся делятся на групп и рассаживаются по группам

Заполнение кластера.



На данном этапе кластер может иметь следующий вид:

Кислородсодержащие



вещ-ва


спирты карбоновые



кислоты

одноатомные многоатомные низшие высшие




предел. непредел.

Слож.эфиры

предел. непредел


Стадия осмысления
Эвристическая беседа
Задача этапа: постепенное продвижение от знания старого к новому

Уч: мы рассматривали реакцию этерификации на примере взаимодействия предельных одноатомных спиртов и карбоновых кислот

Возможна ли реакция этерификации между многоатомными спиртами и карбоновыми кислотами?

Запишите уравнение реакции этерификации между глицерином и любой высшей карбоновой кислотой

Продукт данной реакции относится к классу жиров.

Дайте определение понятию жиры



Отвечают на вопрос


Записывают уравнение реакции (работа в парах)


Дают определение понятию:

Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот


Уч: Сформулируйте тему и цель нашего урока

Формулируют тему урока, называют цель (изучить строение, свойства, области применения жиров, их биологическую роль в живых организмах)

Стадия рефлексии

Задача этапа:

соотнесение новой информации с полученными ранее знаниями



Уч: Дополните кластер

Дополняют кластер, определяя в нём место жиров

Стадия вызова.

Задача этапа:

активизация деятельности учащихся, мотивация к дальнейшей работе.



Верите ли вы, что…

Перед вами находятся листы бумаги с заготовкой таблицы. Сейчас вам будут предложены 5 утверждений. Если вы верите этому утверждению, ставьте в таблице знак «+», если не верите - « - «

  • Верите ли Вы, что впервые вещество, напоминающее жир, было получено в условиях химической лаборатории в середине 19 века?

  • Верите ли Вы, что из жиров получают мыло?

  • Верите ли Вы, что жиры, попавшие в организм человека с пищей, расщепляются в желудке?

  • Верите ли вы, что химические свойства всех жиров одинаковы, поскольку все жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот?

  • Верите ли Вы, что маргарин – изобретение 20го века?




Стадия осмысления.

Стратегия «Зигзаг»

Задача этапа:

сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией



Сейчас вам предстоит работа в составе экспертных групп:

1я группа – «Классификация жиров»

2я группа – «История открытия строения жиров»

3я группа – «Химические свойства жиров и их применение»

4я группа – «Жиры как питательные вещества»


  • Учащиеся распределяются в экспертные группы таким образом, чтобы каждый человек из группы попал в одну из экспертных групп;

  • Работают в составе экспертных групп, выполняют задания, определяют, кто из экспертов будет представлять работу группы при обобщении материала урока;

  • Возвращаются в первоначальные группы, знакомят всех членов группы с результатами своей работы в качестве эксперта, представляют опорные конспекты, схемы и т.д.;

  • По одному из экспертов из каждой группы выступает публично – материал отрабатывается ещё раз (другие эксперты могут обобщать, дополнять)




Стадия рефлексии

Задача этапа:

соотнесение полученной новой информации с имеющимися ранее знаниями. Коррекция знаний.



Уч: Вернёмся к таблице «Верители Вы…» (повторяет вопросы ещё раз, начиная каждый словами «Верно ли, что…»)

Заполняют третью строку таблицы, сравнивают вторую и третью строки таблицы

Подведение итогов урока

Уч: подводит итоги урока, отмечает продвижения обучающихся, задаёт домашнее задание.




Приложение1.


Задание для группы экспертов «Классификация жиров»
Проанализируйте таблицу «Содержание жирных кислот в составе жиров, %» и дайте ответы на вопросы:

  • Какими бывают жиры по происхождению?

  • Чем различается состав растительных и животных жиров?

  • Чем различаются физические свойства растительных и животных жиров?

  • Для каких жиров применим термин «масла»?

Составьте схему «Классификация жиров»



Задание для группы экспертов «История открытия строения жиров».
Прочтите текст

Строение жиров было установлено благодаря трудам французских химиков М.Шевреля и М.Бертло. Нагревая жиры с водой (в присутствии щёлочи), М.Шеврель ещё в начале 19в. установил, что, присоединяя воду, они разлагаются на глицерин и карбоновые кислоты – стеариновую, пальмитиновую, олеиновую и др. М Бертло в 1854 году осуществил обратную реакцию. Он нагревал смесь глицерина с кислотами и получил при этом вещества, аналогичные жирам. Очевидно, М.Шеврель провёл реакцию гидролиза сложного эфира, а М.Бертло осуществил реакцию этерификации, т.е. синтез сложного эфира.

Напишите уравнения реакций, о которых идёт речь в тексте.

Задание для группы экспертов «Химические свойства жиров и их применение».
Прочтите текст
Все жиры, как и другие сложные эфиры, подвергаются гидролизу. Напомним, что гидролиз сложных эфиров – обратимая реакция. Для смещения равновесия в сторону образования продуктов гидролиза его проводят в щелочной среде (в присутствии щелочей или карбонатов щелочных металлов). В этих условиях гидролиз жиров протекает необратимо и приводит в результате к образованию не карбоновых кислот, а их солей, которые называются мылами. Поэтому гидролиз жиров в щелочной среде называют омылением жиров. При омылении жиров образуются глицерин и мыла - натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот.

Для получения мыла и других веществ требуются преимущественно твёрдые (животные) жиры. Между тем они являются ценным продуктом питания. Поэтому давно возникла мысль превращать более дешёвые растительные масла в твердые жиры, которые затем можно подвергать той или иной технической обработке.

Напомним, что жидкие жиры отличаются от твёрдых непредельностью своего состава – наличием двойных связей в углеводородных радикалах. Значит, подобно тому как жидкие непредельные кислоты могут быть превращены в твёрдые путём присоединения к ним водорода, таким же путём можно превратить жидкие жиры в твёрдые.

Сущность способа заключается в том, что через нагретую смесь масла с тонко измельчённым катализатором пропускают водород под давлением. Проходя через систему автоклавов, жир подвергается всё большему гидрированию; в результате получается масса, похожая по своей консистенции на сало (её называют саломас)

Гидрированный жир – полноценный продукт для производства мыла, а при использовании определённых сортов масел – и для употребления в пищу, например, в составе маргарина.
Интересно, что впервые термин «маргарин» появился на свет в 1869году для обозначения продукта, полученного французским химиком Меж-Мурье. (Император НаполеонШ пообещал крупное вознаграждение тому, кто сумеет найти дешёвый заменитель сливочного масла в рационе солдат)
Напишите уравнения реакций, о которых идёт речь в тексте.
Задание для группы экспертов «Жиры как питательные вещества»
Прочтите текст
Жиры являются важной составной частью нашей пищи. При их окислении в организме выделяется значительно больше теплоты, чем при окислении таких же количеств белков и углеводов.

Как вещества нерастворимые в воде, жиры не могут непосредственно всасываться в организм из органов пищеварения. Под влиянием фермента поджелудочного и кишечного сока они предварительно расщепляются в тонком кишечнике на глицерин и высшие карбоновые кислоты. Продукты гидролиза всасываются ворсинками кишечника и снова образуют жир, свойственный уже данному организму. Синтезированный жир по лимфатической системе поступает в кровь и переносится ею в жировую ткань. Отсюда жиры поступают в другие органы и ткани организма, где в процессе постоянного обмена веществ в клетках снова подвергаются гидролизу и затем постепенному окислению. В конечном счёте они окисляются до оксида углерода (IV) и воды. Эти экзотермические реакции дают организму энергию, необходимую для жизнедеятельности. Расход жиров восполняется в процессе питания организма. Химическая энергия пищи, которая не расходуется на немедленное поддержание температуры тела или на мускульную активность, запасается в нём в виде жиров. При этом существуют по крайней мере две причины, по которым жиры оказываются удобными для хранения избытка энергии в организме:

Они плохо растворимы в воде, что позволяет им накапливаться в теле;

Жиры более калорийны в расчёте на 1 г, чем белки и углеводы.


Ответьте на вопросы:

  • О каком физическом свойстве жиров идёт речь в тексте?

  • Как соотносятся между собой калорийность жиров, белков и углеводов? (см.Диаграмму)

  • Составьте логическую схему «Превращение жиров в организме человека»

Диаграмма. Сравнительная энергетическая ценность (калорийность) основных компонентов пищи (кДж/г)



скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока химии в 11 классе по теме
96.39kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
30.76kb.
План-конспект урока в 6 классе по теме : The nature of Belarus
54.6kb.
Урока в 8 классе (литература + музыка) по теме "Любви и звуков торжество" Цель
105.75kb.
Конспект урока информатики в 8 классе по теме: «Графическое представление числовых данных»
75.88kb.
Конспект урока граждановедение в 7б классе по теме «Ответственность за групповые правонарушения» Цель : Раскрыть особенности уголовной ответственности за групповые
120.76kb.
Конспект урока по математике в 3 классе по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика» (система «Школа России») тема: Контроль и оценка знаний учащихся по теме «Табличное умножение и деление»
98.43kb.
Конспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it."
41.91kb.
Конспект урока-путешествия по математике в 6-м классе по теме «Решение уравнений»
78.91kb.
Конспект урока Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: Безличные предложения
53.04kb.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Цели урока: продолжить знакомство с произведениями С. Козлова
28.4kb.
Разработка урока литературы в 5 классе
40.88kb.