voeto.ru страница 1
скачать файл

План-конспект

урока граждановедение в 7б классе

по теме «Ответственность за групповые правонарушения»
Цель: Раскрыть особенности уголовной ответственности за групповые

преступления несовершеннолетних. Задачи:



  • Повторить ранее изученный материал;

  • Показать основные роли участников групповой преступной деятельности, подпадающие под действия УК РФ;

  • Развить представления о возможностях предотвращения попадания в преступную группу, путях выхода из нее.

Форма проведения: Дискуссия

Подготовительная работа: Работа с УК РФ, запрос в ОМ о групповых преступлениях, подбор материала по теме, просмотр видеофильма «Детские банды»

Ход урока:

1.Орг. .момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Нам предстоит сегодня показать гостям всё, чему мы научились за год. Я надеюсь, что вы будете активно высказывать свою точку зрения, рассуждать, предполагать, аргументировать, выдвигать гипотезы. Ну что, начнём. У нас всё получится!
2. Погружение в предмет

2.1.Повторение

Слайд2

-К сожалению, человек в жизни нарушает правила и нормы общежития. Какие нормы нарушает человек ?

-Что такое мораль? Что такое право?

- Что совершает человек, нарушая нормы морали?

-Что совершает человек, нарушая нормы права?

-Назовите виды правонарушений?



Слайд3

-Соотнесите название термина с определением (Работа в парах)

(1-3, 2-4, 3-5, 4-1, 5-2)



Слайд4

Какие из перечисленных действий, на ваш взгляд, являются


а). аморальным поступком, какие – б).административным проступком, а какие – в).преступлением (Работа в парах)

А -2, 6, 7

Б – 4, 8, 10,11,12

В – 1, 3, 5, 9



Слайд5

-Какие 2 группы преступлений можно отнести к преступлениям против собственности?

-Перечислите корыстные и некорыстные преступления (Работа в парах по рядам)

Слайд 6-12

Разбор ситуаций (Работа в парах)



Слайд13

2.2 Видео №1
3. Целеполагание

Слайд 14

3.1. (На доске размещены карточки «Преступная группа», расположенные в логической последовательности)

Определение преступной группы




Кто и как туда попадает




Роли и поведение в группе




Ответственность за групповые преступления




Можно ли уйти из преступной группы?


На доске размещены карточки «Преступная группа», расположенные в логической последовательности. Определите вопросы, с которыми мы знакомились на прошлом занятии, и вопросы, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня. (Определение вопросов, с которыми мы знакомились на прошлом занятии, и вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня).

Слайд15

3.2.Работа с «ЗХУ» - Знаю
4. Повторение на тему «Как попадают в преступную группу?».

4.1. Вопрос «Чем отличается группа от преступной группы?» (Преступная группа - это такая группа, в которой общение построено на нарушении норм морали и законов)

4.2. Вопрос «Назовите причины, по которым попадают в преступную группу?» (Стремление к общению со сверстниками, иногда уже сложившаяся преступная группа втягивает в свои ряды подросших «новобранцев», бывает, что услуги «малолетки» требуются взрослым преступникам)

4.3.А что ещё мы знаем о групповых преступлениях?

(а) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества

б) особо активная роль в совершении преступления.

в) привлечение к совершению преступления лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность).

3.3.Работа с «ЗХУ» - Хочу знать


5. Изучение нового материала.

Слайд16

5.1. Роли поведение в группе.

Почти в каждой статье УК РФ говорится об ответственности за преступления, совершённые группой лиц. В УК подробно разъясняется такое понятие, как «Соучастие в преступлении».

Мы продолжаем читать и думать над статьями УК РФ.

Статья 32. Понятие соучастия в преступлении.

Соучастием в преступлении признаётся умышленное совместное участие двух или

более лиц в совершении умышленного преступления.

Статья 33. Виды соучастников преступления.

Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.



5.2. Знакомство со статьёй33 УК РФ

.А сейчас вам предстоит самостоятельно ознакомиться более подробно со статьёй 33 УК РФ, вычленить главное и дать определение исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника, т.е. ответить на вопрос типа «Кто такой исполнитель?»



Слайд 17-20

2. ) Исполнителем признаётся лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом. ( Исполнитель - это тот, кто сам залезает в квартиру, кто своими руками открывает чужую машину, кто бьёт, стреляет, вымогает, насилует и т.д.)

3.) Организатором признаётся лицо, организовавшее совершение преступления или руководящее его исполнением. (Как правило, вина этого соучастника признаётся более тяжкой, а наказание ему назначается более строгое. Это объясняется, во-первых, тем, что без таких организаторов не было бы и многих преступлений. Ему приходит идея, и он разрабатывает план преступления. Во-вторых, организаторы преступления несомненно обладают качествами, которые могут принести больше вреда, чем простая исполнительность).

4.)Подстрекателем признаётся лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путём уговора, подкупа, угрозы или другим способом. (Он может уговорить, может подкупить. А может просто запутать. Но сам этот человек всегда в тени. Он даже близко не подходит к месту совершения преступления. Он пользуется авторитетом в преступной группе, обладает влиянием на её членов. Иногда с помощью простой силы он заставляет других совершать преступления).

5.)Пособником признаётся лицо, содействовавшее совершению преступления советом, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путём, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

5.3. Выводы после работы со ст.33 УК РФ

Слайд21

- Как называются соучастники преступления?

-«Кто такой исполнитель?»

-«Кто такой организатор?»

-«Кто такой подстрекатель?»

-«Кто такой пособник?»



5.4. Решение правовой задачи №1

Слайд 22
А сейчас давайте решим правовую задачу №1. . Определите состав преступной группы. Назовите всех участников и опишите их роли. (Решение

задачи).


Б. - подстрекатель

Подстрекатель - Б

A. - организатор и исполнитель преступления


Организатор - А

B. - исполнитель


Исполнитель – А, В

Г. - пособник


Пособник - Г


5.5. Видео №2

Слайд23

Как вам кажется, одинаковую ли ответственность несут все члены группы?


5.6. Ответственность соучастников преступления.

Слайд24

.Статья 34. Ответственностъ соучастников преступления.

1 )Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.



Слайд 25

5.7.Расстановуа участников преступной группы по степени их виновности в совершении преступления

Расставьте участников преступной группы по степени их виновности в совершении преступления (Подстрекатель, организатор и пособник, исполнитель).



Слайд26

5.8.Решение правовой задачи №2

Ещё одна правовая задача №2. Определите состав преступной группы. Назовите всех участников и опишите их роли. (Решение задачи).



Вор- рецедивист – подстрекатель

организатор



Подстрекатель – вор-рецидевист

Дружки - исполнители преступления


Организатор - вор-рецидевист

- -пособник


Исполнитель – дружки




Пособник - нет




Виновный в недонесении - муж

Вопрос «Есть ли в данной ситуации обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание?»



Слайд27

5.6.Ответственность за групповые преступления

Выяснив, что в ситуации есть отягчающие обстоятельства (совершение преступления в составе группы лип, ст.63 УК РФ), я предлагаю поработать над определением группового преступления, (ст.35 УК РФ)



Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по

предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)

1) Преступление признаётся совершённым группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора.

2 )Преступление признаётся совершённым группой лиц по предварительному сговору, если в нём участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

3 )Преступление признаётся совершённым организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

4)Преступление признаётся совершённым преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же



целях.

Слайд28

5.7.Видео №3

Слайд29 (Экстремизм)
Слайд30

5.8. Статистика

По статистике 3 преступления из 4 совершаются несовершеннолетними в группах.
Состояние преступности, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних Звениговского района за 2009г.

Виды преступлений

2009 г.

2008

Всего совершено преступлений

61

39

Участвовало лиц

54

37

Тяжкие и особо тяжкие

22

11

Группой лиц

34

9

Группой несовершеннолетних

21

-

С участием взрослых

20

11

В состоянии алкогольного опьянения

9

22

Кражи имущества

38

16

Разбои

5

1

Грабежи

6

11

Вымогательство

1

-

5.9.Можно ли уйти из преступной группы?

Тренинг «Квалифицированный совет»

В жизни с каждым из нас случаются различные неприятности, затруднения, из которых выйти одному человеку очень трудно. Не всегда помогает совет родных или близких людей. Знакомые также затрудняются ответить на наш вопрос «Что же мне теперь делать?». В таких случаях принято обращаться к специалистам, чтобы получить квалифицированный совет. (Обсуждение).

Слайд31

Приёмы избавления от сомнительных друзей;

1. Выбирать союзника (поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами - это поможет получить поддержку).

2.«Перевести стрелки» (сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо

делать, так почему же они так назойливы?)

3.Сменить тему (придумать что-нибудь ещё, что тоже

интересно и не связано с преступлением)

4.«Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз

5.«Задавить интеллектом»

6.Упереться (отвечать «нет», несмотря ни на что, отстаивать своё право иметь

собственное мнение, что будет свидетельствовать о твёрдом характере)

7.Испугать их

8.Обходить стороной



Слайд32

Телефоны доверия:

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

Нигомедзянова Галина Андреевна 7-23- 70

Сурская Людмила Арсентьевна 7-17-55
Специалисты по охране прав детства отдела образования :

Кондратьева Татьяна Валерьевна – 7-08-01

Ихсанов Наиль Ахатович
Прокуратура района:

Липина Мария Аркадьевна - 7-30-17


Подразделение по делам несовершеннолетних при ОВД по Звениговскому району:

Шептунова Ольга Ивановна 7-17-41


ГУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения по Звениговскому району»:

Сивакова Галина Петровна 7-08-03

Маркова Александра Николаевна - 7-26-31

Лебедева Ирина Олеговна


В школе:

Пичкасова Вера Павловна, замдиректора по ВР

Михайлова Фаина Васильевна, психолог

Новоселова Елена Владимировна, соц. педагог

Казакова Ирина Леонидовна, соц. педагог

Что ещё можно предпринять, если человек оказался на грани совершения преступления в группе?

Отказаться от него! В УК РФ есть даже специальная статья «Добровольный отказ от преступления»

5.10.Работа с таблице «ЗХУ»

Слайд33

.

6. Заключительный этап.

Слайд34

Где-то я прочитала:

Вы никогда не поймёте причин правонарушений среди подростков, если не уяснили себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошёл на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть.

Никто не имеет права снять с него ответственность за его решение. За свои поступки отвечает сам человек



В мире мудрых мыслей.

Одиночество лучше, чем плохой товарищ. (Кабус)

Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей. (Ф.М.Достоевский)

.
Литература:

1. Н. Железнякова «За порогом детства», журнал «Воспитание школьников», №3, 2000, с.24-28

2. С. Холодов «Здравствуй, племя молодое - и жестокое», журнал «Воспитание школьников», №1, 1997,с.48-50

3. Основы гражданского образования

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации



5. Я.В. Соколов, Д.В. Колесов, СВ. Максимов, А.Н. Мусаев, В.В. Фортунатов «Граждановедение. Ответственность за правонарушения»

6. И.Ю. Горева, Н.Е. Марков, Я.В. Соколов «Методическое пособие к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение».
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока граждановедение в 7б классе по теме «Ответственность за групповые правонарушения» Цель : Раскрыть особенности уголовной ответственности за групповые
120.76kb.
Конспект урока граждановедения в 7 классе «ответственность за групповые преступления» цель
53.77kb.
Уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей
96.8kb.
Статья 19 ук РФ. Общие условия уголовной ответственности
106.49kb.
Урока в 8 классе (литература + музыка) по теме "Любви и звуков торжество" Цель
105.75kb.
1. Совершенствовать индивидуальные, групповые, командные действия в нападени
28.05kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
30.76kb.
План-конспект урока в 6 классе по теме : The nature of Belarus
54.6kb.
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах
195.16kb.
План-конспект урока английского языка во 2 классе по умк азаровой С. И.
23.09kb.
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта»
52.09kb.
Конспект урока химии в 11 классе по теме
96.39kb.