voeto.ru страница 1
скачать файл

Конспект урока
Аттестуемый педагог Казакова Людмила Ивановна

Предмет литература _Класс_____5 а

Тема урока_ Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино".
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием баллады "Бородино»

развивать умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения;

воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия как любовь к Родине, к народу. Цель: вспомнить литературоведческие термины.

вспомнить литературоведческие термины: тема, идея, сюжет, жанр, сюжет, метафора, эпитет, строфа.


Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, аудиозапись классического исполнения баллады "Бородино".




Этапы работы

Содержание этапа

1.
2.

3.

4.



5



Организационный момент

Проверка домашнего задания


Изучение нового материала

Задача очередного этапа урока

Актуализация знаний

Работа в парах и взаимопроверка, обсуждение ответов - примеров


Работа по тексту стихотворения

Актуализация знаний

Подведение итогов работы по карточкам.

Домашнее задание.



Слово учителя: Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких, патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. Стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году, к 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. В нём отражена безграничная любовь русского народа к своей Родине, самоотверженность, готовность простых людей защищать свою страну.

Записали тему урока в тетради, по ходу урока Вы должны будете сформулировать и записать:


  1. Эпиграф к уроку;

  2. Добавить в словарь незнакомых слов новые слова;

  3. Найти примеры в тексте метафоры, эпитета, сравнения.

Перед вами портрет поэта (слайд №1)

. Вы видите лицо совсем молодого поколения. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли. Биография поэта - пересказ статьи учебника с использованием дополнительных сведений. Челнаков К, Алексеев А.

Слово учителя: "Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!"

- Что же произошло тогда в далёком 1812 году?

Сообщение ученицы Боровской А.. (слайд 2).

Учитель А теперь посмотрите, как художники изобразили Бородинское сражение (слайды №3-8).



История героического сражения под Бородино легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова. Аудиозапись классического исполнения стихотворения "Бородино".

Словарная работа с военными терминами и словами, вышедшими из употребления в тетради(слайды 9-14)

Во время аудио записи работа в тетради (словарь незнакомых слов)
Вопросы для беседы:

1. Определите жанр стихотворения.

2. Как построено стихотворение? В чём особенность композиции баллады?

3. От чьего имени ведётся повествование о Бородинском сражении? Как звучит его роль?

4. Сколько всего строф в балладе?

5. Какие строфы повторяются дважды? С какой целью это было сделано автором?

6. Определите тему, идею баллады.

7. Проследите логику развития сюжета баллады.



Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"

Завязка: "И вот нашли большое поле…"

Кульминация: "Ну ж был денёк!"

Развязка: "Вот затрещали барабаны…"
Слово учителя:

Вопросы на карточках на каждой парте. Дайте ответ, свое мнение процитировать словами автора.

8. Кто герои баллады?

9. Чем объясняется героизм русских солдат?

10. Как ведут себя солдаты перед боем?

11. Как изображено Бородинское сражение? В этом описании всё точно и образно. Поле битвы видишь как нарисованную картину и слышишь все звуки боя.

12. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, метафорами, фразеологическими оборотами.

Образные сравнения: "французы двинулись как тучи…"

Фразеологические обороты: "ушки на макушке", "ломить стеною","постоим мы головою", "до конца стоять".13. Как можно объяснить выражения: "ломить стеною","постоим мы головою", "до конца стоять"?

Как они помогают понять чувства участников боя?

14. Почему же Россия помнит про день Бородина?


Слово учителя:

-В самый ответственный момент нашей истории люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Подведём итог.

Что М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём стихотворении?

- Великий подвиг народа в борьбе с иноземными захватчиками.

- Отразил беспредельную любовь простых людей к своей родной земле.

Домашнее задание.



Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино".

скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока Аттестуемый педагог Казакова Людмила Ивановна Предмет литература Класс 5 а Тема урока Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Цели урока: познакомить учащихся с содержанием баллады "Бородино
36.61kb.
Конспект урока по физической культуре Аттестуемый педагог: Шуманов Иксан Зулкарович Предмет: Физическая культура
60.55kb.
Конспект урока по правоведению посвященный 60-и летию принятия ООН всеобщей декларации прав человека Класс
67.65kb.
Конспект урока Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: Безличные предложения
53.04kb.
План конспект урока класс 5 Предмет социально-бытовая ориентировка тема: «Личная гигиена» Тема урока: «Выполнение гигиенических процедур»
115.78kb.
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари «Сказки по телефону» Цель урока : познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя
110.66kb.
Урок предмет: изо дата урока: 02. 12 г. Учитель: Скрынникова Н. В. Класс: 5 Тема урока: Работа в технике
82.2kb.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Цели урока: продолжить знакомство с произведениями С. Козлова
28.4kb.
Конспект урока по русскому языку тема урока: «Учимся писать письма»
121.86kb.
Конспект урока английского языка 5 класс Кузовлев В. П название урока: What do you do in your spare time? Цели и задачи урока
67.45kb.
Так называлась тема необычного урока для первоклашек библиотечного урока
21.82kb.
Конспект урока истории 8 класс Тема: «Первая мировая война»
105.12kb.