voeto.ru страница 1
скачать файл
Управление образования администрации г. Вологды

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 99 «Почемучка»




«Истоки» и «Воспитание

на социокультурном опыте»

Конспект проведения занятия с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Социокультурная категория - «Традиции дела»

Тема - «Мастера и рукодельницы»


Старший воспитатель

Абрамова Ольга Сергеевна



Воспитатель

Королева Валентина Борисовна

2004 г.

Программное содержание


  1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела».

  2. Воспитывать уважение к людям труда (мастерам и рукодельницам)

  3. Развивать умение детей договариваться, приходить к согласию.


Предварительная работа

1. Чтение отрывков из книги «Культура Вологодской области».

2. Разучивание стихов и песен Вологодских поэтов и композиторов.

3. Посещение выставок: «Вологодское чудо», «Вологодский костюм», «Гончары России» в стенах Вологодского Государственного музея-заповедника и музея краеведения детского сада.

4. Чтение детям литературно-художественных произведений из книги № 4 для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» (под общей редакцией И.А.Кузьмина).

5. Поисково-исследовательская деятельность детей и родителей. (Педагоги, родители и дети в течение месяца собирают изделия народных промыслов Вологодской области, а именно - г. Вологды, Великого Устюга, Устюжны, деревни Глубоковка, готовят мини-сообщения).

6. Разучивание народной игры Вологодского края «Гончары».

7. Занятие по познавательному развитию с детьми 6-7 лет на тему «Мастерство народных рук».


Мастерство народных рук

В детском саду демонстрируется выставка народных промыслов Вологодской области.

Воспитатель:

- Дети, сегодня, здесь, будет проходить открытие выставки изделий народных промыслов, выполненных мастерами и рукодельницами Вологодской области. Сейчас я Вам предлагаю первыми пройти и познакомиться с изделиями наших мастеров. (Дети проходят по выставке).


Чтение детьми стихотворения «Вологодские коклюшки» Рождественского.
ВОЛОГОДСКИЕ КОКЛЮШКИ

Окна все давно погасли,

Только в наших свет горит,

У лежанки моя бабушка

Коклюшками бренчит,

До окон деревню нашу

Вьюга хочет замести,

Без лопаты до калитки

Будет утром не дойти.


Вологодские коклюшки

Знамениты с давних пор,

На подушечку ложится

Снежный северный узор,

Эта вьюга, что кружила,

Что всю ноченьку мела,

Вместе с бабушкой вилюшки

Кружевные заплела.


Доплела моя бабуля

Кружевной воротничок,

В нем случайно заблудился

Серебристый паучок,

Вьюги он не испугался

Бойкий летний паучок,

Украшать он смело взялся

Кружевной воротничок.


Примерять я утром стану

Новенький воротничок,

Сам от радости запляшет

Озорной мой каблучок,

Расцелую я бабулю,

Крепко-крепко обниму,

Для нее сама дорожку

До калитки размету.


Итак, выставка открывается.

(Дети останавливаются около кружевных изделий)
Презентация Вологодского кружева

Ребенок: - Я хочу представить кружевной воротничок со сказочными хрустальными садами.

Ребенок: - А я хочу Вас познакомить с галстуком, на котором среди бабочек затаился летний паучок.

Ребенок: - Я представляю вологодское кружево, на котором сплетен Софийский собор со сказочными елями в морозный солнечный день. Прислушайтесь, и вы услышите колокольный звон. Это кружево выплела моя бабушка, мамина мама, поэтому оно мне очень дорого.

Ребенок: - А вот и снежинки со сверкающими лучиками, которые легко кружатся в хороводе.

Воспитатель: - Действительно, вологодское кружево – это очень древний вид декоративно-прикладного искусства – это наша гордость и мечта, наше северное чудо. Ребята, давайте вспомним, откуда к нам пришла кружевная сказка? Какие узоры используются? (Ответы детей)

- А как называются люди, которые занимаются плетением кружев? (Кружевницы)

Воспитатель:

- Почему кружевная сказка у всех кружевниц разная?

- У каждой кружевницы своя душа, свой узор, свой характер, свое настроение.

- Вы наверное, дети, со мной согласитесь что для создания кружевных изделий мастерице требуется немало умения, времени, терпения, доброты, любви, чтобы сплести такую кружевную сказку. Начинается эта работа с создания сколка-рисунка, затем - плетение самого кружева. Кружевница вручную, перебирая коклюшки, плетет изделие. Так и выплетается сказочное чудо.

- А теперь я предлагаю Вам пройти дальше и вы сразу увидите еще один вид промысла. Я думаю, что вы мне сразу его назовете (Правильно, это гончарное производство).



Презентация Устюженской керамики

Воспитатель:

- Назовите районы нашей области, где развито гончарное производство (Кирилловский, Череповецкий, Белозерский, Устюженский).

- А вы знаете, ребята, ни одна ярмарка, куда привозили купцы свой товар не обходилась без народных игр, давайте и мы поиграем в игру «Гончары».


Физкультминутка – организация и проведение русской народной игры «Гончары»

Воспитатель:

- Я предлагаю продолжить наш разговор о гончарном производстве дальше.

- Что использовал гончар для изготовления изделия? (Глину)

- Кто может назвать районы, которые богаты самыми хорошими глинами? (Сокольский, Белозерский).

- Расскажите, пожалуйста, как можно изготовить такой красивый кувшин (Рассказ ребенка).

Воспитатель: - Дети, из рассказа Вы, наверное, поняли какая же это трудная работа гончара. Здесь должен работать сильный, умелый, умный, терпеливый человек, работа начинается с добычи и приготовления глины, лепки, обжига и затем просушки изделия, но не просто изделия, а изделия, которое бы понравилось людям. Мастер работает с большой душой.

Дети останавливаются около деревянных расписных изделий


Презентация Глубоковской росписи

- Роспись по дереву издавна славилась на Руси и являлась одним из древних промыслов «Русского Севера». Интересный центр народной росписи был и на Вологодской земле.

- Кто назовет вид росписи? (Глубоковская)

- Почему эта роспись называется Глубоковской? (Деревни находились в очень отдаленных глухих местах, глубоко в лесах Северного края. Отсюда и название одной из них - «Глубоковская»).

- Чем Глубоковская роспись отличается от других росписей? (Наложением цвета на цвет)

- Дети, я думаю, что неповторимая красота изделий мастеров Вологодских промыслов пробудила в сердцах такую радость, что всем нам с вами захотелось песни петь, шагать по земле Вологодской и делать добрые дела.


Физкультминутка – организация и проведение русской народной игры «Иголочка и ниточка»

- Мы с вами очутились в мастерской художественных промыслов, и я предлагаю вам почувствовать себя в роли мастера. По желанию выберите тот вид народного промысла, который вам ближе и попытайтесь сами передать красоту природы Вологодского края (Детям предлагается для работы сколок-рисунок Вологодского кружева, роспись глиняной посуды, роспись доски элементами Глубоковской росписи).


Продуктивная деятельность детей в мастерской художественных промыслов

Воспитатель:

- Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей).

Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами.


Материал к развивающему занятию

  1. Выставка изделий народных промыслов, выполненных мастерами и рукодельницами Вологодского края.

  2. Иллюстративный материал для проведения парного тренинга.

  3. Рисунки детей о Вологде, выполненные в художественной мастерской.


Конспект проведения развивающего занятия

Присоединение

В начале занятия обратить внимание на оформленную выставку мастеров народных промыслов Вологодской области. Предложить детям назвать изделия и вид промысла.

Воспитатель:

- Недаром настоящих мастеров и рукодельниц в нашем крае любят и помнят долгие годы. Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение. Люди говорят «Каков мастер, такова и работа»

Как вы понимаете эту пословицу? (Размышления детей.)
Этапы работы:

1. Подготовительный этап:

Разговор в круге.

Воспитатель:

- Дети, во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Выбор любимого дела всегда был важным этапом жизненного пути и определялся, главным образом, глубокой любовью к выполняемой работе.

Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства.
Расскажите, кем в будущем вы хотите стать? (Размышления детей)

Кого можно назвать мастерами и рукодельницами? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям.



2. Индивидуальный этап

Воспитатель:

- Дети, вначале каждый из вас будет выполнять задание самостоятельно. Возьмите и внимательно рассмотрите иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий и конечный результат их работы. Вам предлагается соединить линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу. Приступайте к самостоятельной работе. На это вам дается три минуты (Время отслеживается по песочным часам).

3. Работа в паре

Воспитатель:

- А сейчас я предлагаю вам выполнить эту работу в паре. Возьмите другую иллюстрацию. Внимательно рассмотрите ее, послушайте друг друга и придите к совместному решению. Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе. Договоритесь и решите в паре, кто будет рассказывать о проделанной работе. На эту работу вам дается еще 3 минуты.
Парная работа детей:

Дети выполняют работу в паре, делегируют друг другу право на высказывание, представляют результаты парного тренинга.

Воспитатель:

- Дорогие дети! Спасибо вам за дужную работу. Мне было очень приятно видеть, как вы общались, договаривались и приходили к единому мнению.




  1. Экспертная оценка

Оценка воспитателя с опорой на наглядность:

  1. Мастерство кузнеца проявляется даже в таком деле, как изготовление подковы для лошади. В народе говорят: «Настоящий кузнец – специалист, достигший высокого искусства».

  2. Кружевница – большая искусница выплетения кружевной сказки.

  3. Художник – его тонкие руки умело передают в рисунке красоту природы родного края.

  4. Столяр – мастер по дереву, он создает красивую мебель.

  5. Швея – шьет рубашки.

  6. Плотник – строит дом.

  7. Повар – печет вкусные пироги .

Недаром говорится «Дело мастера боится».

Рефлексия

Воспитатель:

- Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц, на рисовании вы пробовали себя в роли мастера. Давайте поразмышляем о том, «Какими качествами должен обладать каждый мастер?» (Ответы детей).

Управление образования администрации г. Вологды



МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 99 «Почемучка» г. Вологда


скачать файл



Смотрите также:
Конспект проведения занятия с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) Социокультурная категория «Традиции дела»
83.47kb.
Конспект познавательного занятия для подготовительной к школе группы
47.1kb.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы
55.82kb.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе
83.08kb.
«Мы – десантники» с детьми подготовительной группы Инструктор по физкультуре: Абрамова Юлия Вадимовна Городской округ Электрогорск
48.75kb.
Конспект организованнойформы обучения по математике в подготовительной к школе группе «На помощь Буратино!»
85.9kb.
Доклад к презентации по теме «Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы»
189.37kb.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной группы
58.07kb.
• Чистые листы бумаги а 4
41.78kb.
8 августа в мбдоу детском саду «Светлячок» с. Посёлки проходили «Весёлые старты», посвящённые Дню физкультурника
7.78kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по реализации образовательной области
39.02kb.
План-конспект проведения занятия по «Уставам вс рф» с взводом военных сборов. Тема: «Воинские ритуалы». Цели:  ознакомить обучаемых с воинскими ритуалами
919.06kb.