voeto.ru страница 1
скачать файл
ШКОЛА НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МОДУЛЬ 3 «Самостоятельная работа студентов в новых образовательных технологиях. Формы контроля и способы оценки в современных образовательных технологиях»

образовательных технологиях»

Конспект лекционного занятия № 1

Тема занятия: «Самостоятельная работа студентов при использовании новых образовательных технологий».

Преподаватель: Л.Д. Филиогло, методист мастерской общественных коммуникаций.

Назначение темы в учебном курсе – сформировать у слушателей представления о самостоятельной работе студентов, ее назначении, формах и способах организации.

Содержание лекционного занятия:

Самостоятельная работа учащихся представляет собой индивидуальную или групповую учебную (научную) деятельность по достижению конкретных результатов, осуществляемую под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельной работой студенты могут заниматься в аудиторное и во внеаудиторное время.

Основу самостоятельной работы составляет деятельностный подход, ориентированный на востребованность знаний, умений и навыков в сложившейся реальной или съимитированной ситуации.

Эффективная самостоятельная работа должна строиться осознанно, с позиции целенаправленной деятельности. Другими словами, изучать материал и осваивать умения и навыки нужно не ради знания и понимания, а для получения практических результатов (возможно, в реальных ситуациях), чтобы обеспечить движение по образовательной траектории от уровней «знаю о …», «знаю, как действовать» до уровней «умею применять свое знание как действовать в зависимости от ситуации» и «могу изменить ситуацию и знаю, к чему это приведет». Поэтому учащимся всегда нужно четко обосновывать необходимость и практическую значимость самостоятельной работы, которой им предстоит заниматься в учебном курсе. Учитывая, что самостоятельное освоение учебного материала предполагает проявление инициативы обучающегося в процессе отбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков, а также ответственность за планирование, реализацию и оценку результатов собственной учебной деятельности, формирование мотивации студентов приобретает особую актуальность.



Формы и виды самостоятельной работы учащихся

Все разнообразие форм, в которых проводится самостоятельная работа, можно свести к наиболее общим:



  1. Работа с информационными массивами: изучение, конспектирование, реферирование литературных и Интернет-источников.

  1. Выполнение практических заданий: решение задач, проведение опытов, выполнение расчетно-графических работ, отдельных заданий по исследованиям; составление отчетов, эссе, рецензий, статей, глоссариев, обзоров, заданий, кроссвордов.

  1. Разработка курсовых и дипломных проектов; разработка и реализация проектов (в том числе акций, мероприятий).

Уровень и сложность заданий, выполняемых студентами самостоятельно, должен зависеть от курса обучения и от учебного курса, его места в программе обучения, которое определяет целевую направленность самостоятельной работы.

Виды аудиторной самостоятельной работы студентов



  • выполнение контрольных работ, практических заданий

  • работа с дидактическим материалом или участие в обучающей игре

  • выступление с докладом, проведение мероприятия

  • выполнение учебной исследовательской работы

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов

  • выполнение курсовых и дипломных работ

  • выполнение заданий практического характера

  • поиск информации

  • конспектирование, работа с первоисточниками

  • подготовка доклада, статьи

  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности

  • составление глоссария, используя ресурсы Интернет:

  • разработка и реализация проекта (в том числе мероприятий, акций)

  • организация диалога в сети — использование электронной почты

  • создание студентами тематических web-страниц

Разумеется, есть и другие виды самостоятельной работы студентов, они напрямую зависят от специфики учебного курса, в чем вы убедитесь во второй части занятия.

Виды участия студентов в научно-исследовательской работе:



  • написание курсовых, дипломных работ;

  • написание научной статьи, тезисов доклада на конференцию; выступление с докладом на научной конференции и т.п.

Организация самостоятельной работы учащихся

Преподавателю, организующему самостоятельную работу учащихся в курсе, нужно обеспечить студентов всем спектром информационной и методической поддержки, при этом возрастает его стимулирующая и консультационно-методическая роль.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит


  • сформулировать цели и задачи самостоятельной работы

  • подобрать формы и определить содержание самостоятельной работы

  • подобрать тематическую и методическую литературу

  • разработать инструкции или методические указания

  • разработать формы текущего и рубежного контроля

  • составить перечень учебных мероприятий по сопровождению самостоятельной работы

Перейдем на другую позицию – позицию учащегося. Для того, чтобы выполнить работу самостоятельно, ему необходимо знать что, зачем и как ему нужно сделать. Преподавателю нужно определить, какие затруднения могут возникнуть в ходе не только выполнения работы, но и в ходе организации такого рода работы. Хорошим подспорьем персональной организации студента по выполнению самостоятельной работы будет служить учебно-методический комплекс (силлабус), где необходимо разместить следующие материалы:

  • Перечень заданий для самостоятельной работы

  • Содержание заданий, выполняемых студентами самостоятельно, в связке с занятиями по курсу, с обязательным указанием целей и задач их выполнении (обоснование);

  • Сроки выполнения заданий

  • Методические указания, которыми будут руководствоваться учащиеся при выполнении заданий (при необходимости дополнять их образцами выполненных заданий);

  • Контролирующие задания (вопросы для самопроверки)

  • Критерии оценивания выполненных заданий

  • Список учебной литературы

  • График консультаций

  • Средства стимулирования самостоятельной работы (дополнительные баллы, премиальные и штрафные баллы)

Кроме того, важным является установление требований и общих ожиданий, т. е. в силлабусе преподаватель должен нацелить студента: а) на необходимость выполнения заданий для самостоятельной работы; б) на соблюдение сроков выполнения; в) на подготовку и ответственность.

Контроль за самостоятельной работой учащихся и оценка ее результатов.

Эффективной и выполненной в срок может быть только оперативно контролируемая самостоятельная работа. Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется, как правило, в ходе семинарских и практических занятий (проверка выполнения заданий - составления эссе, статей, отчетов, решения задач; проверка контрольных работ, проверка и защита рефератов, заслушивание и обсуждение докладов и сообщений, проведение групповых дискуссий и деловых игр, обсуждение и защита проектов), отдельных мероприятий (защита курсовых и дипломных работ), с помощью тестирования.

Любой вид задания для самостоятельного освоения учебного материала должен быть оценен после представления результатов его выполнения на экзамене, на коллоквиуме, на занятии, при тестировании. При этом шкала оценивания результатов самостоятельной работы должна быть составлена таким образом, чтобы ранжировать задания в зависимости от уровня их сложности, и обязательно соответствовать принятым критериям оценивания.

Организация самостоятельной работы учащихся в учебных курсах

В учебно-игровом курсе "Основы социальной коммуникации" учащиеся осваивают азы осуществления коммуникационных действий, включаясь в имитируемые социальные ситуации: искусственно создается поле для целенаправленной деятельности конкурирующих между собой студенческих сообществ.

В учебно-тренинговом курсе "Основы самоорганизации" основной целью для учащихся является научиться рациональной организации персональной деятельности. Для этого, кроме представления о том, что такое персональная цель, результат, задачи деятельности и т. д., и знания того, как грамотно распределять нагрузку с учетом особенностей работоспособности человека, нужно освоить способы их выделения и процедуры планирования работ.

Рассмотрим, как организуются, сопровождаются и оцениваются некоторые виды самостоятельной работы в данных курсах.



Работа с тематической литературой

Самостоятельная работа с учебной и справочной литературой не самоцель и необходима учащимся не только для закрепления и более подробного изучения тематических вопросов, чем на аудиторном занятии, а также для организации целенаправленной деятельности студентов в учебном курсе. В ходе работы с тематической литературой формируются навыки сравнивать, обобщать, выделять главное, связывать изучаемый материал со сложившейся ситуацией и умение использовать его в этой ситуации.

В каком ключе изучать материалы по теме, на что обратить внимание, указывается в задании для самостоятельного освоения учебного материала (в задании содержится список вопросов для самопроверки), которое выдается студентам на занятии после рассмотрения темы. Каждое задание связано с выполнением учебного задания (например, в курсе ОСК задание по самостоятельному освоению учебного материала "Поиск близких по духу людей" выдается учащимся вместе с учебным заданием "Формирование сообщества"), проясняя понятие, ситуацию, либо способ деятельности, потому что предназначено обеспечивать осознанное выполнение действий участниками курса, исходя из сложившейся ситуации и целей деятельности. Учащимся, которые пожелают ознакомиться с темой более глубоко, нужно предложить список дополнительной литературы. Выполнение каждого задания рассчитано на одну неделю, до следующего аудиторного занятия.

Утверждение, что хорошо выполнить учебное задание можно лишь при условии проработки учебной литературы, будет являться стимулом далеко не для всех студентов. Чтобы поощрить их за проведенную самостоятельную работу, тем самым стимулируя включение учащихся в такую форму учебной работы, студентам предоставляется возможность получить дополнительные баллы за ответы на вопросы по теме, размещаемые в форуме учебного курса. Разумеется, не все учащиеся смогут самостоятельно разобраться с вопросами темы, поэтому в форуме курса предусмотрена нить, где можно получить консультацию преподавателя по непонятным моментам. На аудиторных занятиях преподаватель организует тематическое семинарские обсуждения или опрос, за участие в которых учащиеся получают дополнительные баллы.

Таким образом, чтобы организовать работу с тематической литературой в курсе ОСК, преподавателю необходимо подготовиться:

а) подобрать к теме каждого аудиторного занятия тематическую и справочную литературу;

б) составить вопросы по теме, на которые можно ответить, изучив подборку литературы;

в) составить задание, потребующее применить сформированные в результате изучения темы представления в конкретной ситуации;

г) включить в состав аудиторного занятия семинарское обсуждение по данной теме или подведение итогов выполнения учебного задания, связанного с изучением материалов темы.

Работу учащихся с тематической литературой обеспечит следующий комплекс мер:



  • Обеспечение доступа учащихся к тематической и справочной литературе

  • Использование форума учебного курса

  • Проведение консультаций

  • Разработка критериев оценивания результатов самостоятельной работы

  • Разработка системы стимулирования самостоятельной работы

Тьютору нужно создать в форуме курса темы, в которых студенты будут отвечать на вопросы, задаваемые преподавателем, и получать консультацию по неясным моментам.

Процесс самостоятельного усвоения учебного материала учащимися контролируется в ходе следующих видов учебной деятельности:

- семинарское обсуждение;

- ответы на вопросы преподавателя на аудиторном занятии и в форуме;

- тестирование;

- выполнение учебного задания (косвенно).

Результаты самостоятельной работы преподаватель обязательно оценивает, руководствуясь разработанными критериями оценивания:


  • Ответы учащихся (при опросе или в ходе обсуждения), показывающие понимание сути вопроса, но не содержащие обоснования представленной точки зрения (учащийся не может дать ответ на вопрос "Почему?"), оцениваются на занятии 2-мя баллами. За ответы учащихся, показывающие понимание сути вопроса и содержащие развернутое обоснование представленной точки зрения, на занятии ставится 5 баллов.

  • Если ответ учащегося представляет собой выдержку из тематической литературы, или не имеет обоснования, начисляется 1 балл. За развернутый аргументированный ответ студент получает 5 баллов.

  • За каждый верный ответ на вопрос теста студент получает 1 балл (максимально 10 баллов).

  • Оценивание каждого учебного задания производится по конкретным критериям. Оценка, полученная за выполнение учебного задания, отражает результат самостоятельной работы по усвоению учебного материала.

Выполнение учебных заданий в курсе ОСК

В курсе ОСК студенты осваивают организацию коммуникационной работы, направленной на изменение студенческой среды ТГУ. Научиться умению разворачивать коммуникационный процесс –задача сложная, ее невозможно решить только на аудиторных занятиях и за короткое время, для этого потребуется организация длительной самостоятельной работы учащихся.

Ситуация необходимости выполнения каждого последующего учебного задания задается сценарно (развитие событий в курсе определяется сценарием, причем постепенно: вначале идет подготовка, дающая возможность обосновать такой вид деятельности участников коммуникационной игры, затем – непосредственное выполнение задания. Т.е. сначала формируются студенческие сообщества, составляют свою самохарактеристику, выбирают голову сообщества, а затем разворачивают деятельность – составляют информационные материалы). В курсе ОСО каждое последующее задание является ступенькой для завершения работы (выбор пути – анализ пути – планирование).

Для организации самостоятельной работы по выполнению учебных заданий преподавателю необходимо



  • Подготовить тематическую и справочную литературу

  • Составить задания для самостоятельного освоения учебного материала

  • Составить учебные задания

  • Разработать формы контроля результатов выполнения учебных заданий

  • Организовать работу в форуме

Выполнение заданий сопровождается тематическими обсуждениями и консультациями на аудиторных занятиях и в форуме курса. В помощь учащимся подготовлены материалы, раскрывающие технологию выполнения тех или иных действий, которые необходимо предпринять участникам игры (участие в голосованиях, составление пресс-релизов, составление информационных материалов, способы установления социальных связей и т. д.), а также справочные материалы, позволяющие студентам разобраться в тематическом поле и осознать сущность, назначение и как «работают» те или иные понятия (цели, задачи, ресурсы, символический капитал).

Для сопровождения самостоятельной работы по выполнению учебных заданий преподавателю необходимо



  • Разработать технологические материалы

  • Обеспечить доступ учащихся к учебным материалам

  • Указать назначение

  • Указать критерии оценивания выполненных заданий

  • Определить сроки выполнения заданий

  • Проводить консультации

Преподаватель оценивает выполненные студентами задания, руководствуясь указанными в учебном задании критериями.

Чтобы обеспечить выполнение самостоятельной работы учащихся по составлению информационных материалов, преподавателю следует подготовить:



  • Тематическую и справочную литературу, раскрывающую представление о сущности, назначении и возможностях применения в ходе информационного воздействия информационных материалов.

  • Задания для самостоятельного освоения учебного материала, которые помогут учащимся выделить основные моменты.

  • Тематические обсуждения и консультации по назначению, составлению и особенностей использования информационных материалов.

  • Учебные задания по составлению информационных материалов.

  • Технологические материалы – руководство по составлению информационных материалов.

  • Критерии оценивания авторских информационных материалов.

  • Тему в форуме для размещения комментариев к составленным информационным материалам.

Работа в электронной оболочке учебных курсов

Так как выполненные задания учащиеся в курсах ОСО и ОСК пересылают по электронной почте; работа в форуме – неотъемлемая часть работы в курсе, результаты учебной деятельности (оценки за выполнение учебных заданий, за работу на занятиях, участие в голосованиях, результаты тестирования, посещаемость) можно просмотреть на образовательном портале ТГУ, практически все учебные материалы размещены на сайте, иметь необходимый минимум информационной культуры студентам обязательно.

Для работы студентов в образовательном портале ТГУ и обучения процедурам публикации материалов на сайты, находящиеся в электронной оболочке курса ОСК, разработан тестово-тренинговый модуль «Основы компьютерных телекоммуникаций». В обучающем модуле предусмотрены консультации по вопросам подготовки текстового и графического материалов для размещения на web-сайте, задания-упражнения для выполнения на занятии и учебные задания для внеаудиторного выполнения. Учебно-тренинговый модуль имеет свою программу с описанием целей и задач, организации учебного процесса (распределения учебных мероприятий) и тематического содержания; тематические материалы к занятиям; учебные задания и подборку тематической литературы.

Организация самостоятельной работы студентов по заполнению презентационных сайтов студенческих сообществ предусматривает следующую подготовку:



  • Разработка программы и приложений, тематических материалов для консультаций и учебных заданий тестово-тренингового модуля «Основы компьютерных телекоммуникаций».

  • Подбор тематической литературы.

  • Составление тестов.

В курсе ОСО для сопровождения работы учащихся со средствами мультимедиа разработаны консультации, которые проводятся на аудиторных занятиях. Есть возможность получения консультации в форуме (в специально созданной нити). Чтобы разработать комплекс консультаций, необходимо

- выделить виды технической работы, которой должны заняться студенты в курсе;

- подобрать тематическое содержание, тематическую литературу для обеспечения формирования умения учащихся работать в электронной среде курсов;

- распределить консультации по занятиям в соответствии с учебными заданиями в курсе

Приложение

Пример задания для самостоятельного освоения учебного материала.



ЗАДАНИЕ 08

Познакомиться с литературой по теме: манипуляция людьми и пропаганда

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

При ознакомлении с материалом (Тема 8) учащимся необходимо выяснить следующее:

- чем отличается манипуляционное воздействие от коммуникационного;

- какие цели преследует манипулятор;

- какие способы и приемы используются для манипулирования.

Руководствуясь представлениями, сформированными на основании тематического материала, учащимся необходимо определить, какие манипулятивные технологии применяют студенческие сообщества для осуществления целевого воздействия, если такой факт имеет место.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Организация каких процессов обеспечивает жизнеспособность новых идей в социальной среде?

  2. Как происходит позиционирование социальных идей? Приведите пример.

  3. Какие службы занимаются продвижением социально значимых идей в обществе? Кто выполняет подобные функции в Вашем сообществе?

  4. Какие средства задействуются для позиционирования и продвижения новых идей в социальной среде?

  5. Каким образом Ваше сообществ осуществляет реализацию новых замыслов (раскрывает важность провозглашаемых идей и доводит их до сведения целевой аудитории)? Приведите пример.

  6. Какую роль играет общественное мнение для принятия новых идей представителями аудитории? Какие действия необходимо предпринимать в этом случае для мобилизации общественного мнения?

  7. При помощи каких «рычагов» можно оказывать влияние на сознание и поведение человека?

  8. Выделите общие и отличительные черты коммуникации и манипулирования.

  9. Подвергались ли Вы манипуляционному воздействию? Когда Вы это заметили? К какому выводу пришли?

  10. Есть ли у Вас опыт манипулирования другими? В чем он заключается? Какие выводы Вы сделали?

  11. Какие действия пропагандистского и презентационного характера, проводимые Вашим сообществом, оказались результативными? Что не удалось? Почему?

  12. Наблюдались ли случаи манипулирования в коммуникационной игре? С какой целью?

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 272 с.

Шиллер Г. Манипуляторы Сознанием / Пер. с англ. – М., 1980.


Пример учебного задания курса ОСО

Учебное задание 1

Прохождение регистрации в учебном курсе

Срок выполнения: 2 суток

Назначение задания

Задание выполняется всеми участниками учебно-тренингового курса, с целью протестировать каждого на способность работать со средствами электронного сообщения Образовательного портала ТГУ, которые используются в учебном курсе (форум и пересылка заданий в электронном виде).



Содержание действий по выполнению задания

Каждый учащийся должен получить в соответствующем подразделении ВУЗа данные, необходимые для пользования локальной сетью ТГУ, а также пройти регистрацию в учебном курсе «Основы самоорганизации», оставив сообщение в форуме Образовательного портала ТГУ и продублировав его в сообщении, пересланном в электронном виде.



Состав выполняемого задания

1. Единичное сообщение в нити «Регистрация в курсе» на форуме учебного курса «Основы самоорганизации» с ответом на вопрос: «После первых занятий стало ли Вам понятно, что такое самоорганизация, и что будет требоваться от Вас во время прохождения учебного курса?». Сообщение составляется в свободной форме. Допускается и негативный ответ, но ответ должен быть опубликован на форуме учебного курса в установленный срок.

2. Продублированный ответ на тот же вопрос, переданный тьютору учебной группы в электронном сообщении через электронную почту. Сообщение должно быть подписано: Ф.И. студента, группа, номер задания.

Критерии оценки

Учебное задание считается выполненным, если выполнены все вышеуказанные действия. За выполнение задания баллы не начисляются, проставляется лишь факт сдачи задания. В случае, если студент не выполняет задание, ему будет назначен штраф в размере 5 баллов.

Пример учебного задания курса ОСК

Учебное задание 08

Составление информационных материалов для web-сайта сообщества



Дата выдачи: занятие 06

Срок выполнения: 1 неделя (к занятию 7)

Назначение учебного задания: Каждому студенческому сообществу необходимо пояснить свою позицию в коммуникационной игре, представить планы деятельности и привлечь внимание целевой аудитории. Для чего нужно составить информационный материал, разъясняющий тематику и направление его деятельности и обнародовать его.

Содержание задания: В информационном материале, предназначенном для представления стремлений и намерений сообщества студенческой аудитории, вам следует пояснить, почему было решено работать именно в этом направлении, представить свое видение того, чем будет заниматься сообщество и каким образом его деятельность будет способствовать улучшению студенческой среды ТГУ. Подготовленный материал публикуется на web-сайте сообщества в разделе «Интересы сообщества».

При выполнении учебного задания рекомендуется использовать: технологические материалы на тему «Публикация информационных материалов», «Формирование имиджа студенческого сообщества».

Задание выполняется всеми членами сообщества сообща.



Критерии оценивания: Каждый информационный материал отмечается начислением баллов (в том числе премиальных до +10 баллов) в соответствии с тем, насколько полно и ясно членам сообщества удалось обосновать тематику и направление деятельности своего студенческого сообщества с точки зрения воздействия на характеристики студенческой среды:

  • Если в тексте указаны тематика и направление деятельности сообщества, перечислены видов предполагаемой деятельности, учебное задание оценивается 5-ю баллами (на число выполнявших задание членов сообщества). Полученные баллы распределяются между участниками сообщества в соответствии с их долевым участием.

  • Аргументированное пояснение выбора тематики и направления деятельности сообщества, представление своих планов, связанных с деятельностью по изменению негативных качеств студенческой среды ТГУ в коммуникационной игре, заслуживают оценки +10 баллов (на число членов сообщества). Полученные баллы распределяются между участниками сообщества в соответствии с их долевым участием.

  • За убедительность, четкость и аргументированность обоснования выбора тематики и направления деятельности сообщества, согласованность с ними представленных планов и описание результатов, к которым стремится сообщество, возможно начисление премиальных баллов (до +10 баллов). Полученные баллы распределяются между участниками сообщества в соответствии с их долевым участием.

В случае невыполнения учебного задания (по истечению основного и дополнительного срока) будет начислен штраф = -10 баллов х число членов сообщества. Штрафные баллы распределяются между участниками сообщества в соответствии с их долевым участием.
скачать файл



Смотрите также:
Конспект лекционного занятия №1 Тема занятия : «Самостоятельная работа студентов при использовании новых образовательных технологий»
180.47kb.
Тема: Мультимедиа технологии
63.65kb.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
47.4kb.
Вид занятия
77.37kb.
Процесс обмена информацией
49.6kb.
Методическая разработка по проведению лекционного занятия Тема №12. Экономический рост и государственное регулирование экономики
436.13kb.
Учебного занятия: «Химический состав растений»
124.68kb.
Занятия «Знакомство с животными Африки» Для проведения занятия педагог использовала интерактивную презентацию, которая демонстрировалась на проекционном экране, через медиапроектор на протяжении всего занятия
24.14kb.
Методическая разработка по проведению лекционного занятия Тема № «Введение в экономику. Экономическая теория и её развитие»
328.21kb.
Лекции 20 часов практические занятия 4 часов всего часов аудиторной нагрузки 24 часов самостоятельная работа 49 часов
707.31kb.
План-конспект проведения занятия по «Уставам вс рф» с взводом военных сборов. Тема: «Воинские ритуалы». Цели:  ознакомить обучаемых с воинскими ритуалами
919.06kb.
«Аналитическая химия» для студентов 3-го курса направления подготовки 240700. 62 «Биотехнология»
177.11kb.