voeto.ru страница 1
скачать файл
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОД. ГРУППЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ПО ОЗНОКОМЛЕНИЮ С МЕСЯЦЕСЛОВОМ



«Вслед за солнышком живем»

Цель: Формировать элементарные представления о народной культуре.

Задачи:


  1. Конкретизировать представления о быте наших предков.

  2. Познакомить детей с народным календарем – месяцесловом;

показать взаимосвязь природы с календарем, через знакомство с солярными знаками.

  1. Дать представления о содержании месяцеслова – на примере одного месяца (февраля)

  2. Научить изготавливать «тетерки»

  3. Активизировать название предметов быта, месяцеслова и символов.

  4. Формировать интерес детей к народной культуре

Предварительная работа: рассматривание разных видов календарей; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций о старинных предметах быта; загадывание загадок.

Материалы: презентация «Народный календарь – месяцеслов»; карточки с р. н. загадками; материалы для лепки; клубок; элементы интерьера русской избы.

Ход занятия:

Отгадайте загадку: «Курица на курице, а хохол на улице» (изба).

Сегодня, я вас приглашаю в необычный музей – дом наших далеких предков-славян. Дорогу нам укажет волшебный клубок. У наших предков-славян существовал такой обычай: Входившие в новый дом, должны были взяться за нить клубочка.

- Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь-то в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтобы меньше дуло.

Наши предки-славяне были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей.

Как вы уже заметили в избе всего одна комната. Ее называют горницей. Рассаживайтесь удобнее на лавки и возьмите карточки с загадками. Давайте с помощью загадок вспомним, что есть в русской избе.



игра «Русские народные загадки».

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печка)

Четыре братца под одной крышей живут, одним поясом подпоясываются. (Стол)

На, ней сидят, когда едят. А ночью на ней спят. (Лавка)

Недолго жил многих кормил; упал – пропал, никто костей не собрал. (Горшок)

Сколько ни мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь. (Чугунок)

Рогат, да не бык

Хватает, несыт

Людям отдает

А сам на отдых идет. (Ухват)

Чем больше верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)

По локоть – мохнато

По локоть – голо

По локоть – под себя ушло. (Прялка)

Два братца хотят подраться,

Да руки коротки. (Коромысло)

В избу идут – плачут,

Из избы- скачут. (ведра)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Скрючен, связан по избе пляшет. (Веник)

- Объясните, как использовались эти предметы.

Я вам тоже хочу загадать загадку:

Сам дней незнает,

А другим указывает. (Календарь)

- Какие виды календарей вы знаете? (Отрывной, перекидной, настенный, карманный)

- А еще есть народный календарь – месяцеслов.

Наши предки – древние славяне жили по земледельческому календарю. Солнце определяло жизнь человека, его труд на земле. Череда православных праздников, трудовых будней, обрядов, обычаев и примет замкнулась в годовом круге. Изображение солнца с перечислением всех месяцев олицетворял этот календарь – месяцеслов.

Какое сейчас время года? (Зима).

«Зима – прибериха» - так называл народ зиму. Почему?

- Назовите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль)

Наши предки – древние славяне, называли февраль сечень, за колючи ветры, за лихие вьюги. Ветры в феврале холодом секут.

- Какие поговорки о феврале вы знаете?

«Февраль межень – между зимой и весной»

«Февраль сечень – сечет зиму пополам»

«Февраль сшибает рог зиме»

«В феврале зима с весной встречаются»

«У Февраля два друга – метель да вьюга»

- Каждый день в месяцеслове имеет свое название, так 15 февраля называется - Сретенье. В этот день зима с весной борются, кому идти вперед, кому – назад. «Солнце на лето - зима на мороз» - говорил народ. Принято было кричать закличку.

- Мы с вами тоже разучим закличку для солнышка, вставайте в хоровод.

Солнышко – ведрышко,

Выгляни, красное,

До вешней поры!

Проглянет солнце – к теплой весне, не покажется – ждать холодов.

- Давайте поиграем в игру « Дядюшка Трифон»

- Мы с вами стоим в кругу, круг – это один из символов солнца. Хотите узнать, какие еще солнечные знаки есть у русского народа?

Показ солярных знаков (слайд)

- Огромный лучистый круг украшал внешний вид дома (слайд). Солнечные розетки украшали крестьянскую мебель, люльки, сундуки, прялки, ковши, солонки (слайд).

Вышивка с солнечными знаками украшала одежду, полотенца-рушники, постельное белье.

Все эти солнечные символы имели охранительный смысл, оберегали от невидимого вредоносного начала. Они находились повсюду в жилище наших предков – древних славян.

- Я хочу вас сегодня научить изготавливать тетерки. Тетерки – это солнышко, вьюхи. Обрядовое печенье, которое сохранилось с древних времен до наших дней (слайд).

Скатываем жгутики.

- Что у нас получится? (скатка)

Жгутики – скатки будем свивать в солнечные узоры, из которых состоят тетерки. Самостоятельная продуктивная деятельность.

- Что у вас получилось из скатки? (Тетерки). А тетерки это что? (обрядовое печенье)



Давайте покажем нашим гостям ,что у вас получилось. А теперь предлагаю пойти к малышам и подарить наши тетерки.
скачать файл



Смотрите также:
Конспект интегрироанного занятия в под. Группе с использованием икт по ознокомлению с месяцесловом
35.98kb.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
47.4kb.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе
83.08kb.
Учебного занятия: «Химический состав растений»
124.68kb.
Для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка мной были созданы различные виды словарных диктантов и творческих заданий с использованием икт
144.19kb.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в «Страну чудес» Цель: обогащение словаря
66.52kb.
Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе «Жизнь птиц весной» Цель
92.08kb.
Конспект проведения занятия по математике с использованием логических фигур на тему: «В гостях у веселых клоунов»
23.7kb.
Конспект урока окружающего мира с использованием икт "Путешествие в кладовые Земли. Полезные ископаемые"
83.52kb.
Занятия ведут педагоги высшей квалификации с использованием технологий развивающего обучения
70.24kb.
Рабочая программа «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)»
479.68kb.
Конспект организованнойформы обучения по математике в подготовительной к школе группе «На помощь Буратино!»
85.9kb.