voeto.ru страница 1
скачать файл


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

конкурс социальных проектов «Спешите делать добрые дела»

номинация « Зелёная планета »

проект

«Дадим планете шанс»



Авторы: Головина Юлия Владимировна,15 лет,

Колесов Василий Васильевич,15 лет,

Мильченко Иван Александпович,15 лет,

Мошенский Кирилл Алексеевич,15 лет,

Черниченко Алёна Ивановна,15 лет

Руководитель: Уколова Татьяна Юрьевна,

учитель МОУ «Хотмыжская СОШ»

БОРИСОВКА 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………… 3

  2. ГЛАВА 1. Теоретические основы влияние

транспорта на экологию воздушного бассейна

Земли …………………………………………………………… 7

  1. ГЛАВА 2. Практическая природоохранная

Деятельность волонтёрского отряда «Дружный» ………. 14

  1. Заключение ……………………………………………………. 27

  2. Библиография ……………………………………………… 28

  3. Приложения …………………………………………………… 30

Введение

Очень серьезной является проблема чистоты атмосферы, и она далеко не нова. Роль атмосферы в природных процессах огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности нашей планеты, защищает ее от вредных космического и ультрафиоле­тового излучений. Циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные климатические условия, а через них - на режим рек, почвенно-растительный покров и на процессы рельефообразования. Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокра­щению численности, видового разнообразия животных и растений, заболеваемости человека.[1]

Проблема загрязнения атмосферного воздуха возникла вместе с появлением промышленности и транспорта, которые работают на угле и на нефти.

В течение двух последних столетий задымление воздуха носило местный характер. Дым, копоть от сравнительно редких заводов и фабрик почти полностью рассеивались в большом воздушном пространстве. Однако быстрый рост промышленности в XX столетии привел к такому увеличению объемов и токсичности вредных выбросов, которые не могут уже растворяться в атмосфере до состояния безвредных для природной среды и человека концентраций. Главными и наиболее опасными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные, транспортные и бытовые выбросы.

Автомобили занимают первое место среди источников загрязнения атмосферы. От общего загрязнения воздуха в результате деятельности человека до 51% приходится на транспорт.[9]

Научно – методические основы оценки воздействия автотранспорта на атмосферный воздух в своих работах освещает М. В. Волкодаева.

Вопросы влияния автотранспорта на экологическое состояние атмосферы изучали Полуэктова М.М., Хватов В.Ф., Буренин Н.С., Канчан Я.С., Потапов А.И., Николаев С.Н., Ивлева Т.П., Сонькин Л.Р., Кудрявцева Н.В.

Выбросы автотранспорта содержат около 200-400 химических соединений, обладающих токсическим действием. [5]

Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми автотранспортом, считаются оксиды углерода, азота, серы, углеводорода, сажа и аэрозоль соединений свинца (хлорбромиды и оксид свинца). Кроме того, в выбросах автотранспорта содержаться также немалые количества альдегидов (акромина и формальдегида), являющихся весьма токсичными веществами, а также канцерогенных полициклических ароматических углеводородов, основным представителем которых является 3,4 – бенз(а)пирен.[10]

Хотмыжская школа расположена в центре села. Со школой соседствуют магазины, Воскресенский храм. Здание окружено автостоянками, которые часто заполнены машинами. Наибольшее скопление транспорта наблюдается в первой половине дня, когда осуществляется подвоз товара в магазины, односельчане приезжают за покупками. По выходным и в праздничные дни в храме многолюдно, сюда съезжаются прихожане из всех уголков района, поэтому в это время атмосферный воздух подвержен наибольшему загрязнению.

Учитывая актуальность проблемы, мы избрали тему социального проекта, направленного на улучшение состояния окружающей среды в окрестностях МОУ «Хотмыжская СОШ»: «Дадим планете шанс!».

Цель проекта – улучшение состояния воздушного бассейна в окрестностях МОУ « Хотмыжская СОШ».

Задачи:

1. Создать волонтёрский отряд для осуществления практической природоохранной деятельности.

2. Формировать у школьников экологическую культуру, познавательный интерес к природе родного края.

3. Пропагандировать и распространять среди детей и молодежи позитивные идеи добровольного служения обществу.

Во введении обоснована актуальность проекта , определены цель и задачи.

В первой главе « Теоретические основы влияние транспорта на экологию воздушного бассейна Земли», изучен состав атмосферного воздуха и влияние транспорта на состояние воздушного бассейна Земли.

Во второй главе «Практическая природоохранная деятельность волонтёрского отряда «Дружный» представлено описание этапов реализации проекта «Дадим планете шанс!»

В заключении обобщены результаты реализации проекта.



ГЛАВА 1. Теоретические основы влияние транспорта на экологию воздушного бассейна Земли

1.1 Состав атмосферного воздуха

Атмосфера – мощная газовая оболочка Земли, характеризирующаяся резко выраженной неоднородностью строения и состава ( см. приложение 1). Масса атмосферы составляет 5*1015т.

По особенностям строения атмосферу делят на 4 сферы: тропосферу, стратосферу, мезосферу и термосферу (см.приложение 2). Мощность тропосферы 8-10км в полярных областях и 16-18км у экватора. Это самая плотная часть атмосферы и она непосредственно граничит с поверхностью океана и суши. Температура здесь понижается с высотой (до 6°С на каждый километр). Стратосфера распределена на две зоны: нижнюю, достигающую высоты 25 км, и верхнюю, которая простирается до высоты 50 км. В стратосфере, на высоте 25км расположен озоновый слой. Выше стратосферы располагается мезосфера, достигающая 80км от уровня моря и характеризующаяся мощностью 25км. В мезосфере происходит понижение температуры с высотой. Далее идет термосфера (ионосфера). Верхней оболочкой атмосферы является экзосфера, область диспозиции атмосферных газов (преодоление атомами и ионами поля Земли), в результате которой Земля теряет то или иное количество атмосферных газов.

Атмосфера нашей планеты состоит в основном из азота и кислорода. Кроме того, в состав атмосферы входят углекислый газ, озон, аргон, водород, гелий и некоторые другие газы, а также водяной пар, содержание которого в среднем составляет 2,4 г/см3.

Газовая среда, содержащая необходимые компоненты воздуха, является одним из важнейших экологических факторов. Кислород необходим всем живым организмам для дыхания, а другой компонент воздуха - углекислый газ – обеспечивает воздушное питание зеленых растений – фотосинтез.[1]

Основные составные части атмосферного воздуха подразделяют на три группы: постоянные, переменные и случайные.

К первой группе относятся кислород (21 % по объему), азот (около 78%) и благородные газы (около 1 %). Ко второй группе относятся диоксид углерода (0,02­ - 0,04%) и водяной пар. К третьей группе относятся слу­чайные компоненты, определенные местными услови­ями. Так, вблизи металлургических заводов воздух часто содержит диоксид серы, техногенные примеси тяжелых металлов; в местах, где происходит распад органических остатков, - аммиак и другие газообраз­ные и жидкие вещества.

Загрязнением воздуха считается повышение концентрации углекислого газа и других вредных газов.[12]



1.2. Влияние транспорта на состояние воздушного бассейна Земли

«Атмосферный воздух в последние десятилетия интенсивно загрязняется путем привнесения в него или образования в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровень естественного содержания. Таким образом, под загрязнением атмосферы понимается привнесение в атмосферу веществ в виде газа, пара или пыли в степени, оказывающей вредное воздействие на организмы, неживую природу или технические устройства. Это одно из наиболее опасных последствий НТР и использования человеком ископаемого топлива.

Атмосфера обладает мощной способностью к самоочищению от загрязняющих веществ. Движение воздуха приводит к рассеиванию примесей. Пылевые частицы выпадают из воздуха на земную поверхность под действием силы тяжести и дождевых потоков. Многие газы растворяются во влаге облаков и с дождями также достигают почвы. Под воздействием солнечного света в атмосфере погибают болезнетворные микроорганизмы. Но в настоящее время объем ежегодно выбрасываемых в атмосферу вредных веществ резко возрос, составляет многие миллионы тонн и превышает пределы способности атмосферы к самоочищению.» [5]

Загрязнения любого масштаба по многочисленным цепям природных связей переходит из одной среды в другую. На этом пути первым оказываются автотрофные организмы – растения. Газы, пыль, содержащие различные компоненты, легко проникают в ткани растения через устьица и могут непосредственно влиять на обмен веществ в клетках, вступая в химические взаимодействия на уровне клеточных стенок и мембран.

Пыль, оседая на поверхности листьев, затрудняет поглощение света, нарушает водный обмен. Под действием загрязняющих веществ происходит подавление фотосинтеза, нарушение водообмена, многих биохимических процессов, снижение транспирации, общее угнетение роста и развития растений. Это приводит к изменению окраски листьев, некрозу, опадению листьев, изменению формы роста и т.д. [5]

К числу крупнейших источников загрязнения атмосферного воздуха всегда относился автотранспорт. За последние годы наблюдается увеличение интенсивности автомобильного движения практически на всех автодорогах. Кроме того, увеличилось количество личного автотранспорта, как легкового, так и грузового.

Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми автотранспортом, считаются оксиды углерода, азота, серы, углеводорода, сажа и аэрозоль соединений свинца (хлорбромиды и оксид свинца). Кроме того, в выбросах автотранспорта содержаться также немалые количества альдегидов (акромина и формальдегида), являющихся весьма токсичными веществами, а также канцерогенных полициклических ароматических углеводородов, основным представителем которых является 3,4 – бенз(а)пирен. При пробеге 20 000 км автомобиль выбрасывает:


  • Свинец (Pb) - 0.775 кг

  • Окислы азота (NOx) - 40.75 кг

  • Углеводороды (НС) - 234 кг

  • Угарный газ (CO) - 765 кг

Смог наиболее серьезная неприятность из всех типов загрязнения воздуха.

Смог (Smog от английских слов smoke (дым) и fog (туман)) - туман, образующийся при конденсации водяных паров вокруг мелких частичек дыма. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь.

Уровень загрязнения воздуха зависит от ряда причин. Так, дизельные двигатели расходуют на 25 % меньше топлива, чем бензиновые; в дизельном топливе нет соединений свинца; при их работе выделяется многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнение: тяжелые грузовики расходуют его в несколько раз больше, чем легковые автомобили. Состав выхлопных газов зависит также и от того, насколько отрегулирован двигатель.[10]

Загрязняющие выбросы автотранспортного средства зависят от трех основных факторов:



  1. режим движения транспортного средства;

  2. скорость транспортного средства;

  3. расстояние, пройденное транспортным средством.

Кроме основных факторов также влияют:

  • пробег автотранспортного средства (степень его износа)

  • марка автомобиля

  • масса автомобиля

  • степень очистки топлива

  • температурный режим

Режимы движения

Выделяют четыре основных режима движения:



  • холостые обороты

  • разгон

  • маршевый режим

  • торможение

Все движение транспортного средства состоит из последовательных изменений этих четырех режимов.

Изменение режимов движения приводит к немедленному изменению состава и концентрации выбросов:

Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу

сильно зависит от состояния двигателя:



В начале поездки, когда двигатель еще не разогрет, происходит неполное сгорание топлива, что приводит к дополнительной эмиссии паров бензина и несгоревших углеводородов. Особенно вреден т.н. «холодный старт», т.е. запуск холодного двигателя. Двигатель работает нестабильно, испытывая большие нагрузки. Значительно увеличивается расход топлива, а, следовательно, количество вредных выбросов.

В конце поездки, когда автомобиль уже припаркован на стоянку, но двигатель еще горячий, происходит дополнительное испарение топлива в атмосферу.

Скорость движения имеет непосредственное влияние на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Выброс углеводородов уменьшается с повышением скорости, выброс окислов азота - увеличивается.

Помимо выбросов химических веществ, серьезны­ми загрязнениями атмосферы являются выбросы боль­шого количества водяного пара, шум, электромагнит­ное излучение, тепловое загрязнение, в том числе выбросы большого количества нагретого воздуха.


ГЛАВА 2. Практическая природоохранная деятельность волонтёрского отряда «Дружный»

Для достижения поставленной цели проекта «Дадим планете шанс!» было выделено три этапа его реализации:



1 этап – подготовительный

1. Формирование волонтерского отряда из числа учащихся 9 класса МОУ « Хотмыжская СОШ»

2. Выявления актуальных экологических проблем в селе Хотмыжск.

3. Разработка проекта практической природоохранной деятельности волонтерского отряда на 2009-2010 ученый год.



2 этап - основной

Реализация запланированных практических природоохранных программных действий.



3 этап – заключительный

Подведение итогов.

2.1 Подготовительный этап проекта «Дадим планете шанс!»

Формирование волонтерского отряда из числа учащихся 9 класса

МОУ « Хотмыжская СОШ»

Среди учащихся 9 класса Хотмыжской школы есть инициативные, трудолюбивые дети. Они не равнодушны к экологическим проблемам планеты, и в частности села Хотмыжск. Таким образом, был сформирован волонтёрский отряд «Дружный», в состав которого вошли Головина Юлия, Мильченко Иван, Мошенский Кирилл, Черниченко Алёна, Колесов Василий.



Выявление

актуальных экологических проблем в селе Хотмыжск

Отряд «Дружный» провёл исследование по выявлению факторов, влияющих на состояние воздушного бассейна в селе Хотмыжск. Были установлены следующие факты:

1. На территории села нет производственных предприятий.

2. В селе размещена свиноферма подсобного хозяйства ОГУЗ «Санаторий «Красиво». При этом, все технологические процессы связанные с откормом животных, экологически безвредны. Используются натуральные корма, биологические отходы используются в качестве минерального удобрения на полях хозяйства.

3. Все социальные объекты (школа, детский сад, администрация сельского округа, магазины, храм) сосредоточены в одном месте.

4. 96% домов в селе переведено на газовое отопление.

Таким образом, основным источником загрязнения воздуха в селе Хотмыжск является транспорт. При этом наибольшая интенсивность транспортных потоков наблюдается на территории, прилегающей к школе. Хотмыжская школа расположена в центре села. С ней соседствуют магазины, Воскресенский храм. Здание окружено автостоянками, которые часто заполнены машинами. Наибольшее скопление транспорта наблюдается в первой половине дня, когда осуществляется подвоз товара в магазины, односельчане приезжают за покупками. Осуществляется подвоз детей в школу. По выходным и в праздничные дни в храме многолюдно, сюда съезжаются прихожане из всех уголков района, поэтому в это время атмосферный воздух подвержен наибольшему загрязнению.

Проведён количественный анализ автотранспортных потоков в различное время суток. При этом общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 час вычисляется по формуле:

S = N 100 м.

Количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин (R) вычисляется по формуле:

R = S K,

где К – расход топлива на 1 км пути в литрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л, для дизельных – 0,4 л.

Измерение проводились в течение 5 дней, в результате были полученные усреднённые результаты, которые нашли своё отражение в таблице 1.

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ В ОКРЕСТНОСТЯХ ХОТМЫЖСКОЙ ШКОЛЫ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Таблица 1

Характеристики

автотранспортных потоков (за 1 час)

Время суток

8.00. – 9.00.

12.00 – 13.00.

17.00. – 18.00.

Численность автомобилей

(N)


12

22

8

Путь, пройденный всеми автомобилями (S),м

1200

2200

800

Количество топлива, сжигаемое двигателями автомобилей (R),л

0,12

0,22

0,08

Результаты исследования интенсивности автотранспортных потоков в окрестностях МОУ «Хотмыжская СОШ» позволяют сделать вывод о том, что в первой половине дня интенсивность наибольшая.

В среднем, поток автотранспортных средств, в период с 8ч.00мин. до 22ч.00мин. составляет 168 машин ежедневно.

 Расчёт количества выделившихся вредных веществ, производится с учётом того, что при сгорании бензина, необходимого автомобилю для пробега 1 км пути, выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота.

Полученные результаты исследования приведены в таблице 2.

КОЛИЧЕСТВО ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛИВШИХСЯ ЗА СУТКИ

Таблица 2



Вредные вещества

Количество вредных веществ

Угарный газ, л

7,056

Углеводороды, л

1,176

Диоксид азота, л

0,470

Количество выбросов вредных веществ в окружающую среду зависит от интенсивности автотранспортных потоков.

Следует отметить, что полученные результаты необходимо считать примерными, так как расчёты производились только для бензиновых двигателей, и не учитывалась возможность присутствия среди отслеженных автомобилей машин с дизельными двигателями.

Таким образом, выявлена экологическая проблема - загрязнение воздушного бассейна транспортными средствами.

Мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды, можно разделить на технологические, планировочные и административные.

Применительно к сельской местности и возможностям учащихся школы, доступным мероприятием, направленным на улучшение качества воздуха является озеленение территории. В связи с этим, волонтёрским отрядом «Дружный» был разработан проекта деятельности по улучшению качества воздушного бассейна в селе Хотмыжск на 2009-2010 ученый год.

Разработка рабочего плана

проекта практической природоохранной

деятельности волонтерского отряда «Дружный»

на 2009-2010 ученый год

Выбрано три основных направления практической природоохранной деятельности:



  1. Утилизация выброшенных после праздника новогодних деревьев, утилизация опавшей листвы деревьев.

  2. Посадка зелёных насаждений.

  3. Уход за имеющимися зелёными насаждениями.

РАБОЧИЙ ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА « ДАДИМ ПЛАНЕТЕ ШАНС»





Природоохранные мероприятия

Сроки

1

Сбор и утилизация опавшей листвы

Ноябрь

2

Сбор и утилизация выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев

Январь

3

Наведение порядка на пришкольной территории после зимы

Март

4

Посадка зелёных насаждений

Апрель

5

Уход за имеющимися зелёными насаждениями

Май

2.2. Основной этап проекта «Дадим планете шанс!»

Реализация запланированных практических природоохранных программных действий

1.Ноябрь



Сбор и утилизация опавшей листвы.

Собранные листья отправлены для закладки компоста, используемого в качестве удобрения на школьном участке.



2. Январь

Сбор и утилизация выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев

Волонтёрский отряд «Дружный» организовал сбор выброшенных хвойных деревьев у населения села. Собранные ели были отправлены на подсобное хозяйство ОГУЗ «Санаторий «Красиво» для переработки на кормовые добавки для животных подсобного хозяйства и зоопарка санатория.



Сбор хвойных деревьев у населения




Выгрузка собранных деревьев на территории подсобного хозяйства ОГУЗ «Санаторий «Красиво»




Переработка собранных деревьев




3.Март

Наведение порядка на пришкольной территории после зимы

Приведение в порядок Подготовка школьных клумб

территории летнего бассейна для высадки цветов

4.Апрель

Посадка зелёных насаждений.

Закладка школьного яблоневого сада

Высадка роз

Участие в посадке аллеи, посвящённой 65-летию Победы



5.Май

Уход за имеющимися зелёными насаждениями

Полив кустарников, высаженных честь Дня Победы

Полив яблоневого сада

Прополка клумб на территории школы

Прополка клумб в окрестностях школы

Заключение

Заключительный этап проекта «Дадим планете шанс!»

Подведение итогов проекта

Социальный проект «Дадим планете шанс!», направленный на улучшение состояния воздушного бассейна в окрестностях МОУ «Хотмыжская СОШ», успешно реализован. Волонтёрский отряд «Дружный» провёл ряд природоохранных мероприятий по озеленению территории, прилегающей к Хотмыжской школе. Большой вклад в реализацию проекта внесли партнёры: ОГУЗ «Санаторий «Красиво», Администрация Хотмыжского административного округа.

Чистота атмосферного воздуха является важным условием нормальной жизнедеятельности человека и остальных организмов. Каждый человек должен задуматься о том, какие серьёзные последствия несёт атмосфера, пропитанная вредными химическими веществами. Жизнь, данная нам однажды природой не должна нарушаться искусственными факторами, которые негативно сказываются на здоровье человека.

Очевидно, что реализованный проект полностью не решает проблему чистоты воздуха. Поэтому, в борьбе за улучшение качества воздушного бассейна, остаётся актуальным проведение климатического мониторинга воздушного бассейна, так как помимо выбросов химических веществ, серьезны­ми загрязнениями атмосферы являются выбросы боль­шого количества водяного пара, шум, электромагнит­ное излучение, тепловое загрязнение, в том числе выбросы большого количества нагретого воздуха.


Библиография

1. Акимова, Т.А. Экология. / М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. - 566с.

2. Антипов В.Г. Устойчивость древесных растений к промышленным газам / Минск: Наука и техника, 1979. – 216 с.

3.Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды/ Зоологический институт АН СССР, 1981. - 18 с.

4. Ашихмина Т. Я. Экологический мониторинг. Учебное пособие /М.: Академический Проспект, 2005.- 416 с.

5.Воскресенская О.Л. Организм и среда: факториальная экология: Учеб. пособие /Йошкар-Ола, 2005.-245с.

6.ВроноскийВ.А. Прикладная экология: Учеб. Пособие/ Ростов – на – Дону: Изд. «Феникс», 1996 .– 512 с.

7.Ивлева Т.П., Сонькин Л.Р. Прогноз высоких уров­ней загрязнения воздуха, создаваемого выбросами автотранспорта/ Информа­ционный бюллетень № 1, 1995 – 98с.

8.Израэль Ю.А. Экологический мониторинг и регулирование состояния природной среды/ Зоологический институт АН СССР, 1981. - 115 с.

9.Инженерная экология. Учебное пособие под редакцией проф. В.Т.Медведева/М.: Гардарики, 2002. – 687 с.


10.Контроль загрязнения воздушной среды, вызванного автотранспортом – режим доступа:


11.Мамаев С.А. Влияние промышленных загрязнений на репродуктивный процесс у сосны обыкновенной /Зоологический институт АН СССР, 1981. – 78 с.

12.Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учеб. пособие/ М.: Высшая шко­ла, 2002.- 345с.

13.Потапов А.И. Хватов В.Ф., Николаев С.Н., и др.Пути решения экологических проблем автотранспорта. Научное, учебно-методическое справочное пособие/ СПб.: Гуманистика, 2006, - 650 с.

14.Полуэктова М.М. Определение зоны распространения загрязняющих веществ, поступающих в приземный слой атмосферы с выбросами городского автотранспорта /Информационный бюллетень №2 : «Вопросы охраны атмосферы от загрязнения», НПК «Атмосфера»/ СПб, 2005. -32с.



Приложение 1

Состав земной атмосферы



Составляющая

Объемное соотношение, %

Массовое содержание, %

Азот

Аргон


Гелий

Оксид азота (I)

Кислород

Криптон


Метан

Неон


Углекислый газ

78,1

0,93


5,24*10-4

5,0*10-5

20,95

1,14*10-4



1,4*10-4

1,8*10-3

0,032


75,53

1,28


7,24*10-5

7,6*10-5

23,14

3,3*10-4



7,75*10-5

1,25*10-3

0,046


Приложение 2

Строение атмосферы



скачать файл



Смотрите также:
Конкурс социальных проектов «Спешите делать добрые дела» номинация «Зелёная планета»
201.02kb.
Конкурс рисунков «Зелёная планета»
15.17kb.
1 IX всероссийская детская акция «С любовью к России мы делами добрыми едины» проводится по инициативе Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета»
48.84kb.
05 ноября 2011 года в рамках областного социально-культурного марафона "От сердца к сердцу – добрые дела" на базе филиала мбоу сош с. Большой Труёв сош с. Явлейка состоялся семейно-спортивный праздник
24.84kb.
Лень понятие такое есть, За добрые наши дела это бесовская месть
18.73kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
258.09kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
1392.06kb.
Отзыв от участника конкурса «Территория успеха»
8.54kb.
Конкурсе туристических проектов «Пройдись по Пензенскому краю»
58.03kb.
Ii всероссийский конкурс междисциплинарных проектов и программ в области патриотического воспитания и гражданского образования конкурс 2011-2012 учебного года положение
146.7kb.
Сведения о конкурсе
57.19kb.
Центральная городская детская библиотека Жизнь дана на добрые дела литературная игра для младших школьников по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» Большой Камень, 2012
103.33kb.