voeto.ru страница 1
скачать файл

Методические разработки по курсу «Наглядная геометрия» в 1 классе





Материалы на Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества

012-2013 учебного года
Номинация: Педагогические идеи и технологии
Автор: Алексеева Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области.
Название работы: Методические разработки по курсу «Наглядная геометрия» в 1 классе по разделу «Начальные геометрические понятия»

Содержание

Введение ....................................................................................................................стр.3

Методологические и методические основы преподавания по разделу

«Начальные геометрические понятия»....................................................................стр.3

Основное содержание раздела «Начальные геометрические понятия»...............стр.4

Тематическое планирование раздела «Начальные геометрические понятия»....стр.4

Поурочные разработки. Урок 1.................................................................................стр.5

Урок 2...........................................................................................................................стр.7

Урок 3...........................................................................................................................стр.9

Урок 4...........................................................................................................................стр.10

Урок 5...........................................................................................................................стр.12

Урок 6...........................................................................................................................стр.14

Урок 7...........................................................................................................................стр.17

Урок 8...........................................................................................................................стр.18

Урок 9 ..........................................................................................................................стр.21

Приложения 1-5............................................................................................. .......стр.25-31




Введение.

В настоящее время в обучении математике возникает проблема обновления содержания обучения с целью развития математического, в частности, пространственного и логического мышления младшего школьника.

Приобретенные знания и умения учащимися играют развивающую роль в том случае, если они становятся базой для формирования обобщенных способов действия. Одним из таких обобщенных способов действия является моделирование, на основе которого построена методика формирования основных понятий курса «Наглядная геометрия». весь курс направлен на формирование и развитие пространственного и конструктивного мышления учащихся.

Курс рассчитан на 4 года, с первого по четвертый классы, и находится в полном соответствии с содержанием дошкольной подготовки детей и с системой изучения геометрического материала в средней школе.

Ниже я представляю методические разработки по разделу «Начальные геометрические понятия» по курсу «Наглядная геометрия» в 1 классе.
Методологические и методические основы преподавания

по разделу «Начальные геометрические понятия»
Последовательность заданий данного курса выстраивается следующим образом: сначала предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих основных заданиях. Например, активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п. Затем предлагается задание, обязательно имеющее частично-поисковый характер или содержащее элементы творчества. Выполнение такого задания связано с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, интуиции ребенка. Проблемно-поисковый метод реализуется через вещественную или графическую модель, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками. Далее следует этап закрепления, на котором предлагаются задания, которые носят продуктивный характер, т.к. во-первых, для их решения необходимо опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, а во-вторых, они отличаются возможностью действовать различными способами, опираясь на ранее усвоенные знания, умения и навыки. Сюда же относятся практические и логические задания. Таким образом, любое задание является одновременно и обучающим, и развивающим. изображение 009

В качестве раздаточного материала используются:



  • счетные палочки;

  • «Дидактический набор», содержащий фигурки трех основных форм: кружок, треугольник, квадрат;

  • простейшая геометрическая мозаика;

  • рамка-трафарет;

  • раздаточный дидактический материал «Объемные модели геометрических тел»;

  • листы нелинованной бумаги.

В результате за четыре года у детей формируется «устойчивость» в сохранении формы; умение выполнять любые движения этой формы (все симметрии, повороты, сдвиги); умение синтезировать из этих форм самые разнообразные композиции; выполнять расчленения этих форм, изменение параметров и другие трансформации.


Основное содержание раздела «Начальные геометрические понятия»
На изучение данного раздела отводится 9 часов. (Приложение №1)

На данном этапе уточняются представления детей о форме геометрических фигур. Дети учатся сравнивать фигуры по различным признакам; знакомятся с понятием симметричности; вводятся такие неопределяемые понятия, как точка, прямая, кривая; понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых; ломаной линии, отрезка, длины отрезка; диагонали квадрата.

В процессе изучения этого раздела дети выполняют аппликации, штриховки, раскрашивают узоры с помощью рамки, изготавливают модели фигур, работают с мозаикой, дидактическим набором и счетными палочками.
Тематическое планирование раздела «Начальные геометрические понятия»

Название темы

Количес-тво часов

Название занятий

1 класс

Начальные геометрические понятия

9

1.Геометрические фигуры.

2.Симметричный орнамент.

3.Симметричные фигуры.

4.Точка и прямая.

5.Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну точку и две точки.

6.Линии на плоскости. Ломаная. Отрезок.

7.Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

8.Квадрат. Диагональ квадрата..

9. Геометрические фигуры(повторение)



Поурочные разработки
Урок 1.

Тема: Геометрические фигуры.

Цель: Уточнить представления детей о форме геометрических фигур. Развивать пространственное мышление и логическое мышление.

Оборудование: дидактический набор (квадраты, круги, треугольники), Цветные карандаши, рамка.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- К нам в гости пришла Белочка. Она очень любит собирать грибы и ягоды, а потом развешивать их на веточке сушиться. Получаются бусы, вот они.



II. Изучение нового материала.

1. Сравнение фигур.

- С какой фигуры начинаются бусы? Какой заканчиваются?

- Чем похожи все квадраты? Чем похожи все круги?

- Выложите у себя на парте такие же бусы, используя дидактический материал.

2. – Однажды Белочка встретила в лесу Гусеницу.

- Гусеница, ты похожа на мои бусы, - сказала Белочка.новый-1

- Чем же я похожа? – спросила Гусеница.

- Ребята, скажите ей, чем же она похожа.
3. Штриховка фигур. (рисунок гусеницы у детей на партах)

- Скажите, из каких фигур составлена эта гусеница?

- Заштрихуйте все круги вертикально, все квадраты- наклонными, все треугольники- горизонтально. (Приложение № 2)

4. Рисунок на доске.

- Рассмотрите фигуры. Назовите фигуры, которые знаете. Какого они цвета? Какого размера?


- Разделите эти фигуры на две группы. По какому признаку это можно сделать? ( по форме, по размеру, по цвету)

5. Работа с рамкой.

- Рассмотрите рамку и назовите фигуры, которые вы знаете.

- Возьмите карандаш и обведите изнутри в рамке: большой круг, маленький квадрат, треугольник, прямоугольник, маленький круг, большой квадрат.

- Закрасьте, используя для штриховки рамку, красным цветом большой круг и маленький квадрат, синим – треугольник и прямоугольник, зеленым – маленький круг и большой квадрат.

- Найдите на рамке все фигуры, у которых четыре угла. Обведите их. Закрасьте одним цветом. Сколько их? (Ответ: 7)

- Ребята, Белочка выполнила это задание так.


- Гусеница ей говорит: «У тебя одна фигура не похожа на все остальные»

- Белочка не видит, какая это фигура. Помогите ей найти эту фигуру. (Ответ: )



III. Закрепление.

1. Игра на внимание «День-ночь»

Учитель выставляет на наборное полотно несколько разных по форме и цвету фигур, со словами «День», дети запоминают их порядок, со словами «Ночь» учитель меняет фигуры местами. Игра повторяется 4-5 раз.



2. Работа с мозаикой.

- Ребята, сейчас вы будете составлять из деталей мозайки фигуры. А чьи, вы узнаете отгадав загадки:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (кошка)

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. ( собака)

- Сложите из деталей мозаики кошку и собаку.

- Нарисуйте одного из них в тетради по клеткам.



3. Задание на развитие логики.

- Рассмотрите человечков. Чем они похожи, чем различаются?

- Составьте и нарисуйте из этих же фигур несколько человечков, но так, чтобы не было одинаковых.

IV. Подведение итогов.

- Назовите фигуры, с которыми встретились на уроке.

- Какое задание понравилось?

- Когда было трудно?



Урок 2.

Тема: Симметричный орнамент.

Цель: Научить детей получать квадрат из прямоугольного листа бумаги. Дать представление о центре квадрата и симметричном построении орнамента.

Оборудование: рамка, счетные палочки, альбомный лист, цветная бумага, ножницы, карточки с заданием, мозаика.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- Белочка сегодня принесла вам несколько узоров, которые составил её Бельчонок. Он еще маленький и немного запутался. Помогите ему найти ошибки.


1
2

3
- Найдите ошибки. Выложите такие же бусы на парте.

- Нарисуйте правильно узор в тетради, используя рамку.

II. Изучение нового материала.

1. Получение квадрата из листа нелинованной бумаги.

- Можно ли сказать, что альбомный лист имеет форму квадрата? (Нет)

- Сейчас вы увидите, как можно получить квадрат из прямоугольного листа бумаги.

(Учитель загибает прямоугольник от угла, лишнюю часть отрезает)

- Как найти центр квадрата? ( еще раз перегнуть пополам)

2. Составление симметричного узора. в квадрате сначала по образцу учителя, а затем самостоятельно по рамке, предварительно сделав новый квадрат для основы. Раскрасить его можно карандашами или фломастерами. (Приложение № 3)

Образцы простейших орнаментов:




III. Закрепление.

1. Подготовка к распознаванию симметричных фигур.

фиг

- Дорисуйте вторую половину фигур по клеткам.



2. Работа с мозаикой.

- Сложите из деталей мозаики слона и носорога.




3. Задание на развитие логики.

- Найдите закономерность и продолжите ряд человечков.



новый-12


4. Работа со счетными палочками.

- Сложите из палочек фигуры.


5. Выполнение аппликации.

- Сосчитайте треугольники на рисунке.

- С помощью рамки нарисуйте нужные фигуры, вырежьте и составьте аппликацию «Кошка» (Приложение № 4)
новый-12
IV. Подведение итогов.

Выставка детских работ.


Урок 3.

Тема: Симметричные фигуры.

Цель: Познакомить с понятием симметричная фигура. Научить распознавать эти фигуры и практически проверять их на симметричность.

Оборудование: цветная бумага, рамка, ножницы, клей.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Учитель показывает детям игрушку (фонарик), сделанную из четырех кругов разного цвета.(круги перегнуты по диаметру и склеены).

- Из каких геометрических фигур сделан этот фонарик? (из кругов)

-Сколько в нем деталей?

- Как перегнули каждый круг? (пополам)

- Что можете сказать о каждой половинке круга? (похожи, но повернуты в разные стороны)

- Мы постараемся сегодня понаблюдать, какие фигуры можно поделить на равные части и как они называются.

II. Изучение нового материала.

1. Рассматривание фигур.

- Посмотрите на фигуры и выберите геометрические фигуры, из которых можно было бы сделать фонарик по такому же принципу.

- Покажите рукой линию сгиба в каждой названной фигуре. (Обратить внимание на фигуры, в которых линию сгиба можно провести разными способами. Желательно учителю иметь бумажные модели всех фигур, чтобы дети могли практически проверить верность своей догадки)).

- (Учитель стирает с доски те фигуры, которые не выбрали дети) Все фигуры, которые вы выбрали, называют симметричными. Линию, которая делит такую фигуру на две совпадающие при перегибе части, называют осью симметрии. Эта линия делит фигуру так, что при перегибе обе половины совпадают.

- Многие вещи считаются красивыми именно потому, что они симметричны. Например, снежинка. Приглядитесь к окружающим вас предметам – мы живем в мире симметрии.

2. Нахождение симметричных предметов.

- Присмотритесь к предметам на рисунке и найдите симметричные рисунки.



симметр

3. Изготовление фонариков из симметричных фигур.

- Сделать фонарики круглой и квадратной формы из трех деталей.(Окружности и квадраты дети чертят, используя рамку)



III. Подведение итогов.

Выставка детских работ.


Урок 4.

Тема: Точка и прямая.

Цель: Познакомить с неопределяемыми понятиями геометрии: точка, прямая, кривая; научить получать прямую способом перегибания листа.

Оборудование: три листа нелинованной бумаги, карандаш, мозаика.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- Сегодня я хочу познакомить вас со своими друзьями – цветными мелками. Они будут трудиться для нас весь год – чертить и писать на доске. Но для того, чтобы понять, что хотят сказать мелки, надо выучить их язык. Этим мы сегодня и займемся.



II. Изучение нового.

1 - Скажу вам, ребята, что мелки говорят при помощи рисунка. Вот беру я красный мелок и рисую. (Учитель рисует точку)

- Что это? Как это назвать? (Точка)

- А теперь мелок побежал по доске, оставляя другой след. (Учитель рисует кривую линию)

- Как назвать такой след мелка? Что это? (Линия)

2. Сравнение линий.

- Посмотрите, на доске нарисовано несколько линий. Есть ли среди них похожие?

- Чем они похожи?

- Как можно охарактеризовать их форму? (прямые и кривые)



3. Построение кривой линии через две точки.

(на доске две точки на расстоянии 50см)

- Через две данные точки проведите на доске кривую так, чтобы она прошла через эти две точки.

III. Закрепление.

1. (детям выдается 3 листа нелинованной бумаги)

- Возьмите лист бумаги и поставьте точку в любом месте. Поставьте еще одну точку на расстоянии вашей ладошки.

- Теперь проведите на листе кривую линию так, чтобы она прошла через обе точки.

- Трудно ли это было сделать? (Нет)

- Возьмите второй лист бумаги. Снова поставьте на нем две точки и проведите через них прямую линию.

- Получилась ли у вас прямая? (Нет, от руки это сделать трудно)


- Может быть легче провести прямую через одну точку. Возьмите третий лист бумаги и поставьте на нем одну точку и попробуйте провести через нее прямую. (Дети убеждаются, что от руки это сделать нельзя)

- Как вы думаете, как же мне удалось начертить прямые линии на доске и вы сразу догадались, что это прямые? Значит, в жизни они часто встречаются. Как же люди их чертят прямые?

- Сейчас я вас познакомлю со своими помощниками. Это Карандаш и Линейка.карандаш

- Сейчас мы отправимся в путешествие в страну «Геометрия». В этой стране живут геометрические фигуры, там все имеют геометрическую форму, даже деревья. Провожает в путешествие Карандаша и Линейку маленькая смешная Резинка, лучшая подружка Карандаша.

- Как вы думаете, почему Карандаш дружит с резинкой?

- Сейчас я вам открою маленький секрет – научу вас чертить прямую через одну точку без линейки и карандаша.

- Возьмите лист и поставьте точку. Теперь согните лист так, чтобы точка оказалась на линии сгиба. Разверните его. Какая линия у вас получилась? (Прямая)

- Согните лист по этой линии и проведите пальцем по сгибу. Какая линия? Вот вы и провели прямую линию через точку.



2. Работа с мозаикой.

- Жители страны «Геометрия» очень любят играть. Любимая их игра геометрическая мозаика. Попробуйте и вы поиграть. Из деталей мозаики сложите четыре квадрата разными способами.



IV. Подведение итогов.

-Что нового узнали?



Урок 5.

Тема: Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну точку и две точки.

Цель: научить детей различать и строить прямые и кривые линии. Познакомить с различными случаями взаимного расположения прямых на плоскости.

Оборудование: карточки с заданием.
Ход урока.

I. Оргмомент.

линии

- Разделите все линии на две группы. Дайте названия группам.(Прямые и кривые)



II. Изучение нового.

1. Знакомство с понятиями.

- Найдите линию, идущую точно сверху вниз. Она называется вертикальной.

- Найдите вертикальное направление прямых вокруг себя, в классе.

- Прямая 7 идет точно справа налево (или слева направо), ее называют горизонтальной.

-Найдите в классе горизонтальные прямые линии.

- Как можно назвать прямые 4 и 1? (наклонные)



2. Работа в тетради.

- Начертите в тетради, используя линейку и карандаш горизонтальную, вертикальную, наклонную прямые линии.

- Поставьте на любой из них точку.

- Можно ли поставит на прямой еще одну точку? Как вы думаете, сколько точек можно поставить на этой прямой? (сколько хочешь)

- Верно. Математики говорят, что на прямой можно поставить бесконечное множество точек. Но чтобы их ставить, надо и линию иметь бесконечной длины. Поэтому, когда математики говорят слово «прямая», имеют в виду, что начертить у себя на листе можно только ее часть. Мы чертим часть прямой а сами про нее представляем в уме, что она бесконечна и продолжается в любую сторону сколько угодно. То же самое математики думают и о кривой. Любая линия бесконечна.

3. Продолжение прямых и кривых линий.

– Посмотрите на линии 5 и 7. Если я захочу продолжить их, куда они пойдут? (в качестве модели используется указка)

- А продолжая линию 6, могу ли я точно сказать, куда она пойдет дальше? (нет)

- Есть целая наука, которая изучает прямые и кривые линии. Она называется аналитическая геометрия. Это очень интересная и сложная наука, вы познакомитесь с ней в старших классах. Оказывается, про некоторые кривые линии можно сказать, как4 они пойдут дальше, и с некоторыми из них мы познакомимся уже очень скоро.



4. Пересечение линий.

- Теперь попробуйте ответить на такой вопрос. Как вы думаете, линии 4 и 5 встретятся когда-нибудь? Можно ли найти место их встречи?

- Карандаш побежал по 4 линии, а Резинка – по линии 5. Встретятся ли они, ели побегут вниз? А если вверх?рез

- Где они встретятся? Куда должна подойти Линейка, чтобы не разминуться с ними в стране Геометрии?(чертеж достраивается на доске пунктиром, на месте встречи ставится яркая точка)

- Эти две прямые встретятся в этой точке, а математики говорят пересекутся.

- Какие линии на рисунке еще пересекутся?

- А какие не пересекутся? Догадайтесь, как они называются? Непересекающиеся

- Найдите в классе пары прямых, которые никогда не пересекутся, как бы далеко их ни продолжать.



III. Повторение пройденного.

1. Карточка с фигурами.

-Закрасить квадраты на карточке красным цветом.



карт

2. Закономерности.кошки

- Дорисовать кошек, соблюдая закономерность.


3. Работа со счетными палочками.

- Сложите из палочек данные фигуры.



новый-1
2


4. Игра «Что лишнее?

- Просмотрите ряды фигур,

найдите в каждом «лишнюю»

IV. Подведение итогов.

- О чем узнали?

- Какие задания понравились?

Урок 6.

Тема: Линии на плоскости. Ломаная. Отрезок.

Цель: Закрепить представление о кривой и прямой. Познакомить с новым типом линий – ломаной. Познакомить с понятием отрезок.

Оборудование: кусок нитки, счетные палочки, мозаика.
Ход урока.

I. Оргмомент.

- О чем узнали на прошлом уроке?

- Сегодня мы продолжим путешествие в страну «Геометрия» и узнаем много нового и интересного.

II. Изучение нового материала.

1. Рисунок на доске.

- На рисунке найдите и покажите:



  • две пересекающиеся прямые;

  • две прямые, которые никогда не пересекутся. Как они называются?

  • кривую;

  • линию, которая встречается нам впервые.

- Эта линия называется ломаная.

- Подумайте, на какую линию – прямую или кривую – будет похожа ломаная линия по своим свойствам.



2. Построение моделей кривой и ломаной.

- У вас на партах есть ниточка и палочки. Как вы думаете, с помощью чего удобнее построить модель кривой и ломаной линии. (из нитки- кривую, из палочек – ломаную)

- Поставьте на парте мелом точку. Проведите через нее прямую. Чем для этого лучше воспользоваться? (ниткой)

- Сколько прямых можно провести через эту точку? (множество)

- Проведите через эту точку кривую. Чем лучше воспользоваться? (ниткой)

- Сколько кривых можно провести через эту точку? (множество)

- Проведите через эту точку ломаную. Чем лучше воспользоваться? (палочками)

- Можно провести через ту же точку еще одну ломаную? (можно)

-Сколько ломаных можно провести через эту точку? (множество)

Аналогичная работа проводится с двумя точками. Делаются выводы о количестве прямых, кривых и ломаных, проведенных через две точки.

Вывод: по своим свойствам ломаная ближе к кривой, чем к прямой.

3. Нахождение кратчайшего пути.

- Однажды Карандаш, Линейка и Резинка отправились в гости к Лесному Гному. Вышли они на крылечко своего дома и заспорили, какой дорогой идти. Заспорили так, что поссорились и каждый пошел своей дорогой. Кто из них раньше доберется до Гнома?


3

- Какой же путь между двумя точками самый короткий? (по прямой)



4. Знакомство с понятием «отрезок».

- Посмотрите на рисунок. Видно, где Линейка начала свой путь и где закончила? (да)

- Что стоит на моем рисунке в начале и в конце пути? (точки)

- Значит, путь, по которому шла Линейка, имеет начало и конец.

- Но мы с вами говорили, что прямая бесконечна. Можно ли сказать, что между этими двумя точками поместилась целая прямая? (нет)

- Математики говорят, что это часть прямой между двумя точками. Такой кусочек прямой, заключенный между двумя точками, называется отрезок. Слово «отрезок» как бы говорит: «Меня отрезали от прямой».

- В жизни мы встречаемся именно с отрезками – ведь начертить бесконечную прямую невозможно, для этого нужно бесконечно много места. Поэтому бесконечную прямую мы можем только вообразить, а вот отрезок, у которого есть концы, вполне можно изобразить.

5. Нахождение отрезков.

- На рисунке найдите отрезки.



6. Виды отрезков.

- Отрезки, как и прямые, бывают вертикальные, горизонтальные и наклонные. Бывают пересекающиеся и непересекающиеся.

- Найдите на флажке вертикальные и горизонтальные отрезки.

- Какие отрезки пересекаются? (имеют общие точки)

- Какие отрезки не имеют общих точек? (не пересекаются)

III. Закрепление изученного.

1. Работа со счетными палочками.

- Составьте из палочек буквы Г, П, А, Н. Определите в них количество отрезков, их виды, пересечения.



2. Игра «Что лишнее?»

4

3. Нахождение точек пересечения.

- Отметьте на карточке точки пересечения прямых красным цветом.



4. Работа с мозаикой.

- Сложите животных из деталей мозаики.5




5. Построение кривых.

- Через две точки проведите две кривых линии.



IV. Подведение итогов.

- Что нового узнали?

- Что такое отрезок?

- Чем кривая отличается от ломаной?



Урок 7.

Тема: Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

Цель: Уточнить представление детей об отрезке. Учить сравнивать длину отрезка и строить отрезок большей или меньшей длины.

Оборудование: объемные фигуры, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- Путешествие в страну «Геометрия» продолжается. Будем учиться сравнивать длину отрезка и строить отрезки разной длины.



II. Уточнение представления детей об отрезках.
1.
- Найдите на рисунке лишнюю фигуру. Почему?

2.

- Пошел человечек по прямой, думает: дойду до конца и отдохну...



Скоро он сможет отдохнуть?

3.


- Посмотрите на эти фигуры. Можно ли их назвать отрезками? У этих фигур тоже два конца.

Уточнение определения: отрезок – это часть прямой линии, поэтому он должен быть прямым.

4.
- Найдите отрезки на рисунке.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с объемными фигурами.

(учитель показывает куб)

- Как называется этот предмет? (куб, кубик)

-Найдите отрезки на кубе. Сколько их? Что про них можете сказать? (одинаковой длины)

- Эти отрезки называются «ребра».(пересчитаем ребра, скользя пальчиком)

(учитель показывает цилиндр)

- Это цилиндр. Найдите отрезки на цилиндре. (Их нет. На цилиндре есть только кривые. Обведем их пальчиком)
2. Работа в тетради.

- Начертите отрезок длиной 6 клеточек.

- Начертите отрезок больше данного зеленым карандашом, меньше данного – синим.

3. Симметричность.

- Используя рамку, скопируйте птичку, а затем нарисуйте такую же так, чтобы она смотрела направо. Раскрасьте рисунок. (Приложение № 5)6




IV. Складывание собачки и котенка в технике оригами.

При складывании используется умение получать квадрат загибанием угла.



77

(С помощью рамки дети рисуют и раскрашивают будку для собачки на листе бумаги. Клеевым карандашом прикрепляют собачку и дорисовывают блюдце с косточкой)


V. Подведение итогов.

- Чему научились?

- Выставка работ.

Урок 8.

Тема: Квадрат. Диагональ квадрата.

Цель: Познакомить с диагональю квадрата. Выполнить конструирование из частей квадрата. Развивать конструктивные умения.

Оборудование: полоски бумаги шириной 10см, ножницы, цветная бумага, клей.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- Сегодня путешествие в страну «Геометрия» продолжается. Познакомимся с новым словом, встретимся с изученными фигурами.



II. Изучение нового материала.

1. Рисунок на доске.
- Найдите все квадраты на каждом рисунке.
2. Знакомство с понятием «диагональ». Практическая работа.

- У вас на парте есть полоска бумаги. Сделайте из нее квадрат, путем загибания угла. Лишнее отрежьте ножницами.

- Рассмотрите свою модель, на ней есть линия сгиба, разбившая вкадрат на две части. Эта линия называется диагональ.

- На какие две части разбился квадрат? (Равные)

- Почему вы думаете, что они равные? (Они совпали, когда квадрат согнули)

- Как называется эта геометрическая фигура? (Треугольник)

- Разверните свой квадрат и снова сложите его пополам, но в другом направлении.

- На какие две фигуры разбился квадрат диагональю? (На треугольники)

- Какие они между собой? (Равные)

- Разверните свой квадрат. На сколько частей он разбит линиями сгиба? (На четыре)

- Какими фигурами являются все эти части? (Треугольниками)

- Продолжите мою фразу:



  • Диагональ разбивает квадрат ... (на два равных треугольника).

  • Квадрат имеет ... (сколько диагоналей?) (Две диагонали)

  • Диагонали квадрата имеют ... (какие длины?) (Равные). Проверьте это измерением.

- Разрежьте квадрат по диагоналям. Какие между собой все треугольники?

- Как проверить, будут ли все треугольники равны между собой? (Наложить их один на другой).

- Вспомните, какая фигура была у нас сначала? (Квадрат)

- Сложите из этих треугольников квадрат.

- Сложите из них треугольник.

3. Конструирование фигур из 4 треугольников.

- Сложите из этих треугольников четырехугольник, вазу, лодку, конфету.


III. Выполнение аппликации «Бабочка»

(Учитель демонстрирует аппликацию)


- Кто это?

- Какие детали у нас уже есть? (Есть треугольники для крыльев. Нужна голова и туловище)

(Дети собирают бабочку на листе цветной бумаги из четырех треугольников, остальные детали можно нарисовать или вырезать из бумаги)



IV. Задания для развития логического мышления.

1. «Найди лишнюю фигуру».

2. «Чем похожи и чем отличаются рисунки?»

8

3. «Придумай еще один предмет и заполни таблицу так, чтобы ни в ряду, ни в столбике они не повторялись».


















































V. Подведение итогов.

- С каким новым геометрическим словом познакомились?

- Что знаете про диагонали, проведенные в квадрате?

- Какое задание выполняли с большим удовольствием?

- Выставка детских работ.


Урок 9.

Форма: путешествие по планетам солнечной системы.

Тема: Геометрические фигуры (обобщающий урок)

Цель: повторить основные геометрические фигуры.

Задачи: - познакомить с названиями планет солнечной системы;

- развивать математическое мышление;

- воспитывать интерес к науке геометрии и астрономии.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, мозаика, карточки с заданиями, рамка, чертежные инструменты.

Ход урока.

I. Оргмомент.

-Ребята, сегодня у нас урок особенный. Мы проведем его в кабинете информатики. И сейчас я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по планетам солнечной системы.



-Есть наука, которая изучает планеты и звезды. Эта наука называется астрономия.

-Как вы думаете, есть ли какая-то связь между геометрией и астрономией?

-Кроме того, что они имеют форму шара, на каждой планете спрятано для вас геометрическое задание.

-Посмотрите, на каких планетах мы сможем побывать для того, чтобы проверить что вы знаете по предмету геометрии.

- Солнце – это планета?

(Дети сами выбирают планету, на которую хотели бы отправиться. После каждой планеты возвращаются на главный слайд с планетами и снова выбирают планету)


II. Повторение пройденного.

1. Меркурий - ближайшая к солнцу планета небольшого размера.
-Разделите линии на группы по признаку. (замкнутые-незамкнутае, ломаные, кривые, прямые)

-Из чего состоят ломаные линии?

-Постройте на карточке ломаную линию из трех звеньев.


2. Венера – вторая планета от солнца. Самая яркая, с горами и пустынными пятнами. Шар с туманными пятнами.

-Из данного набора фигур уберите лишнюю.

-Разделите все квадраты на две группы. По какому признаку это можно сделать? (по цвету, по размеру)

-Сколько маленьких квадратов? Покажите на веере.

-Сколько больших квадратов?

-Каких больше?

-Сколько всего квадратов?



Игра «День-ночь»

-Закройте глаза. (убирается фигура)

-Что изменилось?

Игра повторяется 3 раза.
3. Земля – это третья планета от солнца. Отличительная черта земли – присутствие воды, атмосферы. Она единственная из планет, на которой есть жизнь.

-Назовите фигуру

(по очереди появляются фигуры)

-Назовите еще раз фигуры по порядку.

-Нарисуйте в тетради все фигуры в том же порядке по памяти.

-Проверка.



4. Юпитер – гигантский, желтоватый, жидкий шар, с цветными полосами облаков.

-Догадайтесь, какая лодочка должна быть в пустом

квадрате? Нарисуйте ее на желтой карточке. (2 ученика у доски

-Проверка





5. Марс – называют красной планетой из-за цвета его

пустынь. Там очень холодно.

-Найдите закономерность и продолжите ряд фигур.

-Откройте тетрадь на печатной основе и продолжите ряд фигур до конца строчки.

-Дома раскрасьте эти фигуры.



Ш.Физкультминутка.

Все путешественники должны быть сильными и выносливыми. Для этого они выполняют разные физические упражнения. Давайте и мы выполним физкультминутку.


6. Сатурн – планета –гигант. Имеет твердое ядро,

окруженное газом. Удивительная планета из-за

красивых колец, которыми окружена.
- Чем похожи эти рисунки? Чем различаются?


7. Уран – намного больше Земли. Очень холодная

планета. Как и Сатурн, имеет темные кольца.
- Сейчас вы будете работать с мозаикой. А кого вы будете складывать узнаете, отгадав загадку.
Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (кошка)


-Сложите из деталей мозаики кошку.
8. Нептун – газовый гигант. Выглядит как голубая

планета с поясами облаков.

-Найдите на рисунке треугольники и сосчитайте их. (15)



9. Плутон – дальше всех находится от солнца. Очень небольшое небесное тело, состоящее из камня и льда. На Плутоне очень холодно. -210 градусов холода.

- Сложите цифры из палочек.


IV. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, вы выполнили все задания планет.

- А какое задание вам понравилось больше всех?

- Какие знания с уроков геометрии пригодились вам

сегодня?


- Какие названия планет запомнили?

- Что особенного запомнили о планетах солнечной системы?

- А как вы думаете, почему они называются планетами «Солнечной системы»?

- Теперь вернемся на землю и оценим свою работу.

1. Те ребята, кому урок понравился и не было никаких трудностей, приклейте на доску красную звездочку.

2. Те, кому урок тоже понравился, но были небольшие трудности при выполнении заданий, приклейте желтую звездочку.

3. Те, у кого часто возникали трудности при выполнении заданий, приклейте синюю звездочку.

Заключение

Я веду курс «Наглядная геометрия» уже пятый год. Вижу, что дети с удовольствием его изучают. Курс представляет собой прекрасное дополнительное пособие к любому существующему учебнику математики.

Реализация программы курса показала высокий развивающий эффект, сильное формирующее влияние на развитие пространственного и логического мышления детей, на уровень подготовки учащихся по знанию геометрического материала. На протяжении четырех лет я проводила мониторинг и отслеживала результаты обучения в сравнении с другими классами. В 4 «А» классе курс «Наглядная геометрия» изучался, в 4 «Б» и в 4 «В» - не изучался. Общие результаты уровня обученности и качества обучения представлены в гистограмме.

Приложение № 1.

ПРОГРАММА

Курса «Наглядная геометрия»

Автор : Алексеева С.А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 городского

округа город Шарья Костромской области.

Пояснительная записка.
Курс «Наглядная геометрия» предназначен для учащихся 1-4-х классов. Он ориентирован на развитие математического (в частности, пространственного и логического) мышления младших школьников..

Основная методика формирования основных понятий данного курса – моделирование.



Цель: развитие математического мышления ученика, формирование правильных представлений о геометрических понятиях и отношениях.

Задачи:

  1. Обучение ребенка доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных геометрических понятий и представлений.

  2. Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.) и развитие на этой основе логической составляющей мышления ребенка.

  3. Формирование начальных графических умений и навыков как средства развития пространственного мышления.

  4. Формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления.

Общеучебные умения, навыки.

В конце первого года обучения учащиеся:

  • имеют представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

  • знают отличие прямой от кривой, прямой от отрезка, отрезка от ломаной;

  • различают основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;

  • различают внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

  • умеют строить модель квадрата загибанием «от угла»;

  • умеют чертить окружность с помощью циркуля;

  • умеют пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;

  • умеют пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга.

В конце второго года обучения учащиеся:

  • имеют представление о содержании таких понятий как угол, прямой угол, прямоугольный треугольник, диаметр и радиус круга;

  • понимают общее и различное между квадратом и прямоугольником, прямоугольником и четырехугольником;

  • умеют строить модели этих фигур из листа бумаги неправильной формы, а также ее графическую модель;

  • умеют пользоваться циркулем и угольником для решения задач на построение и доказательство правильности построения с помощью чертежных инструментов;

  • умеют пользоваться циркулем для выполнения орнаментов и получения деталей аппликаций.


В конце третьего года обучения учащиеся:

  • имеют представление о содержании понятий: прямая, ломаная, угол, прямоугольник, квадрат, треугольник, прямоугольный треугольник, диаметр, радиус круга, луч, плоскость;

  • знают и умеют объяснять отличия прямых от отрезков, кривой от ломаной, угла от треугольника, понимают общее и различное между квадратом и прямоугольником, прямоугольником и четырехугольником, прямой и лучом, лучом и отрезком;

  • умеют находить площадь квадрата и прямоугольника;

  • умеют пользоваться циркулем и угольником для решения задач на построение и доказательство правильности построения, а также для выполнения орнаментов и получения деталей аппликаций.

В конце четвертого года обучения учащиеся:

  • имеют представление о содержании понятий: прямая, ломаная, угол, прямой угол, прямоугольник, квадрат, многоугольник, диагональ многоугольника, треугольник, прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник, диаметр и радиус круга, луч, плоскость, координатная плоскость, объемное тело;

  • знают и умеют объяснять отличия прямых от отрезков, кривой от ломаной, угла от треугольника, понимают общее и различное между квадратом и прямоугольником, прямоугольником и четырехугольником, прямой и лучом, лучом и отрезком;

  • умеют строить модель любой из этих фигур из листа бумаги неправильной формы, а также ее графическую модель с помощью циркуля и угольника;

  • умеют находить площадь и периметр квадрата и прямоугольника;

  • умеют измерять угол с помощью транспортира;

  • умеют определить координаты точки на координатной прямой и координатной плоскости;

  • умеют пользоваться циркулем и угольником для решения задач на построение и доказательство правильности построения, а также для выполнения орнаментов и получения деталей аппликаций.


Формы и методы:

  • вводные теоретические занятия;

  • практические занятия;

  • проведение опытов, викторин;

  • использование мультимедийной аудитории.


Средства:

  • тетрадь «Наглядная геометрия». Белошистая А.В.;

  • рамка - трафарет;

  • раздаточный материал (счетные палочки, «Дидактический набор», геометрическая мозаика, объемные модели геометрических тел),

  • конструктор.


Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Название занятий

1 класс (34 часа)

Геометрические фигуры

6

1,2.Сравнение фигур по различным признакам.

3,4.Классификация фигур по размеру и форме.

5.Треугольник.

6.Геометрические фигуры (обобщение).



Начальные геометрические понятия

9

1.Геометрические фигуры (повторение).

2.Симметричный орнамент.

3.Симметричные фигуры.

4.Точка и прямая.

5.Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну точку и две точки.

6.Линии на плоскости. Ломаная. Отрезок.

7.Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

8.Квадрат. Диагональ квадрата..

9. Геометрические фигуры(повторение)


Работа с конструктором

6

1.Знакомство с конструктором.

2.Виды соединений: встык с накладкой, внахлест. Изготовление лесенки.

3,4.Изготовление многоугольников. Изготовление модели: дорожный знак, часы.

5,6.Виды соединений: под углом. Изготовление мебели: стол, стул, кровать.



Новые геометрические понятия

6

1. 8.Окружность и круг.

2.Диаметр круга и его свойства.

3.Радиус круга и его свойства.

4.Окружность и ее элементы.

5.Симметричные фигуры.

6.Внутри и снаружи. Замкнутая и незамкнутая.



Повторение.

5

1.Фигуры и линии.

2.Геометрические фигуры.

3.Треугольник.

4.Окружность и круг.

5.Квадрат.


2 класс (34 часа)

Геометрические фигуры и начальные геометрические понятия.

6

1.Точки и линии.

2.Линии на плоскости.

3.Внутри и снаружи.

4.Отрезок.

5.Многоугольник.

6.Окружность и круг.



Замкнутые и незамкнутые геометрические фигуры.

18

1.Угол.

2.Форма углов.

3,4.Прямой угол.

5.Прямоугольник.

6.Квадрат.

7.Квадрат и круг.

8.Сравнительный анализ понятий квадрат и круг.

9.Геометрический центр фигуры. Диагональ многоугольника.

10.Элементы многоугольника.

11.Треугольник с прямым углом.

12.Фигуры с прямыми углами.

13.Симметричные фигуры. Ось симметрии. Зеркальная симметрия.

14.Периметр многоугольника.

15.Периметр прямоугольника.

16.Отрезок. Буквенное обозначение отрезка.

17,18.Повторение. Изготовление аппликаций.



Работа с конструктором.

5

1.Шарнирное соединение. Изготовление Петрушки.

2.Подвижное соединение. Изготовление модели «Весы»

3.Рычаговая конструкция. «Качели»

4,5.Детали вращения. «Тележка»



Повторение

5

1,2.Прямоугольник. Построение прямоугольника.

3.Построение квадрата.

4.Сравнение фигур.

5.Четырехугольник.



3 класс (34 часа)

Геометрические фигуры.(повторение)

8

1.Линия, точка, отрезок. Длина отрезка.

2.Четырехугольник.

3.Треугольник.

4.Угол. Прямой угол.

5.Прямоугольник.

6.Равнобедренные треугольники.

7.Квадрат.

8.Многоугольники.



Площадь геометрической фигуры.

10

1.Подготовительная работа к введению понятия «Площадь плоской фигуры»

2,3.Площадь квадрата и прямоугольника.

4,5.Площадь прямоугольного треугольника.

6,7.Площадь и единицы ее измерения.

8-10.Вычисление площади плоских геометрических фигур.


Основные геометрические понятия: отрезок, прямая, луч, угол. Внутренняя и внешняя часть фигуры, ее граница.

9

1.Внутренняя и внешняя часть фигуры. Представление о границе фигуры. Плоскость и полуплоскость.

2.Прямая и полупрямая. Луч.

3.Прямая и луч. Смежные и развернутые углы.

4,5.Числовой луч. Шкала.

6.Координатная прямая.

7.Углы. Градусная мера углов.

8.Угол и его измерение.

9.Построение угла, равного данному, с помощью циркуля и линейки.



Координатный угол. Координатная плоскость.

3

1.Координатная прямая (повторение)

2.Координатный угол.

3.Координатная плоскость.


Параллельность и перпендикулярность.

4

1.Полуплоскость. Полоса. Параллельные прямые.

2. Параллельные прямые. Параллельные отрезки. Параллельные лучи.

3.Пересечение двух плоских фигур. Пересечение прямых.

4.Параллельность и перпендикулярность.



4 класс (34 часа)

Геометрические фигуры.

7

1. Геометрические фигуры и геометрические тела.

2.Высказывания. Утверждения и их обоснование.

3.Внутренняя и внешняя часть фигуры. Граница фигуры.

4,5.Симметричные фигуры. Отрезок. Свойства отрезка.

6.Квадрат и прямоугольник.

7.Прямоугольник и четырехугольник.



Площадь геометрической фигуры.

4

1.Площадь геометрической фигуры.

2.Площадь прямоугольника.

3.Площадь квадрата.

4.Площадь прямоугольного треугольника.



Луч и угол. Координатный луч. Координатная прямая. Координатная плоскость.

9

1.Луч.

2.Угол.


3.Угол. Измерение и построение углов.

4. Построение углов.

5.Координаты точки.

6.Координатный луч.

7.Координатная прямая.

8,9.Координатная плоскость. Творческая работа.



Параллельность и перпендикулярность

8

1.Параллельные прямые.

2.Параллелограмм.

3.Свойства параллельных прямых.

4.Перпендикулярные прямые.

5.Свойства перпендикулярных прямых.

6.Свойство нескольких перпендикуляров к одной прямой.

7.Свойства параллельных и перпендикулярных прямых.

8.Параллельность и перпендикулярность на плоскости и в пространстве.



Объемные фигуры.

6

1. Объемные фигуры.

2.Объем куба и прямоугольного параллелепипеда.

3,4..Проекции и сечения объемных тел.

5.Моделирование объемных тел.

6.Викторина «Любители геометрии»

Курс «Наглядная геометрия» представляет собой дополнение к изучению математики, который дает высокий развивающий эффект, сильное формирующее влияние на развитие пространственного и логического мышления детей, готовит выпускников начальной школы к изучению геометрии в средней школе.


Информационные ресурсы:

для учителя

  • Белошистая А.В. Статья «Наглядная геометрия для малышей».Журнал «Начальная школа» 1998.№5,6,7.

  • Волкова С.И. Альбом по математике и конструированию 1 класс. М:, Просвещение, 2005

  • Житомирский В.Г, Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. М:, Педагогика, 1991

  • Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль «Академия развития» 1997

  • Конышева Н.М. Формирование технического мышления при работе с конструктором. 1989

  • Маслов С.И. Работа с конструктором в 1 классе четырехлетней начальной школы. Статья, журнал «Начальная школа» 1988.№4

  • Минскин Е.М. От игры к знаниям. Развивающие игры младших школьников. М:,Просвещение, 1982

  • Никитин Б.Л. Развивающие игры.М.,1981

  • Тихомирова Л.Ф.,Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития» 1997

для учащихся

  • Белошистая А.В. Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь.Москва Классик Стиль, 2005

  • Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей. М:, Просвещение, 2004

  • Перельман Я.Н. Живая математика. М:. Наука, 1999

  • Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 2001


Приложение № 2

Штриховка фигур.

Задание: заштрихуйте все круги вертикально, все квадраты- наклонными, все треугольники- горизонтально.



гусеница

Приложение № 3

Составление симметричного орнамента

орнамент

Приложение № 4

Выполнение аппликации «Кошка». Подсчет количества треугольников.

кошка

Приложение № 5

Рисование симметричной птички.

птичка



Алексеева Светлана Александровна, учитель начальных классов

скачать файл



Смотрите также:
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
1392.06kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
258.09kb.
«Проблема современного питания школьников»
77.91kb.
Конкурс педагогического творчества
61.44kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
53.55kb.
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
95.78kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
19.96kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
125.13kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
881.54kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
67.48kb.
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
82.34kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
350.45kb.