voeto.ru страница 1
скачать файл





По материалам, подготовленным

Научно-методическим педагогическим

центром Департамента образования

(к семинару зав.РМЦ, 11.04.2013)
Классификация методов обучения на основе целостно деятельностного подхода (по Бабанскому Ю.Ж.)


п/ п

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

Приемы обучения

Особенности н условия эффективного применения.

1.

Методы

стимулирования и мотивации учения



1.1. Методы формирования

познавательного интереса



метод создания эмоционально- нравственной ситуации

  • прием создания ситуаций нравственных переживаний

  • прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов («химия в быту», «химия в сказках» и др.)

  • использование биографических сведений, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей

  • рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов

  • показ занимательных опытов

  • занимательные аналогии

  • приема удивления

  • « сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Учебная деятельность, протекает более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Эффективно при обеспечении художественности, яркости, эмоциональности речи учителя.



метод повышения

стимулирующего

влияния содержа­ния обучения

  • создание ситуации новизны, актуальности,

  • приближение содержания к открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, к явлениям общественной жизни

Содержание должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность и т. д.)

метод познава­тельных игр

создание в учебном процессе игровых ситуаций

Игра - средство возбуждения интереса к учению

метод создания ситуаций познава­тельного спора

ситуации спора, учебные дискуссии, диспуты

Умелое использование исторических фактов борьбы различных, научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение учеников в ситуации актуальных научных споров

метод создания ситуаций успеха

  • сдвоенные задания (доступная и более сложная задача),

  • карточки-консультации, планы ответа,

  • поощрения промежуточных действий школьников,

  • обеспечение благоприятной морально- психологической атмосферы на уроке

Специальный подбор заданий.

Дифференциация помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.









1.2. Методы формирования долга и

ответственности в учении



Методы учебного

поощрения,

порицания,

предъявления

учебных

требований и др.



  • разъяснения общественной значимости учения;

  • разъяснения личностной значимости учения;

  • предъявления учебных требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга;

  • приучения их к выполнению требований;

  • поощрения их за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;

  • оперативный контроль за выполнением требований и в необходимых случаях указания на недостатки,

  • порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отношение к учению.

Предполагается раскрытие роли науки в развитии производства и общества. Правила поведения, правила внутреннего распорядка, разработка критериев оценивания знаний по всем предметам. Положительный пример других учеников и самих учителей. Это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения.

2.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцеп­тив­ные методы:

словесные методы



Рассказ

  • изложение информации,

  • активизация внимания,

  • приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные и др.),

  • логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, подведения итогов

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.










Лекция

  • приемы устного изложения информации,

  • поддержания внимания в течение длительного времени,

  • активизации мышления слушателей,

  • приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения и др.

Четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Доступность, ясность изложения, объяснение терминов, подбор примеров и иллюстраций, средств наглядности, Подобрать необходимый темп - так чтобы слушатели могли делать необходимые записи. Четко выделять то, что следует записать.




п/п

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

Приемы обучения

Особенности и условия эффективного применения.










Беседа

• приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.),

Вопросы должны быть краткими, емкими, лаконичными. Не следует










  • приемы обсуждения ответов и мнений учеников,

  • приемы корректирования ответов,

  • приемы формулирования выводов из беседы.

дробить тему на слишком мелкие вопросы и слишком крупные вопросы.

наглядные методы

Метод

иллюстраций



Показ иллюстративных пособий: плакатов, картин, карт, зарисовок на доске, портретов ученых и пр.

Необходимо обеспечить хорошую видимость (экран, подкрашивание, подсветка, подъемные приспособления и др.).

Четко выделять главное при показе иллюстраций, так как они содержат отвлекающие моменты.






Метод

демонстраций



Демонстрация веществ, лабораторной посуды, приборов, опытов, моделей, показ видеофрагментов, кинофильмов и диафильмов.

Демонстрационные опыты обязательно проверяются при подготовке к уроку. Необходимо продумать пояснения по ходу демонстрации и при обобщении. Строго соблюдать правила техники безопасности!

аудиовизуальные методы

Сочетание словесных и наглядных методов

Показ иллюстраций во время рассказа или беседы. Лекция с демонстрационными опытами. Учебные фильмы Мультимедийная лекция

Важно обдумать вопросы для беседы во время демонстрации и провести обсуждение результатов проведенных наблюдений.

Привлекать учеников к пояснению наблюдаемых явлений, ставить проблемные вопросы.



практические методы

Метод упражнений

Устные, письменные, графические,

комментированные упражнения. Воспроизводящие, тренировочные, Творческие.



В ходе упражнений ученик применяет на практике полученные теоретические знания.




Лабораторные опыты.

  • постановка задания,

  • планирование его выполнения,

  • управление процессом выполнения,

  • оперативное стимулирование, регулирование и контроль,

  • анализ итогов практической работы,

  • выявление причин недостатков,

  • корректирование обучения для полного

достижения цели.

Строго соблюдать правила техники безопасности!

Четко продумывать ход работы!


















2.2. Логические методы

(организация и

осуществление

логических

операций)


Индуктивные,

дедуктивные.

Применение

индуктивных или

дедуктивных

методов означает

выбор

определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы : индуктивные - «от частного к общему», дедуктивные - «от общего к частному»



Методы учебного анализа, учебного синтеза, учебной аналогии, выявления причинно- следственных связей и др.

Индуктивные методы полезны в тех случаях, когда материал носит фактический характер или связан с формированием понятий. Слабость индуктивных методов обучения

  • требуют большего времени на изучение нового материала,

  • в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются надонкретные данные. Дедуктивный метод

  • полезен при изучении теоретического материала,

  • при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

  • способствует более быстрому прохождению учебного материала,

  • активнее развивает абстрактное мышление.







2.3. Гностические мегоды

(организация и осуществление мыслительных операций)



Репродуктивные методы

(предполагается активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации)



Рассказ, лекция, беседа, инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка, упражнения по образцу и др.

Эффективны, если содержание учебного материала носит информативный характер, является весьма сложным или принципиально новым. При репродуктивном построении рассказа и лекции, учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, делаются соответствующие записи на доске. В ходе репродуктивной беседы учитель опирается на уже известные ученикам факты и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез.

Применяется наглядность (опорные схемы, таблицы, мультимедийные презентации) в целях более активного и прочного запоминания информации. Репродуктивные упражнения содействуют

отработке практических умений и навыков.

Недостаток: не позволяют развивать мышление школьников, формировать у учеников навыки поисковой и творческой деятельности, воспитывать самостоятельность.



























Проблемно- поисковые методы:

  • проблемное изложение (проблемный рассказ и проблемно построенная лекция;

  • эвристические и проблемно-поисковые беседы;

  • проблемно-поисковые практические работы и упражнения ;

  • создание проблемной ситуацию (вопросы, задачи, экспериментальные задания с применением наглядных пособий),

  • организация коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,

  • подтверждение правильности выводов.

Эффективно применяются:

  • когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации;

  • когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное;

  • когда содержание доступно, т. е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников;

  • когда содержание выявляет причинно- следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщениям и т. п.

Недостатки:

  • значительно большие расходы времени на изучение учебного материала;

  • недостаточная эффективность при формирования практических умений и навыков;

  • слабая эффективность при усвоении принципиально новых разделов учебного материала и при изучении сложных тем:







2.4. Методы

самоуправления

учебной

деятельностью



(деятельность без

непосредственного



Методы

самостоятельной работы



Самостоятельная работа с книгой, учебником, справочной литературой, с приборами, объектами труда и др.

Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без



Важно систематически работать с учебником на уроках: внимательно читать определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, обобщать







руководства со стороны педагога)




указаний и инструктажа учителя.

изученное.

Способствует формированию общих приемов рациональной организации самообразования.



3.

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного

контроля


Методы

письменного

контроля

Лабораторный контроль

Машинный (програ м мированны й) контроль.


Индивидуальный и фронтальный опрос Проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и пр.

Контрольные лабораторные работы. Тестирование на компьютере.



Кратковременные или на весь урок

Проверка умений пользоваться оборудованием и реактивами, решение экспериментальных задач Высокая степень объективности; не возможность учесть психологи-ческие особенности ученика



3.2. Методы самоконтроля.

Методы устного контроля

Методы


письменного

контроля


Машинный

(программированны

й)контроль.


Ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Тестирование на компьютере.

Всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

3.3.Методы взаимоконтроля.

Методы устного

контроля


Методы

письменного



контроля

Взаимопроверка работ, взаимоопрос.



скачать файл



Смотрите также:
Классификация методов обучения на основе целостно деятельностного подхода
132.76kb.
Семинар для учителей начальных классов «Методы и приемы работы с учащимися на основе системно-деятельностного подхода»
19.15kb.
План методической работы мбоу лаишевской сош ленинского района г. Ульяновска на 2011-2012 учебный год тема «Развитие ключевых компетентностей обучающихся на основе использования методов активного обучения»
291.03kb.
Iii. Учебный план начального общего образования мбоу кондрашовской сош
96.99kb.
А. А. Ластухин национального музея 2012г. И. П. Меньшикова 2012г
36.62kb.
«Освоение технологии критического мышления в рамках системно – деятельностного подхода в образовании и воспитании»
167.32kb.
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
953.25kb.
«Реализация деятельностного подхода через формирование общеучебных умений и навыков»
17.29kb.
Российская экономическая школа — 2006/2007
109.73kb.
Классификация частично формализованных и формальных моделей и методов верификации программного обеспечения
69.65kb.
Классификация дисграфии у детей
61.83kb.
Приложение Формирование у учащихся основной предметной компетенции «химическая реакция».
77.3kb.