voeto.ru страница 1
скачать файл
Календарно - тематическое планирование 9 класс (68 ч.)

«Общие закономерности» Мамонтов, Захаров, Сонин






Тема урока

Кол-во

часов


Тип урока

Форма урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

уч-ся


Домашнее

задание


Дата

план

факт

1

Введение. Биология – наука о жизни. Роль биологии в практической деятельности людей.

1

Урок изучения нового




Биология как наука, разделы биологии, ее развитие.

Давать определение термину биология; приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира.

Стр. 3-5







Раздел 1. Эволюция живого жизни на земле.(20 ч)

Многообразие живого. Свойства жизни.



2.1

Основные свойства живых организмов.

1







Отличительные особенности организмов от неживых тел:единый принцип организации, обмен вещ и энергии, открытые системы, размножение, развитие, наследственность, изменчивость.

Давать определения понятию жизнь, называть свойства живого, описывать проявление свойств живого, выделять особенности развития живых организмов.

Стр. 8-11,

Р.т. №1,3,6,7












3.1

Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики.

1







Развитие биологии до возникновения учения Дарвина. Трансформисты, креационисты. Вклад Линнея в развитие биологии




§1,

Стр. 12-14, Р.т.№2,3,4









4.2

Эволюционная теория Ж.- Б. Ламарка.

1







Вклад Ламарка в развитие биологии.

Его эволюционное учение, его заблуждения.



Давать определение понятию эволюция. Характеризовать сущность теории Ламарка.

§2, Стр. 15-17

Р.т.№1-5











5

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

1







Достижения в области естественных наук. Кругосветное путешествие Дарвина.

Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина, приводить примеры научных фактов, которые были собраны Дарвином.

§3, Стр. 18-20,

Р.т.№1,2








6

Учение Дарвина об искусственном отборе.

1







Учение Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

§4, Стр. 20-24







7

Учение Дарвина о естественном отборе.

1







Естественный отбор, наследственная изменчивость и борьба за существование- движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями. Положения учения Дарвина.

Давать определения понятиям: ЕО, наследств изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения ЭУ, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование.

§5, Стр. 24-28,

Р.т.№4,5,9









8

Формы естественного отбора

1







Формы ЕО: стабилизирующий, движущий, половой.

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего отбора, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО. Выделять между ними различия.

§6, Стр. 29-34,

Р.т.№5,6,7,9












9

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора.

1







Приспособительные особенности растений и животных. Виды приспособлений: мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологические адаптации.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окр среды. Называть основные типы приспособлений организмов, приводить примеры приспособленности. Объяснять относительный характер приспособлений.

§7, Стр. 35-44, Р.т.№1,2,7







10

Л. р. №1 «Приспособленность организмов к среде обитания».

1










Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окр. среды. Называть основные типы приспособлений организмов, приводить примеры приспособленности. Выявлять относительный характер приспособлений.

§8,9







11

Макроэволюция. Вид, его критерии и структура.

1







Понятие микроэволюция.Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический.

Приводить примеры видов растений и животных. Давать определение понятию вид. Перечислять критерии вида.

§10,Р.т.№1-5







12

Л. р №2. «Морфологический критерий вида»

1








Уметь характеризовать морфологический критерий растений.













13

Макроэволюция. Главные направления эволюции.

1







Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Макроэволюция.

Давать определение понятиям: макроэволюция, биологический прогресс и регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы в том или ином эвол направлении.

§12,







14

Основные закономерности эволюции.

1







Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Гомологичные и аналогичные органы.

Давать определение понятиям: дивергенция, конвергенция, параллелизм, гомологичные и аналогичные органы. Уметь приводить примеры.

§13







15

Обобщающий урок «Эволюция живых организмов».

1







Тестовая контрольная работа №1













16


Современные представления о возникновении жизни.

.


1







Гипотеза происхождения жизни А. И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

§14







17

Начальные этапы развития жизни. Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.

1







Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Происхождение эукариотической клетки.

Описывать начальные этапы биологической эволюции. Давать определение понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

§15,16







18

Развитие жизни в палеозойскую эру.

1







Растения и животные палеозоя. Выход растений на сушу. Появление наземных животных. Ароморфозы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение термину ароморфоз. Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое, ароморфозов растений и животных.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.



§17







19

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эрах.

1







Растения и животные мезозоя. Появление теплокровных животных, покрытосеменных растений. Господство голосеменных и динозавров, причины их вымирания.

. Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое, ароморфозов растений и животных.

§18,19









Происхождение и развитие человека.

20

Происхождение человека. Место человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных.

1







Место человека в живой природе. Биологическая природа и соц сущность человека. Доказательства происхождения человека от животных: анатомические, морфологические, эмбриологические, палеонтологические, физиологические.

Давать определение понятиям: антропология, антропогенез. Называть признаки человека, определять его принадлежность к классу млекопитающие, отряду приматы.

§20стр94-97







21

Стадии эволюции человека. Человеческие расы.

1







Стадии развития человека. Факторы антропогенеза. Человеческие расы, единство их происхождения.

Перечислять факторы антропогенеза, характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство чел рас.

§20стр.97-101







Раздел 2.Структурная организация живых организмов (12 ч)

Тема «Химическая организация клеток»



22

Состав клетки. Неорганические вещества клетки.

1







Особенности хим состава живых организмов. Микро и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ. Неорганич вещества: вода и мин соли.

Давать определение терминам: микро и макроэлементы, приводить примеры. Называть неорганич вещ-ва. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биол значение микро- и макроэлементов, биол роль воды, солей неорганических кислот.

§21







23

Органические вещества клетки. Белки.

1







Белки – биологические полимеры. Уровни организации белков. Функции белков: структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая.

Основные понятия: глобула, гормоны, ферменты.



Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам, липидам и белкам. Характеризовать биологическую роль углеводов, липидов и белков. Узнавать пространственную структуру белка. Называть продукты, богатые белками, связь , образующую первичную структуру белка., мономеры белка.


§22, стр. 107-109







24.

Углеводы. Липиды.

1







Органические вещ-ва , их роль в организме

Биологическая роль углеводов, липидов. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, нерастворимость в воде. Функции: энергетическая, защитная, строительная, регуляторная



Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам, липидам. Характеризовать биологическую роль углеводов, липидов.



§22, стр 109-111, в.1-4







25

Нуклеиновые кислоты.

1







Нуклеиновые кислоты- биополимеры. ДНК, РНК. Пространственная структура ДНК- двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение в клетке. Функции нуклеиновых кислот. Редупликации.

Давать полное название нуклеиновым кислотам: ДНК и РНК. Называть нахождение молекулы ДНК в клетке, мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды РНК и их функции.

§22, стр. 111-112,в11,12








Обмен веществ и энергии

26

Обмен веществ и энергии в клетке.

1







Обмен веществ и энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез- важные реакции обмена веществ.


Давать определения терминам: ассимиляция и диссимиляция. Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов. Характеризовать сущность процесса.


§23, стр 113, записи в тетради.







27

Пластический обмен.


1







Основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция.

Свойства генетического кода, механизм транскрипции и трансляции.



Основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция.

Свойства генетического кода, механизм транскрипции и трансляции.




§23, вопросы 1-5







28

Энергетический обмен. Дыхание.

1







Основные понятия: гликолиз, брожение, дыхание. Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Этапы энергетического обмена.

Давать определение понятию диссимиляция. Перечислять этапы энергетического обмена. Называть: вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена вещ, локализацию в клетке этапов энерг обмена.

§24,Р.т.№1,5,6,8







29

Фотосинтез.



1













§24,стр. 120, записи в тетради







Строение и функции клеток.

30

Прокариотические клетки.

1







Строение прокариот. Отсутствие мембранных органоидов. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор.

Давать определение термину- прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты клетки.

§25,в. 1-5







31

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды.

1







Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма. Органоиды: их структура и функции. Включения. Особенности строения растительной клетки.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Приводить примеры клеточных включений. Отличать : по строению шероховатую ЭПС от гладкой, виды пластид. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и функциям.


§26,

Р.т.№1-4








32

Эукариотическая клетка. Ядро.


1







Основные понятия: эукариоты, прокариоты, хромосомы, кариотип,

Соматические клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом.

Функции ядра. Состояния хпроматина: хромосомы, деспирализованные нити.


Узнавать по немому рисунку структурные части ядра. Описывать по таблице строение ядра.

§27,Р.т.№







33

Особенности строения растительной и животной клеток.

1







Особенности строения растительной, животной, грибной клеток.


Распознавать и описывать по таблице основные части и органоиды клеток растений и животных, сравнивать их между собой.

Повторить материал о делении клетки







34

Деление клеток.

1







Основные понятия: митотический цикл, интерфаза, митоз. Деление клеток эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клеток прокариот.

Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Объяснять биологическое значение митоза.

§28, в. 1-5







35

Клеточная теория строения организмов.

1







Клетка – структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки, признаки клеток различных систематических групп, положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов.

§29, подготовиться к зачету







36

Зачетный урок по теме «Строение

клетки ».



1







Тестовая контрольная работа.













Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов


37

Бесполое размножение.

1







Размножение: половое и бесполое. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Давать определение понятию размножение. Называть: основные виды размножения, способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Объяснять биологическое значение б/п размножения.

§30,Р.т.№1-5







38

Половое размножение. Мейоз.

1







Основные понятия: оплодотворение, гаметогенез, мейоз, коньюгация, кроссинговер. Половое размножение , его значение. Половые клетки: образование и строение.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Объяснять: биологическое значение полового размножения, сущность и значение оплодотворения.

Описывать этапы мейоза.



§31,Р.т.№4,7,8,11







39

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

1







Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития:

дробление, гаструляция, органогенез



Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода, роста организма. Описывать этапы эмбрион развития.

§32,Р.т.

№1-6








40

Постэмбриональный период развития.

1







Постэмбриональный период развития. Формы: прямое и непрямое.

Называть: начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Объяснять биологическое значение метаморфоза.

§33,Р.т.№







41

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1







Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера.




§34,Р.т.№







Раздел 4. Наследственность и изменчивость видов.(12 ч)

Закономерности наследственности.



42

Основные понятия генетики.

1







Наследственность и изменчивость – свойства живых организмов. Генетика .

Основные понятия: ген, генотип, фенготип, аллельные гены, гетеро-и гомозигота.



Давать определения понятиям. Характеризовать сущность процессов наследственности и изменчивости.

§35







43

Гибридологический метод изучения наследственности. I и II законы Менделя

1







Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Гипотеза чистоты гамет.

Давать понятия определениям. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки закона Единообразия и Расщепления. Составлять и анализировать схему скрещивания.

§36,37 стр.176-179

Р.т.№1-4








44

Анализирующее скрещивание.Неполное доминирование.

1












§37стр.184-185







45

Дигибридное скрещивание . III закон Менделя.

1







Дигибридное скрещивание. III закон Менделя.Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, вероятность проявления признаков в потомстве.

§37стр.180-184,Р.т.№11,12,13







46

П.р. №1 «Решение генетических задач»

1







Закономерности наследования признаков при монодигибридном скрещивании, анализирующем скрещивании

Составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи










47

Генетика пола.

1







Наследование признаков, сцепленных с полом. Гетерогаметный и гомогаметный пол, половые хромосомы. Закон сцепленного наследования. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека. Приводить примеры наследственных заболеваний.

§38,39







48


П.р № 2 «Решение генетических задач»

1






















49

Генотип как система взаимодействующих генов.

1







Генотип – система взаимодействующих генов. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Давать определение терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов, неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов.

§40,Р.т.№1-5







Закономерности изменчивости.


50

Генотипическая изменчивость.

1







Основные формы изменчивости. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна – геномная мутация человека. Виды мутагенов. Харакеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость.

Давать определение термину- изменчивость. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть виды насл изменчивости, свойства мутаций. Объяснять причину мутаций.

§41,Р.т.№3,8,10,11







51

Фенотипическая изменчивость.

1







Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Норма реакции, вариационная кривая.

Давать определение термину- изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков. Характеризовать модификационную изменчивость

§42,Р.т.№1-5







52

Л. р.№3 «Изменчивость организмов».

1










Выявлять и описывать ненаследственную изменчивость организмов. Уметь составлять вариоционный ряд признаков и вариационную кривую.










53

Зачет

«Наследственность



и изменчивость»

1







Тестирование.













Селекция растений, животных и микроорганизмов.


54

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1







Селекция. Учение Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры порол животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций, значение закона гомологических рядов.

§43, в. 1-4







55

Методы селекции растений , животных.

1







Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез.



Давать определение понятиям: порода и сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных.

§44, в. 1-7







56

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции

1







Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология. Ее значение для с/х, медицины, микробиологии и др. генная и клеточная инженерия. Клонирование.


Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Анализировать и оценивать значение генетики для развития с/х, медицины и др.

§45







Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.(12ч)

Биосфера, ее структура и функции



57

Структура биосферы.

1







Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы, структурные компоненты и свойства. Характеризовать живое, биокосное, косное вещество биосферы.

§46,Р.т.№4,5,7







58

Круговорот веществ в природе.

1







Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биогеохимические циклы. Направление потока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота. Объяснять значение круговорота веществ. Характеризоватъ сущность круговорота веществ и роль живых организмов в жизни планеты.

§47,Р.т.№







59

Экологические факторы.

1







Экология – наука о взаимоотношениях организмов и окр. Среды. Абиотические и биотические факторы среды. Их взаимодействие.


Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические, антропогенные факторы. Приводить примеры факторов. Анализировать воздействие факторов.

§50,51Р.т.№

В. 1-7








60

Биогеоценозы и биоценозы. Видовое разнообразие

1







Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры. Популяция – элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистем: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие- признак устойчивости.

Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: компоненты биоценоза, показатели структуры популяций, признаки и свойства экосистем. Приводить примеры естественных и искусственных экосистем.

§49,52 стр. 239-243,

Р.т.№








61

Пищевые связи в экосистемах.

П. р. №3

«Составление

пищевых цепей»



1







Основные понятия: трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая цепь.

Солнечный свет – энергетический ресурс экосистем. Роль авто и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направление потока веществ в пищевой цепи. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы, редуценты.



Давать определение терминам: автотрофы, гетеротрофы, трофический уровень, пищ. цепь. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять схемы пищевых цепей.

§52,Р.т.№

В. 4-7








62

Биотические факторы среды.Взаимоотношения между организмами.

1







Основные понятия: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Типы взаимоотношений между организмами.



Давать определения терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Характеризовать разные типы взаимоотношений.

§53,в 1-6







Биосфера и человек.

63

Природные ресурсы и их использование.

1







Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые и невозорбновимые). Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования.

Приводить примеры: агроэкосистем, неисчерпаемых, исчерпаемых ресурсов. Раскрывать сущность рационального природопользования.

§54,Р.т.№







64

Роль человека в биосфере

1







Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: загрязнение воздуха, пресных вод и Мирового океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное загрязнение, влияние на растительный и животный мир. Сохранение биоразнообразия.

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Приводить примеры.

§55, 56 сообщения







65

Экологические проблемы

1







Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды.

Называть современные экологические проблемы. Оценивать последствия деятельности человека.

сообщения







66

Охрана природы.

1







Законы охраны природы. Принципы рационального природопользование. Красная книга. Заповедники Мурманской области.




§56,Р.т.№







67

Итоговая контрольная работа

1




















68

Обобщающий урок по курсу «Общие закономерности».

1






















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006.) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю - всего 68 часов.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований , предъявляемых к учащимся 10 -11 классов.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе:

С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс». В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения , сопоставления, выполняются дома.

Рабочая программа ориентированна на использование учебника:



С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа.

А также методической литературы для учителя:



  • М. М. Гуменюк Биология 9 класс. Поурочные планы к учебнику.

  • Л. В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику.

  • С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. Тестовые задания к учебнику 9 класс.

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006.

  • Сборник нормативных документов. Биология. Составители: Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьев.

  • Сборник тестов для подготовки к ГИА

Требования к уровню подготовки выпускников:



В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
Тематическое планирование




Тема

Количество часов

1.

Эволюция живого мира на Земле.

21

2.

Структурная организация живых организмов.

15

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5

4.

Наследственность и изменчивость.

15

5.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

12




Итого:

68

Лабораторных работ –3

Практических работ – 3

Контрольных тестов - 4

Рабочая программа составлена на основе


  • Федерального Государственного стандарта,

  • Примерной программы основного общего образования по биологии и

  • Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006)

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю - всего 68 часов.


Рабочая программа ориентированна на использование учебника:

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа.
скачать файл



Смотрите также:
Календарно-тематическое планирование. Экология. 5 класс
78.21kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по Биологии Классы
463.37kb.
Календарно-тематическое планирование по химии для 11 классов на 2010-2011 учебный год
232.42kb.
Календарно тематическое планирование 9 класс 68 ч
387.85kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по химии на учебный год класс
293.13kb.
Календарно-тематическое планирование на 2012/2013 учебный год по информатике и икт класс 9 Учитель Ерохина Вера Игоревна
148.95kb.
Календарно- тематическое планирование уроков биологии
267.15kb.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебником «Кабардинский язык 3 класс»
358.98kb.
Календарно-тематическое планирование умк «Английский язык нового тысячелетия»
161.25kb.
Календарно-тематическое планирование уроков математики на 200 / 200 учебный год. Класс: 6а учитель: Чеботарева Фаина Мэлсовна
314.47kb.
Календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа для 9 класс
102.88kb.
Календарно-тематическое планирование уроков информатики на 2008-2009 учебный год
80.46kb.