voeto.ru страница 1
скачать файл

Как подготовить ребенка к обучению грамоте.
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе. В эту задачу входит в частности, подготовка к обучению грамоте- чтение, элементарные навыки письма.

В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте. Педагог вправе выбрать методику, учитывая особенности развития детей, их возможности и способности.

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Без специального обучения дети не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать такие понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Родители, обучая детей чтению, большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимания не уделяется. Родителям детей следует знать, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности.

Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов. Работа по звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.

Всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребенка-игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.

Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква , подготовит его к чтению, сформирует навыки элементарного письма («печатания»). Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Представленные игры делятся на две группы: игры со звуками и игры с буквами.




2.Советы родителям, которые хотят научить ребенка читать.


  1. Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.

  2. Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.

  3. Не раздражайтесь, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.

  4. Не забывайте хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести до конца начатое дело.

Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.



  1. Игры со звуками.

Игры подбираются с учетом основного принципа обучения- от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии используются эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.

Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), можно использовать более сложные игры (под номерами 5)- 9.)


  1. «Хлопни, если услышишь в слове звук «А» (Цель: учить ребенка выделять заданный звук из слова).

  2. «Три слова» (Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова).

  3. «Картинки» (Цель: учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки).

  4. «Путешествие по комнате (группе)» (Цель: учить ребенка находить предметы, в названиях которых есть заданный звук).

  5. «Составь слово из отдельно названных звуков» (Цель: учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков).

  6. «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» (Цель: учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово).

  7. «Цепочка слов» (Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком, учить запоминать правила игры и не нарушать их).

  8. «Волшебники» (Цель: учить детей заменять один звук в слове другим, вызвать интерес и желание играть со словами).

  9. «Имена детей» (Цель: учить детей путем добавления согласных образовывать новые слова).



  1. Игры с буквами.

Дети знакомятся не только с понятием «звук», но и с понятием «буква». Они запоминают графическое изображение буквы, учатся читать обратные и прямые слоги (АК, КА), соединять буквы и читать слова.



Игры с буквами помогут ребенку научиться слитному и осознанному чтению слов. Для игр с буквами нужны фишки, карточки с буквами, цветные карандаши, рабочая тетрадь в клетку, кубики с буквами и т.д.


  1. Заполни лепестки цветка рисунками. Буква подскажет, что нужно рисовать (около каждого лепестка написана буква, ребенок заполняет лепестки рисунками, затем рассказывает, что нарисовал).

  2. Соедини буквы первого столбика с буквами из второго столбика (предложите прочитать две соединенные линией буквы, например АТ, МУ).

  3. Прочитай начало слова и найди конец (например, МА К, будет «МАК»).

  4. Соедини буквы и прочитай слово. Начинать соединять буквы нужно с той, которая находится в кружочке.

  5. Допиши конец слова.

  6. Назови по порядку три буквы, и если услышал слово, обведи его.

  7. Зачеркивая буквы, составь и напиши слово.

  8. Какое слово спряталось в названиях картинок? (Правило: из названия каждой картинки запомни первый звук и напиши соответствующую ему букву).

  9. «Шифровка». С помощью геометрических фигур попробуем зашифровать слово КОТ (каждая буква обозначается любой геометрической фигурой).

  10. Найди четвертое слово (ребенок читал слова слева направо, а теперь подскажите прочитать сверху вниз, найдется четвертое слово).

  11. Змейка украсила свое тело буквами. Попробуй прочитать слова. Напиши слова, которые удалось прочитать.

  12. Девочки украсили свои платья буквами. Посмотри и подумай, что из этого получилось?

  13. «Укрась» рубашки мальчиков буквами, а я постараюсь прочитать слова с помощью букв, которые ты напишешь.

  14. Пошел дождь, буквы стали падать, как капельки. Напиши «упавшие» буквы на линейке и прочитай слова.

  15. «Мыльные пузыри». Мыльные пузыри лопнули, и буквы стали падать вниз. Напиши буквы, которые упали на полоску. Составь слова.

  16. «Звездный час». Из букв написанного слова составь и напиши новые слова.


Учитель-логопед Петрова Наталия Федоровна
скачать файл



Смотрите также:
Как подготовить ребенка к обучению грамоте
51.53kb.
Программа курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (31час)
146.43kb.
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь. М
167.72kb.
Как подготовить ребенка к школе
14.63kb.
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа это совершенно новая жизнь для ребёнка
90.18kb.
«Для чего нужно заниматься спортом?», подготовить сообщение о происхождении слова
113.18kb.
Комплект по обучению грамоте, включающего "Азбуку", "Тетради по письму" №№1, 2, 3 и "Методическое пособие для учителя"
31.7kb.
Как подготовить современный урок Из статьи Завельского Ю. В. " Как подготовить современный урок". Журнал "Завуч" №4, 2000 г
35.55kb.
Задачи школы II вида подготовить ребенка с нарушением слуха к жизни в обществе и дать определенный багаж знаний, который равен багажу знаний слышащего ученика
135.8kb.
«Праздник «Осенины» (с использованием икт)
23.43kb.
Закон республики узбекистан 17. 12. 2009 г. N зру-235 См текст документа на узбекском языке об утверждении положения о почетной грамоте республики узбекистан и описания почетной грамоты республики
52.58kb.
Жизнь как объяснительная модель. Качества объяснительных моделей
15.96kb.