voeto.ru страница 1
скачать файл

Использование технология эффективного чтения в условиях реализации системы Л.В. Занкова

Пантелеева Наталья Анатольевна, учитель МБОУ «КСОШ№1-БШ»
«Можно и на первых шагах обучения приучить ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, и через это развивать свои духовные способности и обогащать чувства и мысли образовательным содержанием»

Д.И.Тихомиров


Искусство чтения состоит в том, чтобы знать, что пропустить

Филип Хамертон
Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания.

Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.



Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением.

Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10 – 15% в первом классе и до 80 – 85% в четвертом классе).

Ученику моего класса Степану был предложен для чтения научно-популярный текст из области естествознания, который он должен был прочитать быстро и один раз. Степан был предупрежден, что сразу после чтения ему зададут по содержанию этого текста 10 вопросов. Здесь приводится листок с его ответами, по которым можно судить о том, насколько качественно было усвоено Степаном содержание прочитанного текста. (Знаком «–» отмечены номера вопросов, на которые дан неверный ответ или вообще нет ответа. Знаком «+» — номера вопросов с правильными ответами. «Полуплюс» — это неполный ответ.)

В итоге из десяти предложенных вопросов Степан ответил правильно на два с половиной. Правильные ответы на все 10 вопросов означали бы 100%_ное понимание текста. Таким образом, Степан усвоил содержание текста на 25%.



Степан

– 1. –


+ 2. тайны 25%

+ 3. русская экспедиция

– 4. 500 м

+ 5. снег

– 6. –

– 7. –


– 8. верблюдов

– 9. Из-за снега

– 10. –


Маша

1. – 40%


2. –

+ 3. русские ученые

4. 500 метров

+ 5. от яркого снега

6. –

+ 7. горы



8. верблюды

9. –


+ 10. с радостью


40% — немногим больше — составило качество чтения у второклассницы Маши, которая была опрошена по этому же тексту.

Что это — случайные неудачи? Или, наоборот, неизбежность? Ведь с первого раза полностью усвоить всю важную информацию, содержащуюся в совершенно незнакомом тексте, даже взрослому человеку вряд ли по силам — не то, что маленькому читателю.

И учителям и родителям приходится смиряться с тем, что больше половины содержания текста бесследно исчезает из детской головы еще до того, как текст этот будет прочитан ребенком до конца. Чтобы полностью понять, что же в тексте происходит, Степану надо будет прочитать этот рассказ четыре раза, а Маше — три. Причем Машин результат — 40% понятой из текста информации — поистине можно считать рекордным, потому что, как показали замеры и наблюдения, в среднем 25–35% — вот показатели качества чтения детей, отражающие уровень понимания школьниками незнакомого текста. И это относится не только ко второклассникам, но и к учащимся 3–4 классов.

Эти цифры — показатель «ленивого» чтения — сбивчивого, неорганизованного, пассивного. «Ленивым» такое чтение названо не потому, что ребенок не хочет качественно работать над текстом, а потому, что он относится к тексту как к объекту преодоления (а не как к объекту работы и изучения). И это — не его вина.

Навыки работы с учебным текстом у выпускника начальных классов с учебным текстом зачастую можно описать так:

ученик довольствуется планом работы над текстом, предложенным учителем, механически выполняет учебные задания в строгом соответствии с этим планом, ожидая от учителя пошаговой помощи и нуждаясь в постоянном руководстве;

ученик является заложником учительского контроля и отметки;

ученик бездумно и заученно копирует образцы и примеры анализа текста, задаваемые педагогом;

ученик отвечает на вопросы учителя «в порядке отчета»;

каждый ученик работает сам по себе;

ученик редко в явной форме демонстрирует свою работу другим людям;

ученик растрачивает силы и время на бессистемные поиски в тексте нужной информации;

школьник смотрит на чтение как на обременительную повинность.

Вопрос, как научить детей читать быстро, грамотно, эффективно и сознательно, интересовал меня долгое время. Процесс этот чрезвычайно трудный, который нельзя сформировать быстро. И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.

Между тем приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Владение навыками качественного, продуктивного чтения — необходимое и обязательное условие формирования такой личности.

Таким образом, перед школой стоит задача обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью.

Начались поиски наиболее эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. В результате при построении урока чтения начала использовать технологию эффективного чтения, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности.

В системе РО Л.В.Занкова (работаю 12 лет) литературное образование младших школьников, а именно работа с текстом занимает особое положение в курсе литературного чтения системы РО Занкова. Работа над отношением к чтению как к творческому процессу общения с автором, а к литературе – как к искусству слова начинается уже с первого класса. Работа над литературным образованием учеников усиливается от класса к классу. Весь методический аппарат учебников курса «Литературное чтение» авторов В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой направлен совершенствование восприятия литературных произведений, а также на развитие творческих способностей детей в связи с читаемым материалом.

Общий тон учебника по литературному чтению доверительный диалог Автора и его собеседника, к которому Автор обращается как к товарищу, единомышленнику. Эта принципиальная позиция автора курса создает условия, необходимые для комфортного общения не только между участниками образовательного процесса, но и с книгой, с каждым текстом, независимо от того, кем и когда он создан.

Понимание текста связано с раскрытием его смысла или значения. Чтобы раскрыть этот смысл и, следовательно, понять текст, необходимо выполнить определенные действия.

Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих абзацев. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей — вот сущность понимания текста. Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы. С помощью этого приема О.А. Андреев и Л.Н. Хромов разработали дифференциальный алгоритм чтения, который, как показала практика, вполне успешно могут применять при чтении текста даже дети младшего школьного возраста (ну и уж тем более те, кто обучается по системе Занкова).

С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста — чаще всего абзац — на логические отдельные элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). Он представляет собой следующее:

1) опорные слова;

2) опорная сеть;

3) значение (доминанта).

Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. Опорными слова называются потому, что они служат опорой конкретного текста.

Опорная сеть состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста.

Именно опорная сеть является основой «золотого ядра» содержания текста.



Доминанта — главная смысловая часть текста. Она может выражаться своими словами, на языке собственных мыслей и чаще всего является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя.

Объяснить понятие «смысловая доминанта» детям не так уж трудно — это и главная мысль текста, и то, чему хотел научить нас автор, и идея произведения.

Так как сам термин «смысловая доминанта» может показаться слишком громоздким для повседневного обращения в начальной школе, то мы успешно пользуемся его образно-описательным синонимом — «мешочек со смыслом».

Работа над поиском и формулированием смысловой доминанты текста сводится в конечном итоге к тому, чтобы дети поняли: хорошие читатели читают текст ради понимания его смысла, а не только ради накопления информации. Отсюда и возникло образное название доминанты — «мешочек со смыслом». Это название хорошо тем, что, во-первых, отражает суть и результат процесса поиска доминанты, а во-вторых, подсказывает, что отыскать в тексте «смысл» —не такое простое дело. Чаще всего он спрятан, скрыт, «завязан в мешочек», и чтобы добраться до него, нужно хорошенько подумать. Опираясь на самостоятельно составленную доминанту, ученик сможет, если надо, «вытащить» из мешочка со смыслом весь текст — вернее, опорную сеть этого текста, из которой и была в свое время выращена доминанта. Зрительный образ смысловой доминанты — «мешочка со смыслом» — может быть и еще более конкретным: доминанта (основная мысль, идея) — это золотая рыбка, пойманная опорной сетью.

Детям даём установку: «Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто? Что делает? Когда и Где? Почему и Как?», тогда из вашего поля зрения не ускользнет ни один аспект какого-либо события.

Прочитав текст, держите в уме шесть вопросов: Кто тут главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как? Время от времени останавливайтесь и отвечайте на эти вопросы.



Цель алгоритма — «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью».
Действие дифференциального алгоритма чтения можно показать и объяснить детям на самых простых примерах:

Текст

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь с севера,

Вниз кидала — сыпала

На поля - озёрушки

Белый пух да перышки.

(Загадка)


Опорная сеть

Лебедь плыла по небу и

сыпала вниз пух и перья.

Мешочек со смыслом

(доминанта)

Лебедь — туча.

Пух — снег.



Текст

Волк.

Один колхозник проснулся рано утром, посмотрел в окно на двор, а на дворе у него волк. Волк стоял около хлева и скреб лапой дверь. А в хлеву стояли овцы. Колхозник схватил лопату — и во двор. Он хотел сзади ударить волка по голове. Но волк вмиг повернулся и поймал лопату зубами за ручку. Колхозник стал вырывать у волка лопату. Не тут-то было! Волк так крепко уцепился зубами, что не вырвать. Колхозник стал звать на помощь, а дома спят, не слышат.

«Ну, — думает колхозник, — не век же волк лопату держать будет; а как выпустит, я ему лопатой голову проломаю». А волк стал зубами ручку перебирать и все ближе и ближе к колхознику.

«Пустить лопату? — думает колхозник. — Волк тоже лопату бросит да на меня. Я и убежать не успею». А волк все ближе и ближе. Видит колхозник: дело плохо — этак волк скоро за руку схватит.

Собрался колхозник со всею силой да как швырнет волка вместе с лопатой через забор, да скорей в избу. Убежал волк. А колхозник дома всех разбудил.

Ведь меня, — говорит, — у вас под окном чуть волк не заел. Эко спите!

Как же, — спрашивает жена, — ты управился?

А я, — говорит колхозник, — его за забор выкинул.



Посмотрела жена, а за забором лопата; вся волчьими зубами изгрызена.

Б. Житков

Опорная сеть

Волк стоял около хлева. В хлеву — овцы. Колхозник хотел ударить волка лопатой по голове. Волк уцепился зубами за ручку, не вырвать. Перебирает зубами по ручке, к руке колхозника. Колхозник швырнул волка вместе с лопатой через забор — и в избу. Волк убежал.



Мешочек со смыслом (доминанта)

Колхозник спас и овец, и себя от умного и опасного хищника, волка, не только своей храбростью, но и смекалкой.



Задача учителя заключается в том, чтобы выработать у учеников именно навык, т. е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Эту задачу и помогает решить дифференциальный алгоритм чтения. Он предлагает в процессе чтения в соответствии с блоками алгоритма производить анализ текста: вначале выделить опорные слова, затем построить опорную сеть и, наконец, сформировать доминанту.

Цель такого упражнения — показать мозгу, как правильно надо понимать текст. Именно так, и только так можно увидеть главное, действительно важное, проникнуть в суть вещей и событий, явлений, излагаемых автором. Многократное повторение упражнения на разных текстах формирует новый способ кодирования информации, обеспечивающий затем высококачественное понимание текста.



Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. действие не осознается, осмысление текста происходит как бы само собой. Такой подход помогает учителю выстроить на уроках пространство, в котором ребенку хочется читать, делать открытия, разгадывать секреты и делиться своими находками, мыслями, идеями, т.е. расти вдумчивым читателем.

скачать файл



Смотрите также:
Использование технология эффективного чтения в условиях реализации системы Л. В. Занкова Пантелеева Наталья Анатольевна, учитель мбоу
102.08kb.
Урока литературного чтения во 2 классе «Дыйканбай и дэв. Киргизская сказка»
56.63kb.
Анализ образовательного события в технологии «Проектная задача» Т. И. Таркина, учитель начальных классов мбоу «бсш №1», из опыта работы мбоу «Белоярская сош №1»
35.9kb.
Мою учительницу зовут Людмила Анатольевна. Она очень умная. Она учит нас всему новому. Я люблю все уроки, которые ведет Людмила Анатольевна. Особенно мне нравятся математика и технология
13.75kb.
Нарциссова Ирина Рэмовна, учитель русского языка и литературы, Лаврова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Гуща Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Гапонова Татьяна Владимировна
274.71kb.
Русские народные сказки. «Лиса и козел»
29.65kb.
Ильязова Ольга Анатольевна, учитель математики гбоу сош с
51.61kb.
Щенова Ирина Радиковна учитель немецкого языка мбоу «Алмалинская сош» Тюльганского района, с. Алмала
1981.41kb.
Enteritidis алексей Владимирович раков, Феликс Николаевич шубин, Наталья Анатольевна кузнецова
44.74kb.
С 02. 2012 года начинаются занятия по подготовке детей к школе. С родителями и детьми будет работать учитель начальных классов Тесленко Наталья Васильевна и педагог психолог Самсонова Лариса Александровна
45.47kb.
Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта: • для учащихся
694.95kb.
«Россия при Павле I» Технология критического мышления /А. В. Фёдоров, Е. В. Саплина/ Учитель: Боева Елена Алексеевна мбоу сош №5
99.42kb.