voeto.ru страница 1
скачать файл
Ишанова Асима Калимовна

доктор филологических наук, профессор

кафедры журналистики ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГОМЕДИА НА ОСТРИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ

Современный человек осознает, что сегодняшний мир погружен в лихорадочное круженье вокруг господина его величества – нефти. Но в информационном обществе трудно переоценить роль СМИ и поэтому вполне обоснованно звучали на III Евразийском Энергетическом Форуме KаzEnergy, состоявшемся в Астане 4-5 сентября 2008 года, заявленные для обсуждения темы выступлений ведущих обозревателей крупнейших мировых изданий «Халич Таймс», «Интернешнл Херальд Трибьюн», «The Tims», «Business Week»: «Как правительство может использовать печатные СМИ для продвижения страны», «Энергетическая отрасль и информация: взаимовыгодные партнеры или соперники», «Мировой опыт антикризисных коммуникаций». Мнение западных журналистов о развитии энергетики в Казахстане, их советы о репутационных рисках, о PR работе компаний в условиях кризиса – все это может только дополнить и углубить представления читателя о значимости и важности осознания того, что мы живем в стране, интерес к которой, прежде всего, обусловлен тем, что в Казахстане имеются огромные запасы нефти, газа, урана и других энергоемких ресурсов.

Из всех выступлений аналитиков-обозревателей известных западных газет и журналов следовало, что посредством СМИ важно создавать положительный имидж Казахстана - страны, богатой нефтью и газом. Ведь сегодня иметь репутацию страны, богатой нефтью, небезопасно (на фоне кровавой войны в Ираке). Из выступлений руководителей крупнейших зарубежных масс медиа следует, что знания о Казахстане на Западе не глубоки. Причем, оказывается, в Казахстане нет специальных корреспондентов от известнейших экономических изданий Европы и США. Парадоксально, но факт. Одна из причин, объясняющая отсутствие журналистов из Америки и Европы звучала не убедительно: слишком дорогое удовольствие. Тем самым, получается, чтобы привлечь внимание западного человека, журналистов к Казахстану, следует вначале поработать отечественным СМИ, заботясь о положительном имидже нашей страны. Звучали неоднократные примеры прекрасной репутации Дубаи, что позволит, по мнению западных журналистов, еще долгое время процветать этой стране. Нефть закончится, а Дубаи будут по-прежнему в центре финансового сектора и все благодаря тому, что там сумели создать через СМИ положительный имидж страны.

Можно согласиться с тем, что презентационные методы в публикациях наших СМИ развиты недостаточно. Но есть ли у нас СМИ, вещающие на весь мир? Авторитетных и качественных изданий, к мнению которых прислушивались бы на Западе у нас, к сожалению, пока нет. Напрашивается вывод, иностранные государства интересуют наши энергоресурсы, а сама страна для них – белое пятно и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться таковой, судя по их настойчивым рекомендациям работать над положительным имиджем страны, представления о Казахстане у них весьма смутные и скудные. Сегодня Дубаи - некогда сонная деревушка, вкладывает многомиллионные инвестиции в Манчестер-сити, в Голливуд, и это также способствует укреплению их репутации, по мнению западных журналистов. Любое правительство должно вырабатывать четкую стратегию и вкладывать инвестиции в имидж и репутацию своей страны, вторили друг другу выступающие западные журналисты.

Самым ярким, аналитичным и несколько опровергающим все предыдущие мнения было выступление Юрия Сигова, заведующего бюро журнала «Деловые люди» в США, собственного корреспондента журнала «Деловая неделя».

Ю. Сигов назвал многие принципиально важные особенности современного международного энергетического развития своими именами. Весьма откровенно обозреватель сказал, что многим компаниям и странам выгодно то, чтобы абсолютно точно было неизвестно, где, сколько, когда добывается нефти, газа в мире.

Много мифов, слухов возникает вокруг нефти, газа, так, к примеру, специально муссируются слухи о скором иссякании нефти в том или ином регионе и наоборот.

Многое в информации о развитии мировой энергетики соответствует действительности, однако подчас читателям предлагаются спорные и непроверенные утверждения. Важно насколько информированы люди, которые сообщают о новостях энергетики. Практика функционирования большого газа, нефти свидетельствует, что так было и 20 лет и 50 лет назад – была полная неясность, нестабильность, неизвестно было, сколько газа есть в той или иной стране, какова реальная цена нефти и какова ее подоплека.

«То, что мы видим на экранах телевизоров, в новостных строчках газет - это только часть информационного потока. Никто не знает правды о нефти, и реального положения никто никогда не знал и не знает по сей день», - заявил Юрий Сигов.

Но особенно важно, как считает Ю. Сигов, насколько это незнание создает проблемы и насколько этому незнанию способствуют СМИ.

Американские специалисты недавно подсчитали, что 46 % стран ОПЕК выдают через СМИ и другие различные структуры, а также по правительственным заказам дутую информацию. Все это создает определенные ожидания и содействует тому, что нефть изо дня в день дорожает. Это приводит к тому, что газовые и нефтяные цены хаотично шарахаются из стороны в сторону. Ю. Сигов солидарен с министром энергетики Катара во мнении, что нефть стоит так дорого потому, что ее раздувают в цене нефтяные спекулянты и нагоняющие страхи нефтяные посредники.

Целый ряд западных и российских СМИ пишут о том, что скоро нефть закончится, вот уже 5 – 7 лет достаточно активно в прессе муссируется эта тема. При этом все, что связано с нефтью в России, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах - строжайшая тайна.

По последним данным в Саудовской Аравии запасы нефти рассчитаны на 60-80лет, в Арабских эмиратах - на 120 лет, в Кувейте – на 160 лет.

Страны, не входящие в ОПЕК - Россия, Мексика не попадают ни в какие квоты и потому давным - давно не дают четкой картины происходящих процессов. Тем самым, практически невозможно сказать, когда нефть закончится в России.

Если учесть к тому же, что 40 процентов нефти остается в скважинах, определить практически невозможно, нефть может закончиться завтра или через 50 лет, заключил известный обозреватель.

Ю. Сигов обратился и к такой актуальной для сегодняшнего времени проблеме, как цена нефти. Оправданно ли понятие «справедливая цена нефти» и какова роль СМИ в этом?

Сегодня в США активно обсуждают и много пишут в СМИ о «несправедливой цене» нефти, призывая наказать те страны, что влияют, по их мнению, на удорожание нефти, называются чаще всего, Россия и ОПЕК.

На самом деле, высокая цена нефти – относительное понятие, убежден Ю. Сигов. Для СМИ Америки почти это конец света, когда устанавливается за бензин цена - больше доллара.

В то время как США составляют 6 процентов населения мира, а потребляют здесь 34 процента всей вырабатываемой в мире энергии. В Америке 60 процентов сосредоточено мирового автомобильного парка. В Англии, Норвегии давно платят по 2 доллара за литр бензина и воспринимается это всеми как объективная данность. Если американская семья совершает в день в среднем 11 поездок, европейская - всего 4 поездки.

Ю. Сигов совсем иначе, нежели выступавшие до него специалисты по энергомедиа, расставил акценты по вопросу о необходимости развития пиара в сфере энергетики. Катару пиар в обычном понимании этого слова не нужен, хотя страна находится в опасном месте – вокруг Саудовская Аравия, в 80 километрах напротив расположен Иран. На территории страны находится Американская военная база.

Катар же строит шикарные отели, вкладывает высокие инвестиции в газовый сектор и нефтяной, проводит массовые Международные конференции. И это работает лучше, чем какой-либо пиар нефти и газа.

Туркменистан же, напротив, закрывается, в СМИ нет почти никакой информации об энергетике этой страны. Сменился президент, интерес к стране только возрос. То есть, не давать информации – это тоже своего рода пиар Особенность таких стран, как Туркмения в том, что здесь пиар состоит в том, чтобы не давать информации. Венесуэла, Ангола работ на личном контакте, им пиар также не нужен. То, что у них есть нефть и газ все знают.

Доказательное и яркое выступление Ю. Сигова позволило сделать выводы о том, что иногда отсутствие пиара, информации может работать лучше, чем самый массированный медийный пиар. Тем самым, Казахстан может выбирать свое видение развития энергетики. Роль СМИ Казахстана, тем не менее, очень важна и вряд ли нашей стране подходит туркменский вариант железного занавеса. Однако, многие рекомендации зарубежных специалистов по энергомедиа должны учитываться.

Главный редактор газеты «Бизнес и Власть» Олег Те справедливо отметил, что СМИ Казахстана в этом направлении совершенствуются и развиваются. Еще предстоит многое сделать, чтобы соответствовать уровню энергоемкости страны, в частности, особое внимание уделяется сегодня мультимедийному направлению в журналистике. Заметим, что качественные телепрограммы, к примеру, «Деловые новости», подготовленные под руководством Олегом Те, пользуются большим успехом у телезрителей.



Тем самым, Евразийский энергетический Форум позволил в очередной раз убедиться в том, что Евразия, Казахстан играют важную роль в обеспечении плавного перехода к новому мировому энергетическому порядку посредством обсуждения и принятия многовекторных, устойчивых и конкурентоспособных решений, при этом особая роль в этом принадлежит средствам массовой информации Казахстана
P. S. Руководители Казмунайгаза заверили отечественных журналистов в том, что до конца года цена за бензин будет оставаться прежней. А что будет дальше, не знает никто…
скачать файл



Смотрите также:
Ишанова Асима Калимовна доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики ену им. Л. Н. Гумилева особенности энергомедиа на острие глобальных энергетических вызовов
61.92kb.
Наша версия состоялась с помощью Н. Бердяева, А. Соловьева, Л. Гумилева, И. Бродского, В. Набокова, В. Шаламова и Л. Разгона
375.3kb.
-
3034.34kb.
Дом Учителя Уральского федерального округа
166.04kb.
Рабочая программа производственной практики Для направления 030200. 62 «Политология» (программа подготовки бакалавра) Москва
215.07kb.
Е. В. Брысина, доктор филологических наук, профессор вгспу
1045.44kb.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР
2625.64kb.
Руководитель проекта, председатель оргкомитета, профессор, доктор филологических наук, директор Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера сафу имени М. В. Ломоносова
184.08kb.
Программа Международной научно-практической конференции
102.58kb.
Погребная Я. В. доктор филологических наук, профессор
133.19kb.
Дом Учителя Уральского федерального округа
120.93kb.
Рецензент: Н. А. Трофимова, доктор филологических наук, профессор
343.37kb.