voeto.ru страница 1
скачать файл
ІХ. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:


- внутренняя оценкаэто оценка самой школы. Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителям; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями; в промежуточных и итоговой оценках учащихся, и в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
- внешняя оценка - это оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. (В данный момент система внешней оценки муниципалитетом и Департаментом образования не предложена, поэтому она не нашла отражения в настоящей программе).
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы.

- личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования,

- метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования




Основной целью оценочной деятельности

является оценка образовательных достижений выпускников на ступени начального общего образования.


Задачи оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата



  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (личностные результаты),

  • формирования универсальных учебных действий у обучающихся (метапредметные результаты),

  • освоения содержания учебных предметов обучающимися(предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов образования (позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных);


в) предусматривать итоговую оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования)
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей

учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,

родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,

учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том:



  • происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,

  • начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,

  • совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,

  • обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.


Система оценивания строится на основе общих для начального образования принципов.

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Оценивать можно только то, чему учат.

5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Содержание итоговой оценки
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.


К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

ценностные ориентации обучающегося;

индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.


Условия и границы применения системы оценки.

1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.

2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:



  • обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;

  • внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год).

4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».

5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.


Критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.*

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты

  • предметные

  • метапредметные

  • личностные.

Результаты ученика

  • это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

Описываемая Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) разработана авторским коллективом ОС «Школа-2100».

Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.



4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатовсоставляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Отметки заносятся в таблицы результатов:



Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),

  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.


«Портфель достижений ученика»

Основные разделы «Портфеля достижений»:



  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

  • показатели метапредметных результатов;

  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:


  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться»);

  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).


Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов .

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов.
Данный материал необходим для выбора уровня использования системы оценки, для составления плана работы учителя на четыре года вперед.

1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.


1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:



  • учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

  • ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок

В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.
2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ученика.


3-е правило (Одна задача – одна оценка) используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).
4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:

  • в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),

  • в 2 - 4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).
5-е правило (Уровни успешности) используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.
6-е правило (Итоговые оценки) используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, ведение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат.

Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2-3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.

Заполнение предметных таблиц результатов добавляет около 5 минут к обычному времени проверки каждой контрольной работы. С учётом всех контрольных по всем предметам за четверть это означает около 30 минут дополнительной работы.

Метапредметные диагностические работы (проводятся 1-2 раза в год) потребуют от учителя:


  • выделить около 2-3 часов учебного времени в год (за счёт резерва) на проведение всех диагностических работ, т.е. это будет не дополнительное время, а то, которое и так тратится учителем,

  • около 2-3 часов на проверку этих работ, фиксацию результатов в таблице и их анализ (в электронном виде проверка и анализ могут осуществлять полуавтоматически, значительно экономя время).

Помощь в пополнении «Портфеля достижений» может отнимать у учителя в среднем ещё около 1 часа в четверть на всех учеников класса.

Итого дополнительные временные затраты учителя составят около 9 дополнительных часов работы в год.

Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако, поскольку используется неполный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебной деятельности изменятся не столь значительно.
3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.


7-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. Чтобы исключить двойное выставление отметок в таблицы результатов и в официальный журнал, рекомендуется воспользоваться правом образовательного учреждения на определение порядка заполнения журнала: выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников.
8-е правило (Право отказа от отметки и право пересдачи)новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
9-е правило (Уровни успешности) – используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.
10-е правило (Итоговые оценки) используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть и комплексную оценку за год.

Таким образом, при использовании полного набора правил оценивания:



  • учителю необходимо будет документально оформить их использование решением педсовета образовательного учреждения, так как изменится порядок заполнения официального журнала − большинство текущих отметок будет выставляться в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников,

  • учитель будет тратить заметно больше времени (ведение таблиц результатов, выделение времени на пересдачи учениками контрольных работ и т.п.).

Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.
Формы представления результатов

Таблицы образовательных результатовсоставляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах).

В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.



Организация накопительной оценки

Накопительной системой оценки обучающегося является, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.


При этом материалы портфеля достижений допускают проведение независимой внешней оценки, например при проведении аттестации педагогов.

Портфель достижений может быть отнесён к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфель достижений позволяет:

• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений»  совокупность всех образовательных результатов);

2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).


На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:

Вывод-оценка

(о возможности продолжения

образования на следующей ступени)


Показатели

(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)



Итоговые работы

(русский язык, математика и межпредметная

работа)


1. Не овладел опорной системой знаний и учебными действиями необходимыми для продолжения

образования на следующей ступени общего образования.



Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2. Выпускник овладел опорной системой

знаний, необходимой

для продолжения

образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.



Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»

Правильно не менее 50%заданий необходимого (базового) уровня

3. Выпускник овладел опорной системой

знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения

образования на следующей ступени общего образования,

и способен

использовать их для решения простых учебно-познавательных

и учебно-практических задач средствами

данного предмета


Достижение планируемых результатов не менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.

На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

На основании итоговой оценки может быть составлена характеристика ученика:

1. Основные образовательные достижения следующие: ….

2. К проблемным вопросам личностного развития можно отнести: …

3. Для решения проблем и новых задач на следующей ступени образования можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации: …

1 класс

1.Стартовая диагностика

Сроки проведения: июнь

Ответственный за проведение - учитель

Педагогическая диагностика готовности к школе

Этапы

Форма

проведения

Организация работы

Критерии оценивания

Типовые и диагностические задачи

I.

Групповое обследование

Все дети работают на предложенных им листах. Данные наблюдений и результаты выполнения вносятся в бланк обследования (см. Приложение)

  • состояние пространственного восприятия;

  • состояние зрительного восприятия;

  • состояние моторики и зрительно-моторных координаций.

- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.

- наличие интуитивных дочисловых представлений;

- овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

- умение сравнивать два множества по числу элементов;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.



Задание1: «Форма фигуры»

Задание2: «Ориентирова-ние на плоскости»

Задание3: «Операции сложения и вычитания»

Задание4: «Топологичес-кое представле-

ние»


Задание5: «Сравнение двух множеств»

Задание6: «Классифика-

ция»


Задание7: «Дифферен-

циация звуков»



Задание 8: «Звуковой анализ слова»

II.

Индивидуаль

ное обследова

ние


Проводится на следующий день после группового обследования, только с теми детьми, которые ошиблись при выполнении каких-либо заданий в групповом обследовании. Учитель наблюдает за деятельностью ребёнка, фиксирует на том же листе для обследования уровень оказанной ему помощи, а результаты выполнения сразу же заносит в бланк обследования.

2.Оценка достижения личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Сроки проведения: ____________________________

Ответственный за проведение – психолог.

Результаты заносятся в таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.




Основные критерии оценивания


Типовые диагностические задачи для учащихся

(6,5 – 7 лет)



Самоопреде

ление:
Внутренняя



позиция

школьника


— положительное отношение к школе;

— чувство необходимости учения;

— предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

— адекватное содержательное представление о школе;

— предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

—предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки — дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)



- Методика «Беседа

о школе»


(модифицированный вариант Т. А. Нежновой,

Д. Б. Эльконина,

А. Л. Венгера)


Смыслообра-зование:

Мотивация

учебной деятельности

—сформированность познавательных мотивов;

— интерес к новому;

— интерес к способу решения и общему способу действия;

— сформированность социальных мотивов;

—стремление выполнять социально значимую

и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

— сформированность учебных мотивов;

— стремление к самоизменению

— приобретению новых знаний и умений;

— установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью



- «Незавершенная сказка».

- «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой,

Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)


Нравственно-этическая ориентация


- Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами

- Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы.

- Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.

- Принятие решения на основе соотнесения

нескольких моральных норм

- Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

- Уровень развития моральных суждений


- Опросник Е. Кургановой
- «Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже)

(координация трех норм:

ответственность,

справедливое

распределение, взаимопомощь

и учет принципа

компенсации)
- Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации

Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)( 7-10 лет)



3. Оценка достижения метапредметных результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Сроки проведения: ____________________________

Ответственный за проведение – учитель.

Результаты заносятся в таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;






Основные критерии оценивания


Типовые диагностические задачи для учащихся

(6,5 – 7 лет)



Регулятивные действия

- Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца,

- планировать свое действие в соответствии с особенностями образца,

- осуществлять контроль по результату и по процессу,

- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в - исполнение;

- познавательные действия — умение осуществлять пространственный анализ и

синтез.


- Выкладывание узора из кубиков.

индивидуальная работа учащихся.



Познавательные
Логические универсальные действия.

- умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие;

-сохранение дискретного множества.


-умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план

Умение осуществлять кодирование с помощью символов.




-Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия

(Ж. Пиаже, А. Шеминьска) 6,5—7 лет.

индивидуальная работа с ребенком.


Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н. Карпова) 6,5—7 лет.

индивидуальная беседа с ребенком

Методика «Кодирование»(11_й субтест теста Д. Векслера

в версии А. Ю. Панасюка) 6,5—7 лет.

индивидуальная или групповая работа с детьми.




Коммуникативные универсальные учебные

действия




- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— продуктивность совместной деятельности

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:

— взаимопомощь;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное или отрицательное


Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

(индивидуальная беседа)

6,5—7 лет.
Задание «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

6,5—7 лет



(наблюдение)



4. Оценка достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Сроки проведения: на конец четверти, на конец учебного года.

Ответственный за проведение – учитель.

Результаты заносятся в таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;



Предметные результаты обучения

Предмет

Критерии планируемых результатов

Типовые и диагностические задачи

Обуче-

ние грамоте



Учащиеся должны знать/ понимать:

  • структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

  • графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

  • форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

  • иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь:

  • читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

  • озаглавливать прослушанный текст;

  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно:

1) при списывании с печатного или письменного текста,

2) письме по памяти или



3) под диктовку учителя;

  • ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:

  • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

  • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

  • применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

  • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

  • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].




1.Лаврова Н.М. «Азбука. Пишу и проверяю себя».



Русский язык

Учащиеся должны знать/ понимать:

  • название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

  • правила переноса слов по слогам;

  • способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;

  • способ обозначения звука [й΄] в начале слова (с помощью букв е, е, ю, я).

Уметь:

  • быстро найти букву в алфавитном столбике;

  • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

  • писать прописную букву в именах собственных;

  • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

понимать различие между звуком и буквой;

  • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

  • писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу, ци_це под ударением;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле и радиопередач, аудиозаписей);

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

1. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 1 класс.

Литературное чтение

Иметь общее представление:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

  • об отличии фольклорного текста от литературного;

  • об отличии поэтического текста от прозаического;

  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

  • о том, что такое рифма.

Знать:

  • наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и «про себя»; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух; 40- 45 слов в минуту «про себя»;

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

  • отличать монолог от диалога;

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.




1. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы.



Математика

Учащиеся должны иметь представление:

  • о количественном и порядковом смысле целого неотрицательного числа;

  • о смысле действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;

  • о взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;

  • о свойствах сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;

  • о свойствах вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;

  • о линиях: прямой, кривой, ломаной, отрезке, дуге;

  • о замкнутых и незамкнутых линиях;

  • о внутренней области, ограниченной замкнутой линией;

  • о прямом угле;

  • о многоугольниках и их видах;

  • об измерении длины отрезка.

Учащиеся должны знать и понимать:

  • все цифры;

  • знаки больше ( >), меньше (<), равно ( = );

  • названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка, включая число 20;

  • знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (« + », « – », сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);

  • переместительный закон сложения;

  • «Таблицу сложения» однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;

  • изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);

  • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);

  • изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);

  • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Учащиеся должны уметь (владеть следующими способами познавательной деятельности):

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;

  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (« > », « < », « = »);

  • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;

  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем;

  • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне навыка;

  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах «Таблицы сложения», используя данную таблицу в качестве справочника;

  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

  • определять прямые углы с помощью угольника;

  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);

  • распознавать и формулировать простые задачи;

  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;

  • ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;

  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько – в другом.

1. Захарова О.А., Юдина Е.П. «Математика в вопросах и заданиях. 1 класс» (тетрадь для самостоятельных работ).



Окружающий мир

Учащиеся должны знать/ понимать:

  • название своего посёлка (города), улицы, номер своего дома, адрес школы;

  • названия: своего государства (Россия), столицы (Москва),главной площади столицы(Красная площадь)и т. д.;

  • государственную символику России;

  • первый куплет и припев гимна России;

  • виды городского транспорта;

  • правила поведения в городе во время экскурсии;

  • что такое природа, природа живая и неживая;

  • название органов чувств и их функции;

  • названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок плод, семена);

  • основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;

  • название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных;

  • название каждого времени года и их последовательность;

  • основные признаки времён года;

  • правила безопасности на воде в зимнее и летнее время; правила безопасности при катании с гор в зимнее время.


Уметь в процессе самостоятельной парной, групповой и коллективной работы:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

  • проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

  • различать объекты природы и изделия человека;

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • различать части растений, отображать их в рисунке;

  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);

  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

  • приводить примеры лиственных и хвойных деревьев своего края;

  • приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;

  • приводить примеры съедобных грибов своего края;

  • приводить примеры ядовитых ягод своего края;

  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



  • для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице и в быту;

  • написания на конверте своего адреса;

  • выполнение правил поведения в природе и участия в её охране;

  • подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы ценим окружающий мир», обратный адрес).



1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. «Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы».


Описание оценки достижений во 2,3,4 классах будет описано по мере введения стандартов.
скачать файл



Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №72 г. Саратова Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
427.85kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
154.22kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общёго образования
108.97kb.
Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо. Учебный план начального общего образования
599.26kb.
ІХ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
419.66kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
3199.65kb.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
1808.48kb.
Система оценки достижения планируемых результатов (ПР) освоения основной образовательной программы начального образования по отдельным учебным предметам
165.58kb.
1. 3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
178.63kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
1657.41kb.
Положение об оценке достижения планируемых результатов в начальной школе муниципального общеобразовательного учреждения
135.59kb.
Положение о внутренней системе оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
175.99kb.