voeto.ru страница 1
скачать файл
Г.В. Беликова,

учитель физики МБОУ СОШ № 39.


Игры для учащихся 7-8 классов по естествознанию.
Дети любят играть. Именно игра является для них основным способом приобщения к взрослой жизни. Игра возникла на самой ранней стадии развития человеческого общества и во все времена была своеобразной школой, в которой дети развивались физически и духовно, познавали окружающий мир, учились учиться.

Особое значение для развития детей имеют интеллектуальные игры. Любое интеллектуальное задание несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, интересными условиями и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число, реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Игровые моменты придают занимательность любому материалу.

Физика, химия, биология – строгие и точные науки. Однако они не только объясняют законы мироздания, но и создают для человека всякие забавы.

Эти забавы-загадки не просто развлечения, они имеют определенный смысл. Без находчивости, наблюдательности, логического мышления с ними не справиться. Разгадывание загадок можно сравнить с путешествием по неизвестным маршрутам, ибо найти разгадку к ним можно, лишь свернув с привычного направления мысли и рассуждения. А какое путешествие не приносит удовольствие? Кроме того разгадывание загадок поможет полюбить и понять строгую и красивую науку, а так же узнать как науки связаны между собой, и что природа едина и её нельзя изучать по частям.

Естественные науки занимают особое место среди школьных дисциплин. Они создают у учащихся представление о научной картине мира, формируют творческие способности учащихся, способствуют воспитанию высоконравственной личности. Это является основной целью обучения и может быть достигнуто при условии, что в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Обучение нужно строить так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, и был активным участником их реализации.

Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению организация игровой деятельности является наиболее эффективным.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческие способности.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.

На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перельман, не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Это высказывание можно распространить и на другие предметы.

Педагогическая наука предъявляет определенные требования к организации игр в процессе обучения.


  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  • Игра должна вызывать только положительные эмоции: достижимая цель, красочное оформление.

  • В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

  • Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

Подчеркнем важную роль учителя при организации и проведении игр. Но наибольшего эффекта можно добиться, осуществляя педагогику сотрудничества: идея учителя, игру составляют учащиеся (можно объявить конкурс на лучшую игру по заданной теме). Каждую придуманную игру необходимо проверить в действии.

Для игры очень трудно подобрать материал, который будет поддерживать интерес учащихся в течение всей игры, поэтому игры должны быть разнообразными по содержанию и форме проведения.

Часто проводить игры на уроке нецелесообразно, лучше проводить их на внеклассных мероприятиях, объединяя различные предметы.

В настоящее время на различных каналах телевидения проводится много разнообразных интеллектуальных игр, которые можно взять за основу и провести в школе. На основе этих игр у нас в школе были разработаны такие игры, как: «Своя игра», «К доске», «Я знаю все», «Интеллектуальный марафон».

Игра «Интеллектуальный марафон» проводится по параллелям во всех классах и включает в себя 8 станций, которые соответствуют количеству метод объединений. На каждой станции учащимся предлагаются различные задания: вопросы, загадки, ребусы, шарады, задачи и т. д. За каждый правильный ответ учащиеся получают баллы, которые суммируются на каждом этапе и выставляются в путевой лист. Болельщики команд также получают задания и, заработанные ими баллы добавляются к тем, что получила команда.

Интеллектуальный марафон. Каждая станция имеет свое название и соответственно оформляется. Задания подбираются для каждой параллели отдельно и таким образом, чтобы учащиеся могли выбрать интересующие их вопросы и набрать как можно больше баллов.



5 класс. Загадки.

  • Я под мышкой сижу и что делать укажу:

Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Градусник)

  • Все меня любят, а как раздевают – слезы проливают. (Лук)

  • Я и туча и туман,

И ручей и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)


  • В белом бархате деревни –

И заборы и, и деревья.

И как ветер нападает,

Этот бархат опадает. (Иней)

Вопросы.


  • Как называется книга, в которой мартышка, слоненок и попугай измеряли рост удава? (38 попугаев, Г.Остер)

  • Назовите созвездия, которые составляют «пояс зодиака».

  • Созвездие, названное в честь сына смертной и Зевса, совершившего 12 подвигов и получившего бессмертие.

  • Какая планета Солнечной системы названа именем вестника богов?

  • Какая планета Солнечной системы названа в честь богини любви и красоты?

  • Сколько планет входит в состав нашей Солнечной системы?

  • Самопроизвольное перемешивание веществ.

6 класс. Загадки.

  • Иду в воду – красен, выйду – черен. (Железо)

  • Расту на кочке – душистые цветочки.

Меня собирай – заваривай чай. (Душица)

  • Что может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать? (Часы)

  • Летом навзничь лежат,

Зимой в гости ездят. (Сани)

Вопросы.


  • За сколько времени сварится одна картофелина, если 3 картофелины варятся полчаса?

  • Назовите имя первого космонавта Земли.

  • Как называется книга, в которой мартышка, слоненок и попугай измеряли рост удава? (38 попугаев, Г.Остер)

  • Назовите созвездия, которые составляют «пояс зодиака».

  • Созвездие, названное в честь сына смертной и Зевса, совершившего 12 подвигов и получившего бессмертие.

  • Какая планета Солнечной системы названа именем вестника богов?

  • Какая планета Солнечной системы названа в честь богини любви и красоты?

7 класс.

  • Как называется книга, в которой мартышка, слоненок и попугай измеряли рост удава?

  • Длина бревна 5 аршин. В 1 минуту от этого бревна отпиливают по аршину. За сколько минут будет распилено бревно?

  • Скорый поезд вышел из Москвы в Санкт-Петербург и шел без остановки со скоростью 60 км/ч. Другой поезд вышел ему на встречу из Санкт-Петербурга в Москву и шел без остановок со скоростью 40 км/ч., на каком расстоянии будут эти поезда за час до встречи?

  • За сколько времени сварится одна картофелина, если 3 картофелины варятся полчаса?

  • Вам даны несколько монет. При помощи этих монет вы определили массу фарфорового ролика. Какова масса ролика? (опыт)

  • Определите массу одной скрепки, если на весах уравновесили 10 скрепок.

  • Одна кружка вдвое выше другой, зато другая в 1,5 раза шире. Какая кружка вместительнее?

  • Из одного и того же материала изготовили 4 кубика различной высоты: 6,8,10,12 см. как разместить их на весах, чтобы чашки были в равновесии?

  • Даны 3 одинаковые конфеты, но в одну забыли положить орех. Как при помощи весов, определить какая конфета пустая? Условие: весами можно воспользоваться только один раз.

  • Источник энергии для зеленых растений. (Свет).

  • Орган пищеварения животных. (Рот).

  • Молодое растение, пересаженное из другого места. (Саженец).

  • Название органа, который может быть головным, спинным или костным. (Мозг).

  • Самая крупная пчела в семье. (Матка).

  • Жгучая трава. (Крапива).

  • Носит зеленый сарафанчик, подрастет, нарядится в желтенькое платьице. (Одуванчик).

  • Мельчайшая единица любого организма. (Клетка).

  • Совокупность растений. (Флора).

  • Крупнейшее морское млекопитающее. (Кит).

  • Растение, побеги которого, поднимаясь вверх, обвивают ствол другого дерева. (Лиана).

  • Плакучее дерево. (Ива).

  • Домик, где живут бобы. (Стручок).

8 класс.

  • В каком романе Жюль Верна, рассказывается о путешествии под водой?

  • Улитка вздумала забраться на дерево высотой 15 метров. В течение дня она поднимается на 5 метров, а во время сна спускается на 4 метра.

  • Через сколько суток она достигнет вершины дерева?

  • В 6 часов стенные часы пробили 6 ударов. По карманным часам за это время прошло 30 секунд. Если часам понадобилось 30 секунд, чтобы пробить 6 раз, то, сколько времени будет продолжаться бой, когда часы бьют 12 раз?

  • Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

  • Причина деформации или причина изменения скорости тела.

  • Сила, которая возникает при движении одного тела по поверхности другого.

  • Сила, которая возникает при погружении тела в жидкость или газ.

  • Физическая величина, которая показывает, с какой силой тело давит на площадку площадью 1 метр квадратный.

  • Современная единица измерения силы (в системе СИ).

  • Наука о наиболее полных и наиболее простых свойствах окружающего мира. Почему при быстром скольжении вниз по шесту или канату можно обжечь руки?

  • Почему нагревается насос при накачивании шины?

  • Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее?

  • Почему предпочтительнее жить в деревянном доме, а не в кирпичном?

  • Будет ли гореть свеча на космическом корабле?

  • Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

  • Что изучает химия?

  • Назовите мельчайшие частицы вещества.

  • Как называется таблица, которую составил Д. Менделеев?

  • Чему равно число Авогадро?

  • Что называют ионом?

  • Что такое вещество?

  • Что такое электрон?

  • Что такое молярная масса?

  • Что такое валентность?

  • Южное вечнозеленое хвойное дерево. (Кипарис).

  • Часть растительного покрова Земли. (Трава).

  • Какие животные используют принцип реактивного движения? (Каракатица, медуза, осьминог).

9 класс.

  • Ученый, который описал космические поселения и даже написал об этом фантастическое произведение под названием «Звезда КЭЦ».

  • Кратчайшее расстояние между началом и концом движения.

  • Физическая величина, которая характеризует длительность событий, происходящих в природе.

  • Современная единица измерения силы (в системе СИ).

  • Определите вес Эйфелевой башни, если ее масса 7 200 т.

  • Масса тела 25 г. Выразите ее в кг и определите вес данного тела.

  • Удельная теплоемкость воды 4200Дж/кг·С. Что означает это число?

  • Назовите мельчайшие частицы вещества.

  • Что такое электрон?

  • Как называется таблица, которую составил Д. Менделеев?

  • Что такое молярная масса?

  • Чему равно число Авогадро?

  • Что такое валентность?

  • Что называют ионом?

  • Выходное отверстие реактивного двигателя.

  • Кто из ученых сформулировал закон всемирного тяготения?

  • Кто из ученых изготовил первый прибор, при помощи которого можно было определить температуру тела? Как назывался этот прибор?


Игра состоит из 3 туров и суперигры. Для каждого тура подбирается по 5 тем и в каждой теме по 5 вопросов разной стоимости. Игроки называют тему и стоимость вопроса. Если ответ дан правильно, то очки прибавляются, а если не правильно, то вычитаются. В каждом туре можно выбрать: 1) вопрос-аукцион (А), 2) «кота в мешке» (К), 3) вопрос от Незнайки (Н).

Вопрос-аукцион: игроки торгуются, до максимальной суммы (но не больше, чем очков у игрока). «Кот в мешке»: вопрос передается другому игроку, по желанию игрока, выбравшего вопрос. Вопрос от Незнайки: если игрок не может ответить на данный вопрос, то он может обратиться к болельщикам и ему прибавляются очки, если ответ будет правильным. Для суперигры подбирается 7 тем и в каждой теме по 1 вопросу. Игроки убирают темы, которые им не нравятся, до тех пор, пока не останется 1 тема. По этой теме игрокам задается вопрос, и все игроки отвечают на вопрос письменно и одновременно. Перед началом суперигры игроки сами определяют стоимость вопроса, в зависимости от набранного количества очков.



В игре участвуют 3 игрока. Выигрывает игрок, получивший наибольшее количество очков. Если игрок ушел в минус, то он не принимает участия в суперигре. Оценки выставляются в зависимости от набранных очков:

1 тур


Физические величины и их измерение

100

200

А

400

500

Биология

100

200

300

400

К

Загадки

Н

200

300

400

500

Физика + математика

100

200

300

К

500

Химия

100

Н

300

400

500

2 тур


Приборы

200

К

600

800

1000

Ученые

200

400

600

800

А

Физические и химические явления

200

400

Н

800

1000

Очевидное-невероятное

К

400

600

800

1000

Загадки

200

400

600

А

1000

3 тур


История и развитие физики

Н

600

900

1200

1500

Физика + химия

300

600

900

1200

А

Физика + биология

300

600

900

Н

1500

Строение атома

300

А

900

1200

1500

Давление

300

600

К

1200

1500

Суперигра


1.

Астрономия

2.

Физика + биология

3.

История физики

4.

Нобелевские лауреаты

5.

Приборы

6.

Явления

7.

Загадки


Игра для учащихся 6-9 классов. Данная игра состоит из 3 раундов: 1 и 2 уроки и экзамен. На уроках играют по 3 игрока, а на экзамене присутствует игрок, получивший, наибольшее количество баллов (можно допустить до экзаменов всех игроков). За правильный ответ баллы прибавляют, а за неправильный – отнимают. Основные вопросы во всех раундах по одинаковым темам, но отличаются по сложности: самые простые вопросы в 1 раунде, средние во 2 и сложные в 3. Вопросы распределяются по темам:

  • математика;

  • астрономия;

  • физика + математика;

  • биология;

  • биология + химия;

  • ОБЖ;

  • география;

  • общие вопросы;

  • загадки;

  • школа;

  • вопросы на засыпку;

  • вопросы от Незнайки;

  • поговорки и пословицы;

  • картинки;

  • музыка;

  • ученые-физики;

  • физические приборы;

  • физические величины и их измерение;

  • история + физика;

  • 2 стороны одной медали;

  • оптика;

  • строение атома;

  • механика;

  • тепловые явления;

  • задачи-шутки;

  • это мы не проходили;

  • блиц-вопрос


В игре принимают участие 6 человек. Игра состоит из 5 этапов. В каждом этапе выбывают несколько участников (1-2), которые получили наименьшее количество баллов. У каждого игрока 10 табличек с цифрами от 0 до 9. Отвечая на вопросы, участник поднимает табличку с номером правильного ответа, если среди ответов нет правильного, то табличка «0».

1этап: на доске 9 картинок. Ведущий задает вопрос, игроки поднимают таблички, жюри выставляет + или – за каждый ответ и по количеству + выдаются звездочки в конце этапа.

  1. Физическое явление:

полутень, тень, свет.

  1. Физический прибор: линза, палетка, мензурка.

  1. Физическое явление: взаимодействие зарядов, диффузия, трение, сила.

  1. Физическое тело: лампа, мяч, свеча, камень.

  1. Физический прибор: компас, петух, секундомер.

  1. Физическая величина: удельная теплоемкость, время, плотность.

  1. Физическое тело: дерево, дом, камень, лед.

  1. Физическая величина: удельное сопротивление, удельный вес, объем.

  1. Физический прибор: вольтметр, термометр, линейка.


2 этап: на доске вывешивается набор букв (3-5), из этого набора нужно составить слова (физические термины, фамилия ученого и т.д.). Звездочка дается за каждое слово.

Дополнительный этап: черный ящик или набор различных ящиков, в котором находятся приборы или карточки-задания; если игрок проигрывает, то он может открыть ящик, отдав за это звезду, выполнив правильно задание, игрок получает дополнительные очки и право продолжить игру.

Содержание ящика: аплодисменты, помощь друга, бонус, блиц вопрос или

дополнительная звезда (см. таблица).



3 этап: логическая цепочка из 3 картинок (портреты ученых, таблицы, приборы) их нужно переставить в правильном порядке, таблички располагают в предполагаемом порядке.


Ньютон

Аристотель

Галилей

Демокрит

Менделеев

Ломоносов

Гагарин

Циолковский

Королев


4 этап: 1) символы на доске, ведущий задает вопрос, нужно выбрать символ; 2) игрокам, раздают задачи, а на доске пишут ответы (ответов больше, чем задач), найти правильный ответ.

5 этап: дуэль двух игроков кто больше знает физических явлений (приборов, единиц измерения, ученых и т.д.): 1)механических явлений, 2) электрических явлений, 3) магнитных явлений, 4) световых явлений, 5) звуковых явлений.

прибор: барометр,

манометр, амперметр,

вольтметр и т.д.




графическая задача:

сила от массы,

давление от глубины и т.д.



портрет ученого:

Галилей, Ньютон, Архимед, Джоуль, Ампер, Вольт, Ом, Менделеев, Ломоносов и т.д.



графическая задача: скорость от времени.

Аплодисменты.



прибор: динамометр, гигрометр, весы, психрометр, омметр.

портрет космонавта: Гагарин, Титов, Терешкова, Леонов, Николаев, Королев, Кибальчич, Цандер, Циолковский.

Звездочка. +



Загадка.


Блиц-вопрос.





Задача-шутка.



Звездочка. -





Пояснения к таблице:


  1. прибор: описать данный прибор по схеме: название, назначение, пределы измерения, цена деления;

  2. графическая задача: а) описать данный график зависимости А (В) характер зависимости (увеличивается, уменьшается, остается постоянной); б) сравнить 2 графика, данных на рисунках;

  3. рассказать об ученом, изображенном на портрете;

  4. блиц-опрос: 3 простые вопроса в одной карточке, чтобы получить звезду надо ответить на все вопросы.

Все остальные вопросы в «Вопросы к играм».


Я



з

Н

А

ю

Игра для старших классов. Состоит из 5 конкурсов для участников игры и 1 конкурса для зрителей. В игре принимают участие 4 человека (на уроке можно поставить 3 или 6 игроков по количеству рядов или групп). Каждый конкурс имеет свою оценку в баллах.



1 конкурс «Лестница». Каждый игрок имеет свою эмблему (пиктограмму), которая устанавливается в таблице в соответствии с номером игрока и перемещается по ступеням лестницы в соответствии с данным ответом. На начало конкурса все эмблемы стоят на «0» уровне. На лестнице 10 ступеней, можно взять от 5 до 10, любое число,

в
ВСЁ!!


зависимости от количества игроков. За правильный ответ игрок поднимается на одну ступень и получает 2 балла, а за неправильный спускается вниз на одну ступень и теряет 2 балла. Максимальное количество баллов зависит от количества вопросов (от 10 до 20). Игрок выбирает раздел (тему), на вопросы которого он будет отвечать. Тем дается больше, чем игроков. Выбранная тема исключается из списка, и остальные игроки выбирают из оставшихся тем. Вопросы усложняются по мере подъема.

Возможные темы для конкурса лестница:



  • физика;

  • религии мира;

  • география;

  • спорт;

  • литература;

  • история России;

  • биология;

  • химия;

  • ОБЖ;

  • общий вопрос;

  • музыка;

  • ИЗО;

  • загадки;

  • пословицы и поговорки.




№ вопроса

1 игрок

2 игрок

3 игрок

итого










9










8










7










6










5










4










3










2










1










0









2 конкурс «Опыт». На демонстрационном столе стоит подготовленный опыт, участникам задают вопрос о том, что происходит в результате проведения опыта. Отвечают все игроки по очереди. За каждый правильный ответ ставится 5 баллов. Если ответ был правильный, но не полный, то ставится меньшее количество баллов.

3 конкурс «Оратор». Участникам предлагают темы для обсуждения (одна тема на пару игроков). Один игрок выступает в ее защиту, а другой против. На подготовку ответа и сам ответ дают по 30 секунд. Максимальное количество баллов за данный конкурс 10.


Возможные варианты тем:

  • система интернет никогда не сможет заменить библиотеки;

  • инерция;

  • трение;

  • сила тяжести;

  • давление;

  • закон сохранения энергии.

Конкурс для зрителей: Зрителям предлагается вопрос типа: Какой персонаж комедии « Недоросль» встречается в романе «Евгений Онегин»?

4 конкурс «Эксперт». Из числа жюри выбирают эксперта. Игрок видит картинку и должен объяснить эксперту то, что видит, не называя этого прямо. Эксперт должен назвать предмет. За каждый правильный ответ участник получает 2 очка. Время – 1 минута на каждого игрока. Максимальное количество картинок – 10. В качестве картинок можно использовать портреты ученых, явления, приборы, кадры из кинофильмов и т. д.

5 конкурс «Тенис». Каждому участнику задают по 10 вопросов (можно от 5 до 10, в зависимости от участников игры). Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Вопросы задают из перечня тем, перечисленных в 1 конкурсе.


Итоги конкурсов подводятся после каждого этапа. По окончании игры объявляются победители. Если игра проводится на уроке, то выставляются оценки по количеству набранных баллов.
скачать файл



Смотрите также:
Игры для учащихся 7-8 классов по естествознанию
215.21kb.
Ролевая игра «На страже порядка» для учащихся 5-6 классов Цели игры: Образовательная
47.32kb.
«Об организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и профильного обучения учащихся 10-11-х классов в 2008/2009 учебном году»
14.88kb.
Дидактические игры, загадки на уроках истории в 5 классе
66.29kb.
Конкурс юных чтецов для учащихся 6-х классов
41.94kb.
Представляется ежемесячно до 10 числа
99.39kb.
Отчет о реализации комплексного проекта модернизации образования
105.71kb.
Начало игры Для начала игры выполните следующие действия
210.05kb.
1. Экзаменующий учитель разрабатывает тексты и задания к практической части билетов для устных экзаменов каждого из классов: по русскому языку тексты для анализа, слова и предложения для грамматического разбора
23.81kb.
В июне на базе моу №78 были созданы 4 оздоровительных отряда из учащихся 1- 4 классов, 4 профильных отрядов из учащихся 5-8 классов
42.99kb.
Справка по итогам анализа успеваемости учащихся 3-4 классов в I четверти 2011-2012 учебного года Цель
25.91kb.
Годовой календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
36.29kb.