voeto.ru страница 1
скачать файл
«Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет в процессе ознакомления с темой « Цирк»»

Введение:

Идея проекта родилась из наблюдения за детьми во время выступлений цирковых коллективов. Цирк- это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке мы смеёмся, удивляемся, восхищаемся теми, кто выступает на арене. И мечтаем хоть немного попробовать себя в роли фокусника и силача, жонглёра и укротителя тигров, клоуна и воздушного гимнаста. Ну, а мечты, как известно, сбываются. Поэтому, родилась идея изучить вместе с детьми тему « Цирк» и после изучения и получения новых знаний о цирке, о цирковых профессиях, о цирковых атрибутах, о животных, выступающих в цирке, дать возможность каждому ребёнку попробовать себя в роли циркового артиста. Любую способность детей, будь то способность слушать, видеть, осязать, говорить, думать, надо развивать. Способность познания окружающего мира тоже требует непосредственной помощи педагога, от педагога зависит будет ли интересен и актуален процесс познания для ребёнка. При реализации проекта « Наш весёлый цирк» хорошо совместились познание детьми цирка, как одного из видов творческой, профессиональной деятельности людей и непосредственный интерес детей к цирку.

Замечательно, что в процессе реализации проекта родители стали активными участниками и помощниками. Они придумывали и изготовляли вместе с детьми сценические костюмы, сценические атрибуты. Многие родители отвели своего ребёнка на представление цирка. И, конечно, они были восторженными зрителями на представление.

Цель:

Формировать целостную общую картину мира, при познании темы « Наш весёлый цирк», дать представление детям о цирке, как об одном из видов творческой и профессиональной деятельности человека, осуществлять сенсорное развитие детей.



Задачи:

  1. Вызвать интерес к цирку и на основе этого интереса развивать познавательные способности детей.

2)Обогатить представления детей о цирке, как об одном из видов творчества людей.

3)Пополнить представления детей о цирковых профессиях.

4)Дополнить знания детей о животных, выступающих в цирке.

5)Закреплять количественный и порядковый счёт.

6)Обогатить и расширить словарный запас детей среднего возраста словами, относящимися к цирку ( дрессировщик, жонглёр, арена, эквилибрист, тумба, акробат, канат, клоунесса, иллюзионист и т. д.)

7)При бросках и ловле колец, при прыжках, при выполнении упражнений на равновесие, при выполнении упражнений с обручем, с лентами, с султанчиками осуществлять сенсорное воспитание детей.

8)Продолжать развивать координацию движений, умение слушать музыку, соотносить движения с музыкой.

9)Стимулировать у детей активность при приобретении знаний о цирке, вселять у них уверенность в своих силах, а затем обобщить весь опыт проекта цирковым представлением « Наш весёлый цирк».


Проект творческо-продуктивный. Срок реализации проекта 2 месяца.

Участники проекта:

Дети 4-5 лет

Родители воспитанников

Методист детского сада

Этапы проекта:

1 этап « подготовительный»


  1. Диагностика и её результаты:

Диагностика была проведена в начале реализации проекта. По результатам опроса детей было выявлено следующее:

Всего 33% детей были в стационарном цирке. Часть детей посещали выступления гастролирующих трупп.

Познания детей по теме цирк поверхностные, словарный запас недостаточный для детей среднего возраста.

У детей мало знаний о животных, выступающих в цирке. Дети перечисляют одних и тех же животных: собаки, кошки, лошади, медведи. Лишь несколько человек назвали змею, попугая, льва, тигра. Дети почти не знают о профессиях в цирке. В основном дети называли клоуна. Из-за незнания цирковых профессий, дети затрудняются сказать, кем они хотели бы быть в цирке. Но самое главное, что тема цирка любимая у детей. Они охотно принимают участие в беседе. Только один ребёнок ответил, что не любит цирк. Поэтому я решила, что тема « Цирк» будет стимулировать познавательный интерес детей. Тема цирка плодотворная и многогранная для решения в комплексе проблем у детей в познании и в речи.



Вопросы

Вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

Любишь ли ты цирк?

да

очень

да

да

да

да

да

очень

да

Смотрел Видел ли ты представление в

да

да

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Кто

Клоуны, волшебник.

Клоуны,

жонглёры,

джигиты, дрессировщики

Клоун,

фокусник,

жонглёр.

Клоун,

жонглёр

Не знает

Клоун

Клоун

Клоун,

Фокусник,

жонглёры.


Клоун

Какие жив Какие животные выступают в цирке?

Медведи, кошки, собаки, тигры.

Лошади,

кошки,

хищники.

Змея, обезьяна,

попугай, кошки.

Лев, тигр,

собаки, кошки.

Не знает

Лошадь,

леопард,тигр лев.

Собаки,

кошки.

Собаки,

кошки,

медведи,

лошади.

Лев,

лошадь,

собака.

Какими предметами может жонглировать жонглёр?

Колечками, шариками, кубиками.

Кольцами, мячиками.

Обруч

Мячиками, колечками.

Мячиками

Мячиками

Мячиками

Шарами,

мячиками.

Мячиками,

шариками.

Какой формы цирковая арена?

Круглая

Круглая

Квадратной

Круглая

Не знает

Круглая

Не знает

Не знает

Круглая

Кем ты хочешь быть в цирке?

Волшебником

Клоуном

Клоуном

Не знает

Не знает

Клоуном

Клоуном

Жонглёром

Фокусником





Вопросы

10

11

12

13

14

15

16

17

Любишь ли ты цирк?

да

нет

да

да

да

да

да

да

Смотрел(а) ли ты представление в цирке в Санкт-Петербурге?

да

нет

да

нет

да

нет

нет

нет

Кто выступает в цирке?

Не знает

Клоуны

дрессировщик.

Алла Пугачёва,

жонглёры.


Клоун


Клоуны

Клоун

Клоун

Клоун,

фокусник.


Какие животные выступают в цирке?

Кошки,

лошади.

Лев, птицы,

попугай.

Собаки

Собаки, кошки.

Собачки и кошечки

Лошадь,

лев.

Тигры,

лошади.


Собаки,

кошки.


Какими предметами может жонглировать жонглёр?

Мячами

Кольцами, мячиками.

Не знает

Мячиками

Мячиками

Мячиками

Мячиками

Шарами,

мячиками.

Какой формы цирковая арена?

Не знает

Круглая

Круглая

Не знает

Не знает

Круглая

Не знает

Не знает

Кем ты хочешь быть в цирке?

Не знает

Не хочет

Не знает

Клоуном

Клоуном

Не знает

Не знает

Фокусником

  1. Работа с родителями.

Была проведена беседа с родителями, рассказана важность проекта для их детей. Я попросила оказать посильную помощь в подготовке реквизита, костюмов, попросила родителей при возможности посетить выступления цирка.

  1. Обогащение среды группы.

Появились: восточный костюм, костюм дрессировщика, костюм фокусника, маски зверей, султанчики из дождика, разноцветные кольца, маски клоунов, макет арены цирка, альбом « Наш весёлый цирк».

Перспективный план работы по реализации проекта.



Занятие

Цель

1


Ознакомление с окружающим миром. Создание целостной картины мира. « Знакомство с цирковыми профессиями. Клоун».


Рассказать о роли клоуна в цирке, о его большой профессиональной подготовке в жонглировании, в дрессировке животных, акробатике, эквилибристике. Обогатить словарь детей словами: манеж, занавес, дрессировка, жонглирование, акробатика.



2


Коммуникация. Чтение художественной литературы. С.Я. Маршак « Впервые на арене»


Разучить с детьми стихотворение наизусть. Использовать при разучивании приёмы мнемотехники. Учить детей выделять из текста название профессий в цирке.


3

Ознакомление с окружающим миром. Создание целостной картины мира. Просмотр мультфильма « Впервые на арене»


При помощи художественного и литературного творчества познакомить детей с цирком. Учить детей разделять поступки героев мультфильма на хорошие и плохие. Учить сопереживать героям.

4

Художественное творчество. Аппликация и рисование. « Весёлый клоун»

Рассмотреть иллюстрации с изображением клоуна. Обратить внимание детей на костюм клоуна, на грим на лице. Учить выделять главные отличительные черты в костюме клоуна и переносить их на рисунок Обучение детей вырезанию кругов из бумаги, дать понятие о дуге, учить приклеивать круги по дуге. Развивать аккуратность при работе с клеем.

5

Познание. ЭМП. « Дрессировщик»

Познакомить детей с профессией дрессировщика. Тренировать детей в счёте до пяти и обратно. Учить классифицировать предметы по назначению, повторить название геометрических фигур, учить выкладывать сериационный ряд из шаров.

6


Ознакомление с окружающим миром. Художественное творчество. Коллективная работа « Афиша. Цирк приехал».

Познакомить детей со словом «афиша», для чего она нужна. Учить работать в группе, развивать творческие способности ребёнка, развивать умение работать с шаблонами.


7

Ознакомление с окружающим миром. Коллективное посещение выступления цирка.

Наблюдение за работой артистов цирка.

8

Концерт « Цирк приехал» для родителей и детей другой группы

После изучения темы « Цирк», после приобретения знаний о цирке, о его атрибутах, о профессиях в цирке, о животных, выступающих в цирке выступление детей в роли цирковых артистов. При подготовке к выступлению в роли цирковых артистов дать чёткое понятие об отличительных чертах и специфике каждой профессии, о характерных атрибутах, о цирковых терминах.

« Весёлый клоун»

Цель: Познакомить детей с профессией клоуна, со спецификой этой профессии, с костюмом клоуна. Учить детей рисовать круги, обводя шаблоны кругов разных диаметров и аккуратно, не заходя за черту, вырезать круги разного диаметра. Формировать умение работать ножницами и клеем. Развивать воображение и мышление. Приучать детей к аккуратности и усидчивости.
Занятие № 2

Цель:

Познакомить более подробно с профессией дрессировщика. Тренировать детей в счёте до пяти и обратно. Учить классифицировать предметы по назначению, повторить название геометрических фигур, учить выкладывать сериационный ряд из шаров.

На стенде фотографии животных. В начале занятия звучит цирковая музыка. Вопрос к детям:

« Что напоминает вам эта музыка?»

Выслушать ответы детей, подвести к мысли, что эту музыку можно услышать в цирке. Потом предлагается отгадать загадку.

« Палочкой помашет - хищники пляшут.

Нахмурит лицо - лев прыгнет в кольцо.

Он кто, регулировщик?

Нет, это…( дрессировщик)

В Москве есть особенный театр. Уголок Дурова. Его устроил когда-то знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. В этом театре актёрами работают дрессированные животные. Готовят к работе четвероногих и пернатых актёров люди редкой и сложной профессии – дрессировщики.

Наверное, все видели смелых артистов, которые командуют свирепыми хищниками. Неужели дрессировщики совсем не боятся львов и тигров. Дрессировщики хорошо знают повадки животных, Люди этой профессии терпеливы и наблюдательны. Они любят своих воспитанников, стараются подбирать им роли по душе. Например, известно, что еноты- полоскуны любят окунать в воду всякие предметы. И еноту дают роль прачки. Дрессировщики обычно берут животных ещё малышами, заботятся об них, воспитывают. И животные полностью доверяют этим людям. Например, прыгают по команде в горящий обруч. Все животные очень боятся огня. Но всё равно прыгают. А ещё катаются на велосипеде, играют в футбол, в хоккей, ловят мячи. Один номер дрессировщики репетировали целый год. Это номер оленя. Он заскакивает на высокую скалу и стоит неподвижно. Скала вращается по кругу. А вокруг сыплет снег, бегают собаки, танцуют балерины. А так много времени потребовалось, чтобы олень стоял спокойно и не дёргался от этой круговерти.

Физминутка. « Представьте себя мишками в цирке».

Учёный медведь. Умеет медведь плясать и петь. Ну-ка, Мишка, повернись, всем ребятам поклонись. А теперь не поленись и немного покружись. Потанцуй вприсядку, получишь шоколадку. Ты, медведь, плясал легко -заработал молоко.

А сейчас, ребята, я превращаю вас в дрессированных собачек. Согласны?

А вот и собачки. Они лают, скачут. Пляшут, поют, лапку дают. Наши собачки не просто лают, они считать умеют.

Задание: « Собачки» должны подать голос столько раз, сколько точек на карточке или какая цифра на карточке. Сначала в прямом порядке, потом в обратном.

Упражнение на классификацию.

На коврике выкладывается геометрические фигуры, детская посуда, игрушки животных, мячи разных размеров. « Дрессированным собачкам» нужно разложить все предметы по назначению по обручам разного цвета.



Упражнение на выкладывание сериационного ряда.

В цирке дрессировщик может выступать вместе со змеёй. Надо собрать из шаров и мячиков разного размера змею. Предварительно обсудить с



Закрепление материала:

Как называется профессия человека, который готовит животных к выступлению?

Какие животные выступают в цирке?

Как дрессировщики добиваются послушания у животных?

Перед выступлением мы совместно с детьми изготовили афишу. Детям было дано понятие, что такое афиша. Афиша — объявление о спектакле, концерте, представлении, вывешиваемое на видном месте. Афиша должна быть яркой и красочной, чтобы привлечь внимание. Дети постарались на славу. Ребята по шаблонам нарисовали много кругов разного диаметра, вырезали их и приклеили на контур клоуна. Получилась весёлая афиша.

Сделали макет цирковой арены для игровой деятельности.

3 заключительный этап.

Выступление детей в роли цирковых артистов перед зрителями другой средней группы и перед родителями.

Этого выступления дети ждали с большим нетерпением. После изучения темы « цирк» дети смогли сами выбрать себе амплуа. Репетиции номеров шли 4 недели. И наконец этот день настал.

Звучит музыка ( Марш клоунов). Дети в колонне по одному заходят в зал и движутся по кругу перед зрителями. Все дети с яркими цирковыми атрибутами. Маски, серпантин, воздушный мяч, вертушки, воздушные шарики, дудки. Останавливаются в одну шеренгу перед зрителями.



Ведущая: Цирк – это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке мы смеёмся, удивляемся, восхищаемся теми, кто выступает на арене. И мечтаем хоть немного попробовать себя в роли фокусника и силача, жонглёра и укротителя тигров, клоуна и воздушного гимнаста. Ну, а мечты как известно сбываются. И сегодня дети представляют « Наш весёлый цирк».

Ведущая: « Мысли быстры. Руки скоры. Аплодируем! Жонглёры!»

Выступление жонглёров. Валерия Булыгина и Арина Булыгина

Жонглёры идут по направлению друг к другу. У первого жонглёра руки свободные, размахивает двумя руками сразу над головой. У второго жонглёра на одной руке висят кольца. Она помахивает над головой одной рукой, приветствует зрителей. Останавливаются боком к зрителям, не доходя друг до друга на один метр. Второй жонглёр снимает с руки одно кольцо и бросает первому. Она ловит его и поворачивается лицом к зрителям, поставив руки в горизонтальное положение. Потом опять поворачивается в исходное положение. Всё тоже проделывают жонглёры с остальными кольцами. В конце поворачиваются вдвоём к зрителям, берутся за руки, делают шаг вперёд и кланяются. Встают боком к зрителям и расходятся. Первый жонглёр машет рукой над головой, Второй размахивает двумя руками над головой.




Дрессировщик и лев с тигром. Настя Апельханец, Маша Мартьянова, Роман Агеев.
Ведущая: «Смертельный номер на пределе риска. Лев с тигром – не барбос и не киска. Лишь дрессировщиков не любят кушать звери. Кто трусит- убегает пусть за двери!»
Лев и тигр сидят на подушках. Третья в стороне. Дети лицом друг к другу. В начале номера дрессировщица представляет своих питомцев. « Это Лёвушка.» «Лев» поворачивает лицо к зрителям и рычит. « А это полосатик» « Тигр» поворачивает лицо к зрителям и рычит. Дрессировщица подаёт команду. В руках у неё султанчик. « Але-оп». Тигр прыгает на пустой пуфик, а лев на его место. И так далее, пока не вернутся на исходную позицию. Каждый раз подаётся команда. Дрессировщица хвалит зверей. Затем «лев» и «тигр» меняются местами. « Але-оп». Опять смена местами. Дрессировщица говорит: « А теперь смертельный номер». « Звери» по очереди прыгают в горящий обруч. В одну сторону, потом в противоположную. В конце номера подходят к дрессировщице, встают на две лапы и кладут голову на плечо дрессировщице.
Номер с обручем. Соня Невская.

Ведущая « Открывайте шире глазки, распахните как окошки. Перед вами с обручем суперкрошка!»

Ребёнок выбегает подпрыгивая. Обруч висит на плече. Три прыжка в обруч, ставит обруч на пол и вращает его. Пока обруч вращается самостоятельно, гимнастка обегает полный круг. Поднимает обруч, обруч в правой руке, шаг в левую сторону и передача обруча через голову в левую руку. Тоже самое в другую сторону. Шаги с подскоками вперёд на зрителя, передача обруча из руки в руку за спиной и впереди. Сделать три оборота обручем. В конце музыки сесть на одно колено, разноимённая рука с обручем поднята вверх над головой. Гимнастка смотрит на обруч.


Дрессировщик и два медведя. Дамир Мамашев, Таня Толстова, Маша Волкова.


Ведущая:

Вот два акробата-медведя,

По имени Миша и Федя.

Увидим сейчас,

Как пустятся в пляс

Мохнатые Миша и Федя.
Встречайте, Маша и два медведя!

Дрессировщица стоит посредине зала. « Мишки» выезжают на самокате и на велосипеде. Подъезжают к дрессировщице. Она даёт им по конфете. Конфеты убираются в кармашки. Медвежата» слезают с велосипеда и самоката. Помощник убирает реквизит в сторону. Передвигаясь, подражая медведям, дети ходят по залу. Дрессировщица: «Мои медвежата умеют кувыркаться». Дети на мате по очереди кувыркаются через бок по два раза в одну только сторону.



Дрессировщица: « Ну-ка , мишки, повернитесь, всем ребятам поклонитесь.

А теперь не поленитесь и немного покружитесь!»

Делает круги рукой над головами « медведей». «Медвежата» кружатся вперевалочку.



Дрессировщица: «Потанцуйте вприсядку, получите шоколадку».

« Мишки» берутся крендельком и кружатся три оборота, затем расцепляют руки и приседают три раза. Подбегают к дрессировщице и просят лакомство. Она даёт конфеты. После этого « медведи» уезжают на велосипеде и на самокате.



Физминутка для зрителей.

Ведущая:

Руки в стороны и вниз, все присели, поднялись. И девчонки и мальчишки побежали все вприпрыжку».

Восточный танец. Танец с обручем. Сафи Фоменкова

Звучит музыка. Ребёнок выходит на середину зала. Останавливается лицом к залу. Делает четыре полуприседания, обруч на уровне груди вертикально. При полуприседании обруч поворачивать влево и вправо, в ту же сторону куда наклоняется туловище и голова. Ставит ноги на ширину плеч, одевает обруч на талию и начинает вращать обруч на талии как можно дольше. Затем наклоняется вперёд и скидывает обруч на пол через голову. Ребёнок поднимает обруч и делает четыре приставных шага вправо, затем влево, обруч в руках на уровне груди описывает круги в вертикальной плоскости. Поднять обруч вверх в прямых руках и закружиться. Четыре круга вращения в одну сторону и четыре круга вращения в другую сторону. Продеть обруч через голову на себя, сесть на одно колено и опустить голову вниз.



Канатоходка. Катя Громницкая.

Ведущая: « Чтобы не упасть с каната, нужна особая походка, поприветствуйте ребята , с нами мисс канатоходка.»

Ребёнок пробегает вдоль каната и трясёт султанчиками в руках. Руки подняты на 30 градусов. Останавливается в начале каната. Идёт по канату медленно, балансирует руками. Идёт спиной назад до конца каната. Затем проходит лицом вперёд до середины каната и садится на полушпагат. Делает вид , что балансирует на высоте. Руки с султанчиками вверх. Полушпагат в другую сторону. Встаёт, ласточку в одну сторону и в другую. Спрыгивает с каната, раскланивается.



Дрессировщица и её собачки. Маша Мартьянова и Дамир Мамашев вместе с Даниелом Сарибалаевым.

Дети выходят на середину зала, дрессировщица лицом к зрителям, а «собачки» боком.



Ведущая: «А вот и собачки! Лают, скачут, пляшут, поют и лапку дают».

Дрессировщица подходит по очереди к каждой « собачке» и просит дай лапу. Дети подают « лапку».



Ведущая: «Наши собачки не просто так лают, они считать умеют».

« Собачки» должны подать голос столько раз, сколько точек на карточке или какая цифра на карточке. Счёт до пяти. В конце номера дрессировщица хвалит « собачек» и даёт угощенье. Собачки с лаем убегают. Затем дрессировщица кланяется зрителям и уходит.



Фокусник и его помощница. Даня Стефаненко и Диана Петрова.

Многие дети тянутся к освоению таинственных и даже магических действий. Практически все дети, без исключения, любят фокусы. Для детей обучение фокусам не только увлекательное времяпровождение. Фокусы развивают креативное и логическое мышление, память, воображение, смекалку, устойчивое внимание, целеустремленность, координацию движений, мелкую моторику, ловкость и коммуникативные навыки.

Ведущая: « Наш фокусник и маг и чародей! Помощница- красавица и фея. Я вызываю чародея!»

Стол стоит посередине зала. Возле стола ящичек с реквизитом.

Первым выходит фокусник. Останавливается перед столом. Делает приглашающий жест рукой для помощницы. Она на носочках выбегает к нему. На акцент в музыке они оба поднимают руки вверх. Фокусник достаёт бутылку с прозрачной водой и подаёт её помощнице. Она проносит бутылку перед зрителями. Подаёт бутылку фокуснику. Он ставит её на стол и снимает с плеч накидку. Подаёт помощнице. Помощница закрывает накидкой руки фокусника. Факир незаметно делает манипуляции с бутылкой за накидкой. Открывают накидку и о чудо! Вода розового цвета. Помощница проходит перед зрителями и демонстрирует бутылку с розовой водой.

Второй фокус. Маг показывает зрителям апельсин, затем накрывает его волшебным платком, шепчет заклинание, сдергивает платок и показывает, что у него на ладони яблоко. Секрет фокуса в том, что нужно заранее выбрать яблоко немного меньше апельсина и снять с апельсина аккуратно кожуру, которую одеть на яблоко. При показе маг зажимает в руке яблоко в кожуре апельсина. Далее четким движением сдергивает платок вместе с апельсиновой кожурой. Помощница берёт яблоко и показывает всем зрителям. В завершении номера маг и помощница подходят друг к другу, берутся за руки и кланяются перед зрителями. Уходят вдвоём.



Ведущая:Представлению конец! Кто нам хлопал, молодец! Всем спасибо за вниманье! До свиданья! До свиданья!

Литература и материалы, которые использовались при подготовке проекта:

1. Н. Сладков « Неслух»

2. С. Я. Маршак « Цирк Шапито», « Впервые на арене»

3. Стихи – объявления номера В. Стрельников ( плотник нашего д.с.).

4. В. Драгунский « Девочка на шаре», « Не хуже, вас, цирковых!»

5. Развивающий журнал « Фамик» для детей и взрослых. « Весёлый клоун»

6. Еремеева И. А. « Цирковая азбука» образовательно – воспитательный проект

Монтессори – интернет журнал.



Номера выступлений разработаны самостоятельно.

Результаты работы:

  1. В свободной игровой деятельности дети часто играют в « цирк».
скачать файл



Смотрите также:
Идея проекта родилась из наблюдения за детьми во время выступлений цирковых коллективов. Цирк- это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке мы смеёмся, удивляемся, восхищаемся теми, кто выступает на арене
206.75kb.
Не секрет, что многие дети с удовольствием придумывают сказочные истории. Детская фантазия не ограничена, ребенок не боится показаться смешным, он по-настоящему творит
6.94kb.
Сквозь удивительную брешь в стенах рождений
607.14kb.
Универстиета им. Элис Саломон Социальный цирк: с головой в манеж общества!
39.44kb.
Мир детства мир игры. Поэтому игровой деятельности принадлежит особое место в становлении экологического сознания
44.32kb.
Сценарий литературной викторины для учащихся 5 классов
53.71kb.
Методические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»
138.53kb.
Урок литературы на тему: "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева"
92.16kb.
Конкурс исполнителей проводится в 5 дней. Всего заявлено 80 выступлений по одному от каждой страны. В первый день 8 выступлений, остальные распределены поровну между оставшимися днями. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой
104.33kb.
Теми, кто идею поддержал, было высказано немало разных предложений по этому поводу. В результате дискуссии большинством было принято решение о строительстве в городе Кемерово памятника кввкус
18.97kb.
«Гатчинское подполье»
222.96kb.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
50.44kb.